Если муниципальная земля признается федеральной

Содержание

Земельный участок муниципальной собственности

Согласно земельному законодательству РФ, земельный участок, находящийся в собственности муниципалитета, можно арендовать на условиях платного пользования либо безвозмездного срочного или бессрочного пользования. Оформить договор аренды на землю вправе, как физическое, так и юридическое лицо, в порядке, предусмотренном Земельным кодексом, законами федеральными или субъектов РФ.

Земли, находящиеся в муниципальной собственности, и расположенные за чертой населенных пунктов, могут быть приватизированы, в порядке и на условиях, предусмотренных законодательными актами органов местного самоуправления.

Муниципальные земли – что это такое и кто ими владеет

Понятие муниципальной собственности на землю появилось относительно недавно и представляет целый комплекс правомочностей, что касаются владения, пользования и распоряжения определённым участком земли, который был признан муниципальным образованием.

Образования любого муниципального земельного участка возможно только по согласию местных властей. Как правило, данное решение выносит либо архитектурно-градостроительный комитет, либо местная администрация.

Муниципальная собственность на землю

Процедура выкупа достаточно сложная, так как для ее проведения должна быть проведена оценка участка и объектов недвижимости на нем, последующее признание государственной собственности как частной. Оформить выкуп можно только в специализированной юридической конторе. Ее особенности можно узнать там же.

Муниципальная собственность на землю может быть признана в судебном порядке. Это необходимо, если были обнаружены бесхозные участки. Такие участки ставят на учет, через год его уже можно оформить как государственный. Признание земли собственностью государства осуществляется через судебный орган.

Муниципальная собственность на землю

Согласно ст. 3.3 Закона № 137 распоряжение участками должно осуществляться после регистрации права публичной собственности в ЕГРП. Действует оговорка: отсутствие госрегистарции права на неразгранчиенные участки не препятствует распоряжению ими. Реализация полномочий по продаже и безвоздмезной передаче в большинстве случаев осуществляется органами местной власти:

Вопросы регистрации права собственности на участки регламентированы Федеральным законом № 122 «О госрегистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Учитывая, что недвижимостью в России признаются только земельные участки (ст. 130 ГК РФ), регистрация прав собственности на целинные земли невозможна.

Муниципальная собственность на землю

Право муниципальной собственности – есть совокупность правомочий владения, пользования и распоряжения над объектами, которые принадлежат муниципальному образованию (городским и сельским поселениям, п.1 ст.215 ГК РФ). На основании ст. 29 Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в состав муниципальной собственности могут входить различные природные ресурсы и земельные участки, которые, в свою очередь, являются:

  • землями общего пользования, допускающими нахождение на их территории граждан, с правом использования природными объектами, находящимися на этом участке, в соответствии с разрешением собственника и законно-правовых актов (п.1 ст.262 ГК РФ);
  • землями, закрытыми для общего доступа.

Муниципальная собственность на землю и ее виды

РФ – государство, в котором строго разграничена компетенция федеральной, региональной и местной властей. В законе предусматриваются вопросы, которые относятся и к совместному ведению. Однако что касается владения, распоряжения, пользования имущества, принадлежащего субъектам каждого уровня, здесь проводятся четкие границы и действуют особые правила.

Из федеральной собственности в собственность субъектов, муниципальных образований передаются земельные участки, которые находятся в границах курортов федерального значения, право федеральной собственности на которые зарегистрировано до 08.12.2021 г., если: во-первых, земельный участок при разграничении государственной собственности на землю должен быть отнесен соответственно к региональной или муниципальной собственности; во-вторых, к собственности муниципальных районов, поселений, округов относятся земельные участки, если на них расположены здания, находящиеся в федеральной собственности; они переданы федеральным органам власти их территориальным органом, либо созданным ими казенным предприятиям, унитарным предприятиям или некоммерческим организациям; они переданы федеральным академиям наук и созданным такими академиями организациям; иные земельные участки, предусмотренные федеральными законами.

Рекомендуем прочесть:  Земля это недвижимость или нет

Есть недвижимость, нет земли или проблемы оформления прав на землю под объектами недвижимости

Каждая из указанных ситуаций несет свои риски и проблемы для достижения ООО Солнышко его цели по фиксированию прав на недвижимость, поэтому ниже мы дадим оценку основных рисков и предложим рекомендации по их преодолению.

Этот вопрос стал актуален, когда в 2021 году Высший Арбитражный Суд РФ дал такое разъяснение в ч. 3 п. 7 Постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.05 11 О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства: если договор аренды земельного участка собственником расположенного на нем объекта недвижимости заключен после введения в действие Земельного кодекса РФ, то, поскольку собственник недвижимости реализовал свое исключительное право приватизации или аренды путем заключения договора аренды земельного участка, он утрачивает право выкупа данного земельного участка в соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ.

Как узаконить самовольную постройку в 2021 году

Еще одним важным нормативным актом, влияющим на вопросы признания постройки самостроем, является Земельный кодекс РФ. Ведь именно исходя из того, к какой категории относится земельный участок, определяется — можно ли на нем вести строительство.

  1. Земля должна находиться в собственности.
  2. Категория участка обязана допускать возможность ведения на нем строительства объекта недвижимости.
  3. У государственных органов не должно быть претензий относительно рассматриваемого участка земли и самовольного строения.
  4. Лицо, которое возвело незаконное строение, при прохождении процедуры узаконивания должно оплатить соответствующие налоги и штрафы в ИФНС за последние 3 года с начислением соответствующих пени. Здесь стоит добавить, что в случае, если земельный участок находится в собственности у лица более 10-ти лет, налоги и штрафы за возведенную недвижимость могут быть начислены за весь этот период.

Муниципальная собственность на землю

  1. Лица, имеющие в собственности объекты недвижимости, находящиеся на выкупном земельном участке. При этом цена выкупа в данном случае не должна превышать его кадастровую стоимость, независимо от собственника (государство или муниципалитет).
  2. Религиозные организации вправе выкупать муниципальные земли с нахождением на них зданий и строений религиозного и благотворительного назначения – на все время их использования.
  3. Муниципальные земли сельскохозяйственного назначения арендатор может выкупить только по истечении 3-х лет со дня подписания договора аренды на этот земельный участок и его надлежащем использовании на протяжении всего срока.
  1. документы, подтверждающие право частной собственности на все объекты индивидуального жилищного строительства, находящиеся на этом земельном участке (эти же документы будут основанием для оформления муниципальной земли в частную собственность);
  2. распоряжение органа местного самоуправления о передаче земельного участка в бессрочное пользование либо пожизненное владение (акт, свидетельство, выписка из похозяйственной книги, выданной в администрации по месту расположения участка, и т.д.).

Чем отличаюся право государственной и муниципальной собственности на землю

Основание государственной регистрации права собственности – акты Правительства РФ об утверждении перечней земельных участков, на которые у муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю.

– отнесенные к землям особо охраняемых природных территорий регионального значения, землям лесного фонда, находящимся в собственности субъектов РФ в соответствии с федеральными законами, землям водного фонда, занятым водными объектами, находящимися в собственности субъектов РФ, землям фонда перераспределения земель;

Если муниципальная земля признается федеральной

Прежде всего отметим, что по смыслу п. 1 ст. 1151 ГК РФ под выморочным имуществом понимается имущество умершего гражданина, у которого отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию либо никто из наследников не имеет права наследовать, либо все наследники отстранены от наследования (ст. 1117 ГК РФ), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (ст. 1158 ГК РФ).
По общему правилу выморочное имущество в порядке наследования по закону переходит в собственность Российской Федерации, однако, как это справедливо указано в вопросе, такое имущество, как земельный участок, в порядке наследования по закону переходит в собственность городского или сельского поселения, муниципального района (в части межселенных территорий) либо городского округа, на территории которых он расположен (п. 2 ст. 1151 ГК РФ). Исключение составляют только земельные участки, расположенные на территориях городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь), которые переходят в собственность соответствующего субъекта Российской Федерации.
Порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность публичных образований, определяется законом (п. 3 ст. 1151 ГК РФ). Однако до настоящего времени такого закона не принято.
В связи с этим необходимо учитывать, что особенность наследования муниципальным образованием выморочного имущества заключается в том, что в этом случае не требуется выражения волеизъявления публичного наследника на принятие наследства (п. 1 ст. 1152 ГК РФ). Кроме того, соответствующее муниципальное образование в отношении земельных участков, представляющих собой выморочное имущество, является исключительным и необходимым правопреемником, а потому отказ от такого наследства не допускается (п. 1 ст. 1157 ГК РФ). Исходя из этого, в п. 50 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2021 N 9 «О судебной практике по делам о наследовании» (далее — Постановление N 9) разъясняется, что со дня открытия наследства выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность соответствующего публичного образования (Российской Федерации, ее субъекта, муниципального образования) в силу фактов, указанных в п. 1 ст. 1151 ГК РФ, без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации. Поэтому подачи заявления о принятии наследства в рассматриваемом случае не требуется. Кроме того, отсутствует и необходимость обращения в суд с исковым заявлением о признании соответствующего имущества выморочным (абзац второй п. 50 Постановления N 9).
Таким образом, для того, чтобы получить свидетельство о праве на наследство на выморочное имущество, муниципальному образованию в рассматриваемой ситуации достаточно обратиться в общем порядке с заявлением о выдаче такого свидетельства к нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом совершать такое нотариальное действие должностному лицу по месту открытия наследства (п. 1 ст. 1162 ГК РФ, абзац второй п. 50 Постановления N 9, п. 1 гл. 1, п. 22 гл. 2 раздела IX Методических рекомендаций по оформлению наследственных прав, утвержденных решением Правления ФНП от 27-28.02.2021 (Протокол N 02/07)*(1)).
В заключение отметим, что от имени муниципального образования в этом случае должен действовать орган местного самоуправления, который уполномочен на принятие выморочного имущества в порядке наследования. Данная компетенция определяется исключительного на основе актов органов местного самоуправления, регулирующих деятельность того или иного органа в соответствующем муниципальном образовании.

Рекомендуем прочесть:  Обучают ли в автошколе зимой на категорию а

————————————————————————-
*(1) Обращаем Ваше внимание на то, что в Методических рекомендациях упоминается о порядке выдачи свидетельства о праве на наследство на выморочное имущество только Российской Федерации. Данное обстоятельство связано исключительно с тем, что на момент их утверждения п. 2 ст. 1152 ГК РФ (в редакции, действовавшей до 15.12.2021) предусматривал возможность наследования выморочного имущества только Российской Федерацией. И лишь после внесения в него изменений Федеральным законом от 29.11.2021 N 281-ФЗ и Федеральным законом от 23.07.2021 N 223-ФЗ возможность приобретения в порядке наследования выморочных жилых помещений, земельных участков и расположенных на них строений и сооружений, а также долей в праве общей собственности на указанное имущество была закреплена за муниципальными образованиями и городами федерального значения. Поэтому, учитывая, что порядок приобретения в порядке наследования выморочного имущества Российской Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями регулируется одними и теми же нормами гражданского законодательства, соответствующие положения Методических рекомендаций могут быть распространены и на порядок получения свидетельства о праве на наследство муниципальными образованиями. Аналогичный вывод касается и разъяснений, данных в Постановлении N 9, которое принималось Пленумом Верховного Суда в 2021 году, то есть до того момента, когда муниципальным образованиям была предоставлена возможность приобретать в порядке наследования выморочные земельные участки и расположенное на них недвижимое имущество. Соответственно, эти разъяснения, безусловно, подлежат применению и к случаям, когда муниципальное образование наследует такие участки, хотя напрямую в тексте Постановления N 9 упоминается только о наследовании муниципальными образованиями жилых помещений.

Об обеспечении прав граждан при изъятии земельного участка для муниципальных нужд в случае признания дома аварийным

Кроме того, Федеральным законом от 29.12.2021 № 441-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства” и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» в ст. 16 Федерального закона № 185-ФЗ были введены нормы (действующие и в настоящее время), которые предписывают расходование средств долевого финансирования переселения из аварийного жилья исключительно на приобретение у застройщиков жилых помещений в многоквартирных домах, если иное не предусмотрено региональной адресной программой, и (или) на строительство таких домов. Устанавливается также, что региональная адресная программа может предусматривать выплату за счет указанных средств собственникам жилых помещений выкупной цены в соответствии со ст. 32 ЖК РФ при условии наличия у таких лиц в собственности других жилых помещений, пригодных для проживания.

Рекомендуем прочесть:  Больничный лист проверить оплату

Причиной тому являются особенности решения проблем аварийного жилья, установленные Федеральным законом от 21.07.2021 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее – Федеральный закон № 185-ФЗ). В конце 2021 г. в него была включена глава 6.1 «Особенности предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья». Как известно, одной из задач создания Фонда было решение проблемы переселения граждан из аварийного жилья, для чего принимались соответствующие муниципальные и региональные программы. В соответствии с ч. 5 ст. 20.1 Федерального закона № 185-ФЗ финансовая поддержка за счет средств Фонда на переселение граждан предоставлялась субъектам РФ на приобретение жилых помещений в многоквартирных домах. А часть 4 ст. 20.1 указывала, что переселение граждан осуществляется в соответствии с жилищным законодательством путем предоставления органами местного самоуправления жилых помещений, приобретенных в собственность субъектами РФ и переданных в муниципальную собственность. Эти нормы утратили силу с принятием Федерального закона от 25.12.2021 № 270-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства”».

Какие земли находятся в федеральной собственности

Обычно управление данным имуществом осуществляется компетентными органами. К ним можно отнести: правительство РФ, фонд федерального имущества, граждан, работающих в Федеральном казначействе, а также граждан, осуществляющих управление доходами и расходами бюджета РФ.

Поданное заявление рассматривается местными властями в течение 30 дней, затем заявителю отсылается уведомление о разрешении либо мотивированном отказе на приобретение земельного участка. В случае получения положительного решения заявителю необходимо:

Как происходит передача земельного участка в муниципальную собственность в 2021 году

7) земельные участки, в отношении которых межведомственным коллегиальным органом, образованным в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2021 года N 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» (далее — Федеральный закон «О содействии развитию жилищного строительства»), принято решение о целесообразности передачи органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению земельными участками, иными объектами недвижимого имущества, находящимися в федеральной собственности, в целях, предусмотренных Федеральным законом «О содействии развитию жилищного строительства», или о целесообразности совершения Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства юридических и иных действий, в том числе сделок, в отношении земельных участков, иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, в качестве агента Российской Федерации в целях, предусмотренных Федеральным законом «О содействии развитию жилищного строительства»;

Для начала нужно провести регистрацию участка и поставить его на кадастровый учет. Затем заполняется заявление в свободной форме. Признание выкупа можно получить в местной администрации, там проводится оценка земли и проверка ее документов. Это возможно только после оформления кадастрового паспорта.

3 ПРАВО ФЕДЕРАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ

Право федеральной собственности на земельные участки и участки недр предусмотрено также в Федеральном законе от 29 декабря 1994 г. N° 79-ФЗ «О государственном материальном резерве» (с изм. от 30 декабря 2021 г.)2. Государственный ре­зерв является особым федеральным (общероссийским) запасом материальных ценностей, предназначенным для использования в целях и порядке, предусмотренных указанным Федеральным законом. В состав государственного резерва входят запасы ма­териальных ценностей для мобилизационных нужд Российской Федерации, запасы стратегических материалов и товаров, запа­сы материальных ценностей для обеспечения неотложных ра-

В теории земельного права вопрос об объеме правомочий государства — собственника земли неоднократно был предме­том специального анализа. Так, А.П. Павлов полагал, что уп­равление государственным земельным фондом является со­ставной частью содержания права государственной собствен­ности на землю1. Несколько позднее Г.А. Аксененок, A.M. Ту-рубинер и Л.И. Дембо также писали, что управление земельным фондом представляет собой элемент содержания права госу­дарственной собственности на землю. Вместе с тем данное правомочие уступает по своему значению правомочию распо­ряжения, оно подчинено ему2. Считалось, что традиционная цивилистическая триада не в состоянии раскрыть всей полно­ты содержания права государственной социалистической соб­ственности на землю и другие природные ресурсы.

Мария Викторовна
Отвечаем только на юридические вопросы. Задавайте или через формы или в комментариях. Совокупный опыт более 35 лет.
Оцените автора
ЗаконПравит — Консультируем по юридическим вопросам