Как легализовать самовольную реконструкцию

Как легализовать самовольную постройку

Если иное не предусмотрено законом или договором, собственники, владельцы, пользователи и арендаторы земельных участков приобретают право собственности на возведенное или созданное ими для себя на этих участках недвижимое имущество. Следует отметить, что строительство считается оконченным и вновь созданное недвижимое имущество признается объектом права собственности согласно ст. 219 ГК РФ с момента государственной регистрации. До момента государственной регистрации застройщику принадлежит право собственности не на объект недвижимости, а на использованные при его строительстве материалы и конструкции.

Непосредственно понятие самовольной постройки закреплено в ст. 222 ГК РФ. Согласно указанной норме самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Как узаконить самовольную постройку

Чтобы не оказаться в ситуации, когда объект уже возведен, а легализовать его не удается, лучше изначально получить все разрешительные документы. В противном случае, вы рискуете, что вам не позволят легализовать ваш самострой, и что еще хуже, заставят его снести.

К подаваемому иску приложите пакет документов. В него обязательно должны войти созданный органами БТИ технический паспорт возведенного вами объекта, в котором будет подтверждено, что он соответствует всем действующим нормам и правилам. Также вам потребуется получить ряд документов в архитектурном отделе местной администрации.

Как узаконить

— Давайте поговорим о строительстве, которое осуществляется в соответствии с законом. На сегодняшний день возникает ряд проблем с приемкой объектов в эксплуатацию. И проблемы эти нередко выявляются только на стадии предоставления документов в агентство по государственной регистрации. Какие основные проблемы возникают у застройщиков – юридических лиц, индивидуальных предпринимателей – на этапе ввода объекта в эксплуатацию? Что нужно делать иначе, чтобы этих проблем не возникало? Обобщая имеющуюся в Минском городском агентстве практику, можно дать несколько рекомендаций, во-первых, по соблюдению сроков назначения комиссии и утверждению акта. Комиссия по приемке объекта должна назначаться не менее, чем за 30 дней до приемки. За это время она должна работать, в том числе, направлять извещения о том, что планируется приемка в эксплуатацию этого объекта в органы государственного надзора. Заключения этих органов обязательно должны быть получены до подписания акта – это массовая проблема: сначала не обратились, не получили это заключение, а сделать это «задним числом» невозможно. Единственный вариант при несоблюдении такого порядка – отменять приемку в эксплуатацию, назначать комиссию заново и проходить весь этот процесс снова.
Еще одно распространенное нарушение – несоблюдение сроков утверждения акта. В законодательстве (сейчас это ТКП 45-1.03-59-2021 «Приемка законченных строительством объектов. Порядок проведения») четко прописано — 15 дней от даты подписания до даты утверждения. При несоблюдении этого срока объект считается не принятым в эксплуатацию.
Зачастую бывает, что в процессе работы комиссии меняется ее состав. Акт составляется заранее, а потом оказывается, что фамилии указаны одни, а подписи стоят другие. Регистратор, который принимает документы, элементарно сравнивает состав комиссии с составом подписей. Несоответствие этого является основанием для отказа в регистрации. Поэтому если вносятся изменения в состав комиссии, то это нужно отражать и на первой странице акта.
Иногда при составлении акта используют корректор. Использование таких механизмов при заполнении акта приемки в эксплуатацию просто недопустимо. В законе о государственной регистрации есть такое требование к документам: они не должны иметь неоговоренных исправлений, дописок, не должны быть составлены с нарушением правил делопроизводства. Если зачеркнутое тонкой чертой и исправленное можно оговорить, то после использования корректора такая возможность отпадает. Поэтому делать так не надо.
Нужно заполнять все пункты акта, в том числе, и сметную стоимость строительства – от этого зависит оценка. Для жилых домов заменить заполнение этой графы может предоставление отдельной справки о сметной стоимости строения. Если какой-то пункт не относится к объекту, можно ставить прочерки, но убирать пункты из утвержденной Минстройархитектуры формы акта приемки объекта в эксплуатацию нельзя. С введением в действие нового Технического кодекса по приемке в эксплуатацию, появилось положение, по которому Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды должно давать заключение по всем объектам, независимо от того, что там было – мелкий ремонт или серьезная реконструкция.
Иногда возникают проблемы с отсутствием заключения Департамента государственной инспекции труда. Если в вводимом в эксплуатацию объекте есть рабочие места, то это заключение должно быть.

— На практике распространена ситуация, когда юридическое начинает офисное помещение подготавливать под нужды своего бизнеса, устанавливает различные перегородки, и в конечном итоге получается совсем другое помещение. Можно ли юридическому лицу впоследствии согласовать такое самовольное изменение нежилого помещения? Отличается ли чем-то порядок от согласования перепланировки гражданами? Процедуры, в принципе, похожие. Но если в результате этих перепланировок произошло изменение функционального назначения помещения – например, строили офисное помещение, а получили склады, — тогда принятие решения о согласовании принадлежит горисполкому. Если и строили, и получили офисное помещение, то согласование относится к компетенции администрации того района, где находится помещение. Процедура такая же: заказывается ведомость технических характеристик, юридическое лицо обращается в администрацию, все заинтересованные ведомства согласовывают, полномочный местный исполнительный и распорядительный орган выносит решение, мы регистрируем.

Сам себе адвокат

Нередко собственник проводит реконструкцию принадлежащей ему недвижимость, в результате которой площадь объекта недвижимости увеличивается Документы для реконструкции собственник не получал. Можно ли продолжать пользоваться новым зданием?
Прямого запрета для дальнейшей эксплуатации объекта недвижимости нет. Однако органы власти могут попросить суд признать такое здание самовольной постройкой . И не исключено, что собственнику придется вернуть объект недвижимости в прежнее состояние или, если это невозможно, снести недвижимость. Поэтому собственнику необходимо легализовать самовольно реконструированное здание. Однако на практике это сделать непросто.
Реконструкция объектов недвижимости, как и строительство, в большинстве случаев требует специального разрешения (ч. 2 ст. 51 ГрК РФ). На практике очень часто здания и строения реконструируются без получения каких-либо документов. Как правило, это связано с тем, что разработка проектной документации, которая необходима для получения разрешения, отнимает немало времени и средств. При этом владельцы недвижимости редко задумываются, что такая самовольная реконструкция может повлечь для них серьезные негативные последствия.
Казалось бы, после самовольной реконструкции собственник может, как и прежде, свободно пользоваться принадлежащей ему недвижимостью. Но как только собственник захочет продать реконструированную недвижимость или сдать ее в долгосрочную аренду, требующую регистрации, возникнут проблемы. Поскольку в результате реконструкции изменяются технические характеристики объекта (площадь, количество помещений), то такие данные будут отличаться от тех, которые содержатся в органах Росреестра. По сути, у собственника будет уже не та недвижимость, что указана в ЕГРП. А значит, подтвердить свой титул собственника на реконструированную недвижимость выпиской из ЕГРП владелец уже не сможет. Как минимум это вызовет вопросы у будущего покупателя, а то и вовсе сорвет сделку. Не исключено, что самовольно реконструированным объектом заинтересуются органы власти. Они могут не только наложить на собственника административный штраф, но и обратиться в суд, требуя привести такой объект в первоначальное состояние, а в случае невозможности даже снести его. В таком случае суды применяют статью 222 ГК РФ о самовольной постройке по аналогии к реконструированному объекту.
Закон предусматривает административную ответственность как за сам процесс самовольной реконструкции (ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ), так и за эксплуатацию самовольно реконструированного объекта (ч. 5 ст. 9.5 КоАП РФ). В первом случае компании может грозить и солидный штраф (от 500 тыс. до 1 млн рублей), и приостановление деятельности для юрлица или ИП до 90 суток. К ответственности по этой статье можно привлечь застройщика и подрядчика.
Чтобы предотвратить негативные последствия от самовольной реконструкции, необходимо принять меры по ее легализации. Как и в ситуации с самовольным строительством , сделать это можно через суд. В таком случае основанием для внесения изменений в запись ЕГРП о реконструированном объекте будет решение суда. Однако практика показывает, что получить такое решение почти так же трудно, как легализовать самовольную постройку. Но в то же время бывают ситуации, когда иск о легализации самовольной реконструкции вообще не срабатывает и нужно заявлять совершенно другое требование.

Рекомендуем прочесть:  Отступные при увольнении

Для начала собственнику необходимо разобраться, требовалось ли разрешение на реконструкцию и какие именно работы были проведены. Судебная практика показывает, что правила статьи 222 ГК РФ о самовольной постройке применяются далеко не во всех случаях реконструкции без разрешения.
Правила статьи 222 ГК РФ применяются, если в результате реконструкции создан новый объект. Что же является реконструкцией? Довольно подробное определение этого понятия дает Градостроительный кодекс РФ.
Реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) — изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов (п. 14 ст. 1 ГрК РФ).
Как видно из определения, реконструкция может приводить как минимум к двум самостоятельным последствиям:
1. К появлению нового объекта (в тех случаях, когда параметры объекта, например площадь, изменяются).
2. К сохранению прежнего, но с улучшенным содержанием (например, новыми несущими конструкциями). Получается, что различные по своей цели действия Градостроительный кодекс охватывает одним термином. В итоге возникает вопрос: любая ли самовольная реконструкция требует судебной легализации? Ответ есть в совместном постановлении пленумов ВСРФиВАС РФот29.04.10 №10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав». Правила о самовольной постройке (ст. 222 ГКРФ) распространяются только на такую самовольную реконструкцию, которая привела к появлению нового объекта (п. 28 постановления №10/22). Иными словами, легализовать самовольно реконструированный объект путем подачи иска о признании права собственности на него (п. 3 ст. 222 ГКРФ) можно, только если появился новый объект недвижимости.
В одном из судебных дел собственник полностью заменил несущие конструктивные элементы здания (стены, перекрытия), не изменив при этом его пространственные параметры. Суды, однако, посчитали реконструированный объект новым .
В каких случаях появился новый объект, суды решают по-разному. Казалось бы, из определения реконструкции следует, что новый объект появляется, если изменяются пространственные характеристики объекта — увеличиваются этажность, площадь. Но такой подход работает не всегда.
Как правило, отдельно вопрос о том, возник ли новый объект, суды не исследуют, применяя правила статьи 222 Гражданского кодекса к тем объектам, которые изменили свои параметры. Однако даже изменение этажности или площади и иных пространственных характеристик, как ни странно, по мнению судов, не всегда свидетельствует о том, что возник новый объект.
Такой подход судов, когда они не расценивают итог реконструкции в качестве нового объекта, в ситуации, когда собственник подал иск о легализации реконструкции, повлечет отказ в иске.
Но это не безнадежная ситуация: тогда можно попытаться обжаловать в суде сам отказ органа Росреестра в регистрации тех или иных прав на объект. А вот в случаях, когда контролирующие органы предъявляют компании — владельцу объекта иск о признании реконструкции самовольной постройкой и ее сносе, такой подход судов оказывается на руку ответчику. Если он может доказать, что новый объект не возник, хотя пространственные характеристики изменились, в иске будет отказано. Подвести суд к выводу о том, что никакого нового объекта не возникло, обычно помогает строительно-техническая экспертиза.
Если орган власти обратится с требованием о сносе самовольно реконструированной недвижимости, то собственник может ссылаться на истечение срока исковой давности. Срок начинает течь с момента обнаружения нарушений, например с момента госрегистрации такого объекта, проведения проверки, либо технической инвентаризации. Но исковая давность не распространяется на требование о сносе объекта, создающего угрозу жизни и здоровью граждан.
Разрешение на строительство обязательно не для каждой реконструкции. Случаи, когда получение разрешения на строительство (этот же документ выдается и для реконструкции) не требуется, указаны в части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса. Перечень случаев не является исчерпывающим — сам кодекс либо иные законы могут установить другие исключения. Так, разрешение не понадобится при проведении капитального ремонта, реконструкции сооружений, не являющихся объектами капитального строительства (например, киосков, навесов).
Также разрешение не нужно для строительства и реконструкции строений и сооружений вспомогательного использования. Что является таким объектом, в Градостроительном кодексе не указано. Как правило, суды считают, что строение является вспомогательным, если по отношению к основному объекту оно выполняет служебную роль и такой объект нельзя использовать самостоятельно. Если же такой объект является частью основного объекта (например, пристройка), то есть риск, что суд не признает такой объект вспомогательным, а посчитает, что первоначальный объект изменил свою площадь. В итоге из-за такой пристройки весь объект могут признать самовольной постройкой.
Условия узаконения самовольно реконструированной недвижимости
Если в результате реконструкции, проведенной без обязательного разрешения, появился новый объект, то собственнику необходимо позаботиться о легализации недвижимости. Лучше это сделать до того, как в суд обратятся органы власти. Они вправе потребовать снести такую постройку. Правда, при условии, что недвижимость нельзя вернуть в первоначальное состояние (абз. 2 п. 28 постановления №10/22).
Чтобы легализовать самовольно реконструированный объект, собственнику необходимо обратиться в суд с требованием о признании права собственности на новую недвижимость. И в данном случае процедура ничем не будет отличаться от легализации самовольной постройки. Суд вправе это требование удовлетворить, но лишь при соблюдении нескольких условий.
Первое условие: истец является титульным владелец земельного участка. То есть, узаконить самовольную реконструированную недвижимость может только собственник земельного участка, на котором расположена постройка, либо иной титульный владелец — тот, кому участок принадлежит на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования (абз. 2 п. 3 ст. 222 ГКРФ). А вот арендаторам в легализации самовольных построек в большинстве случаев суды отказывали.
Впрочем, в этом году Верховный суд согласился признать право собственности на самовольную постройку (в этом деле без разрешения велось строительство, а не реконструкция) за гражданином — арендатором земельного участка (обзор судебной практики поделам, связанным ссамовольным строительством, утвержден Президиумом Верховного суда 19.03.14). Правда, в этом споре было одно существенное условие — участок изначально предоставлялся под строительство. Из этого следует, что если же участок предоставлялся для иных целей, то узаконить самовольную постройку (как и самовольную реконструкцию) нельзя. К такому выводу также в этом году пришла Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного суда, пересматривая дело в порядке второй кассации. Коллегия, сославшись на указанный обзор, отказала в признании права собственности на самовольную постройку, отметив, что участок предоставлялся не для строительства, а для эксплуатации недвижимости.
Предоставить заключение эксперта или ходатайствовать о проведении экспертизы следует истцу, поскольку именно он должен доказать, что реконструированная недвижимость безопасна и может быть узаконена.
Второе условие: постройка не угрожает жизни и здоровью, а также не нарушает права третьих лиц. Еще одно обязательное условие для легализации — недвижимость после самовольной реконструкции не угрожает жизни и здоровью, а также не нарушает права третьих лиц (абз. 3 п. 3 ст. 222 ГКРФ). Причем суды также исследуют, не нарушены ли при реконструкции градостроительные, а также строительные нормы и правила (п. 26 постановления №10/22). Соблюдение этого условия может подтвердить только строительно-техническая экспертиза.
Законодательство не уточняет, в каких случаях постройка нарушает чьи-то права. Суды считают, что такое нарушение происходит, например, если было реконструировано общее имущество в многоквартирном доме. В таком случае нарушаются права всех жильцов, которые по закону являются сособственниками общедомового имущества. Может быть и так: после реконструкции объект пересек границу соседнего земельного участка. Суды считают, что такая реконструкция нарушает права собственника этого участка. В одном из судебных дел недвижимость после реконструкции создала препятствия к обслуживанию и ремонту линии электропередачи.
Нужно учитывать, что Верховный суд считает иначе. По его мнению, суд не может отказать в легализации лишь потому, что собственник нарушил процедуру получения разрешения, иначе судебное решение будет основано на формальном подходе (определение Верховного суда от08.07.14 №19-КГ14-6). Правда, эту позицию ВС РФ высказывал пока только в отношении граждан. Примеров, когда такой подход продемонстрировала бы коллегия ВС РФ по экономическим спорам, пока нет.
Третье условие: истец предпринял меры по внесудебной легализации реконструированной постройки. С одной стороны, отсутствие документов на реконструкцию не служит непреодолимым препятствием для легализации постройки. С другой — истцу необходимо доказать, что он предпринимал меры, чтобы эти документы получить. Иными словами, сделал все, чтобы легализовать постройку без суда. При этом легализация невозможна, если лицо имело возможность получить разрешение, но ничего для этого не сделало. Например, не представило необходимые для этого документы. Судебная практика относится к соблюдению такого условия по-разному. Однако, несмотря на различные подходы, арбитражные суды в любом случае отказывают в легализации, если истец не предпринял вообще никаких мер для легализации.
Лишь формального обращения в органы власти за получением разрешения недостаточно для последующей судебной легализации. Меры по внесудебной легализации собственнику следует принять либо до начала, либо во время реконструкции, но никак не по ее окончании. Причем истцу также нужно обосновать препятствия для получения разрешения. Например, доказать, что отказ в выдаче разрешения был незаконным.
Если объект возведен и реконструирован до 1 января 1995 года, он не может считаться самовольной постройкой. Причем это касается только зданий, строений и сооружений нежилого назначения.
В другом случае суды, напротив, считают, что истцу достаточно хотя бы формально обратиться за разрешением на реконструкцию. Органы власти отказывают в выдаче разрешения, как правило, из-за того, что собственник недвижимости не представил все необходимые документы (ч. 7 ст. 51 ГрК РФ). При этом мотивы отказа в выдаче документации — был ли отказ законным — одни суды не исследуют. А по мнению других судов, лицо не предприняло надлежащих мер, если оно не получило разрешения из-за того, что не представило в госорган все необходимые документы.

Рекомендуем прочесть:  Калькулятор военной пенсии с 2021 года по выслуге лет с несовершеннолетних детей на иждивении

Легализация самостроя

Наши юристы-эксперты и опыт работы позволит подобрать для вас оптимальный вариант легализации самовольного строительства, в любом случае, рассмотрев документы после досконального изучения всех нюансов дела мы, возможно, сможем вам помочь. Сам процесс оформления прав на самовольные постройки сложен и долог, самому хозяину незаконного строительства или строительства, оказавшегося незаконным, трудно разобраться во всей последовательности действий.

В Москве действует постановление Правительства Москвы от 6 февраля 2021 г. N 131-ПП «О совершенствовании порядка ликвидации самовольных построек на территории города Москвы»: «При обращении лица, осуществившего самовольную постройку, в Комиссию для рассмотрения вопроса о возможности ее эксплуатации, Комиссия дает соответствующие поручения о подготовке по заказу лица, осуществившего самовольную постройку, заключений уполномоченных городских организаций о возможности эксплуатации постройки. Комиссия на основании полученных заключений принимает решение о возможности и условиях эксплуатации самовольной постройки».

Как легализовать самовольную реконструкцию

  • строительство сооружений вспомогательного использования (без фундамента);
  • возведение гаража на участках, целевое назначение которых ОСГ, а также на участках, предоставленных человеку не для предпринимательской деятельности и строительства. То есть на участке под ОСГ или с/х можно спокойно поставить гараж;
  • строительство и реконструкция некапитальных сооружений – киоски, навесы, лотки и т.д.;
  • капитальный ремонт строений, который не затрагивает конструктивные характеристики (например, несущие стены нельзя сносить и перестраивать, а любые внутренние работы проводить можно).

Самовольной постройкой может быть не только частный дом, но также, скажем, котельная или хозпостройка. Причем очень часто бывает, что собственник нарушает правила строительства (не получает нужных разрешений или строит больше зданий, чем было указано в разрешении) не намеренно. Просто ситуация или план работ меняется. Бывает, что меняется собственник, а новый владелец хочет строить нечто совсем другое и т.п. Поэтому случаи самовольной постройки с дальнейшим ее узакониванием достаточно часты. Легализировать незаконную постройку возможно, причем иногда это требует меньше денег, чем получение разрешений вовремя. Нужно только первоначально учитывать все законы, нюансы и особенности такого строительства.

Рекомендуем прочесть:  Оформление непроведения спецоценки

Как узаконить самовольную реконструкцию

С иском обращается сам застройщик. Ответчиком будет орган местного самоуправления, на территории которого находится самовольная постройка. В Москве или Санкт-Петербурге – уполномоченный государственный орган городов федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга.

С 1 сентября 2021 года статья 222 Гражданского кодекса РФ «Самовольная постройка» получила новую редакцию (Федеральный закон от 13 июля 2021 г. № 258-ФЗ «О внесении изменений в статью 222 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральный закон «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»»; далее ‒ Закон № 258-ФЗ). Теперь усложнился порядок признания права собственности на самовольную постройку. Если до 1 сентября 2021 года пункт 3 статьи 222 Гражданского кодекса РФ содержал только два обязательных условия для этого, то теперь их стало четыре.

Узаконивание самовольной постройки: последовательность оформления

Обращению в суд всегда предшествует попытка легализации в административном порядке. Обойти досудебный порядок согласования постройки невозможно. Только получив отказ на любом из этапов легализации человек получает право на рассмотрение дела в суде.

Когда самовольное строительство привело к созданию ситуации, опасной для жизни окружающих, с риском для здоровья других граждан, либо объект нарушает права, собственника заставят снести строение в принудительном порядке.

Узаконивание постройки: порядок действий и документы

На данный момент ее размер зависит непосредственно от площади сооружения, земельного участка, на котором он находится, и региона, где все это расположено. Сам расчет осуществляется в соответствии с нормами, предусмотренными Налоговым кодексом.

Многие из нас разнообразными способами пытаются улучшить свою жизнь. Для некоторых такое решение состоит в увеличении площади как для жилья, так и для других потребностей. Большое количество граждан занимаются постройками.

Как узаконить самовольную постройку в 2021 году

Есть два способа провести узаконивание самовольно возведенного строения: «дачная амнистия» и признание права собственности в суде. Практика узаконивания строений в суде началась еще с 2021 года, когда в суды активно пошли владельцы гаражей, возведенных в гаражных кооперативах без соответствующих документов в 90-ые годы.

Для того чтобы упростить процедуру легализации самовольных построек на дачных участках, был принять Федеральный закон №93-ФЗ, который называют «дачной амнистией», позволяющий узаконивать строения на дачных и садовых участках в упрощенном порядке.

Как узаконить самовольную постройку

Конечно, какое-то время люди пользуются этим имуществом, не задумываясь о том, как узаконить самовольную постройку, но рано или поздно хозяин может стать перед выбором: легализация самовольной постройки или ее ликвидация.

Как известно, в 2021 году был принят Федеральный закон №93, который народ прозвал «дачной амнистией». Закон предоставлял владельцам незарегистрированных построек и участков возможности для упрощенной регистрации нелегальной собственности и устанавливал перечень необходимых документов:

Как узаконить реконструкцию без разрешения на строительство в 2021 году

Важно! Технический план после перепланировки или реконструкции должен содержать не только новые технические характеристики объекта, но и копии документов, на основании которых были проведены строительные работы. Можно ли проводить реконструкцию без разрешения? Разрешение на реконструкцию необходимо для переоборудования только жилых помещений и зданий. А гаражи, бани, хозяйственные постройки можно перестраивать без получения каких-либо разрешительных документов.

Потребуется оформить технический план. Но до 2021 года можно обойтись без разрешения на строительство. Как оформить пристройку к частному дому на участке ИЖС Любая капитальная пристройка к жилому дому на участке ИЖС относится к категории реконструкции. Это подразумевает изменение параметров объекта, его площади и иных характеристик (высота, объем, этажность и т.д.).

КАК УЗАКОНИТЬ САМОВОЛЬНУЮ ПОСТРОЙКУ

Под «земельным участком, не отведенном для этих целей» понимается земельный земельный участок, на который у лица отсутствуют правильно оформленные документы (постановление акима, типовой договор, акт ) по предоставлению земли в собственность или землепользование.

Согласно ст. 244 Гражданского кодекса Республики Казахстан самовольной постройкой считаются жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке , не отведенном для этих целей в порядке, установленном законодательством, а также созданное без получения на это необходимых разрешений.

ELITE-HOME ->

Перед утверждением проектов проводится их экспертиза. В соответствии с Порядком утверждения инвестиционных программ и проектов строительства и проведения их государственной экспертизы, утвержденным Постановлением Кабинету Министров Украины № 1269 от 31.20.2021 проведение экспертизы не требуется для:
капитального ремонта подземных, надземных и воздушных инженерных коммуникаций и сооружений без изменения положения в плане, глубины (высотных обозначений), увеличения диаметров труб или пересечения кабелей. Защита коммуникаций от коррозии.

В том случае, если постройки возведены на земельном участке не принадлежащем застройщику, и если собственник (законный пользователь) земельного участка не претендует на право собственности на такие постройки, или если, та или иная постройка нарушает права и интересы третьих лиц, или представляет собой угрозу здоровью и жизни окружающих, то такие постройки могут быть снесены без каких либо компенсаций или возмещений застройщику. Инициировать снесение самостроя может любой заинтересованный, включая собственник (законный владелец) земельного участка, соседи, органы прокуратуры, органы санэпидемнадзора, пожарной безопасности, защиты окружающей среды. Если не удается решить такой конфликт, то возможно придется обращаться в суд. Для выяснения представляет ли самострой угрозу здоровью и жизни окружающих лучше провести экспертизу.

Можно ли и как узаконить самовольную постройку на участке

Для того чтобы зарегистрировать самовольную постройку нужно обратится в ФРС или ее региональное представительство с подготовленным комплектом бумаг. Потребуются следующие документы:

Признание судом — предполагает поиск доказательств того, что инициатор постройки обладает имущественными правами на земельный участок и возвел строение, которое не может нести угрозу здоровью граждан и не нарушает законные интересы иных собственников, а также третьих лиц.

Как легализовать самовольную реконструкцию

Гнутые, буквально извивающиеся металлические ограждения, плавные изгибы, кованые цветы, листья и лианы — вот что такое лестница в стиле ар-нуво. Чтобы привнести элементы этого изящного стиля, можно выбрать ограждение из калёного стекла толщиной 8–12 миллиметров, на котором будут нарисованы всё те же растительные узоры или плавные линии.

Цемент является гидравлическим вяжущим веществом, то есть для того, чтобы получить камнеподобное тело, порошок необходимо затворить водой. После добавления воды начинается необратимый, но вполне управляемый процесс.

Мария Викторовна
Отвечаем только на юридические вопросы. Задавайте или через формы или в комментариях. Совокупный опыт более 35 лет.
Оцените автора
ЗаконПравит — Консультируем по юридическим вопросам