Нормыдефинции конституция рф

Основы конституционного строя РФ

Равноправие субъектов РФ впервые закреплено действующей Конституцией. Часть 1 ст. 5 дает полный перечень видов субъектов РФ: республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа. Основой равноправия субъектов РФ является конституционно закрепленное равенство их во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Вместе с тем это положение является программным. Фактического равенства субъекты РФ не достигли, о чем свидетельствует процесс заключения двусторонних договоров о разграничении полномочий между значительной частью субъектов РФ и федеральными органами государственной власти.

Важным принципом формирования правового государства является установление гарантии местного самоуправлении. Конституция не закрепляет системы и видов органов местного самоуправления, так как они не входят в систему органов государственной власти, но указывает (в ст. 12) на самостоятельность местного самоуправления в пределах своих полномочий.

Структура и основное содержание Конституции РФ

В этих условиях вполне понятно, что глава 5 «Федеральное Собра­ние» как глава о парламенте страны, состоящем из двух палат — Госу­дарственной Думы и Совета Федерации, наделяет его весьма ограни­ченными функциями и правами: в основном функциями и правами представительного и законодательного органа. Его права по отноше­нию к правительству крайне незначительны. Государственная Дума, например, дает лишь согласие на назначение только Председателя Правительства. В главе 6 «Правительство Российской Федерации» оно рассматривается как орган, осуществляющий исполнительную власть. По указанным выше причинам оно также ограничено в своих полномо­чиях, особенно в связи с чрезвычайно широкими полномочиями Пре­зидента РФ.

Глава 7 «Судебная власть» устанавливает, что правосудие в РФ осуществляется только судом, а судебная власть — посредством кон­ституционного, гражданского, административного и уголовного судо­производства. Она закрепляет независимость, несменяемость и непри­косновенность судей. Здесь же речь идет о прокуратуре как единой централизованной системе во главе с Генеральным прокурором РФ.

Конституция РФ

6. Впредь до введения в действие федерального закона, устанавливающего порядок рассмотрения дел судом с участием присяжных заседателей, сохраняется прежний порядок судебного рассмотрения соответствующих дел.

До приведения уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации в соответствие с положениями настоящей Конституции сохраняется прежний порядок ареста, содержания под стражей и задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления.

Общая характеристика Конституции РФ

Правовая функция заключается в том, что Конституция является ядром правовой системы общества, вокруг нее располагаются нормы других отраслей права России. Такое центральное место Конституции обусловлено тем, что она решает наиболее важные для государства, общества и человека вопросы: политическая модель общества, система государственной власти, порядок формирования и механизм функционирования государственных органов, права и свободы человека и гражданина и др. Кроме этого Конституция России является базой для развития текущего законодательства. Поясним это положение на примере: статья 41 Конституции закрепляет право каждого на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Это положение служит базой для развития текущего законодательства в сфере здравоохранения, к которому относятся такие нормативно-правовые акты, как «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», «О медицинском страховании граждан в РФ», «Об обязательном медицинском страховании граждан в РФ», «О трансплантации органов и (или) тканей человека», «О донорстве крови и ее компонентов», «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» и др.

Конституция представляет собой основной закон России, который учреждает политическую форму существования общества, систему государственных органов, устанавливает порядок их формирования и способ функционирования, закрепляет права и свободы человека и гражданина. Действующая Конституция РФ была принята в результате общегосударственного референдума 12 декабря 1993 года. Она состоит из 2 разделов, 9 глав, 137 статей.

Порядок пересмотра, внесения поправок и изменения конституции РФ

Конституция РФ может быть пересмотрена (по сути это принятие нового текста Конституции РФ) только всенародным голосованием по проекту Конституции, который должен быть предварительно одобрен 2/3 голосов от числа членов специального Конституционного Собрания, организованного в связи с принятием нового текста Конституции. Если же проект, подготовленный конституционной комиссией, не получил на заседании Конституционного Собрания необходимого числа голосов в свою поддержку, он не может быть вынесен на референдум. Согласно ст. 135 Конституции РФ такая процедура изменения предусмотрена для гл. 1, 2, 9, где закреплены основы конституционного строя России, права и свободы личности и порядок принятия, изменения и внесения поправок в Конституцию.

Предложение о внесения поправок в Конституцию РФ могут внести следующие субъекты (ст. 134 Конституции РФ): 1) Президент РФ; 2) Совет Федерации либо его группа численностью не менее 1/5 его членов; 3) Государственная Дума либо ее группа численностью не менее 1/5 ее депутатов; 4) Правительство РФ; 5) законодательные (представительные) органы субъектов Федерации.

Статья 31 Конституции России

Положения Конституции РФ конкретизируются в текущем законодательстве. До принятия федерального закона порядок реализации права собираться мирно без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование определялся Указом Президента РФ от 25 мая 1992 г. «О порядке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования», а также нормативно-правовыми актами субъектов РФ*(125). В Указе Президента РФ было предусмотрено, что до урегулирования законом РФ порядка организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования следует исходить из положений Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г. Указом Президента РФ было также предписано, что до принятия соответствующего закона нормы Указа Президиума Верховного Совета СССР от 28 июля 1988 г. «О порядке организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций в СССР» на территории России применяются в части, не противоречащей упомянутой Декларации.

Рекомендуем прочесть:  Стоимость социальных услуг по видам социальных услуг

Закрепленное в Конституции РФ право предоставляет гражданам широкие возможности для выражения и обмена мнениями и убеждениями по самым разнообразным вопросам жизни государства и общества. Публичные мероприятия широко используются гражданами, партиями, общественными движениями, общественными организациями для решения различных проблем. Митинги и пикетирование активно используются профсоюзами и работниками различных отраслей народного хозяйства для предъявления органам государственной власти и местного самоуправления требований, в особенности касающихся улучшения жизненных условий, борьбы с преступностью и др. Публичные мероприятия имеют существенное значение при проведении предвыборных кампаний.

Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г

Конституция РФ принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года. Она состоит из преамбулы (определены ценности, занимающие ведущее положение во всей иерархии общественных ценностей, и цели, которые преследует Конституция) и двух разделов, первый из которых включает в себя 9 глав (137 статей). Второй раздел закрепляет заключительные и переходные положения (9 частей). Положения главы 1 Конституции составляют основы конституционного строя РФ. Никакие другие положения Конституции не могут противоречить основам конституционного строя РФ.

Согласно Федеральному конституционному закону от 21 марта 2021 г. N 6-ФКЗ в результате принятия в состав Российской Федерации Республики Крым с 18 марта 2021 г. образуются новые субъекты Российской Федерации — Республика Крым и город федерального значения — Севастополь

Конституционное право Российской Федерации

В нем освещаются институты конституционного права, которое формируется и развивается после принятия Конституции РФ 1993 г. Читатель получит знания обо всех новых законах, регулирующих права и свободы граждан, механизм государственной власти. Отличительной чертой данного учебника является стремление автора углубить теоретические знания по всем вопросам, а также ввести в учебный процесс практику Конституционного Суда РФ.

Содержание
Предисловие 12
Раздел I. Основы теории конституционного права 15
Глава 1. Понятие, роль и предмет конституционного права как отрасли права 15
§ 1. Понятие и роль 15
§ 2. Предмет 17
§ 3. Конституционное право или государственное право? Спор о терминах 20
§ 4. Социальная природа российского конституционного права 21
§ 5. Конституционно-правовые отношения и нормы 23
§ 6. Конституционное право и политическая система 27
Глава 2. Источники и система конституционного права 29
§ 1. Источники 29
§ 2. Система конституционного права 43
§ 3. Коллизии в конституционном праве 44
§ 4. Ответственность в конституционном праве 46
Глава 3. Исторические этапы развития конституционного права России и науки о нем 49
§ 1. Дореволюционное конституционное (государственное) право 50
§ 2. Тоталитарное конституционное (государственное) право 58
§ 3. Демократическое конституционное право 72
Раздел II. Конституция 76
Глава 4. Основы конституционной теории 76
§ 1. Конституция и государство 76
§ 2. Определение конституции и ее содержание 79
§ 3. Прямое действие конституции 85
§ 4. Виды конституций 86
§ 5. Конституции в федеративном государстве 88
§ 6. Соблюдение и охрана конституции 92
§ 7. Толкование конституции 97
Глава 5. Особенности принятия Конституции Российской Федерации 1993 года 101
§ 1. Необходимость смены Конституции 101
§ 2. Конституционная комиссия 104
§ 3. Конституционное совещание 107
§ 4. Развитие конституционного кризиса 108
§ 5. Референдум и выборы 12 декабря 1993 года 111
§ 6. Конституционное развитие после принятия Конституции 112
Раздел III. Основы конституционного строя 115
Глава 6. Гуманистические основы конституционного строя 115
§ 1. Понятие конституционного строя 115
§ 2. Человек, его права и свободы — высшая ценность 117
§ 3. Суверенитет народа 121
Глава 7. Конституционные характеристики Российского государства 127
§ 1. Демократическое государство 127
§ 2. Федеративное государство 130
§ 3. Правовое государство 132
§ 4. Социальное государство 136
§ 5. Светское государство 139
§ 6. Республиканская форма правления 141
Глава 8. Основы организации государственной власти и местного самоуправления 143
§ 1. Суверенитет Российской Федерации 143
§ 2. Разделение властей 148
§ 3. Органы государственной власти 151
§ 4. Местное самоуправление 154
Глава 9. Экономические и политические основы конституционного строя 156
§ 1. Принципы рыночной экономики 157
§ 2. Собственность 160
§ 3. Земля и другие природные ресурсы 163
§ 4. Идеологическое и политическое многообразие 167
§ 5. Общественные объединения 173
Раздел IV. Права и свободы человека и гражданина 1 7 8
Глава 10. Общие положения 178
§ 1. Учение о свободе 178
§ 2. Природа конституционных прав и свобод 180
§ 3. Права человека и права гражданина: в чем отличие? 183
§ 4. Международно-правовой базис прав человека 184
§ 5. Классификация прав и свобод 191
§ 6. Ограничения прав и свобод 192
§ 7. Равенство и равноправие 203
Глава 11. Личные права и свободы 206
§ 1. Право на жизнь 207
§ 2. Достоинство личности 211
§ 3. Право на свободу и личную неприкосновенность 215
§ 4. Право на частную жизнь 219
§ 5. Неприкосновенность жилища 223
§ 6. Национальная принадлежность 224
§ 7. Свобода передвижений и места жительства 226
§ 8. Свобода совести и вероисповедания 234
§ 9. Свобода мысли и слова 238
Глава 12. Политические права и свободы 240
§ 1. Свобода печати и информации 241
§ 2. Право на объединение 246
§ 3. Право на мирные собрания и публичные манифестации 253
§ 4. Право участвовать в управлении делами государства 255
§ 5. Право избирать и быть избранными 256
§ 6. Равный доступ к государственной службе 257
§ 7. Право участвовать в отправлении правосудия 258
§ 8. Право обращений 259
Глава 13. Экономические, социальные и культурные права 260
§ 1. Право на экономическую деятельность 262
§ 2. Право частной собственности 268
§ 3. Трудовые права и свободы 274
§ 4. Защита материнства, детства и семьи 280
§ 5. Право на социальное обеспечение 282
§ 6. Право на жилище 286
§ 7. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь 288
§ 8. Право на образование 289
§ 9. Свобода творчества 291
§ 10. Право на участие в культурной жизни 293
Глава 14. Конституционные гарантии прав и свобод 294
I. Общие гарантии прав и свобод человека и гражданина 295
§ 1. Защита прав и свобод — обязанность государства 295
§ 2. Самозащита прав и свобод 295
§ 3. Судебная защита 296
§ 4. Международная защита 297
§ 5. Возмещение вреда 298
§ 6. Неотменяемость прав и свобод 299
§ 7. Возраст 300
II. Конституционные гарантии правосудия 300
§ 1. Гарантии подсудности 301
§ 2. Право на юридическую помощь 302
§ 3. Презумпция невиновности 304
§ 4. Запрет повторного осуждения 304
§ 5. Недействительность незаконно полученных доказательств 305
§ 6. Право на пересмотр приговора 305
§ 7. Гарантия от самообвинения 305
§ 8. Права потерпевших от преступлений и злоупотребления властью 306
§ 9. Запрет обратной силы закона 307
Глава 15. Конституционные обязанности человека и гражданина 307
§ 1. Равенство обязанностей 308
§ 2. Соблюдение Конституции и законов 308
§ 3. Уважение прав и свобод других лиц 309
§ 4. Забота о детях и нетрудоспособных родителях 309
§ 5. Получение основного общего образования 310
§ 6. Забота о памятниках истории и культуры 310
§ 7. Уплата налогов и сборов 311
§ 8. Сохранение природы и окружающей среды 311
§ 9. Защита Отечества 312
Глава 16. Гражданство 314
§ 1. Понятие гражданства 314
§ 2. Двойное гражданство 318
§ 3. Гражданство и брак 319
§ 4. Приобретение гражданства 320
§ 5. Прекращение гражданства 325
§ 6. Государственные органы по делам гражданства 327
§ 7. Правовое положение иностранцев 327
§ 8. Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев 331
§ 9. Право на политическое убежище. Экстрадиция 333
Раздел V. Федеративное устройство 336
Глава 17. Общие положения 336
§ 1. Понятие и формы государственного устройства 336
§ 2. Исторические этапы российского федерализма 340
§ 3. Общая характеристика современного российского федерализма 346
Глава 18. Конституционно-правовой статус Российской Федерации 347
§ 1. Состав субъектов Федерации 348
§ 2. Территория Российской Федерации 351
§ 3. Государственный язык 353
§ 4. Таможенная, денежная и налоговая системы 355
§ 5. Предметы ведения Российской Федерации 356
§ 6. Предметы совместного ведения Федерации и ее субъектов 360
§ 7. Правовая система Российской Федерации 361
§ 8. Организация исполнительной власти. Федеральные округа 363
§ 9. Единая судебная власть и прокуратура 365
§ 10. Основания для федерального вмешательства в права субъектов Федерации 366
§ 11. Участие в межгосударственных объединениях. Содружество Независимых Государств 370
§ 12. Государственные символы и столица 373
Глава 19. Субъекты Российской Федерации 374
§ 1. Правовой статус субъектов Российской Федерации 374
§ 2. Особенности правового статуса республик 383
§ 3. Особенности правового статуса автономий 388
Раздел VI. О р г а н ы государственной в л а с т и в Российской Ф е д е р а ц и и 392
Глава 20. Общая характеристика органов государственной власти 392
§ 1. Понятие органа государственной власти 392
§ 2. Классификация органов государственной власти 395
§ 3. Федеральные органы государственной власти с особым статусом 399
Глава 21. Избирательная система и референдум Российской Федерации 403
§ 1. Значение выборов в демократическом государстве 403
§ 2. Понятие избирательной системы и избирательного права 405
§ 3. Система правовых актов о выборах и референдуме 407
§ 4. Принципы избирательного права (избирательной системы) 409
§ 5, Международно-правовые стандарты 414
§ 6. Проведение выборов (избирательный процесс) 417
§ 7. Референдум 434
§ 8. Особенности избирательных систем и референдума в субъектах Российской Федерации 446
Глава 22. Президент Российской Федерации 451
§ 1. Положение Президента Российской Федерации в системе органов государственной власти 451
§ 2. Порядок избрания Президента Российской Федерации. Прекращение его обязанностей 460
§ 3. Полномочия Президента Российской Федерации 468
Глава 23. Федеральное Собрание Российской Федерации 488
§ 1. Исторические корни принципа народного представительства 488
§ 2. Федеральное Собрание в системе органов государственной власти Российской Федерации 491
§ 3. Структура Федерального Собрания. Состав палат 495
§ 4. Порядок выборов депутатов Государственной Думы 499
§ 5. Формирование Совета Федерации 506
§ 6. Внутренняя организация палат. Регламенты 509
§ 7. Компетенция Федерального Собрания 530
§ 8. Порядок принятия федеральных законов 566
§ 9. Статус депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации 585
Глава 24. Правительство Российской Федерации 600
§ 1. Общая характеристика роли исполнительной власти 600
§ 2. Правительство Российской Федерации в системе органов государственной власти 603
§ 3. Состав, формирование и отставка Правительства Российской Федерации 611
§ 4. Компетенция Правительства Российской Федерации 623
§ 5. Порядок деятельности Правительства Российской Федерации 629
§ 6. Акты, издаваемые Правительством Российской Федерации 640
Глава 25. Судебная власть 645
§ 1. Общая характеристика организации и функций судебной власти 645
§ 2. Конституционно-правовой статус судей 657
§ 3. Конституционный Суд Российской Федерации 665
§ 4. Верховный Суд Российской Федерации 686
§ 5. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации 694
§ 6. Прокуратура Российской Федерации 700
Глава 26. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации 712
§ 1. Конституционно-правовые основы организации государственной власти субъектов Российской Федерации 712
§ 2. Органы исполнительной власти 721
§ 3. Органы законодательной власти субъектов Российской Федерации 730
§ 4. Органы судебной власти 740
Раздел VII. Местное самоуправление 742
Глава 27. Организация местного самоуправления 742
§ 1. Конституционно-правовые основы 742
§ 2. Органы и должностные лица местного самоуправления 754
§ 3. Формы прямого волеизъявления граждан 761
§ 4. Финансово-экономическая основа местного самоуправления 764
§ 5. Гарантии местного самоуправления 769
§ 6. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления 770
Раздел VIII. Конституционные поправки и пересмотр Конституции Российской Федерации 772
Глава 28. Общие положения 772
§ 1. Теоретические основы учредительной власти, правомочной изменять конституцию 772
§ 2. Порядок пересмотра и внесения поправок в Конституцию Российской Федерации 775
§ 3. Изменение состава Российской Федерации и наименований субъектов Российской Федерации 781

Рекомендуем прочесть:  Арест кассы предприятия судебными приставами

Шпоры для каждого! Информационные учебно-познавательные материалы

2. Высшая юридическая сила Конституции . Согласно статье 15 Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Высшая юридическая сила Конституции означает, что все законы и иные нормативные правовые акты должны соответствовать Конституции, в противном случае действуют нормы Конституции.

4. Особая охрана Конституции . В охране Конституции задействована практически вся система органов государственной власти. Президент РФ является гарантом Конституции. Конституционный Суд РФ проверяет конституционность ряда нормативных правовых актов, причём акты, признанные неконституционными, утрачивают силу.

Нормыдефинции конституция рф

Правительство Российской Федерации осуществляет свою деятельность на основе Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и нормативных указов президента Российской Федерации (статья 3 Закона «О Правительстве Российской Федерации»).

1) разрабатывает и представляет Государственной думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной думе отчёт об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной думой;

Гарант Конституции РФ — президент Российской Федерации

  • Определять основные векторы как внутренней, так и внешней политики.
  • Представлять РФ как в международном плане, так и внутри страны.
  • Назначать по согласию с Госдумой главу Правительства.
  • Председательствовать на заседаниях российского Правительства.
  • Принимать решение об отставке Правительства.
  • Как представлять перед Госдумой кандидатуру председателя ЦБ России, так и ставить вопрос об освобождении данного лица от должности.
  • Представлять Совету Федерации кандидатуры судей федеральных судов, Конституционного, Верховного.
  • Назначать и освобождать от должности зам. председателя Правительства, министров.
  • Формировать и возглавлять Совет безопасности РФ.
  • Утверждать военную доктрину государства.
  • Назначать и освобождать от должности своих полномочных представителей.
  • Назначать и освобождать от должности высшее командование ВС РФ.
Рекомендуем прочесть:  Какая семья в белоруссии считается малообеспеченной

Конституционный суд считался первым гарантом основного закона страны недолго. 16 июля 1992 года Б. Н. Ельцин заявил, что гарант Конституции — президент Российской Федерации. Т. е. не кто иной, как он сам. Данное утверждение было провозглашено на встрече с руководителями ведущих СМИ. Борис Николаевич также заверил слушателей, что, являясь гарантом Конституции, он лично будет противодействовать возвращению времен тотальной цензуры и делать все возможное для процветания свободы слова и печати.

Нормыдефинции конституция рф

Исполнение конституционных предписаний (в отли­чие от соблюдения) предполагает активную деятельность, предусмотренную основной нормой и направленную на достижение выдвинутых Конституцией целей. Эта форма осуществляется соответствующими субъектами в рамках конституционных и законодательных норм и имеет перво­степенное значение для государственных органов и долж­ностных лиц, так как связана с выполнением обязанностей и обязательств перед гражданами. Особая роль при этом при­надлежит Президенту РФ (ст. 80, 82 Конституции РФ).

= граждане обязаны выполнять конституционные обязан­ности. Также соответствующие обязанности несут прожи­вающие на российской территории иностранные граждане и лица без гражданства, кроме случаев, установленных фе­деральным законом или международным договором РФ.

Нормыдефинции конституция рф

Положения Преамбулы носят торжественно-декларативный характер. Несмотря на своеобразие юридических конструкций (в юридическом понимании положения Преамбулы не представляют собой конституционных норм и принципов), Преамбула имеет важное юридическое значение. Положения Преамбулы служат ориентиром для законодательной и исполнительной властей; закрепляют общие обязательства государства перед гражданами; имеют отправное значение для судебного толкования Конституции, в частности толкования Конституционным Судом РФ ряда принципов федерального устройства. Преамбула важна для отыскания права в случае обнаружения пробелов и противоречий в Конституции, а также при необходимости изменить или дополнить Конституцию, т.е. внести в нее поправки, при реализации конституционных споров и др.

Структура Конституции в России на разных этапах ее развития не была постоянной. В структуре отражались особенности господствующей идеологии, зрелость той или иной сферы общественных отношений, подготовленность их к правовому воздействию, процессы совершенствования юридической техники.

Юридические свойства и структура конституции РФ

Конституцию РФ правоведы рассматривают как основной источник права, поскольку она правоустанавливает базовые нормы всеобщего характера, которые посредует все остальное законодательство. Конституция, федеральные законы имеют верховенство на всей территории России. Конституция была одобрена 12.10.1993 на всероссийском референдуме. За конституцию проголосовало 58,43% избирателей, принявших участие в голосовании. В референдуме приняли участие 58 187 755 чел. В списки для голосования были включены 106 170 835 чел. Т.е. конституция РФ является диктатурой меньшинства, она легальна, но не легитимна.

Понятие конституция появилось в Древнем Риме. С латинского – «устанавливаю», «устраиваю». В императорскую эпоху термин конституция употреблялся во множественном числе для обозначения и характеристики всех нормативных актов, принятых Римом. В техническом смысле в средние века этим словом называли уставы монашеских орденов, хартии вольных городов… С конца 18 века термин конституцией стали применять только к основному закону гос-ва как писаному кодифицированному правовому акту, обладающем высшей юридической силой. Как понятие конституция рассматривается в формальном (набор правил) и материальном смыслах. В материальном смысле конституция представляет собой реальный порядок осуществления государственной власти и фактический объем реализуемых прав и свобод. Конституция РФ характеризуется содержательной широтой правоустановлений, охватывающих политические, экономические, идеологические 13-24, социальные 7 , национальные29, 69, культурные, духовные 28 отношения.

Мария Викторовна
Отвечаем только на юридические вопросы. Задавайте или через формы или в комментариях. Совокупный опыт более 35 лет.
Оцените автора
ЗаконПравит — Консультируем по юридическим вопросам