Образования земельных участков при изъятии

Изъятие земельных участков у граждан: новый порядок – новые проблемы

Как и до поправок, решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть принято федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов федерации или органами местного самоуправления (п. 3 ст. 279 ГК РФ). Но с 1 апреля в Земельном кодексе РФ появилась новелла – теперь данные органы могут принять решение об изъятии не только по своей инициативе, но и по ходатайству субъектов естественных монополий, недропользователей и иных организаций (п. 4 ст. 56.3 Земельного кодекса РФ). Перечень таких организаций впоследствии будет определен Правительством РФ. При этом ходатайствующая организация должна оплатить все расходы по кадастровым работам и выплате возмещения за изымаемую недвижимость, что позволит сэкономить бюджетные средства (п. 1 ст. 56.7 Земельного кодекса РФ). Эта поправка вызывает у экспертов опасения. Так, специалист по недвижимости и земельным отношениям юридической фирмы «Тимофеев/Черепнов/Калашников» Мария Горина опасается, что нововведение может привести к смещению баланса интересов с граждан в сторону крупных компаний, в собственность которых перейдет земельный участок, и ущемить интересы правообладателей. Это действительно может произойти, поскольку перечень оснований для отказа в удовлетворении ходатайства носит формальный характер (отсутствие схемы расположения участка, обращение к органу, который не уполномочен решать этот вопрос и т. п.) и при этом является закрытым (п. 9 ст. 56.4 Земельного кодекса РФ).

Изъятие земельного участка начинается с выявления лиц, которым он принадлежит. Для этих целей орган, принимающий решение об изъятии, направляет запрос в Росреестр, а если такой запрос не дал результатов – в архивы, органы государственной власти, органы местного самоуправления, в распоряжении которых могут находиться указанные сведения, а также предполагаемым правообладателям изымаемых земельных участков. Помимо этого, поиски собственников изымаемых участков ведутся посредствам размещения сообщений на своем официальном сайте и на городских информационных щитах не менее, чем за 60 дней до принятия решения об изъятии (ст. 56.5 Земельного кодекса РФ). Партнер юридической фирмы «АВЕЛАН» Сергей Казинец замечает, что законом не определены последствия игнорирования госорганом своей обязанности сделать запросы о розыске собственников изымаемого участка. «Есть вероятность, что подобные нарушения не будут рассматриваться как безусловное основание для признания недействительным решения об изъятии», – предполагает Сергей Казинец. Скорее всего, в этом случае будет действовать общее правило: владельцы земли, которые не были выявлены до ее изъятия, смогут потребовать только компенсации за участок за счет средств бюджета или за счет средств организации, которой он был передан. Возможность возврата земли при этом исключена (п. 11 ст. 56.5 Земельного кодекса РФ).

Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд

С согласия лиц, у которых изымаются земельные участки и расположенные на них объекты недвижимого имущества, в соглашении может быть предусмотрено предоставление им земельных участков и иных объектов недвижимого имущества взамен изымаемых.

Рекомендуем прочесть:  Какие налоги платит работодатель за работника у которого патент

Понятие изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Объективно существующие потребности экономического и социального развития вызывают необходимость перераспределения земель, изъятия их у одних лиц и, когда это обусловлено общественными интересами, предоставления другим лицам. Если исключить такую возможность, это затормозит общественное развитие. Нельзя будет построить дороги, электростанции, заводы и другие объекты, поскольку земли уже заняты, находятся в чьей-то собственности, используются на иных основаниях. Решать проблемы экономического развития за счет изъятия земель, находящихся в публичной собственности, можно лишь отчасти. Изъятие для государственных или муниципальных нужд земельных участков, находящихся в частной собственности или используемых на иных титулах, является тем правовым инструментом, с помощью которого государство может принудительно отчуждать земельные участки и использовать их в интересах общества.

Изъятие земельных участков: основания, порядок, консультация юриста

Отчуждение наделов может осуществляться разными способами. В качестве одного из них выступает выкуп земельных участков. При осуществлении операций с наделами должны учитываться интересы общества и отдельного гражданина (владельца). Уполномоченные органы не могут отчуждать наделы, нарушая права землепользователей.

Собственнику участка при его изъятии может предоставляться другой надел. Стоимость последнего учитывается при установлении выкупной цены. Новый надел предоставляется при наличии свободных территорий в пределах местности. Если цена нового участка будет выше, чем у прежнего, собственнику предлагается или доплатить недостающую сумму, или засчитать разницу в счет потерь. При отказе уполномоченных органов предоставить надел взамен отчужденного, владелец может обратиться с иском в суд. В данном случае целесообразно заручиться поддержкой организаций, оказывающих юридические услуги на профессиональной основе. Если в ходе разбирательства будет выявлено сокрытие сведений о наличии свободных территорий, виновные лица должны привлекаться к ответственности.

Рекомендуем прочесть:  До скольки продают алкоголь в брянской области

Практика принудительного изъятия земельного участка в судебном порядке

Большинство других постановлений и законов содержат подобные нормы, но многие из них могут противоречить другим нормам действующего законодательства. Внимательно изучите жалобу в Конституционный суд России гражданина, оспаривавшего законность части 31 статьи 15 ФЗ «Об организации олимпийских и параолимпийских игр в Сочи в 2021 году», в которой определяется срок обращения в суд с жалобами по вопросам изъятия земельных участков в пользу государства.

  • Вопрос заключается в том, что при проведении процедуры изъятия земельного участка, который еще не сформирован, устанавливаются упрощенные нормы формирования участков земли, получаемых при делении территории собственника на часть, которую применяет муниципалитет под свои нужды, и часть, которая остается в собственности владельца земли. Это приводит к тому, что владелец земли заранее может рассчитать возможную сумму компенсации при изъятии его участка. Однако, такой путь развития законодательства в данной теме может привести к постепенному стиранию границ между частным земельным и публичным интересом;
  • Тенденция принятия новых законов, регулирующих процесс изъятия земельных участков у собственников с продуманной системой регулирования данного вопроса в соответствии с конкретными основаниями. Суть развития такого направления законотворческой деятельности заключается в формировании единой системы осуществления изъятия земельных участков, которая направлена на обеспечения правообладателей гарантиями возмещения ущерба.

Проблемы определения убытков при изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд

Правило о предварительном равноценном возмещении (т.е. оплате выкупной цены участка авансом) в данном случае будет являться правилом диспозитивным, которое может быть изменено соглашением сторон, поскольку обязательное предварительное возмещение производится лишь в случае принудительного изъятия участка по решению суда. Но законодательная тонкость заключается в том, что это правило может быть изменено только по желанию лица, у которого изымается земельный участок. Без согласия такого лица орган власти не может отступить от правила о предварительном равноценном возмещении, поскольку оно является гарантией прав на землю при изъятии земельного участка для государственных (муниципальных) нужд.

Рекомендуем прочесть:  Если я оформлена по уходу за ребенком инвалидом идет ли стаж и сколько

определяется исходя из стоимости приобретенных семян, минеральных удобрений, посадочного материала (не использованы, пропущены сроки внесения), материальных затрат по обработке земель в виде расходов на содержание и эксплуатацию оборудования, расходов по заработной плате, амортизационным отчислениям, транспортно-заготовительным расходам, по приобретению и расходованию дизтоплива, смазочных материалов, по оплате арендной платы (при авансовой оплате), расходов по уплате санкций и т.д.

Могут ли изъять землю при неиспользовании? Ответ юриста

Земля может быть реквизирована у правообладателя во время чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, эпидемий, аварий и т. д. (ст. 242 ГК РФ и ст. 51 ЗК РФ). При этом изъятие носит временный характер. После устранения причин и последствий ЧС участок будет возвращён. Если сделать это невозможно, собственник вправе рассчитывать на компенсацию ущерба или предоставление ему на безвозмездной основе равноценного земельного надела.

Гражданка Л. не использовала надел, принадлежащий ей, в течение длительного периода времени (более 5 лет). Местные органы земельного надзора зарегистрировали факт совершения административного правонарушения и потребовали выплатить штраф. После его уплаты гражданка Л. так и не начала пользоваться землёй. В результате судебного разбирательства участок был изъят и выставлен на торги.

ИЗЪЯТИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД: ПРОБЛЕМЫ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ

Н.Н. Насретдинова и З.Ф. Насретдинова являются собственниками земельного участка с кадастровым номером (назначение: земли с/х назначения – для ведения личного подсобного хозяйства) площадью 150 000 кв. м. Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что земельный участок, находящийся в общей совместной собственности истцов, не проходил в установленном законодательством РФ порядке процедуру межевания, из чего следует, что точное местоположение указанного земельного участка не определено, а отсутствие землеустроительных работ по межеванию земельного участка лишает возможности определить его границы, в связи с чем отсутствуют правовые основания для удовлетворения иска.

Приказом Министерства сельского хозяйства РСФСР от 15 июля 1960 г. N 357 “Об организации конного завода в Северо-Осетинской АССР” на базе подсобного хозяйства Северо-Осетинской АССР создан Бесланский конный завод N 8 Министерства сельского хозяйства по разведению лошадей чистокровной верховой породы (правопредшественник предприятия).

Мария Викторовна
Отвечаем только на юридические вопросы. Задавайте или через формы или в комментариях. Совокупный опыт более 35 лет.
Оцените автора
ЗаконПравит — Консультируем по юридическим вопросам