Образование земельных участков при изъятии

Содержание

Изъятие земельных участков: основания, порядок, консультация юриста

  1. Сохранению почвы и ее плодородия.
  2. Защите земли от ветровой и водной эрозии, подтопления, селей, вторичного засоления, заболачивания, уплотнения, иссушения, загрязнения химическими и радиоактивными соединениями, захламления отходами и прочих негативных факторов, вызывающих ее деградацию.
  3. Охране сельскохозяйственных территорий от заражения вредителями растений, зарастания сорняками, мелколесьем и прочего ухудшения состояния.
  4. Устранению последствий загрязнений, биогенного в том числе, а также захламления земель.
  5. Обеспечению сохранения надлежащего уровня мелиорации.
  6. Рекультивации, восстановлению плодородия, своевременному вовлечению наделов в оборот.

Если собственник не соблюдает требования рационального землепользования, участок может быть изъят. К нарушениям предписаний законодательства, в частности, относят эксплуатацию надела не в соответствии с целевым назначением, деятельность, вызывающую существенное снижение плодородия почвы или ухудшение экологической обстановки на местности. Использование земель практически всегда сопровождается негативным влиянием на ее естественные свойства. В этой связи владельцы, арендаторы и пользователи должны исполнять экологические требования. В соответствии со ст. 42 ЗК, субъекты обязаны использовать наделы согласно их целевому назначению, а также принадлежности к той либо иной категории. При этом допускаются только такие способы эксплуатации территории, которые не причиняют ущерб окружающей среде. ФЗ № 101 регламентирует мероприятия по обеспечению плодородия территорий сельскохозяйственного назначения. В соответствии с нормативным актом, для производства с/х продукции должны использоваться способы, исключающие либо снижающие негативное влияние на окружающую среду.

Изъятие земельных участков у граждан: новый порядок – новые проблемы

После установления всех лиц, имеющих права на изымаемый земельный участок, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления принимает решение об изъятии. В нем должны быть указаны изымаемые земельные участки, расположенные на них объекты недвижимости, а также цель изъятия и реквизиты документов, в соответствии с которыми оно осуществляется (п. 4 ст. 56.6 Земельного кодекса РФ). Если решение об изъятии принимается на основании ходатайства, указывается также организация, его подавшая. В течение 10 дней после принятия решения об изъятии уполномоченный орган доводит его до сведения заинтересованных лиц: размещает на своем официальном сайте и в печатных СМИ, направляет копию в Росреестр, правообладателям изымаемой недвижимости и в организацию, подавшую ходатайство об изъятии (п. 10 ст. 56.6 Земельного кодекса РФ). Правообладатель изымаемой недвижимости считается уведомленным о принятом решении об изъятии со дня получения его копии, со дня возврата отправителю заказного письма, или со дня направления письма на электронную почту (а если нет сведений о месте его проживания или адресе «электронки» – то со дня опубликования решения об изъятии).

При определении размера возмещения не подлежат учету объекты недвижимого имущества и их неотделимые улучшения, расположенные на изымаемом земельном участке и произведенные вопреки разрешенному использованию или условиям договора. Кроме того, стоимость объектов, строительство которых начато после уведомления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, также не будет возмещена (п. 2, п. 8 ст. 56.8 Земельного кодекса РФ).

ПОРЯДОК ИЗЪЯТИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА, В ТОМ ЧИСЛЕ ЧАСТИ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА, ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД

Согласно ст. 279 Гражданского кодекса Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные принимать решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, порядок подготовки и принятия этих решений определяются федеральным земельным законодательством.

Решение федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок. Собственник земельного участка должен быть извещен о произведенной регистрации с указанием ее даты.

Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд

прекращения права оперативного управления или права хозяйственного ведения на объекты недвижимого имущества, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и расположенные на изымаемом земельном участке, либо досрочного расторжения договора аренды или договора безвозмездного пользования такими объектами недвижимого имущества;

Условия соглашения об изъятии недвижимости указаны в ст. 56 9 ЗК РФ. Соглашение заключается с каждым владельцем земельного участка и объекта недвижимого имущества. Если лицу, с которым заключается соглашение, принадлежат земельный участок и объект недвижимого имущества на нем, то соглашение об изъятии недвижимо-

Могут ли изъять землю при неиспользовании? Ответ юриста

Гражданин Н., имеющий участок площадью 2 га, был признан виновным в совершении уголовного преступления. В качестве наказания, наряду с тюремным заключением, суд избрал конфискацию имущества. Земля, ранее принадлежавшая Н., перейдёт в федеральную собственность и/или будет продана во время аукциона.

В случае игнорирования положений федерального земельного законодательства местная администрация имеет право изъять землю. Причём лишиться своей недвижимости может не только пользователь, но и собственник участка.

Проблемы определения убытков при изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд

Для справедливого возмещения убытков необходимо провести оценку земельного участка и недвижимого имущества, подлежащего изъятию в связи с изъятием участка. Оценка земельного участка должна осуществляться в соответствии с ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Статья 8 этого Федерального закона установила: проведение оценки объектов оценки является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, в том числе при выкупе или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации изъятии имущества у собственников для государственных или муниципальных нужд.

Формой такого соглашения должен быть договор о выкупе земель для государственных или муниципальных нужд, форму которого целесообразно утвердить специальным постановлением Правительства РФ1 1) Абова, Т.Е. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ части второй (постатейный) / под ред. Т.Е. Абовой, А.Ю. Кабалкина. М.: Юрайт. 2021. С.120.).

ИЗЪЯТИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД: ПРОБЛЕМЫ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ

Статья 49 ЗК РФ закрепляет случаи, в которых возможно изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Статья 55 ЗК РФ устанавливает, что принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда. Статья 57 ЗК РФ также определяет, что порядок возмещения убытков собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков или ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц определяется Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 7 мая 2021 г. N 262 были утверждены соответствующие Правила (далее – Правила возмещения убытков).

На основании изложенного Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ пришла к выводу, что допущенные судом нарушения норм материального и процессуального права являются существенными и непреодолимыми, в связи с чем могут быть исправлены только посредством отмены судебных постановлений. Судебная коллегия сочла, что решение Сафакулевского районного суда Курганской области от 29 января 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 9 апреля 2021 г. нельзя признать законными, они подлежат отмене, а дело – направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Лекция 4

Данный вывод подтверждается и судебной практикой. Так, Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа было установлено следующее. Как следует из материалов дела, общество по договору купли-продажи приобрело у ООО «Центральный» нежилое строение – кафе «Лакомка», находящееся в г. Краснодаре, в сквере по ул. Мира / Рашпилевская, ул. Орджоникидзе / Октябрьская. 2 сентября 2021 года глава муниципального образования г. Краснодар принял постановление № 2724 «Об изъятии для муниципальных нужд земельных участков по ул. Октябрьской / ул. им. Орджоникидзе в Западном внутригородском округе города Краснодара» (далее — постановление № 2724). 30 января 2021 года глава муниципального образования г. Краснодар принял постановление № 233 о внесении изменений в постановление № 2724, которым основания – муниципальные нужды «инженерные и транспортные сооружения местного значения» заменены на – «автомобильные дороги местного значения». Как установил апелляционный суд, согласно проекту планировки центральной части г. Краснодара, утвержденному постановлением главы администрации от 18 марта 2021 года № 815, на спорном земельном участке предполагается размещение зеленых насаждений общего пользования, а не размещение автостоянки либо дороги местного значения. При этом проект планировки центральной части города утвержден после принятия администрацией оспариваемого акта. В деле отсутствует генеральный план города (его часть), в котором была бы обозначена запланированная дорога (автостоянка).

Так, ФАС Северо-Кавказского округа отказал в иске ЗАО «Компания Дерменджи» о признании незаконным решения департамента об отказе в изъятии земельных участков и обязании устранить допущенные нарушения путем подготовки правового акта по изъятию и предоставлению земельных участков обществу, так как земельные участки необходимы не для муниципальных нужд, а для удовлетворения интересов общества (коммерческой организации), связанных с возведением на этих участках жилых многоквартирных домов (п. 1 ст. 49 ЗК РФ) [188] . Позиция судебных инстанций состоит в том, что строительство многоквартирных жилых домов не отвечает принципу исключительности, который является одним из главных признаков государственных или муниципальных нужд [189] .

Практика принудительного изъятия земельного участка в судебном порядке

  • Вопрос заключается в том, что при проведении процедуры изъятия земельного участка, который еще не сформирован, устанавливаются упрощенные нормы формирования участков земли, получаемых при делении территории собственника на часть, которую применяет муниципалитет под свои нужды, и часть, которая остается в собственности владельца земли. Это приводит к тому, что владелец земли заранее может рассчитать возможную сумму компенсации при изъятии его участка. Однако, такой путь развития законодательства в данной теме может привести к постепенному стиранию границ между частным земельным и публичным интересом;
  • Тенденция принятия новых законов, регулирующих процесс изъятия земельных участков у собственников с продуманной системой регулирования данного вопроса в соответствии с конкретными основаниями. Суть развития такого направления законотворческой деятельности заключается в формировании единой системы осуществления изъятия земельных участков, которая направлена на обеспечения правообладателей гарантиями возмещения ущерба.

На основании дел по изъятию участков земли у граждан и юридических лиц в пользу государственных структур по решению арбитражных судов и судов общей юрисдикции ВС РФ принял решение обобщить все материалы дел по данному вопросу.

Статья 32 ЖК РФ

11. В случае, если в отношении территории, на которой расположен многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, принято решение о развитии застроенной территории в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, орган, принявший решение о признании такого дома аварийным, обязан предъявить к собственникам помещений в указанном доме требование о его сносе или реконструкции и установить срок не менее шести месяцев для подачи заявления на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию указанного дома. В случае, если собственником или собственниками многоквартирного дома в течение установленного срока не будет подано в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке заявление на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию такого дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, и жилые помещения в указанном доме подлежат изъятию для муниципальных нужд в соответствии с частью 10 настоящей статьи.

1. Жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Изъятие земельного участка, который предстоит образовать

1. Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:
1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;
2) проектная документация лесных участков;
(пп. 2 в ред. Федерального закона от 29.06.2021 N 206-ФЗ)

3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
2. Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
3. Исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков:
1) из земельного участка, предоставленного для комплексного освоения территории;
2) из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства либо для ведения дачного хозяйства иным юридическим лицам;
3) в границах территории, в отношении которой в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности заключен договор о ее развитии;
4) в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами;
5) для строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения.
(в ред. Федерального закона от 13.07.2021 N 252-ФЗ)

Основания изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд

Стоит отметить, что Земельный кодекс РФ, четко регламентирует порядок изъятия участка путем выкупа. В частности, в нем прописаны все ключевые случаи, когда может быть осуществлено данное правомочие со стороны государственной власти:

В частности, вышеуказанный Кодекс, а именно ст. 55, фиксируют, что изъятие участков для государственных или муниципальных нужд может быть осуществлено только при соблюдении условия равноценного возмещения рыночной стоимости земельного участка по решению судебной инстанции. Таким образом, основополагающим условием для принудительного изъятия земельного участка у собственника признается выкуп.

Образование земельных участков при изъятии

Земельное законодательство предоставляет гражданам ряд гарантий, в виде денежной компенсации или иных способов возмещения ущерба, причиненного изъятием земель в пользу муниципалитета или государства.

  1. После вынесения решения об изъятии, распорядитель территории получает соответствующее уведомление.
  2. Производится регистрация акта об изъятии, что фактически представляет собой обременение, наложенное на территорию.
  3. В том случае, если владелец удовлетворен предложенными условиями оплаты, между сторонами заключается соглашение, которое в дальнейшем служит основанием для регистрации прав собственности на участок в отношении муниципалитета или государства.
  4. Когда собственник имеет возражения относительно условий компенсации, он обращается в суд с исковым заявлением. Решение суда, вынесенное по данному обращению, и будет служить основанием для регистрации.

Изъятие земельных участков

Эксперты отмечают, что ряд коммерсантов, которые когда-то выкупили участки по бросовым ценам, используют их как пассивный актив и не ведут хозяйственной деятельности. Чаще всего они просто ждут, пока земля подорожает, чтобы затем перепродать ее.

Документ позволит сократить сроки изъятия земельных участков, неиспользуемых по целевому назначению, за счет исключения необходимости органами Россельхознадзора подтверждать факт неиспользования таких земельных участков в течение трех лет с момента выявления такого факта. Исключение составят случаи смены собственника такого земельного участка до момента установления факта неиспользования земельного участка, за которым сохраняется один год на освоение земельного участка.

Статья 10

3. Принудительное отчуждение земельного участка для муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения рыночной стоимости земельного участка на основании решения суда.

6. При расчётах размеров возмещения убытки собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков определяются с учётом стоимости их имущества на день, изъятия земельного участка.

Образование земельных участков при изъятии

Аналогичным образом формулируется понятие муниципальных нужд, когда товары, работы и услуги для муниципальных заказчиков обеспечиваются из средств местных бюджетов и внебюджетных источников. В основе финансирования лежат вопросы и целевые программы местного значения.

Изъятие, таким образом, представляет собой «частично административный» вариант передачи частной собственности на землю в государственную (или муниципальную собственность). При этом вступают в силу нормы земельного, жилищного и гражданского законодательства Российской Федерации.

Рекомендуем прочесть:  Льготы пенсионерам налог на транспорт в саратове
Мария Викторовна
Отвечаем только на юридические вопросы. Задавайте или через формы или в комментариях. Совокупный опыт более 35 лет.
Оцените автора
ЗаконПравит — Консультируем по юридическим вопросам