Оформление непроведения спецоценки

Содержание

Какие штрафы предусмотрены за непроведение специальной оценки условий труда

Новые административные санкции начнут действовать с 2021 года. Переходный период был предусмотрен Минтрудом для того, чтобы у работодателей была возможность привести в должный порядок всю документацию и провести все необходимые мероприятия, предусмотренные трудовым законодательством.

Для организаций, проводящих СОУТ, также предусмотрена административная ответственность. В случае нарушения установленного порядка проведения процедуры на должностное лицо может быть наложен штраф в размере от 20 000 до 30 000 рублей, на юридических лиц – от 70 000 до 100 000 рублей.

Непроведение спецоценки условий труда

За нарушение порядка проведения спецоценки условий труда или непроведение спецоценки (п. 2 и 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ) предпринимателю грозит штраф от 5000 до 10 000 руб. При этом в отношении должностных лиц вместо наложения штрафа возможно предупреждение.

Специальную оценку условий труда должны проводить все работодатели. Порядок для данной процедуры прописан в Федеральном законе от 28.12.2021 № 426-ФЗ (далее Закон № 426-ФЗ). Методика проведения специальной оценки условий труда утверждена приказом Минтруда России от 24.01.2021 № 33н.

Как рассчитывают штраф за непроведение спецоценки

Учитывая, что специальная оценка – это единый комплекс мероприятий (ч. 1 ст. 3 ФЗ от 28 декабря 2021 г. № 426-ФЗ), штраф должны рассчитывать в целом по организации за факт совершения административного правонарушения. Такого мнения придерживается Роструд в письме от 28 ноября 2021 г. № ПГ/31983-03-3.

  • для должностных лиц от пяти до десяти тысяч рублей;
  • для предпринимателей от пяти до десяти тысяч рублей;
  • для организаций от шестидесяти до восьмидесяти тысяч рублей.

Как Оформить Отсутствие Оснований Для Проведения Внеплановой Специальной Оценки Условий Труда

Добрый день, если ни СОУТ , ни аттестация рабочих мест ни разу проводилась на вновь открытом предприятии , есть время проведения СОУТ до 2021 года ? Или нужно было провести в течение 6 месяцев со дня регистрации предприятия ? Предприятие открыто в 2021 году.

Согласно части 3 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2021 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» в случае изменения имени, фамилии или отчества (при наличии) работодателя — индивидуального предпринимателя, реорганизации работодателя — юридического лица или изменения наименования рабочего места, не повлекших за собой наступления оснований для проведения внеплановой специальной оценки условий труда, предусмотренных пунктами 3 — 5 и 7 части 1 настоящей статьи, внеплановая специальная оценка условий труда может не проводиться. Решение о непроведении внеплановой специальной оценки условий труда должно приниматься комиссией.

Рекомендуем прочесть:  Молодежная программа на жилье в санктпетербурге

Оформление непроведения спецоценки

Таким образом, по мнению ВС РФ, спецоценка может осуществляться поэтапно до 31.12.2021. Причем в этот срок ее вправе провести даже те компании, которые ранее не проводили аттестацию рабочих мест.
В заключение скажем, что не стоит все-таки затягивать с проведением спецоценки, поскольку нужно установить фактические условия труда, внести их в трудовой договор (этого требует ст. 57 ТК РФ) и предоставлять гарантии и компенсации в случае необходимости. Но если к вам пришел инспектор и штрафует за непроведение спецоценки, а рабочие места в компании в основном предназначены для офисных работников, рекомендуем обжаловать решение контролера. Скорее всего, суд встанет на вашу сторону.

Но на практика инспекторы ГИТ уже не раз накладывали штрафы на таких работодателей, причем немалые. Санкции Стаей 5.27.1 КоАП РФ установлены следующие санкции за нарушение работодателем установленного порядка проведения спецоценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение:

Когда бизнес не оштрафуют за отсутствие спецоценки

Повторные нарушения в области проведения спецоценки наказываются гораздо более значительными штрафами. Предполагается, что работодатель, допустивший первичное нарушение, мог сделать это по незнанию, отсутствию необходимых навыков применения законодательства и т.д. Однако повторение нарушения в этой сфере свидетельствует о его недостаточно серьезном отношении к исполнению своих обязанностей. При этом не имеет значения, имеют ли первичное и повторное нарушение идентичный характер или связаны с различными требованиями закона. Поэтому в случае, если за организацией уже числится штраф за проступок в этой области, следует особенно внимательно контролировать соблюдение актуального порядка проведения СОУТ.

Штрафные меры при нарушении действующих требований к порядку спецоценки определяются аналогичным образом. При этом во внимание принимаются не только требования основного 426-ФЗ, но и специальных нормативных документов, устанавливающих правила проведения СОУТ. К ним относятся приказ Минтруда № 33н и другие.

Штрафы за непроведение спецоценки

Работа на химическом предприятии априори подразумевает опасные условия труда с нанесением угрозы и вреда здоровью человека. Для того, чтобы избежать негативного влияния вредных фкторов на организм работников, рекомендуется проводить специальную оценку условий труда. Рассмотрим какие штрафы предусмотрены за непроведение спецоценки?

Руководители, желающие сэкономить на проверке, будут оштрафованы, если результаты проверки подтвердят это документально. Причины избегания проверок ясны, это материальная сторона вопроса. В период с прошлого года по нынешний стоимость за спецоценку условий труда возросла, и составляет десять тысяч рублей (при однократном нарушении). Если непроведена спецоценка условий труда юридическим лицом, то штраф составит до 80 тысяч рублей.

Спецоценка условий труда: как избежать штрафа

Делается это не в автоматическом режиме. Снижает классы и подклассы комиссия на основании заключения эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда. Кстати, снизить класс (подкласс) условий труда более чем на одну степень возможно, но только по согласованию с территориальным органом Роспотребнадзора.

Здесь следует отметить, что проверяющие органы (инспекция труда, прокуратура) полагают, что непроведение спецоценки нарушает права граждан, и выносят соответствующие предписания о привлечении работодателей к административной ответственности в виде штрафа, а также обращаются в суд с исками об обязании проведения спецоценки.

Рекомендуем прочесть:  Льготы пенсионерам на межгородские автобусы

Могут ли оштрафовать организацию за отсутствие спецоценки условий труда

Статья 57. Содержание трудового договора[Трудовой кодекс РФ] [Глава 10] [Статья 57]
Обязательными для включения в трудовой договор являются следующие условия:
.
гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте;
.
условия труда на рабочем месте;
.

СОУТ можно не проводить до 2021 года, если организация проводила аттестацию рабочих мест и она еще действительна, но как только аттестация завершит свое действие (т.е. истечет 5 лет с момента ее завершения), организация ОБЯЗАНА провести СОУТ. Причем, СОУТ должна быть проведена не позднее даты окончания действия результатов аттестации, т.е. например, аттестация завершается 28.07.2021, с 29.07.2021 должны быть установлены и прописаны в ТД работников условия СОУТ. Ведь это обязательные условия ТД.

Приказ о создании комиссии по спецоценке условий труда

Спецоценка проводится одни раз в 5 лет, для вредных и опасных условий труда назначаются дополнительные отчисления в ПФР. Все рабочие месте следует аттестовать на предмет их опасности и вредности для работника, занимается данной процедурой специально назначаемая комиссия. Состав комиссии и их обязанности прописываются в приказе руководителя.

Специальная оценка условий труда — процедура, являющаяся обязательно в настоящее время для всех работодателей. В ходе спецоценки проводится проверка рабочих мест и присуждение им одного из классов вредности и опасности.

О непроведении внеплановой спецоценки при реорганизации в случае сохранения штатного расписания и условий труда

Согласно статье 17 Федерального закона от 28.12.2021 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» при реорганизации работодателя или его структурных подразделений, сопровождающейся в том числе изменением штатного расписания, изменением состава и наименований структурных подразделений, а также наименований рабочих мест и профессий (должностей) работников, занятых на данных рабочих местах, новые рабочие места не вводились, а условия труда на существующих рабочих местах не изменились, внеплановую специальную оценку условий труда можно не проводить.

Соответствующие организационные изменения у работодателя, а также решение о непроведении внеплановой специальной оценки условий труда должны быть приняты комиссией по проведению специальной оценки условий труда и оформлены протоколом.

Ответственность за непроведение спецоценки

В организации есть рабочие места, которые оказались не аттестованными. По разъяснению Минтруда допускается поэтапное проведение спецоценки условий труда. Означает ли это, что мы можем допускать работников к работе на места, на которых не проведена спецоценка с учетом того, что её проведение запланировано на будущее, не опасаясь штрафа? Через 2 месяца состоится плановая проверка инспекции труда. Наша организация существует с 1975 года.

  • сотрудников, чьи профессии, должности и специальности не включены в специальные списки, с учетом которых назначают досрочную пенсию;
  • на которых сотрудникам в соответствии с законодательными и иными нормативными актами не предоставляют гарантии и компенсации за работу с вредными или опасными условиями труда;
  • условия труда на которых по результатам ранее проведенной аттестации рабочих мест или спецоценки не признаны вредными или опасными.

Сроки проведения спецоценки условий труда: отвечаем на вопросы читателей

7 апреля 2021 года вступил в силу приказ Минтруда России от 24 января 2021 г. № 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению». В соответствии с этим документом рабочие места, которые предположительно подпадали под декларирование до утверждения Методики проведения специальной оценки условий труда (например, так называемые «офисные рабочие места»), теперь подлежат обязательным измерениям. А это значит, что мы их не декларируем, а оцениваем. Теоретически существуют рабочие места, подпадающие под декларирование, но их количество в общей массе рабочих мест, подлежащих спецоценке, ничтожно мало.

Рекомендуем прочесть:  Лекарства входящих в перечень для льготников при сахарном диабете


В рамках закона о спецоценке чисто теоретически – да. Однако никто не освобождает работодателя от соблюдения положений, предусмотренных ТК РФ, в частности, от обязанности исполнять законодательство о специальной оценке условий труда (ст. 22 ТК РФ). Соответственно, если вы обращаете внимание пришедшего на проверку инспектора труда на положения ст. 27 закона о спецоценке и отстаиваете свою позицию, то боюсь, что окажетесь «в минусе». Вероятнее всего, позиция государственной инспекции труда и Роструда в целом будет направлена на то, чтобы проверять фактическое исполнение положений закона о спецоценке. А в данной ситуации, если мы посмотрим положения этого закона и сопутствующего ему закона о внесении изменений, то одной из основных обязанностей работодателя является ознакомление работника в письменной форме с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте. В результате у государственного инспектора труда появится объективное законное право привлечь вас к ответственности в виде административного штрафа. Поэтому этот вариант ухода от проведения специальной оценки условий труда крайне сомнителен.

Непроведение спецоценки – что грозит работодателю

На основании ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда, причем КоАП РФ устанавливает административную ответственность за невыполнение этой обязанности. В постановлении от 09.08.2021 № 57-АД16-5 Верховный Суд Российской Федерации разъяснил, в каком случае работодатели могут быть привлечены к такой ответственности.

Между тем Верховный Суд Российской Федерации в постановлении от 09.08.2021 № 57-АД16-5 указал, что при применении мер административной ответственности к работодателям, не проводившим спецоценку, ГИТ необходимо исследовать вопрос о том, предусмотрены ли штатным расписанием организации рабочие места, относящиеся к названным в части 6 статьи 10 Закона о спецоценке, и есть ли основания для внеплановой спецоценки (например, организация нового рабочего места). Только при наличии первого или второго фактора наказание за непроведение спецоценки законно.

Для кого не проводят СОУТ оценку условий труда работников

СОУТ необходимо провести на всех рабочих местах , даже на тех, где отсутствует фактор «вредности» (например, рабочее место бухгалтера, менеджера, директора), за некоторым исключением (см. ниже). В отношении рабочих мест, которые признаются аналогичными, достаточно провести СОУТ только в отношении 20% таких мест (но не менее двух рабочих мест). Поэтому по остальным рабочим местам результаты оценки будут распространяться автоматически (ст.9 Закона №426-ФЗ).

Работодатель должен исполнять обязанности, предусмотренные трудовым законодательством, в том числе законодательством о спецоценке условий труда (ст. 22 ТК РФ). Также на основании ч. 2 ст. 4 Федерального закона № 426‑ФЗ он обязан обеспечить проведение СОУТ.

Мария Викторовна
Отвечаем только на юридические вопросы. Задавайте или через формы или в комментариях. Совокупный опыт более 35 лет.
Оцените автора
ЗаконПравит — Консультируем по юридическим вопросам