Отрицательная характеристика склонного к бродяжничеству воровству на воспитанника детского дома от воспитателя

Содержание

Отрицательная характеристика склонного к бродяжничеству воровству на воспитанника детского дома от воспитателя

Автор: Аксенов Алексей Валерьевич
Должность: магистрант
Учебное заведение: Национальный исследовательский Томский государственный университет
Населённый пункт: Кемеровская область, город Осинники
Наименование материала: статья
Тема: Особенности склонности к девиантному поведению у воспитанников детских домов
Дата публикации: 07.06.2021
Раздел: высшее образование

домов
Западные и отечественные исследования общественного воспитания Проблема воспитательных учреждений для детей-сирот и их влияние на психическое развитие воспитанников изучалась как западными, так и отечественными учеными.  Западные исследования. Крайне негативную оценку влияния детских домов и интернатов дал Р. Спиц, который подчеркивал деструктивное влияние «институционализации» и «госпитализма» закрытых детских учреждений на психическое и соматическое здоровье ребенка [169]. Проблему замещения матери коллективом воспитателей как психотравмирующего ф а к т о р а р а с с м а т р и в а л и Д ж . Б о у л б и , Д . С . Р е й н г о л ь д и Н. Бейли. Результаты их исследования дали неопределенный результат относительно значимости отношений с матерью в гармоничном развитии эмоциональной сферы ребенка. В. Лер, осуществивший комплексное изучение взглядов различных ученых по данной проблеме пришел к выводу о первостепенной и незаменимой роли материнского воспитания в формировании личности ребенка. М. Раттер, напротив, пришел к заключению, что отрицательные последствия воспитания интернатах и детских домах возникают не столько по причине отсутствия материнского ухода, сколько в результате малой социальной стимуляции в государственных учреждениях, дефицита эмоциональных контактов со взрослым. У. Деннис и П. Наджарьян причиной задержки психического развития воспитанников детских домов и интернатов видели не в природе общественного воспитания, а в его неадекватной реализации: материальной, кадровой, педагогической недостаточности. Чехословацкие психологи З. Матейчек и Й. Лангмейер предприняли попытку обобщения исследовательских данных, имеющихся в научной литературе, а также собственного многолетнего опыта изучения психического развития детей-сирот. Они разработали и ввели понятие психических лишений  психической депривации. Последнюю они определяют как психическое состояние, возникающие в «результате таких жизненных ситуаций, где субъекту не предоставляется возможности для
удовлетворения некоторых основных (жизненных) психических потребностей в достаточной мере и в течение продолжительного времени». Изучением учреждений закрытого типа как условия формирования комплексной депривации воспитанников занимался так же и Л. Ярроу. Он называл её г л а в н о й причиной психического отставания детей в закрытых учреждениях. Х. Спилз в своих исследованиях доказал обратимость отставания воспитанников детских домов при переходе на семейное воспитание. Воспитанники детских домов и интернатов при попадании в благоприятные семейные условия, могут быстро восполнить обратимые отставания в физическом и психическом развитии.  Отечественные исследования. Советские ученые (Н. М. Щелованов, А. В. Запорожец) главным фактором психологических проблем детей и подростков, воспитывающихся в государственных учреждениях считали не отсутствие материнской заботы, а плохо организованная педагогическая работа. М. Ю. Кистяковская отмечает позитивную роль условий закрытых детских учреждений, в которых, согласно её точке зрения, моторное развитие воспитанников происходит быстрее, чем у детей, живущих в семьях. Противоположное мнение отстаивали Г. М. Лямина, М. И. Попова, и др. Они утверждали, что у воспитанников детских домов наблюдается отставание психического развития: эмоциональной и когнитивной сфер. И. А. Капров и Е. И. Афанасенко в предисловии к сборнику «Пять лет школ — интернатов» указывают, что при воспитании в закрытом учреждении велика опасность сформировать у воспитанников «моральное иждивенчество», пассивность, привычку жить «чужим умом». Кроме того, вынужденное непрерывное нахождение в коллективе, невозможность уединения, спланированный и организованный взрослыми образ жизни вызывают повышенную эмоциональную возбудимость, нервное переутомление. Я. Корчак, С. Т. Шацкий, А. С. Макаренко занимались разработкой принципов и педагогических приёмов воспитания беспризорных детей в условиях детского дома. Л. И. Божович разрабатывала методы и способы исследования личности детей и подростков, а т а к же  методику составления их психолого-педагогическοй характеристики для диагностической и прогностической деятельности. М. И. Лисина и И. В. Дубровина занимались изучением специфики общения детей со сверстниками и взрослыми. Авторы пришли к выводу, что общение воспитанников друг с другом и со взрослыми определяют одно из базовых формирований личности – образ Я. Данный образ является основой представления о себе, самооценки и самоотношения.
Ученые считают, что в условиях детского дома первостепенной задачей является создание условий для благоприятного эмоционального самочувствия детей и развития их способностей, осознания своей индивидуальности и нужности людям. Исследования Н. М. Неупокоевой также свидетельствуют о безусловной роли общения в развитии ребенка и о недостаточности коммуникативной стимулирующей среды в условиях детского дома. Согласно позиции данного автора, дети, поступившие в детский дом даже из самых неблагополучных семьей, гораздо более восприимчивы к воздействию взрослых и коммуникативно открыты, в сравнении с детьми, не имеющими опыта семейного воспитания. Условия Детского дома как фактор возникновения склонности к девиации Общение положений западных и отечественных исследователей позволяют сформулировать основные деструктивные факторы институцио-нального воспитания, обуславливающих подростковые девиации.  Во-первых, в качестве такого фактора выступает социальная дезадаптация. В качестве условий её формирования можно выделить следующие: — Ограниченность и регламентированность социальных контактов. Последние представляют собой организации закрытого типа, отличающиеся некоторой сепарацией воспитанников от социума, их субкультурной изолированностью ограниченной включенностью в общественную жизнь. Необходимость жизни в одном коллективе, отсутствие естественного социального окружения способствует деформированному искаженному восприятию воспитанниками детских домов общественных норм, требований, статусно-ролевых отношений. — Другим значимым фактором, обуславливающим склонность подростков к девиантному поведению в условиях детского дома, является их субкультурная обособленность и даже противопоставленность обществу. Объединение, в данном случае, происходит по признаку социально-психологического неблагополучия. Часто внутри таких субкультур формируются настроения отчужденности, настороженности и даже враждебности по отношению к окружающему миру. В данной среде происходит формирование своих, специфических норм и ценностей, отличительными чертами которых являются подчинение групповому нравственному нормативу, формализм в соблюдении правил распорядка, дисциплины и социальных норм в целом. — Формализм, постоянный контроль, ориентация на абсолютную дисциплину, требования безоговорочного выполнения указаний со стороны взрослых приводит к обесцениванию волевых качеств воспитанников государственных учреждений. Данная особенность институционального воспитания обуславливает риск развить у детей некое
моральное иждивенчество, пассивность и внушаемость. Развитие нормативного поведения и коллективизма у детей и подростков в условиях детского дома происходит на фоне жесткой регламентации поведения и постоянного дисциплинарного давления. В итоге воспитанники выходят на уровень внешнего конформного приспособления к официальным правилам с внутренним стремлением обойти их, не вызвав санкций со стороны педагогов и воспитателей. У воспитанников детских домов и интернатов, как правило, наблюдается экстернальный локус контроля в оценке своего поведения и личности, недостаточная самокритичность, неразвитые навыки самоанализа и рефлексии. — Социальная структура детского дома задает воспитаннику ограниченные социально-ролевые позиции. Ограниченным является и сам набор социальных ролей (ученик, воспитанник), и вариативность ролевого поведения. В результате подростком в полной мере усваивается единственная ролевая позиция  сироты. Данная роль задает иждивенческую, инфантильную установку и препятствует проявлению активной жизненной позиции. Пребывая долгое время в рамках заданных позиций, подросток начинает испытывать всё большие сложности в проявлении собственной индивидуальности, поведенческой гибкости, свободе самовыражения. Для благополучной социальной адаптации подростку требуется освоение целого набора разнообразных социальных ролей, которые задаются в ситуации спонтанного, свободного социального взаимодействия. Кроме того отсутствие естественных для подростка контактов, (например, с членами семьи, друзьями из различных компаний, соседями и т. п.) способствует тому, что образ той или иной роли формируется на базе недостаточной противоречивой информации, воспринимаемой подростком опосредованно.  Во-вторых, психотравмирующим фактором, характерным для учреждений итернатного типа и детских домов является депривация. Под последней понимается состояние, возникающие из-за блокировки возможности удовлетворения потребности человека, вследствие его продолжительного отделения от источников их удовлетворения. Депривация выступает в качестве одного из основных факторов, блокирующего полноценное психическое развитие. Для воспитанников детских домов характерны целый комплекс депривационных состояний. — Сенсорная депривация. Обедненнoсть чувственной среды, предметного мира в детском доме приводит к тому, что воспитанники, проживающие в нем с раннего детства, оказываются не знакомы с обыкновенными бытовыми предметами и явлениями
окружающей предметной среды, хорошо известными детям, получающим воспитание в семье. Подобное состояние предметной среды приводит к существенному отставанию воспитанников детского дома в развитии нагляднο-образного мышления. — Эмоциональная депривация. Она является результатом дефицита эмоциональных привязанностей, скудности позитивных эмоциональных впечатлений, ограниченности эмоциональных реакций. Важным моментом в данной связи является отсутствие или недостаточность эмоциональной привязанности со значимым взрослым. Последнее является предпосылкой отклоняющегося, ненормативного поведения. Это происходит потому, что первичным и базовым механизмом формирования нормативных представлений и ценностных ориентаций у детей и подростков является усвоение моделей поведения значимых взрослых. Эмоциональная привязанность к значимому взрослому в данном случае не является ориентирующим и сдерживающим фактором формирования поведенческих стратегий. В данном случае подростки не имеют потребности в позитивной оценке своих поступков и нередко прибегают к демонстративно-ненормативной модели поведения. — Депривация приватности. У подростков, воспитывающихся в детских домах, практически отсутствует личное пространство. Образ жизни в государственном учреждении диктует необходимость публичного проживания. Даже планировка помещения детских домов исключает возможность существования личной, разграниченной территории. Постоянное включение подростка во взаимодействие и вынужденные контакты не позволяет сформироваться личному пространству, что делает невозможным уединение подростка для ухода в свой внутренний мир и восстановления психο-эмоционального ресурса. При отсутствии возможности добиться автономии социально приемлемым способом, подросток становится напряженным, агрессивным и раздражительным. В качестве основного преодоления депривации приватности такой подросток использует уход от публичности в доступных от него формах: сопротивление режиму, бунт, бегство, бродяжничество, болезнь, аутоагрессию (вплоть до суицида) и т. д. — Социальная депривация. Ей основные проявления рассматривались нами выше, в контексте условий социальной дезадаптации. Под социальной депривацией понимается фрустрация потребности естественном социальном окружении, в многообразии и свободном выборе социальных контактов. Особенности воспитанников детских домов как группы риска
У подростков, длительное время воспитывающихся в детском доме, при всей индивидуальности их личностных черт и особенностей поведения, можно выделить общие черты и специфические особенности. Изучением личностных особенностей подростков, оставшихся без попечения р о д и т е л е й , з а н и м а л и с ь т а к и е у ч е н ы е к а к А . М . П р и х о ж а н , Н. Н. Толстых, Т. И. Юферева, И. В. Дубровина, Н. Ю. Синягина, А. Г. Рузская, Е. И. Казакова, Л. М. Шипицына, С. Г. Косарецкий, и др. Воспитанники детских домов — это преимущественно дети из неблаго-получных семей, в которых родители ведут асоциальный образ жизни и лишены родительских прав. Процесс их социализации обычно проходит в условиях аморальнo-криминальнoгo окружения с риском физического и психологического насилия, вовлечения в антисоциальные и делинквентные виды деятельности. Вместе с тем многие таких детей остро переживают нарушение контакта с близкими людьми, что приводит к росту их конфликтности, агрессивности, пренебрежению к нормам поведения и обязанностям, равнодушию к общезначимым явлениям. Для подростков в замкнутом пространстве детского дома референтнoй группой является коллектив сверстников из неблагополучных семей, в котором происходит постоянная передача друг другу отрицательного социального и психологического опыта. «Отличительной чертой подростков, воспитывающихся в детском доме является наличие не отдельных видов деформаций, а их комплекса, следствием чего является качественно иное состояние личности подростков, которое носит характер тотальной дезадаптации». Речь идет о нарушении развития личности по таким параметрам как: Когнитивные особенности. У воспитанников детских домов наблюдается некоторая дисгармоничность интеллектуальной сферы. Развитие их полезных знаний, умений, навыков и интересов ограниченно рамками детского дома. Интересы и увлечения не обладают для них большой субъективной значимостью и отличаются узостью и неустойчивостью. У большинства также невысоко развиты рефлексивные способности, они испытывают сложности в оценке себя и окружающих. Для них характерны неадекватная ориентированность на будущее ситуативность мышления повышенная внушаемость, неадекватная самооценка, обедненное содержание образа «Я», эгоцентризм. Эмоционально-волевые особенности проявляются в эмоциональной упрощенности, страхе перед широкими социальными контактами, повышенной тревожности. В эмоциональном плане для них также оказываются характерны
агрессивность, повышенная конфликтность. У подростков, длительное время воспитывающихся в условиях детского дома наблюдается также низкая значимость волевых качеств, инициативы, стремление идти по так называемому «пути наименьшего сопротивления», недостаточный самоконтроль, склонность к аддикциям. Мотивационно-ценностные. Ценностные ориентации у подро стков, воспитывающихся в детском доме, существенно отличаются от ценностных ориентаций сверстников, воспитывающихся в семьях. Их отличает бедность ценностных ориентаций, нравственных представлений, их примитивность. Главной ценностью многие из них считают физическую силу, которая позволит им защищаться и оказывать давление на других. В число значимых ценностей у них также входят материальные ценности, престиж, гедонизм. Жизненные и профессиональные планы подростков из детских домов отличаются неопределенностью. При этом обращенность в будущее в отечественной психологической науке рассматривается в качестве одного из базовых психологических новообразований подросткового возраста. Поведенческие. В числе поведенческих особенностей следует отметить неразвитость произвольных форм поведения, импульсивность, низкую самостоятельность и недостаточный уровень саморелегуляции. Воспитанников детских домов отличает ограниченность индивидуальных стратегий поведения, пассивность в преодолении трудных жизненных ситуаций, применение неэффективных защитных механизмов регулирующими поведение. Отсутствие гибкости поведения часто становится причиной ненормативного и деструктивного поведения. Последнее может иметь как внешнюю, так и внутреннюю направленность.
Список литературы
1. Горшкова, В. В.Агрессивное поведение и причины нарушения социальной адаптации воспитанников детских домов / В. В. Горшкова, Н. Л. Ковалева // Вестник Орловского государственного университета.  2021. № 5 (40). С. 97-100. 2. Гофман, Э. Представление себя другим / Э. Гофман, // Современная зарубежная социальная психология. М.: МГУ, 1984.  320 с. 3. Гребенщикова, Л. Г. К вопросу о соотношении понятий «деструктивное», «агрессивное» и «девиантное» поведение / Л. Г. Гребенщикова // Сборники конференций НИЦ Социосфера, 2021.  № 19. С. 61-67. 4. Грушин, А. С. Технология воспитания ассертивного поведения у детей-сирот в условиях детского дома / А. С. Грушин // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова: Педагогика. Психология. Социальная работа. Социокинетика, 2021.  № 2.  С. 36 5. Дарвин, Ч. О выражении эмоций у человека и животных / Ч. Дарвин СПб: Питер, 2021.  384 с.

Отрицательная характеристика склонного к бродяжничеству воровству на воспитанника детского дома от воспитателя

При работе с подростками из детского дома следует учитывать часто свойственное им состояние беспомощности. Понятие «беспомощность» рассматривается как то состояние человека, когда он не может справиться с чем-то сам, не получает и не может попросить помощи у других или находится в дискомфортном состоянии. У подростков это состояние связано с конкретными ситуациями: невозможностью изменить взаимоотношения с родителями, педагогами, сверстниками; невозможностью принимать самостоятельные решения или делать выбор и другими трудностями. Переживание состояния беспомощности может возникнуть и как реакция на горе, утрату близкого человека, разлуку с ним. В данной ситуации у подростка может произойти болезненное нарушение представлений о будущем: «Как я теперь буду жить?», «Что мне делать одному в этом мире?», «Кому я нужен на земле?».

Рекомендуем прочесть:  Кадровик не считает 3 года обучения в медучилище в медецинский стаж

Дети дошкольного возраста в детских домах отличаются пониженной познавательной активностью, отставанием в развитии речи, задержкой психического развития, отсутствием навыков общения, конфликтами со сверстниками. Замена семьи жизнью в учреждении оказывает наибольшее негативное влияние на ребенка в первые семь лет жизни. Отсутствие единственного близкого и значимого для ребенка взрослого, вообще дефицит общения со взрослыми не способствуют развитию у ребенка чувства привязанности. В дальнейшей жизни это затрудняет выработку способностей разделять свои переживания с другими людьми, что чрезвычайно важно для последующего развития сопереживания.

Профилактика бродяжничества среди воспитанников детских домов статья по теме

Итак, следует помнить, что побег — это событие, изменяющее жизнь . Коррекционная и профилактическая работа проводится наиболее эффективно при взаимодействии всех имеющихся служб: медицинской, психолого-педагогической, с участием социального педагога, администрации учреждения, работников детской комнаты милиции. Принципы коррекционной работы:1) за побег нецелесообразно наказывать; 2) в основе коррекции – учет особенностей личности беглеца, подлежат коррекции те личностные особенности ребенка, которые провоцируют ситуацию побега (занятия, тренинги); 3) выстраивание стратегии для ребенка (занятия с психологом, воспитателем, соцпедагогом).

Государственная политика нашей страны в последние годы направлена на значительное улучшение условий содержания детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях. В Непецинском детском доме-школе существуют воспитательные возможности, которых зачастую нет в относительно благополучных семьях: различные кружки и секции, возможность летом отдыхать в хороших пансионатах и детских оздоровительных лагерях, в том числе на морском побережье. Наши воспитанники не один раз выезжали в качестве туристов в страны Европы. Условия проживания приближены к домашним: дети живут группами по 8-10 человек, в 1-2-местных комнатах. С детьми работают опытные педагоги-профессионалы. Но, тем не менее, проблема самовольного ухода воспитанника из детского дома актуальна. Заметим, что не все дети склонны к таким поступкам. И нечасто бывают случаи самовольного ухода.

КГБУ СО Центр семьи — Минусинский

При дромомании, то есть влечении к бродяжничеству, у человека периодически возникает беспокойное состояние, на фоне которого проявляется неудержимое влечение к перемене мест. Данное поведение, несомненно, препятствует включению в общество, усвоению общественных норм и ценностей, правил поведения, затрудняет личностное развитие и возникает главным образом вследствие педагогической запущенности, отсутствия правильного воспитания, внимательного и чуткого отношения к ребёнку.
Согласно Федеральному закону «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» констатируется, что «безнадзорный — это несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей…». Беспризорные дети не имеют родительского или государственного попечения, постоянного места жительства, соответствующих возрасту позитивных знаний, необходимого ухода, систематического обучения и развивающего воспитания.
Формирование склонности к бродяжничеству определяется индивидуальными особенностями личности и факторами микросоциума.

Первый этап характеризуется кратковременностью. Начало уходов из дома — реакция подростка на внешний раздражитель: ссоры родителей, конфликт с родителями; физическое или психические наказание; конфликты с учителем, с одноклассниками.

Экспериментальное исследование на выявление подростками склонности к бродяжничеству

Анализируя полученные данные, мы можем выделить 3 человека из параллели, которых заносим в группу «риска», по склонности к бродяжничеству. Для того чтобы построить дальнейшую работу по профилактике бродяжничества с этими детьми, необходимо было выяснить предпосылки возникновения этих проблем. Мы провели беседу с классными руководителями, для выяснения личностных качеств этих подростков и факторов окружающей среды и что мы получили:

В работе с данным типом следует выяснить причины жестокости в поступках трудного подростка. Всесторонне изучить самого подростка, выявить его увлечение, интересы, аргументировано убедить подростка в том, что жестокость влияет на психику человека, развивает садистские потребности.

Отрицательная характеристика склонного к бродяжничеству воровству на воспитанника детского дома от воспитателя

2021-2021 «Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой — PEDSOVET.SU».
12+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-41726 от 20.08.2021 г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес редакции: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Адрес учредителя: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Учредитель, главный редактор: Пашкова Екатерина Ивановна
Контакты: +7-920-0-777-397, info@pedsovet.su
Домен: http://pedsovet.su/
Копирование материалов сайта строго запрещено, регулярно отслеживается и преследуется по закону.

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Рекомендуем прочесть:  Дополнительное соглашение 2 отменяет 1 трудового договра

Бродяжничество выражается в повторяющихся уходах из дома либо из школы, или другого детского учреждения

13 Значительно реже наступает III этап, когда уходы и бродяжничество становятся непреодолимыми, импульсивными, ребенок или подросток не в силах им противостоять, то есть этот этап истинно патологический. Начало третьего этапа обычно характеризуется нарастанием количества и длительности уходов, большинство из которых носят импульсивный, неконтролируемый характер. При возникновении третьего этапа склонность к бродяжничеству сохраняется и в зрелом возрасте. Здесь необходимы консультации специалиста-психиатра либо комплексное психиатрическое обследование. 13

15 1. Формирование банка данных детей и подростков, склонных к самовольным уходам, побегам 2. Диагностика проблем личностного и социального развития для уточнения социальных и психолого-педагогических особенностей каждого ребенка (использовать в работе апробированный и утвержденный пакет психолого-педагогической диагностики). 3. Разработка и утверждение программ социально-педагогической деятельности с ребенком, группой, общностью. По результатам диагностики психолог определяет суть проблемы или совокупности проблем, подбирает адекватные психолого-педагогические, социальные средства для их эффективного разрешения как индивидуально, так и в группах. Разрабатываются индивидуальные социально-педагогические программы с целью оказания своевременной социально-педагогической помощи и поддержки ребенку, находящемуся в социально опасном положении. Для решения проблем определенной группы подростков, выявленных в ходе диагностики, разрабатываются групповые программы. 4. Консультирование. консультирование лиц, заинтересованных в разрешении социально-педагогических проблем детей, склонных к самовольным уходам, побегам. С этой целью специалист проводит консультации для несовершеннолетних, родителей и лиц, их замещающих, учителей и других специалистов. 15

Психологическая характеристика детей с нарушениями поведения

Чувство неполноценности способствует появлению у некоторой части подростков аутических склонностей — болезненного состояния психики, характеризующегося сосредоточенностью на своих переживаниях, уходом в себя от реального внешнего мира. Подростки охотно остаются одни, особенно на природе, предпочитают занятия, не требующие общества — коллекционирование, рыбную ловлю, рисование, чтение. В фантазиях компенсаторного типа они представляют себя красивыми и сильными. Ряд поступков, внешне носящих асоциальный характер, например, немотивированные прогулы, попытки бродяжничества, также носят характер защитных реакций.

Преобладание аффективной возбудимости и двигательной расторможенностп проявляется у большинства этих подростков в чрезвычайной раздражительности, склонности к агрессивным разрядам. По незначительному поводу они могут бросить в учителя книгу или тетрадь, разорвать учебник, начать драку, нецензурно браниться.

Профилактика бродяжничества воспитанников с рекомендациями для персонала детского дома

Личностные качества воспитателя трудновоспитуемого ребенка: твердая воля, которая будет служить источником воли для ребенка с ослабленной или неустойчивой волей; настойчивость в своих требованиях, энергичность, активность, решительность, выдержка, строгость к своим словам, обещаниям, способность в этом быть постоянным примером для эмоционально-неустойчивого ребенка; тактика твердого, уверенного и в то же время терпеливого, бережного отношения, в том числе и для коррекции навязчивых мыслей, действий; живость, владение методом здорового смеха, умение заражать детей своим поведением, так как в любом доме должна царить радостная атмосфера.

Это рационально поставленный труд воспитанников – умственный и физический – и так же организованный досуг вызывают в ребенке удовлетворение от содержательно проведенного дня. Использование разных видов творческого, а не только шаблонного труда, проведение частых экскурсий, ближних и дальних, игр и спортивных мероприятий, посещение кружков, секций, участие в детских организациях соответственно возрасту позволяют отвлечь ребенка от его нездорового влечения и глубже вовлечь в нормальную детскую жизнь, организовав разнообразную жизнь с живыми и яркими впечатлениями, чтобы не было скучно, серо и однообразно. Метод воспитания через коллектив дает значительные результаты.

Скачать работу на тему: Внеклассное мероприятие профилактической направленности — В ХХІ век — без вредных привычек

. на формирование у воспитанников правовой культуры, с учетом особенностей этой категории учащихся; 3. разработать методические материалы по формированию правовой культуры у воспитанников Центра помощи детям, оставшихся без попечения родителей. Осуществление программы предусмотрено по следующим направлениям: 1. информационно-правовое направление включало в себя разработку и проведение занятий с .

. цель исследовательской работы достигнута. Также в ходе написания данной исследовательской работы была частично подтверждена гипотеза, а именно, то, что в процессе социально-педагогической профилактики детских краж эффективным направлением предотвращением воровства является информационно-просветительская деятельность, которая реализуется через заседания Совета профилактики школы и индивидуальные .

Отрицательная характеристика склонного к бродяжничеству воровству на воспитанника детского дома от воспитателя

Кража может быть способом мести не только родителям, но и другим людям. Например, ребенок может украсть вещь, которую он просил на время, но получил отказ: «Я у тебя просил, и ты не дал. Так вот тебе!». Такая месть может закрепиться и стать патологической привычкой. Чаще это происходит с детьми, которые не выражают, открыто свои обиды, негодования и т.п. Отрицательные эмоции требуют выхода и находят его в кражах и других подобных поступках (например, порче вещей обидчика).

По мнению Л.Б. Шнейдера для некоторых детей воровство является: а) случайным, противоречащим общей направленности личности; б) возможным с учетом общей неустойчивости личностной направленности, но ситуативным с точки зрения повода и ситуации; в) результатом общей отрицательной ориентации личности, обусловливающей выбор среды, времяпрепровождения и непосредственного варианта действий при наличии подстрекательства, примера асоциального поведения и т. п.) [55, с. 115].

Профилактика правонарушений и девиантного поведения, самовольных уходов воспитанников детского дома

— социализированное расстройство поведения. Оно отличается тем, что стойкое асоциальное (воровство, лживость, прогулы школы, уходы из дома, вымогательство, грубость и т.д.) или агрессивное поведение возникает у общительных детей и подростков. Часто они входят в группу асоциальных сверстников, но могут быть и в составе неделинквентной компании. С взрослыми, представляющими власть, отношения плохие;

Родственники только вначале радуются их возвращению из детского дома, родители их не принимают, не хотят, чтобы они жили с ними. Отношения с родственниками не складываются, дети опять остаются в одиночестве. Не имея опыта жизни в семье, они не представляют семейных отношений. Любой человек, который их пожалел, пригрел, кажется им сказочным героем, и сразу у них появляется надежда на то, что все будет хорошо. Они мало что могут предпринять самостоятельно. При получении отдельного жилья они не могут жить в одиночку, чаще всего уходят жить к друзьям, подругам. Довольно часто такие друзья и подруги живут тоже в неблагополучных семьях. Поэтому такие дети объединяются, проводят время вместе.

Профилактика бродяжничества среди воспитанников

Государственная политика нашей страны в последние годы направлена на значительное улучшение условий содержания детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях. В Непецинском детском доме-школе существуют воспитательные возможности, которых зачастую нет в относительно благополучных семьях: различные кружки и секции, возможность летом отдыхать в хороших пансионатах и детских оздоровительных лагерях, в том числе на морском побережье. Наши воспитанники не один раз выезжали в качестве туристов в страны Европы. Условия проживания приближены к домашним: дети живут группами по 8-10 человек, в 1-2-местных комнатах. С детьми работают опытные педагоги-профессионалы. Но, тем не менее, проблема самовольного ухода воспитанника из детского дома актуальна. Заметим, что не все дети склонны к таким поступкам. И нечасто бывают случаи самовольного ухода.

Обратимся к особенностям детей, воспитывающихся вне семьи. Недостаток общения с любящим взрослым человеком накладывает свой отпечаток на принципы общения детей-сирот с другими людьми. Эти дети, недолюбленные, нежеланные или не любимые вообще, испытывают органическую потребность в тактильных контактах. Дефицит такого общения приводит к тому, что дети с легкостью вступают в контакт с чужими незнакомыми людьми (И.В. Дубровина, А.Г. Рузская). Покидая самовольно детский дом, ребенок не испытывает страха перед улицей, он полагает, что за пределами учреждения будет так же безопасно.

Работа социального педагога по профилактике бродяжничества среди детей и подростков

.Прихожан, Н.Н. Толстых, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин, А.Адлер, М.Мид, Г.С.Салливен, С.Холл, А.Фрейд, Э.Эриксон, К.Юнг и др.); положение отечественных исследователей о значимости других в становлении и развитии личности ребенка-сироты (И.В. Дубровина, Т.В.Драгунова, В.П.Зинченко, М.И.Лисина, В.С.Мухина, А.М.Прихожан, А.Г. Рузская, Н.Н. Толстых, Д.Б.Эльконин и др.). Методы исследования: теоретический анализ и синтез психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, моделирование, наблюдение за педагогическим процессом, беседа, тестирование, анкетирование, систематизация материалов исследования. На защиту выносятся следующие положения: 1. Профилактика бродяжничества детей и подростков будет наиболее эффективна, если разработана и реализуется в системе организации учебно-воспитательной деятельности программа социально-педагогической работы по формированию положительного опыта социального поведения, навыков общения и взаимодействия с окружающими людьми. Эффективность процесса профилактики бродяжничества в среде детей и подростков зависит от степени включенности педагогического коллектива образовательного учреждения, родителей, авторитетных взрослых, общественности в решение данной социально-педагогической проблемы. Успешность реализации программы по профилактике бродяжничества среди детей и подростков зависит от того, насколько возможно будет поддерживать мотивацию представителей молодежи к процессу самовоспитания. 4. Цель социально-педагогической работы заключается в обеспечении каждого ребенка эмоциональной теплотой, возвращении школьного детства, восстановлении социального статуса подростка, обеспечении социальной адаптации в обществе и социализации в целом. Элемент научной новизны и теоретическая значимость работы видится в том, что проанализировано содержание и раскрыта социально-педагогическая направленность воспитательных воздействий в процессе профилактики бродяжничества в среде детей и подростков; установлены основные факторы, определяющие эффективность профилактической деятельности. Практическая значимость работы заключается в том, что предложена и апробирована программа и разработаны социально-педагогические технологии профилактики бродяжничества в среде детей и подростков, что позволило своевременно организовать соответствующую работу с молодежью в условиях общеобразовательного учреждения. Материалы и результаты, полученные в ходе исследования, можно использовать в практике социального педагога по работе с детьми и подростками. Также эти материалы могут быть востребованы родителями в процессе воспитания подростков. Результаты исследования имеют практический интерес для специалистов, работающих с детьми и молодежью. Надежность и достоверность результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью исследования, применением комплекса методов, адекватных предмету, целям и гипотезе исследования, сочетанием количественного и качественного анализа данных. База исследования: . Средняя общеобразовательная школа № . Г. Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра социальной работы и социальной педагогики Выпускная квалификационная (дипломная) работа Специальность «Социальная педагогика» РАБОТА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БРОДЯЖНИЧЕСТВА СРЕДИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ Москва 2021 СОДЕРЖАНИЕВведение Глава I. ДЕТСКОЕ БРОДЯЖНИЧЕСТВО И БЕСПРИЗОРНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА 1.1 Историко-ретроспективный контекст профилактики бродяжничества в России 1.2 Причины детского бродяжничества и беспризорности 1.3 Проблемы профилактики беспризорности и бродяжничества несовершеннолетних (нормативно-правовой и социально — реабилитационный аспекты) Выводы по первой главе Глава II. РАБОТА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БРОДЯЖНИЧЕСТВА СРЕДИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ 2.1 Особенности взаимодействия школы и семьи в преодолении склонности подростков к бродяжничеству 2.2 Особенности работы социального педагога с родителями по преодолению бродяжничества в среде подростков 2.3 Социально – педагогические технологии работы с подростками, подверженными бродяжничеству 2.4 Рекомендации по профилактике бродяжничества среди детей и подростков в условиях образовательного учреждения Выводы по второй главе ЗАКЛЮЧЕНИЕ CПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЯ ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования. В России, переживающей в настоящее время глубокие трансформационные процессы и последствия осуществления рыночных реформ, растут масштабы социального сиротства несовершеннолетних, жестокого обращения с ними. Массовый характер приобретают попрошайничество, нищенство, безнадзорность детей — социальные факторы, игнорировать которые чрезвычайно опасно. Беспризорные дети и подростки бродяжничают, занимаются мелким воровством, попрошайничеством, приобщаются к употреблению спиртных напитков, наркотических и токсических веществ, проституции, совершают противоправные действия. Проблема бродяжничества рассматривается современными авторами (Мирсагатова М.Н., В.С.Мухина, Е.Г.Слуцкий и др.) прежде всего применительно к молодежной среде. При этом сам термин &quo ;бродяжничество&quo ; часто выступает как рядоположенный с терминами &quo ;беспризорность&quo ; и &quo ;безнадзорность&quo ; и, более того в неразрывной связке с последними (А. В. Глаголева). Подобный подход совершенно оправдан при изучении социальных и социально-педагогических аспектов данных явлений. Однако, если говорить о специфической социально-психологической реальности, именно &quo ;бродяжничество&quo ; выступает в данном случае родовым понятием. В этом смысле беспризорность и безнадзорность можно рассматривать как социальные факторы, провоцирующие бродяжничество и в то же время выступающие в качестве одних из возможных его следствий. Совершенно не случайно бродяжничество является актуальной проблемой и объектом социально-педагогических исследований во многих странах Западной Европы и в США, где в значительной степени отсутствуют или минимизированы социальные и экономические причины беспризорности и безнадзорности, актуальные для современной России. Отсутствие должного ухода содержания, пренебрежение интересами и потребностями развивающейся личности в достаточно большом количестве семей не только создает реальную угрозу психическому, физическому, нравственному развитию ребенка, но и обуславливает рост числа детей и подростков, покинувших родительский дом и оказавшихся в неблагонадежных компаниях.

Рекомендуем прочесть:  Как узнать что земля в муниципальной собственности или государственная собственность на которую не разграничена

Социально-педагогическая работа с подростками склонными к бродяжничеству

Законодательством ребенку предоставляется право выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного административного разбирательства. Мнение ребенка имеет большое значение в решении вопросов лишении родительских прав, передачи на воспитание одному из родителей, при определении места его проживания и т.д.

IV. Данные непосредственного наблюдения. Особенности поведения; отношение к товарищам и взрослым; отношение к учебе; наличие конфликтов со сверстниками и их характер; участие в общественной деятельности; на воскресниках, на стройках, в трудовых бригадах.

Программа по профилактике правонарушений, преступлений и самовольных уходов воспитанников «Вектор жизни»

Особенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих отягощающие факторы становления, наследственную патологию, многочисленные отклонения, заложенные еще в раннем возрасте, обуславливают необходимость проведения с ними активной профилактической работы по предупреждению правонарушений, преступлений и самовольных уходов.
Профилактическая работа – процесс сложный, многоаспектный и продолжительный во времени. В деятельности по предупреждению центр тяжести переносится на раннюю профилактику. Основой ранней профилактики является создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей, своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у детей определенного возраста. Значение ранней профилактики определяется тем, что при правильной организации она более эффективна и экономична по сравнению с другими уровнями профессиональной деятельности, так как направлена на предотвращение или устранение относительно слабых общественных изменений личности подростков, не ставших еще устойчивыми. При условии своевременного проведения она может дать значительные положительные результаты и тем самым исключить необходимость применения более суровых мер, в том числе и уголовно-правового характера.
Детский дом обладает возможностью для проведения профилактической работы, в частности он имеет возможность влиять на развитие личности ребенка. Анализ состава детского контингента показывает, что в них больше половины поступающих составляют дети из неблагополучных семей, чьи родители ведут асоциальный образ жизни, ненадлежащим образом исполняют свои родительские обязанности. Дети из таких семей нуждаются в участии и поддержке со стороны государства. Отрицательный микроклимат в неблагополучных семьях создает объективные предпосылки для появления асоциального поведения. У детей из неблагополучных семей, в силу их повышенной внушаемости, эмоционально-волевой неустойчивости, имеется повышенная склонность к возникновению социально отрицательных форм поведения, как сквернословие, хулиганские поступки, бродяжничество, а также курение и употребление алкоголя.
У этих детей отмечаются раздражительность, эмоциональная неустойчивость, тревожность, агрессивность и негативизм. В целом их поведение непредсказуемо. Характерной особенностью является то, что такие дети не признают своих отрицательных эмоций в связи с неправильным поведением, и поэтому у них с трудом формируются адекватные формы социального поведения.
Девиантное поведение — один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (семейных, школьных) и малых половозрастных социальных групп. То есть
этот тип поведения можно назвать антидисциплинарным. Типичными проявлениями девиантного поведения являются ситуационно обусловленные детские и подростковые поведенческие реакции, такие как: демонстрация, агрессия, вызов, самовольное и систематическое отклонение от учебы или трудовой деятельности; систематические уходы из дома и бродяжничество, пьянство и алкоголизм детей и подростков; ранняя наркотизация и связанные с ней асоциальные действия; антиобщественные действия сексуального характера; попытки суицида.
Делинквентное поведение, в отличие от девиантного, характеризуется как повторяющиеся асоциальные проступки детей и подростков, которые складываются в определенный устойчивый стереотип действий, нарушающих правовые нормы, но не влекущих уголовной ответственности из-за их ограниченной общественной опасности или недостижения ребенком возраста, с которого начинается уголовная ответственность.
Выделяются следующие типы делинквентного поведения:
• агрессивно-насильственное поведение, включая оскорбления, побои, поджоги, садистские действия, направленные, в основном, против личности человека;
• корыстное поведение, включая мелкие кражи, вымогательство, угоны автотранспорта и другие имущественные посягательства, связанные со стремлением получить материалы выгоду.
Делинквентное поведение выражается не только во внешней поведенческой стороне, но и во внутренней, личностной, когда у подростка происходит деформация ценностных ориентаций, ведущая к ослаблению контроля системы внутренней регуляции.
Криминальное поведение определяется как противоправный поступок, который по достижению возраста уголовной ответственности служит основанием для возбуждения уголовного дела и квалифицируется по определенным статьям уголовного кодекса. Криминальному поведению, как правило, предшествуют различные формы девиантного и делинквентного поведения. Негативные формы девиаций являются социальной патологией: пьянство и алкоголизм, бродяжничество, токсикомания и наркомания, проституция, суицид, правонарушения и преступность. Они дезорганизуют систему нравственных и правовых норм поведения, подрывают ее основы и наносят значительный ущерб, в первую очередь, личности самого подростка. Необходимость в регулировании поведения людей всегда будет
оставаться актуальной, так как существует неразрешимое противоречие между потребностями человека и возможностями их удовлетворения. Стремление к удовлетворению материальных или духовных потребностей
является тем внутренним мотивом, который побуждает людей с недостаточно развитой социальной ориентацией к поступкам и действиям, не соответствующим общепринятым нормам поведения. Также факторами
отклоняющегося поведения могут стать психологическая невосприимчивость личности к установленным обществом социальным нормам или генетическая предопределенность отклонения.
В зависимости от типа нарушаемой нормы отклоняющееся поведение классифицируется по следующим характеристикам:
• видам преступления (уголовные, административные) и аморальных
поступков (пьянство, проституция);
• уровню или масштабности отклонения, когда принято говорить об
индивидуальном или массовом отклонении;
• внутренней структуре отклонения, когда отклонение связывают с
принадлежностью к той или иной социальной группе, половозрастными особенностями;
• ориентированности отклонения на внешнюю среду (семейные
ссоры, насильственные преступления и др.) или на самого себя
(суицид, алкоголизм и др.).
Основные причины девиантного поведения подростков.
Отклоняющееся поведение имеет сложную природу, обусловленную самыми разнообразными факторами, находящимися в сложном взаимодействии и взаимовлиянии: наследственности, среды, воспитания, собственной практической деятельности человека.
Основные факторы, обуславливающие девиантное поведение несовершеннолетних:
1. Биологические факторы выражаются в существовании неблагоприятных физиологических или анатомических особенностей организма ребенка, затрудняющих его социальную адаптацию. К ним относятся:
• генетические, которые передаются по наследству. Это могут быть
нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, телесные пороки, повреждения нервной системы. Данные поражения дети приобретают, как правило, еще во время беременности матери в силу неполноценного и неправильного питания, употребления ею алкогольных напитков, наркотиков, курения;
• психофизиологические, связанные с влиянием на организм человека психофизиологических нагрузок, конфликтных ситуаций, химического состава окружающей среды, новых видов энергии, приводящих к различным соматическим, аллергическим, токсическим заболеваниям;
• физиологические, включающие в себя дефекты речи, внешнюю непривлекательность, недостатки конституционно-соматического склада человека, которые в большинстве случаев вызывают негативное отношение со стороны окружающих, что приводит к искажению системы межличностных отношений ребенка в среде сверстников, коллективе.
2. Психологические факторы, в которые включаются наличие у ребенка психопатологии или акцентуации (чрезмерное усиление) отдельных черт характера. Эти отклонения выражаются в нервно-психических заболеваниях, психопатии, неврастении, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обусловливающих неадекватные реакции подростка. Дети с явно выраженной психопатией, которая является отклонением от норм психического здоровья человека, нуждаются в помощи психиатров.
3. Социально-педагогические факторы выражаются в дефектах школьного, семейного или общественного воспитания, в основе которых лежат половозрастные и индивидуальные особенности развития детей, приводящих к отклонениям в ранней социализации ребенка в период детства с накоплением негативного опыта; в стойкой школьной неуспешности ребенка с разрывом связей со школой (педагогическая запущенность), ведущей к несформированности у подростка познавательных мотивов, интересов и школьных навыков. Такие дети, как правило, изначально бывают плохо подготовлены к школе, негативно относятся к домашним заданиям, выражают безразличие к школьным оценкам, что говорит об их учебной дезадаптации.
4. Социально-экономические факторы включают социальное неравенство; расслоение общества на богатых и бедных; обнищание значительной массы населения, ограничение социально приемлемых способов получения достойного заработка; безработицу; инфляцию.
5. Морально-этические факторы проявляются, с одной стороны, в
разрушении ценностей, в первую очередь духовных, падении нравов; с другой — в нейтральном отношении общества к проявлениям девиантного поведения.

Авторы- составители:
Е.П. Малахова, заместитель директора по учебно – воспитательной работе ГКООУ «Санаторный детский дом №12» г. Ставрополь;
Н.Л. Сухенко, заместитель директора по здоровьесберегающим педагогическим технологиям ГКООУ «Санаторный детский дом №12» г. Ставрополь;
Н.Л. Остроухова, методист по социально- психолого- коррекционной работе ГКООУ «Санаторный детский дом №12» г. Ставрополя
М.А. Старикова, социальный педагог ГКООУ «Санаторный детский дом №12» г. Ставрополь.
Т.В. Юхина , социальный педагог ГКООУ «Санаторный детский дом №12» г. Ставрополь.
И.В. Евсеева, юрисконсульт ГКООУ «Санаторный детский дом №12» г. Ставрополь.

Мария Викторовна
Отвечаем только на юридические вопросы. Задавайте или через формы или в комментариях. Совокупный опыт более 35 лет.
Оцените автора
ЗаконПравит — Консультируем по юридическим вопросам