Древнегреческий полис граждонство

Древнегреческий полис граждонство

Один город-полис располагался на площади 100-200 квадратных километров, но встречались и совсем маленькие полисы, занимавшие территорию не более 70 квадратных километров. В городе находились важнейшие святыни и храмы наиболее почитаемых богов, правительственные и судебные учреждения.

Греки очень любили свой родной полис, покинуть его для них означало лишиться покровительства богов, поэтому если люди переезжали на новое место, то брали с собой горсть родной земли, огонь из родного очага, что-то, что бы им напоминало о доме.

Древнегреческий полис возникает

Этот период иногда называют временем становления «греческого чуда» . Фактически всего за три столетия были сформированы основы греческой цивилизации: складывается более совершенная экономическая система, основанная на рыночных отношениях, греки переходят от общества родоплеменного к обществу гражданскому, где отношения строятся на базе существующих (письменных) законов. В это время возникает мировоззрение, отличающееся рациональным взглядом на окружающий мир, развивается греческое искусство, воплощающее в себе высокие эстетические идеалы. Но главным феноменом, определяющим суть эпохи, было становление греческого полиса.

Характерной чертой полиса были его небольшие размеры. Типичный греческий полис, как правило, имел свою хору (т. е. сельскохозяйственную территорию) , достигавшую нескольких десятков, а то и сотен километров. В таком полисе проживало приблизительно 5 — 10 тысяч человек, из которых не более 2021 имели права гражданства.

Политика в древнегреческих городах (полисах)

Гражданский коллектив полиса был неоднородным. Укрепление товарных отношений усиливало имущественную и социальную дифференциацию гражданского коллектива, приводило к его расслоению и ослаблению. Для поддержания некоторого единства граждан полисные власти принимали ряд мер. Этими мерами были наделение участками потерявших землю граждан, введение земельного максимума, который препятствовал концентрации земли в руках отдельных лиц за счет других. На богатых граждан налагались так называемые литургии, т. е. обязанность тратить часть своих средств на общественные нужды (поставка кораблей, устройство общественных празднеств и др.). Общественное мнение осуждало граждан, занимающихся накоплением богатств, ведущих праздный образ жизни. Напротив, достойным гражданином считался среднезажиточный земледелец, который заботливо ведет свое хозяйство, ревностно выполняет все гражданские обязанности, является умелым и доблестным защитником своего полиса, неся службу в гоплитах.

Природные условия в Греции отличаются от природных условий древневосточных стран тем, что здесь для нормального занятия земледелием нет необходимости строить сложные гидротехнические сооружения. Тем самым создавались благоприятные условия для его развития, а основной производственной ячейкой стали не громоздкие царские и храмовые хозяйства или общинное производство с его мелочной регламентацией, предполагавшие огромный управленческий аппарат, а небольшое частное хозяйство, построенное на продуманной эксплуатации рабского труда и с относительно высокой доходностью.

Рекомендуем прочесть:  Оплачивается ли сессия у заочников

Древнегреческий полис граждонство

Сила и самостоятельность общин-полисов во многом объяснялась тем, что в Греции не было условий для появления больших царских и храмовых хозяйств, хотя монархическая форма правления внутри полисов какое-то время существовала. В глубокой древности во главе полисов стояли царь – басилевс и родовая знать, ущемлявшие права демоса (народа), к которому относились все незнатные свободные крестьяне и ремесленники. К VII в. до н. э. конфликты внутри полиса достигли особенного размаха.

Древнегреческая община-полис включала в себя не только сельское население, но и городское. Членом общины можно было стать при двух условиях: если человек являлся греком по национальности если он был свободным и владел частной собственностью.

Древнегреческий полис

КОРИНФ (полис) — КОРИНФ, древнегреческий полис (в 6 км от современного Коринфа). Основан дорийцами (см. ДОРИЙЦЫ) ок. 10 в. до н. э. Процветал при тиранах Кипселе (см. КИПСЕЛ) и Периандре (см. ПЕРИАНДР) (7 нач. 6 вв. до н. э.); крупный торгово ремесленный центр,… … Энциклопедический словарь

Сиракузы — древнегреческий полис на юго востоке Сицилии, центр морской торговли. Основан около 734 до н. э. В конце V IV вв. до н. э., при правителях Дионисии I и Агафокле, Сиракузы подчинили себе почти всю Сицилию. В 211 до н. э. завоёваны римлянами. На… … Энциклопедический словарь

Древнегреческий полис

Тщательно проанализировав проблему полиса, центральную проблему греческой истории, К. Маркс и Ф. Энгельс видят его как особый социально-экономический организм, основанный на античной форме собственности, а вместе с тем и община земельных собственников, которые в то же время являются полноправными гражданами и воинами. Античная форма собственности представляет собой сосуществование частной собственности граждан и общинной (государственной) собственности, принадлежащей всему коллективу граждан [6] .

По́лис (др.-греч. πόλις , πολιτεία ; лат. civitas ) — исходная общественная форма государства, состоящего из нескольких сельских поселений, объединившихся вокруг одного городского центра, обозначаемая в греческом языке словом «полис» (греч. — «город», в лат. — «цивитас», «гражданская община»), особая форма политической организации общества — (довольно часто государства) [2] . Оба слова обозначают, по сути, одно и то же: особую форму государственного устройства — город-государство, в котором все граждане имеют определенные права и обязанности [3] .

Древнегреческий полис

Греческий полис как суверенное мелкое государство со своей специфической социально- экономической политической структурой, обеспечивший быстрое развитие производства, формирования гражданского общества, республиканских политических форм и замечательной культуры,

исчерпал свои потенциальные возможности и в середине IV в. до н.э. вступил в полосу затяжного кризиса. Серьезный кризис переживала в IV в. и Персидская держава, объединившая большую часть древневосточного мира. Преодоление кризиса греческого полиса, с одной стороны, и древневосточного общества — с другой, стало возможным лишь с помощью создания новых социальных структур и государственных образований, которые бы сочетали в себе начало греческого полисного строя и древневосточного общества. Такими обществами и государствами стали так называемые эллинистические общества и государства, возникшие в конце IV в. до н.э., после распада мировой империи Александра Македонского. Объединение развития Древней Греции и Древнего Востока, ранее развивавшихся в известной изоляции, образование новых эллинистических обществ и государств, представлявших собой большее или меньшее сочетание и взаимодействие греческих и восточных начал в области экономики, социальных отношений, политический учреждений и культуре, открыли новый этап древнегреческой (и древневосточной) истории, глубоко отличный от предшествующего, собственно полисного этапа ее истории. Эллинистический этап древнегреческой (и древневосточной) истории также делится на три периода:

Рекомендуем прочесть:  Оквэд 2021 оптовая торговля деткими товарами

Организация древнегреческого полиса

Возникновение полиса, его государственное устройство. Греческий полис как социально-политический организм. Территориальное устройство полиса. Экономика и социальная структура полиса. Духовная культура полиса.

Свободные граждане верили, что благополучие каждого из них зависит прежде всего от их родного полиса, вне которого существовать невозможно. С другой стороны процветание полиса во многом зависит от его граждан, от того, сколько среди них будет ярких, талантливых и благородных людей. Они почитали древние традиции, осуждали стяжательство и очень высоко ценили крестьянский труд. Но главное — ощущали себя полноправными и свободными людьми. Это составляло предмет особой гордости. Так, одержав победы над персами, греки объяснили свой успех тем, что они обладали даром свободы, а все подданные персидского царя-деспота были его рабами.

В древнегреческих городах-полисах

Сложившаяся в Спарте система воспитания давала свои результаты. Она позволяла обеспечить военное превосходство над другими государ- ствами Греции. Однако это узкое по своей направленности воспитание не могло обеспечить превосходства Спарты, ее внутреннего процветания в мирное время.

Воспитание девушек в Спарте преследовало цель подготовки здоро- вых и неприхотливых женщин, готовых в случае необходимости взять в руки оружие. Они не утруждали себя домашними делами, это был удел ра- бынь. Их задачей было воспитание детей, умное управление домом. Жен- щина как жена и мать пользовалась в Спарте большим авторитетом.

Древнегреческий полис

Все члены общины – свободные собственники – обладали политическими правами (хотя и не всегда равными), которые позволяли им принимать участие в государственной деятельности. Поэтому греческий полис называют гражданской общиной.

Внутри полисов постепенно формировалось гражданское право, т. е. складывались своды законов, определявших правовой статус членов общины, дававшие им некоторые социальные гарантии. Полис не только занимался внутренними делами, но и мог вести внешнеполитическую деятельность, имел собственную армию – граждане полиса вступали в ополчение на время войн, превращались в воинов. Воспринимая себя как самостоятельное государство, полис жил в соответствии с идеей автаркии (самодостаточности).

В древнегреческих городах-полисах

Древняя Греция в VII-IV вв. до н.э. состояла из небольших городов-го- сударств, получивших название полисы. Сложившаяся в них культура ока- зывала свое влияние на развитие воспитания, школы, педагогической мыс- ли. Наиболее влиятельными среди городов-полисов были Спарта и Афи- ны. В них сформировались различные воспитательные системы. При этом общим не только для этих государств, но и для других было то, что только привилегированные сословия были приобщены к цивилизации и культуре, остальные этого права были лишены.

Рекомендуем прочесть:  Льготы по социальной карте московской области 2021

С 18 лет юноши становились членами военной общины, получали пра- во ношения оружия, несли военную службу, нередко принимали участие в облавах и расправах над рабами. В последующем не прекращались военная подготовка и физическая тренировка, укреплялись сформированные нрав- ственные и мировоззренческие установки. Лишь в 30 лет спартанцы стано- вились полноправными членам общества.

Структура древнегреческого полиса

Подобное отношение к владению землей привело к складыванию полисной политической системы, когда политическими правами наделялись только собственники земли. Такой принцип, когда глава домохозяйства (ойкоса) имеет право на участие в политической жизни (чего не имели его взрослые сыновья) не мог не препятствовать общественной жизни. В обществе владение землей было доминирующей тенденцией, так как это являло собой требование социального престижа.

Таким образом, полис как коллектив граждан являлся и верховным собственником, и гарантом земельной собственности отдельных граждан. Отсюда нередки случаи общественного недовольства, когда среди граждан раздавались требования перераспределения земли.

Древнегреческий полис граждонство


Государство в Древней Греции существовало не «над общиной» (как это было на Древнем Востоке), оно вырастало из общины; точнее сама община превращалась в маленькое государство со своими законами, органами власти и системой управления.

Внутри полисов постепенно формировалось гражданское право, т. е. складывались своды законов, определявших правовой статус членов общины, дававшие им некоторые социальные гарантии. Полис не только занимался внутренними делами, но и мог вести внешнеполитическую деятельность, имел собственную армию – граждане полиса вступали в ополчение на время войн, превращались в воинов. Воспринимая себя как самостоятельное государство, полис жил в соответствии с идеей автаркии (самодостаточности).

Города-государства в Древней Греции

Размеры полисов были различны. Наибольшую площадь занимала Спарта (8400 кв. км), у которой Лакония была исторической областью, а позже была присоединена Мессения. Аттика со столицей в Афинах, владеющая островами Саламин и Ороп, имела 2650 кв. км. Размер прочих областей как правило не превышал 1000 кв. км.

В полисной системе заметны некоторые зачатки специализации районов. В некоторых полисах не хватало скота, в других – пшеницы. Наибольший урожай хлеба собирался на афинской, элевсинской и марафонской равнинах. В Беотии скотоводство и рыболовство пользовались успехом.

Урок — Культура древнегреческого полиса

Цель урока:

  1. познавательная — поставить проблему адекватности соотнесения социально- экономического развития художественному и духовному, показать, что ценности полиса дали стимул развитию культуры
  2. дидактическая –развивать умения решения задач, анализа памятников искусства
  3. аксиологическая – способствовать осмыслению ценностей древнегреческой цивилизации.

4п. Калас по-гречески “прекрасно”. Греки были ценителями красоты человека, природы, образцов художественной культуры. Ценя красоту, они в живописи, скульптуре стремились исправить ошибки природы. Богов они изображали прекрасными и величественными. Антропоморфность в изображении богов не мешала им ваять статуи людей такими же прекрасными и равными богам. А как это просматривается относительно скульптуры?

Мария Викторовна
Отвечаем только на юридические вопросы. Задавайте или через формы или в комментариях. Совокупный опыт более 35 лет.
Оцените автора
ЗаконПравит — Консультируем по юридическим вопросам