Программа работы с семьей находящейся в СОП
Оказать психолого-педагогическую поддержку данной семье, оказавшейся в СОП и находящейся на грани социально опасной ситуации, оказать материальную поддержку, помочь Маргарите Петровне найти работу,- оказать содействие в их успешной социальной реабилитации и адаптации в современных условиях.
Б. А. зачислена в школу-интернат в 2021 году на основании приказа № 20 от 01.09.2021 года. Воспитывается в неполной семье, мать – З.С.В., 1964 года рождения, не имеет регистрации в г. Ш, постоянного места жительства, временно не работает, воспитанием дочери не занимается.
Индивидуальная программа реабилитации семьи, находящейся в СОП
Основные формы индивидуальной работы с обучающимся : личные беседы; анкетирование с целью психодиагностики; посещение на дому; контроль посещаемости и успеваемости; помощь в организации досуга; обращение к службам социальной помощи.
Основные формы коллективной работы с семьёй, находящейся в СОП : родительские собрания, педагогические советы, Советы по профилактике; встречи; профилактические беседы; занятия в школьных спортивных секциях; занятия в кружках и клубах по месту жительства.
ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЬИ, НАХОДЯЩЕЙСЯ В СОП
Социально-педагогическая работа в отношении конкретной семьи должна охватывать различные поколения и ориентироваться на качество жизни как отдельных членов семьи (на настоящий момент, работа в основном ориентируется на детей) так и семьи в целом. Поэтому в качестве объекта воздействия нужно рассматривать не жилищные условия, сложные отношения или личностные особенности родителей, детей. родственников, а социальную ситуацию развития семьи в целом [20].
Теория и практика социальной работы предлагают множество различных методик по диагностике и реабилитации семей, оказавшихся в социально опасном положении. Они дифференцируются в зависимости от многообразия личностных потребностей и интересов клиентов, специфики социальной проблемы. В качестве основных можно назвать [17]:
Что такое СОП? СОП В каких случаях семья ставится на учет в городской банк данных СОП? несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении
6 Коррекционная Правовая Материальная Психологическая питанием (при наличии оснований) Помощь в направлении на лечение, реабилитацию, установлении инвалидности. Медобследование и лечение. Санаторное оздоровление. Обеспечение очками, слуховыми аппаратами, инвалидной коляской Организация коррекционной помощи детям на базе дефектологических служб. Помощь в реализации родительских прав Помощь в сборе документов для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий Помощь в сборе документов и обращений в нужные инстанции для получения льгот, социальных выплат (в т.ч. адресная социальная ), поддержка в поиске родственников. Подача и поддержка судебных исков в защиту прав детей (в т.ч. по жилищным и имущественным вопросам) Выплата пособий Оказание гуманитарной помощи; обеспечение детей одеждой, обувью, учебниками Организация консультаций психологов Проведение диагностики, коррекционных и тренинговых занятий с детьми и родителями Формы и методы работы, используемые специалистами в социально-педагогической работе с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении, и их семьями Метод Определение метода Наблюдение Беседа Метод познания и исследования, который используется при изучении внешних проявлений (действия, движения, речь, мимика) поведения человека без вмешательств в протекание его деятельности. Метод получения и корректировки информации на основе вербальной (словесной) коммуникации, являющейся Анкетирование Интервью важным способом проникновения во внутренний мир личности и понимания ее затруднений. Метод множественного сбора статистического материала путем опроса испытуемых. Получение информации с ю устного опроса. По сравнению с анкетированием предполагает большую свободу опрашиваемого в формулировке ответов, большую развернутость ответов. Виды интервью: — свободное интервью (нерегламентированное темой и формой беседы); — стандартизированное интервью (по форме близкое к анкете с закрытыми вопросами);
5 3. Оценка условий воспитания, атмосферы семьи Плохое состояние квартиры (повреждения входной двери, оборванные обои, разбитые окна, дряхлая мебель, люстры без плафонов) Антисанитарные условия в кухне (грязная посуда, битая посуда, пустые бутылки из-под алкогольных напитков, пищевые отходы, отсутствие необходимых бытовых предметов: холодильника, кранов, мебели), тараканы, неухоженные домашние животные Антисанитарное состояние спальных мест (неубранные постели, грязное постельное белье, отсутствие постельного белья, отсутствие отдельного спального места у ребенка) Отсутствие игрушек, книг Отсутствие места для игр ребенка (нет ковра, мебели для хранения игрушек) Нахождение в доме взрослых в нетрезвом состоянии, посторонних Следы побоев у членов семьи Наличие в доме родственников с тяжелыми формами физических и психических заболеваний Проживание нескольких семей в одной квартире Недоброжелательное отношение к посетителям Недоброжелательные, конфликтные отношения членов семьи друг к другу Индекс «1» необходимо выяснить причины данных симптомов Индекс «2» необходимо углубленное изучение ситуации в семье Индекс «3» необходимо применение комплекса социально-педагогических мер по профилактике и коррекции семейного неблагополучия Примерный перечень видов помощи семье, оказавшейся в СОП (без учета реального положения в семье и имеющихся ресурсов) Виды помощи Социальнопедагогическая поддержка Медицинская Мероприятия Организация бесплатного питания для детей из семей в СОП Дополнительные занятия с целью преодоления школьной дезадаптации. Включение детей в занятия по интересам (через учреждения дополнительного образования, внешкольные учреждения, кружковую работу) Организация летнего отдыха и оздоровления детей Помощь в трудоустройстве родителей в т.ч. переквалификация, постановка на учет в службе занятости Наркологическая, психотерапевтическая поддержка родителей Обеспечение детей в возрасте до 1 года льготным детским
КГБУ СО Центр семьи — Минусинский — >
5. Криминально-аморальные: постановка родителей на учет в органах внутренних дел; нарушение родителями общественного порядка по месту жительства, организация сборищ и притонов; аморальный и паразитический образ жизни родителей (употребление спиртного, наркотиков, токсических веществ, бродяжничество, попрошайничество и т.д.), вовлечение ребенка в преступную деятельность и антиобщественное поведение (приобщение к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению наркотических, токсических, психотропных и других сильнодействующих, одурманивающих веществ, принуждение к занятию проституцией, попрошайничеством, азартными играми); проявления жестокости в семье (к жене, мужу, детям, престарелым родителям) и вне семьи; наличие судимых членов семьи, приверженных к субкультуре преступного мира; попытки покончить жизнь самоубийством одним из членов семьи; оставление ребенка без пищи, тепла, присмотра, изгнание несовершеннолетнего из дома; вследствие безнадзорности или беспризорности систематические пропуски занятий в учреждении образования ребенком без уважительных причин, посещение деструктивной секты, криминальной группировки, наличие у ребенка алкогольной или наркотической зависимости, постановка его на учет в наркологическом диспансере, уходы ребенка из семьи, попрошайничество, бродяжничество, совершение правонарушений и преступлений, совершение ребенком суицидальных попыток.
несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении —
лицо в возрасте до восемнадцати лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья, не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, совершает правонарушение или антиобщественные действия.
Карта семьи СОП
- содействие преодолению конфликтных ситуаций в семье;
- проведение педагогически целесообразной коррекции с целью создания положительного микроклимата в семье;
- защита прав детей, воспитывающихся в семьях, которые находятся в социально опасном положении;
- создание условий для компенсации недостаточного участия семьи в обеспечении жизнедеятельности детей.
Получение разного вида социальной помощи с указанием даты, вида и размера:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации по разработке индивидуальных программ реабилитации семей СОП
Исключение злоупотребления алкогольными напитками в семье (употребление наркотиков), восстановить (формировать) в семье ценности здорового образа жизни и трезвости, мотивировать родителей на исполнение обязанностей по воспитанию детей.
Опыт показал, что очень сложно добиться высокой эффективности социальной работы с такой категорией, как семьи, находящиеся в социально опасном положении. Этот показатель напрямую зависит не только от наличия мотивации (даже незначительной) самих членов семьи на положительные изменения в семейной ситуации, не только от системности и комплексности социальной помощи со стороны специалистов социальных учреждений. Но и многих территориальных социальных проблем (отсутствие рабочих мест, низкооплачиваемый труд неквалифицированных работников, асоциальное окружение семьи, недостаточность детских внешкольных организаций и т. п.).
Карта на семью соп
- Титульный лист.
- Сведения о несовершеннолетнем и его семье, причины постановки на учет (по форме);
- Акт обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего (по утвержденной форме согласно инструкции №30);
- Заключение о необходимости признания несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении;
- Выписка из заседания Совета профилактики или педагогического совета о признании несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении и постановке на учет (снятии с учета);
- План помощи несовершеннолетнему (по форме в соответствии с инструкцией №30);
- План по защите прав несовершеннолетнего (подписанный родителями) в соответствии с инструкцией № 30;
- Психолого-педагогическая характеристика на ребенка;
- Характеристика семьи;
- График посещения семьи (не менее чем на 6 месяцев)
- Акты посещений семьи (ежемесячно);
- Вызовы родителей на заседания Совета профилактики, педсовет, КДН (заполняется по графам: дата, причина вызова, принятое решение (постановление);
- Психологическое сопровождение ребенка и семьи;
- Копии запросов, ходатайств, Постановлений КДН, иной информации, свидетельствующей о проведенной работе в интересах защиты прав несовершеннолетнего;
- Анализ выполнения «Плана помощи несовершеннолетнему» (с выводами об эффективности и целесообразности продолжения работы — ежеквартально) — ежеквартально.
Карточка начата « » _______ 200_г.
Карточка окончена (передана) « » ______ 200_г.
Лист №1
Сведения о несовершеннолетнем и его семье, причины постановки на учет
1.Фамилия, имя, отчество несовершеннолетнего___________________
2. Дата рождения ___________________________________________
3.Место жительства__________________________________________
4. Жизнеустройство несовершеннолетнего (воспитанник старшей (младшей) группы «Почемучки» № _, ДУ № __);
5. Сведения о родителях (опекунах): мать (Ф.И.О.), год рождения, место работы; отец (Ф.И.О.), год рождения, место работы; ________________
6.Сведения о несовершеннолетних братьях, сестрах: Ф.И.О.; год рождения, № школы, класс (или воспитанник ДУ №_); _____________________
7.Причины и условия социально опасного положения несовершеннолетнего;___________________________________________________
__________________________________________________________
8. Дата постановки на учет, № протокола, от « »__ 200_г.
Программа реабилитации семьи, находящейся в социальноопасном положении
Асоциальная семья – семья, в которой нарушаются права ребенка. Основными критериями, по которым семья может быть отнесена к категории, находящейся в социально опасном положении:
- Жестокое обращение с ребенком, представляющее опасность для его жизни и здоровья.
- Систематическое неисполнение обязанностей по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетнего.
- Отрицательное влияние родителей на ребенка (употребление алкоголя, аморальный образ жизни, употребление наркотических средств).
- Вовлечение ребенка в совершение противоправных или антиобщественных действий (в употреблении спиртного, наркотиков, в занятие попрошайничеством, проституцией).
2.4. Принципы работы с семьями, находящимися в социально опасном положении
- Принцип индивидуального подхода – реализуется путем осуществления реабилитационного процесса с учетом особенностей семьи.
- Принцип законности – предусматривает соблюдение требований, законодательства РФ и Алтайского края в работе с семьей.
- Принцип комплексности – предполагает реализацию системного подхода в работе с семьей.
- Принцип взаимодействия – определяет порядок работы с семьей всех компетентных структур.
- Принцип ответственности – предполагает конкретных исполнителей поставленных целей.
Пример как работать с семьями соп
В статье 5 ФЗ-120 перечислены категории несовершеннолетних, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа. Семья, находящаяся в социально опасном положении — семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.
Поэтому работа социального педагога с этими семьями должна вестись в тесном контакте с правоохранительными органами, а также органами опеки и попечительства, которые имеют юридическое право на вмешательство в семейный коллектив в определенных ситуациях. В практике работы широко используются совместные рейды с инспекторами ИДН, специалистами по работе с семьей, социальными педагогами школ из тех территорий, где проживают несовершеннолетние, не только для изучения семьи, но и для их патронажа в дальнейшем. Поскольку спецификой подобных проблемных семей часто является асоциальное поведение, которое может быть опасно для окружающих, то такие рейды дают положительные результаты.
Семьи знают, что они находятся на контроле, и поэтому стараются выполнять требования, которые предъявляют к ним специалисты.
Выявление проблем и работа с семьями СОП
Органы по делам молодежипризваны принимать активное участие в процессе профилактики безнадзорности и правонарушений лиц, не достигших 18-ти лет, в плане подготовки целевых программ, организации и проведения профилактических мероприятий. Более того, органы по делам молодежи разрабатывают методические рекомендации для учреждений социальной помощи и других организаций, работающих с молодежью, и осуществляют поддержку детских и молодежных общественных объединений. Сейчас в нашей стране существуют следующие типы подобных учреждений:
Подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел осуществляют консультационную, профилактическую и процессуальную деятельность в отношении несовершеннолетних, их родителей (иных законных представителей) и должностных лиц, ответственных за воспитание, обучение и содержание лиц, не достигших 18-тилетнего возраста в сфере нарушения прав и интересов детей, их противоправных антиобщественных действий, административных и иных видов правонарушений. Подобные подразделения ведут учет и осуществляют розыск несовершеннолетних, а также взаимодействуют с другими заинтересованными органами и сообщают о фактах совершенных правонарушений и их социальном контексте (Там же, ст. 21).
Индивидуальная профилактическая работа с семьей несовершеннолетнего, состоящего на ВШК
Отец — Ж.Е. имеет постоянное трудоустройство, работает по временным договорам в строительных кампаниях водителем, в последнее время также работает как самостоятельный ИП. В период отсутствия работы часто выпивает.
Дмитрий вовлечен во все домашние дела. Когда Дмитрий училась в 5, 6 и 7 классах она питалась бесплатно по справке из соцзащиты. В этом учебном году он часто не питается в школьной столовой, так как родители не оформили документы на бесплатное питание из-за непостоянного места работы отца или отсутствия трудоустройства. На бирже труда мать не состоит.
Индивидуальная программа реабилитации семьи находящейся в СОП
Участковый уполномоченный полиции Иванов Ю.А., заместитель по социальным вопросам главы сельского совета — Третьякова М.И., социальный педагог Ставер Ю.А., наркологический диспансер главный врач , заведующая участковой больницей –Котова З.В, врач-педиатр Хлыновских И.В, школьная медсестра Бурдалова С.Н., педагог и ДО – Корнилов В.В., Волков Д.П., педагог надомного обучения Попова Н.Ф., заместитель директора по ВР – Лобынева С.А., классные руководители Калачева О.Е., Куратор Кондратьева Л В, Координаторы -социальный педагог Ставер Ю.А, мед.сестра Бурдалова С .Н. заместитель по социальным вопросам главы сельского совета — Третьякова М.И.
О реализации I этапа мероприятий ИПР: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Справка по работе с семьей соп
На основании приказа отдела образования администрации Невельского городского округа от 25.01.2021г. Семье подарили мебель, технику, обещали кухню. Необходимо проводить последовательную работу с семьями СОП, просматривать шаги их медленного возрождения. С целью снижения количества семей и детей, находящихся в социально опасном положении и организации наилучшего межведомственного За специалистом по координации ИПР закрепляется 30 семей. 2021-11-08 19:52:18 — Светлана Валерьевна Стышных Спасибо огромное! В январе 2021 года выявлено 86 семей, находящихся в социально опасном положении, в которых проживают 188 детей. График отчетности сельских учреждений культуры Документы РОМЦ. Считаю, что для улучшения эффективности профилактической работы по данному направлению следует включить в план на 2021 год Справка-отчет о работе классного руководителя с неблагополучной семьей.
3.Работа по взаимодействию с педагогическим коллективом. Работа с матерью по посещению наркологического кабинета для прохождения лечения. На каждую семью заведены следующие По результатам проверки можно сделать следующие выводы: — работа с семьями, находящимися в социально опасном положении и. в социально опасном положении. на 2021-2021 учебный год. Перспективный план работы социально-педагогической и психологической службы (СППС) УО на год с анализом работы за прошлый год. Копия приказа (распоряжения) о закреплении за семьей СОП участкового специалиста по социальной работе (куратора). Выводы о результатах работы с неблагополучной семьёй. Индивидуальный план профилактической работы с семьей СОП/ТЖС, в котором прописываются 10.
Образец характеристики на неблагополучную семью
Данная семья проживает по адресу: … . Бытовые условия, в которых проживает (имя ученика), удовлетворительные. В квартире относительный порядок, регулярно проводится уборка, но требуется косметический ремонт. У (имя ученика) есть отдельная комната, где созданы все условия для занятий, подготовки домашнего задания. Кроме … в семье ещё двое детей. Старший брат ,…, обучается в … города …, младший брат, …, посещает детский сад.
У родителей нет единых требований к ребёнку, зачастую они не знают, где и с кем (имя ребенка) проводит своё свободное время. Режим дня не соблюдается. Родители были замечены в нетрезвом виде, поэтому семья находится в социально опасном положении. Это отрицательно сказывается на успеваемости ребенка. Нет постоянного контроля за успеваемостью ребенка в школе, за выполнением домашнего задания. У (имя ученика) нет мотивации к учёбе. Родители не проявляют интереса к успехам и неудачам ребенка. Вследствие этого, проблемы с учебой в школе. Родительские собрания чаще посещает отец. (Имя Отчество папы) адекватно реагирует на рекомендации и советы учителей.
Программа профилактической работы с учащимися из семей СОП Программа профилактической работы с учащимися из семей СОП в МБОУ СОШ р 1
2.2 Признаки повышенной нервозности: отсутствуют, повышенная утомляемость, пониженная работоспособность, подавленное настроение, повышенная возбудимость, вспышки гнева, агрессивность по отношению к сверстникам и учителям, отказ от контактов, общих дел, склонность к разрушительным действиям, другие признаки (нужное подчеркнуть).
9.2 Отрицательные поступки (проступки), их проявления (эпизодические, систематические) и характер: грубость, прогулы, опоздания на уроки, нарушение дисциплины в классе, отказ от требований и поручений, не реагирует на замечания, отвлекает других от работы, обижает младших и слабых, дерется.