Как узнать в государственной или в муниципальной собственности находится участок реки

Содержание

ОБОРОТ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В ПРЕДЕЛАХ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ

ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В ПРЕДЕЛАХ ОСОБО
ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ
А.Ю. СЕМЬЯНОВА
Семьянова Анна Юрьевна
Начальник отдела нормативно-правового регулирования Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан. Специалист по дипломатическому и экологическому праву. Кандидат юридических наук.
Родилась 6 января 1974 г. в г. Казани. В 1996 г. окончила юридический факультет Казанского государственного университета.
Автор нескольких опубликованных статей по дипломатическому праву, методического пособия по экологическому праву, практических рекомендаций по регистрации прав на недвижимое имущество и т.д.
Земельный кодекс РФ посвятил отдельную статью (ст. 27) вопросу ограничения оборотоспособности земельных участков, которая гласит, что оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и Земельным кодексом РФ. Согласно п. 3 ст. 129 Гражданского кодекса РФ земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. Гражданский кодекс требует, чтобы объекты, изъятые из оборота, были прямо указаны в законе. Ограниченно оборотоспособные объекты определяются в порядке, установленном законом.
Формулировка подп. 1 п. 4 ст. 27 Земельного кодекса РФ не должна вызывать затруднений для правоприменения. Ею установлено, что из оборота изъяты земельные участки, занятые следующими находящимися в федеральной собственности объектами: государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных ст. 95 Кодекса). Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
В соответствии с п. 6. ст. 95 Земельного кодекса земли государственных заповедников, национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются на праве постоянного (бессрочного) пользования. Земельные участки в границах государственных заповедников и национальных парков не подлежат приватизации. В отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное (вредное) воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков. Национальные парки имеют исключительное право приобретения указанных земель.
Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, также не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Согласно подп. 1 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки: в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в п. 4 данной статьи.
Напомним, что в п. 4 речь идет о государственных природных заповедниках и национальных парках.
Для того чтобы определить, о каких земельных участках, ограниченных в обороте, идет речь, следует проанализировать нормы земельного законодательства и законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях.
В статье 94 Земельного кодекса РФ установлены признаки отнесения земель к землям особо охраняемых территорий.
К землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.
Согласно ст. 7 ЗК РФ земли особо охраняемых территорий и объектов — это самостоятельная категория земель.
Пункт 2 ст. 94 ЗК РФ делит земли особо охраняемых территорий на следующие виды:
1) особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов;
2) природоохранного назначения;
3) рекреационного назначения;
4) историко-культурного назначения;
5) иные особо ценные земли в соответствии с Земельным кодексом, федеральными законами.
Как видим, земли особо охраняемых природных территорий являются только одним из самостоятельных видов в категории земель особо охраняемых территорий и объектов.
Пункт 5 ст. 27 Земельного кодекса относит к землям, ограниченным в обороте, земельные участки именно в пределах особо охраняемых природных территорий, а также не занятые находящимися в федеральной собственности государственными природными заповедниками и национальными парками.
Что входит в понятия «земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий» и «земли особо охраняемых природных территорий» и чем они отличаются?
Во-первых, Земельный кодекс РФ разграничивает понятие земли и земельного участка. Земельный участок как объект земельных отношений — это часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке (ст. 6).
Понятие земель шире. Пункт 1 ст. 95 ЗК РФ конкретизирует, что к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов, территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, а также земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
Означает ли это, что земельные участки, расположенные в пределах (границах) названных земель, ограничены в обороте, и данный перечень себя исчерпывает?
Во-вторых, участки земли сами по себе являются одной из составляющих особо охраняемых природных территорий (см. также п. 1 ст. 95 ЗК РФ).
Однако в соответствии с п. 2 ст. 2 данного Закона Правительство РФ, соответствующие органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления могут устанавливать и иные категории особо охраняемых природных территорий (территории, на которых находятся зеленые зоны, городские леса, городские парки, памятники садово-паркового искусства, охраняемые береговые линии, охраняемые речные системы, охраняемые природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники и др.).
Таким образом, перечень категорий особо охраняемых природных территорий нельзя считать исчерпывающим. Неверен вывод о том, что в подп. 1 п. 5 ст. 27 ЗК РФ речь идет только о земельных участках в пределах особо охраняемых природных территорий, перечисленных в п. 1 ст. 95, т.к. земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий могут располагаться и на «иных категориях особо охраняемых природных территорий» без исчерпывающего перечня.
В-третьих, в п. 5 ст. 94 ЗК РФ предоставлено право Правительству РФ, соответствующим органам исполнительной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления устанавливать иные виды земель особо охраняемых территорий, не указав, куда они относятся, к землям какого вида в составе категории земель особо охраняемых территорий и объектов.
Земли особо охраняемых территорий — понятие более широкое, чем земли особо охраняемых природных территорий. Следовательно, не будет противоречием считать, что названные в п. 5 ст. 94 Земельного кодекса «иные виды земель особо охраняемых территорий» могут включать в себя и относиться в том числе к видам земель особо охраняемых природных территорий. С другой стороны, данные земли можно воспринять как самостоятельную разновидность земель особо охраняемых территорий, дополняющую перечень п. 2 ст. 94 Земельного кодекса. Если следовать такой логике, данные земли не могут считаться землями особо охраняемых природных территорий, т.к. те и другие являются самостоятельными видами земель особо охраняемых территорий.
Согласно ст. 3 ЗК РФ к отношениям по использованию и охране природных ресурсов, охране особо охраняемых природных территорий и объектов применяются соответственно законодательство об особо охраняемых природных территориях и объектах, специальные федеральные законы. К земельным отношениям нормы указанных отраслей законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.
Согласно п. 1 ст. 3 ЗК РФ земельные отношения — это отношения по использованию и охране земель в РФ как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Понятие отношений по охране особо охраняемых природных территорий и объектов установлено в преамбуле Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях». Данный Закон регулирует отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения.
Как видим, вопросы организации особо охраняемых природных территорий регулируются отношениями по охране особо охраняемых природных территорий и объектов.
Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
Исходя из вышеизложенного, ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах следующих особо охраняемых природных территорий: природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов, а также иных категорий особо охраняемых природных территорий, установленных Правительством РФ, соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.
Земельные участки, занятые государственными природными заповедниками и национальными парками, из оборота изъяты.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

Рекомендуем прочесть:  Как поменять паспортные данные в сбербанк нпф через госуслуги

«ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 25.10.2021 N 136-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 28.09.2021)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 14.03.1995 N 33-ФЗ
«ОБ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ»
(принят ГД ФС РФ 15.02.1995)
«ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 21.10.1994)
Право и экономика, N 1, 2021

Особенности оборота земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности

Также рассмотрены вопросы классификации по вторичным признакам: возмездность договоров, их субъектный состав, предмет. В результате проведенного анализа выявлены особенности договоров, предметом которых являются земельные участки (объект недвижимости), находящиеся в государственной или муниципальной собственности. Проводится разграничение договоров, направленных на передачу имущества из собственности государства или муниципального образования в собственность частных лиц, на основании общих норм гражданского права и на основании законодательства о приватизации.

Специфика предмета исследования — оборот земельных участков — привела к необходимости анализа соотношения гражданского и земельного права и законодательства, в результате чего сделан вывод, что Имущественные отношения по совершению сделок с земельными участками, отвечают критериям гражданско-правового отношения (регулируются методом юридического равенства сторон, объектом является недвижимая вещь и т. д.), в связи с чем их следует отнести к предмету только гражданского права и регулировать соответственно гражданским законодательством, при этом отдав приоритет нормам Гражданского кодекса РФ. Тем самым данные правоотношения будут отграничены от отношений, составляющих предмет земельного права, которые являются публичными по методу регулирования и преследуют основную цель — сохранение земли как основы жизни и деятельности людей путем определения участков изъятых из оборота и ограниченных в нем, определения правового режима использования земель и т.д.

Как узнать в чьей собственности дорога

Автомобильные дороги, которые исключаются из утвержденных соответственно Правительством Российской Федерации, уполномоченными федеральными органами исполнительной власти перечня автомобильных дорог общего пользования федерального значения или перечня автомобильных дорог необщего пользования федерального значения, передаются в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность в порядке, установленном федеральными законами и Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 22.07.2021 N 141-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 5.

Рекомендуем прочесть:  Имеет ли сын право на квартиру после смерти отца

Cherry Теперь, когда Ваша цель понятна, соглашусь с Земельщик и с Levchik: Кстати, а почему бы и не воспользоваться выписками по участкам, по которым эта дорога проходит. Ведь, если она проведена в соответствии с ФЗ, то должна быть зарегистрирована (н-р, как обременение или самостоятельный объект, но в этом случае, под не должен быть выделен участок).

Могут ли граждане иностранного государства покупать недвижимость в России

В соответствии с законом иностранный гражданин — физическое лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и имеет доказательства наличия гражданства (подданства) другого государства, а лицо без гражданства — физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Конституция РФ предоставляет иностранным гражданам и лицам без гражданства те же права и обязанности, что и российским гражданам. Исключение составляют только случаи, установленные федеральными законами и международными договорами. То есть в отношении недвижимого имущества для иностранцев действуют некоторые ограничения.

Как узнать в государственной или в муниципальной собственности находится участок реки

Отдельно был рассмотрен вопрос о приватизации неделимых земельных участков, если здание (помещения в нем) принадлежат нескольким лицам на праве собственности. Выявлены две правовые конструкции решения данной проблемы: для многоквартирных домов и иных зданий.

В отношении иных зданий рассмотрены различные варианты изменения действующей ныне процедуры обращения всех сособственников совместно с заявлением о выкупе земельного участка, однако, учитывая необходимость соблюдения прав всех сособственников на пользование земельным участком, автор приходит к выводу, что единственно возможным вариантом является механизм, заложенный в Земельном кодексе РФ.

Оформление участка: как оформить участок земли на берегу в собственность

Согласно ст. 6 Водного кодекса РФ каждый гражданин вправе свободно находиться на береговой полосе водного объекта общего пользования, к таковым относятся, фактически, все водные объекты естественного происхождения, а также использовать ее для личных и бытовых нужд, в том числе для любительской рыбалки. Для большинства водных объектов береговая полоса определяется шириной 20м,для рек протяженностью менее 10км ее ширина составляет 5м. Никто не вправе перегораживать береговую полосу, препятствовать проходу и нахождению на ней. При этом необходимо отметить, что с 2021 года запрещено оформлять береговые полосы в собственность (ст. 27 ч.8 Земельного кодекса РФ).

2. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Как оформить государственный земельный участок в аренду? На самом деле не так сложно

  • переезда и перехода по территории участка (например, доступ для граждан к общедоступному водному ресурсу, если участок является основным препятствием);
  • произведения ремонтных работ на земельном участке (например, замена труб или починка линий электропередач);
  • установки различных дорожных знаков на земельном участке, а также обеспечение подъезда к ним;
  • извлечения важных ресурсов из водных объектов;
  • осуществления дренажных работ;
  • перегона животных сельского хозяйства через арендованный участок;
  • скоса сена или выпаса животных в определенные сроки, когда это необходимо по местным правилам;
  • осуществления робот для исследования в ограниченное время;
  • пользования территорией для разведения рыб, охоты или рыбалки.
  • участок земли, который является объектом пользования;
  • сроки действия соглашения;
  • сумма договора с указанием о сроках внесения;
  • положение о неуплате;
  • цель, с которой будет использоваться земля;
  • обсуждение земельного пользования, а также сохранение состояния;
  • дата, когда договор начинает действовать и земля отдается арендатору;
  • возврат земли арендодателю;
  • ограничения пользования участком, а также условия при повреждении объекта;
  • ответственность двух сторон друг перед другом.

Особенности выкупа муниципального участка земли

Если в городе проживает более трёх миллионов человек, то может возникнуть закон, который запрещает строить и проводить реконструкцию объектов недвижимости. Поэтому у собственника участка земли есть право обратиться с заявлением в исполнительные государственные органы о снятии запрета на строительство.

  • Изначально физическое или юридическое лицо должно обратиться в органы местного самоуправления. На этом этапе должно быть приложено заявление на получение прав на конкретный участок земли. И первым документом, который потребуется предъявить, будет кадастровый паспорт.
  • Местные власти должны рассматривать поданное заявление не больше одного месяца.
  • После покупки потребуется заплатить государственную пошлину.

Имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества

По государственному акту N Ря-01-26-000007 от 28.08.1992 право бессрочного (постоянного) пользования земельным участком на котором расположено здание принадлежало Касимовскому судоремонтному заводу, который являлся структурным подразделением Истца.

Распоряжением Государственного Комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом от 24.06.1994 N 1673-р государственное предприятие «Московское речное пароходство» преобразовано в акционерное общество открытого типа.

Процесс выделения земельных участков находящихся в государственной собственности

  • нет сведений о возможности подключения объекта к сетям ИТО;
  • нет разрешения на использование земли или оно не отвечает целям использования, прописанным в заявлении;
  • участок не входит в определенную категорию земель;
  • объект предоставлен на ПБИ, безвозмездного пользования, пожизненного владения либо аренды;
  • земля изъята из оборота;
  • земля ограничена в обороте;
  • земля зарезервирована для государственных нужд;
  • земля предназначена для строительства объектов федерального, регионального или местного значения.

Если участка нет, заявитель занимается разработкой схемы участка (при отсутствии проекта межевания). Уполномоченный орган власти в течение месяца принимает решение о предварительном согласовании. Далее заявитель занимается реализацией кадастровых работ и кадастрового учета земли. Данная процедура осуществляется органом власти в течение 10 дней. Последний этап – заключение договора.

Статья ЗК РФ

20) акционерному обществу «Почта России» в соответствии с Федеральным законом «Об особенностях реорганизации федерального государственного унитарного предприятия «Почта России», основах деятельности акционерного общества «Почта России» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Рекомендуем прочесть:  Охранник 4 разряда тесты 2021

14) лицам, с которыми в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2021 года N 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе», Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заключены государственные контракты на выполнение работ, оказание услуг для обеспечения обороны страны и безопасности государства, осуществляемых полностью за счет средств федерального бюджета, если для выполнения этих работ и оказания этих услуг необходимо предоставление земельного участка, на срок исполнения указанного контракта;

Формирование земельного участка из государственных или муниципальных земель

В отличие от случаев образования земельных участков путем трансформации уже существующих участков (раздела, выдела, объединения и перераспределения), при формировании земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности ключевым является вопрос выбора земельного участка, который будет предоставлен гражданину (или юридическому лицу) 1 .

По результатам межевания формируется межевой план в соответствии с требованиями приказа Минэкономразвития России от 24.11.2021 № 412. С информацией о требованиях к форме межевого плана можно более детально ознакомиться в разделе нашего сайта «Межевание земель».
Пример межевого плана по формированию земельного участка из государственных или муниципальных земель (и не только) можно найти в соответствующем разделе нашего сайта.
После выполнения кадастровых работ и подготовки межевого плана необходимым этапом формирования земельного участка из государственных (или муниципальных) земель является осуществление его государственого кадастрового учета.
При этом необходимо учитывать следующие положения Федерального закона от 24.07.2021 № 221-ФЗ (Закон о кадастре):
— внесенные в государственный кадастр недвижимости (ГКН) сведения об образованном земельном участке будут носить временный характер 6 ;
— при отсутствии присвоенного в установленном порядке адреса земельного участка, в ГКН вносится описание его местоположения 7 .
В части присвоения адреса следует отметить, что вариант его присвоения после выполнения кадастровых работ (но до процедуры кадастрового учета) 8 является более предпочтительным, так как это сокращает временные издержки. Однако действующим законодательством не запрещается осуществление данной процедуры и после осуществления кадастрового учета.
Следует отметить, что в случае, если государственная регистрация права на сформированный и учтенный в ГКН участок не будет произведена в течение пяти лет, то в соответствии с требованиями статьи 24 Закона о кадастре сведения об участке будут аннулированы и исключены из ГКН.

Особенности оборота земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности

Специфика предмета исследования – оборот земельных участков – привела к необходимости анализа соотношения гражданского и земельного права и законодательства, в результате чего сделан вывод, что Имущественные отношения по совершению сделок с земельными участками, отвечают критериям гражданско-правового отношения (регулируются методом юридического равенства сторон, объектом является недвижимая вещь и т. д.), в связи с чем их следует отнести к предмету только гражданского права и регулировать соответственно гражданским законодательством, при этом отдав приоритет нормам Гражданского кодекса РФ. Тем самым данные правоотношения будут отграничены от отношений, составляющих предмет земельного права, которые являются публичными по методу регулирования и преследуют основную цель – сохранение земли как основы жизни и деятельности людей путем определения участков изъятых из оборота и ограниченных в нем, определения правового режима использования земель и т.д.

В отношении иных зданий рассмотрены различные варианты изменения действующей ныне процедуры обращения всех сособственников совместно с заявлением о выкупе земельного участка, однако, учитывая необходимость соблюдения прав всех сособственников на пользование земельным участком, автор приходит к выводу, что единственно возможным вариантом является механизм, заложенный в Земельном кодексе РФ.

Особенности управления государственной и муниципальной собственностью в сфере водного транспорта

разрешать устройство временных сооружений для причаливания, швартовки и стоянки судов и иных плавучих объектов, погрузки, выгрузки и хранения грузов, посадки на суда и высадки с судов пассажиров по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти;

Запрещается оставлять в акватории и на береговой полосе в пределах внутренних водных путей безнадзорные суда, сооружения, оказывающие негативное влияние на состояние водных путей и береговой полосы и (или) затрудняющие их использование.

Как можно узаконить землю под гаражом в собственность и что для этого нужно

Что касается именно владельцев отдельных гаражей. В рамках программы дачной амнистии (ФЗ № 93), пролонгированной до 1 марта 2021 года, примыкающие к частному жилищу «квадратные метры» с гаражом выкупаются по упрощенной схеме, без аукциона или публичного конкурса.

В оформлении откажут, если подразделения государственного аппарата хотят использовать «подгаражные» участки в других целях. К примеру, отдать под ТРК, предварительно демонтировав старые здания и уплатив компенсацию их владельцам. Или же распорядитель гаража не предъявил весь набор необходимых бумаг/копий. Добиться справедливости реально поможет суд.

Особенности правового регулирования сделок с земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности

Проведено исследование правовых норм, регулирующих порядок
предоставления государственными и муниципальными органами земельных
участков в собственность физическим и юридическим лицам для
строительства и иных целей. Выявлен пробел в законодательном
регулировании предоставления земельных участков юридическим лицам для
иных целей, кроме строительства. Как вариант решения данной проблемы,
предложено осуществлять передачу земельных участков по результатам
проведения торгов, причем законодательно должны быть закреплены случаи,
когда их проведение не является необходимым условием (например,
возможность передачи земельного участка в собственность без проведения
торгов при условии предварительной и заблаговременной публикации
сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в
случае, если имеется только одна заявка).

Отдельно рассмотрен вопрос приватизации земельных участков в границах
населенных пунктов – курортов федерального значения. Сделаны выводы о
необходимости выделения зон особо охраняемых территорий в границах
населенных пунктов либо признания лишь этих зон землями особо охраняемых
природных территорий..

Мария Викторовна
Отвечаем только на юридические вопросы. Задавайте или через формы или в комментариях. Совокупный опыт более 35 лет.
Оцените автора
ЗаконПравит — Консультируем по юридическим вопросам