Земельные участки являются имуществом учреждения

Содержание

Является ли земельный участок объектом основных средств

В первую очередь выясним, является ли земельный участок объектом основных средств в целях налогообложения прибыли. Согласно абз. 1 п. 1 ст. 257 НК РФ под основными средствами понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров ( выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией, первоначальной стоимостью более 40 000 руб. При этом из названия указанной статьи следует, что в ней установлен порядок определения стоимости амортизируемого имущества. Отсюда можно сделать вывод, что основные средства являются амортизируемым имуществом. Но ко всем ли основным средствам это относится?

Однако в силу п. 2 ст. 256 НК РФ земля и иные объекты природопользования ( вода, недра и другие природные ресурсы) наряду с материально-производственными запасами, товарами, объектами незавершенного капитального строительства, ценными бумагами, финансовыми инструментами срочных сделок не подлежат амортизации. Следовательно, по мнению автора, земельные участки не являются амортизируемым имуществом. Означает ли это, что их не следует считать и основными средствами? Ответ неоднозначен в силу наличия неопределенности в нормах Налогового кодекса. В то же время среди судей есть мнение о том, что земельные участки, приобретенные в производственных целях, относятся к основным средствам, не подлежащим амортизации ( Постановления ФАС СЗО от 16.10.2021 по делу N А05-9110/2021, от 30.03.2021 по делу N А13-1127/2021). На такой же позиции, по сути, настаивает и Президиум ВАС РФ ( см. Постановление от 14.03.2021 N 14231/05).

Учесть земельный участок

Налогообложение
Налог на имущество. Земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы) не облагают налогом на имущество (п. 4 ст. 374 НК РФ). Это относится и к имуществу, которое принадлежит на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.
Земельный налог. Плательщики земельного налога — организации и физические лица, обладающие участками, которые признаются объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса. Это относится к объектам, принадлежащим на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (п. 1 ст. 388 НК РФ). Не признают плательщиками земельного налога организации и физические лица в отношении участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды. Основанием для взимания земельного налога является наличие у плательщика правоустанавливающих документов на землю (письмо Минфина России от 20 июля 2021 г. N 03-05-05-02/39).
Заметим, не являются объектом налогообложения:
1) участки, изъятые из оборота;
2) земли, ограниченные в обороте, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;
3) участки, ограниченные в обороте, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд. В письме Минэкономразвития России от 24 июля 2021 г. N Д23-2429 чиновники указали: участки, отнесенные к категории земель населенных пунктов, в соответствии с градостроительными регламентами могут иметь вид разрешенного использования — для обеспечения обороны и безопасности и должны эксплуатироваться в соответствии с этим видом разрешенного использования. Вместе с тем участки, принадлежащие организациям, чьей профильной деятельностью не является выполнение работ по государственному оборонному заказу, могут быть признаны объектами налогообложения. Следует также заметить, что земельные участки, которые предоставлены федеральным государственным учреждениям здравоохранения — центрам гигиены и эпидемиологии — в постоянное (бессрочное) пользование и на которых они в соответствии со своим уставом осуществляют работы по обеспечению государственного санитарно-эпидемиологического контроля, являются ограниченными в обороте как предоставленные для обеспечения безопасности. Значит, они не являются объектом обложения земельным налогом в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса (письмо Минфина России от 20 июля 2021 г. N 03-05-05-02/39);
4) земельные участки из состава земель лесного фонда. Согласно статье 101 Земельного кодекса к землям лесного фонда относят лесные земли2 и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие). Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (ст. 8 Лесного кодекса). Поэтому лесной участок, входящий в состав земель лесного фонда, не должен признаваться объектом обложения земельным налогом на основании подпункта 4 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса, а организация, которой предоставлен лесной участок, не должна признаваться плательщиком земельного налога в отношении этого участка (письмо Минфина России от 1 марта 2021 г. N 03-05-05-02/10).
5) земельные участки, ограниченные в обороте, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда.

Рекомендуем прочесть:  Как получить землю на третьего ребенка

Бюджетный учет
В соответствии с положениями Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 30 декабря 2021 г. N 148н (далее — Инструкция) земельные участки, не относящиеся к имуществу казны, могут учитываться на счете 0 103 00 000 «Непроизведенные активы». В пункте 28 Инструкции определены условия, при которых непроизведенные активы должны отражаться в учете. Рассмотрим их.
1. Активы должны использоваться в деятельности учреждения. В рассматриваемой ситуации земельный участок соответствует этому условию.
2. Права собственности на активы должны быть установлены и законодательно закреплены. В рассматриваемой ситуации это условие выполняется, что подтверждено документами, удостоверяющими регистрацию прав собственности 1 , постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, а также решением о передаче участка.
Напомним, имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное им, принадлежит учреждению на праве оперативного управления (ст. 120, 296 ГК РФ). Наряду с этим предусмотрена отдельная норма о передаче земельных участков, находящихся в госсобственности, на праве постоянного (бессрочного) пользования. Оно предоставляется учреждению на основании решения госоргана, уполномоченного предоставлять земельные участки в пользование (ст. 268 ГК РФ). Передача земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование учреждениям предусмотрена и статьей 20 Земельного кодекса. Значит, учреждение не является собственником активов, учитываемых на его балансе. Активы могут принадлежать учреждению лишь на праве оперативного управления (праве постоянного (бессрочного) пользования).
Еще один момент. Земельные участки могут учитываться только по бюджетной деятельности на счете 0 103 00 000 «Непроизведенные активы», а в отношении земли, относящейся к казне, на счете 0 108 04 000 «Непроизведенные активы в составе имущества казны». Следовательно, второе условие, установленное пунктом 28 Инструкции, предполагает документальное оформление права собственности на конкретный земельный участок соответствующим публично-правовым образованием, а не наличие права собственности на землю у балансодержателя участка (учреждения).
3. Активы должны быть вовлечены в экономический (хозяйственный) оборот. По нашему мнению, понятие вовлечения в экономический (хозяйственный) оборот должно рассматриваться в свете положений статьи 129 Гражданского кодекса. Она определяет оборотоспособность объектов гражданских прав, к которым относятся земля и другие природные ресурсы (ст. 128 ГК РФ). Под оборотом земельных участков понимают их отчуждение или переход от одного лица к другому.
Ограничения оборотоспособности земельных участков определены статьей 27 Земельного кодекса. Данной нормой установлено, что земли, изъятые из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
Вовлечением участков в хозяйственный оборот, по нашему мнению, является их:
— приобретение;
— безвозмездное получение от других бюджетов, государственных и муниципальных организаций других бюджетов, негосударственных организаций;
— продажа;
передача другим бюджетам, государственным и муниципальным организациям другого бюджета, негосударственным организациям.
Передача в постоянное (бессрочное) пользование в этот список не входит.
Заметим, Минфин России в рамках разъяснения положений утратившей силу Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 10 февраля 2021 г. N 25н, также указывал, что постановке на учет подлежат только те участки, по которым у учреждения в соответствии с Земельным кодексом имеется право распоряжения (письмо Минфина России от 26 мая 2021 г. N 02-14-10а/1406). А граждане или юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе ими распоряжаться (п. 4 ст. 20 Земельного кодекса).
Таким образом, в рассматриваемой ситуации речь не идет о вовлечении участка в экономический (хозяйственный) оборот. Ведь его передача учреждению не связана с переходом права собственности на землю.
Проанализировав ситуацию, получаем: участок, полученный учреждением на праве постоянного (бессрочного) пользования, не подлежит учету на счете 0 103 00 000 «Непроизведенные активы». Следовательно, Инвентарная карточка учета основных средств (форма 0504031) по данному объекту не ведется.
Однако согласно пункту 263 Инструкции учреждения могут вводить дополнительные забалансовые счета для обеспечения управленческого учета. Поэтому не возбраняется учитывать участки, предоставленные в постоянное (бессрочное) пользование, на введенном дополнительном забалансовом счете. В режиме указанных счетов также нужно предусмотреть возможность учета участков, по которым отсутствует кадастровая стоимость.

Рекомендуем прочесть:  Оплата за детский сад для многодетных

Является ли земельный участок недвижимым имуществом

Что такое земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства? Это территория для разведения сада, огорода, выращивания сельскохозяйственных растений. Постройка объектов не возбраняется, к тому же не нужно получать разрешение на строительство. Но если земля расположена в одном населенном пункте, разрешение можно получить. Если же участок расположен за границами поселения, то на нем можно возвести жилую постройку, а вот прописаться там не получится.

Это понятие подразумевает возможность отчуждения или перехода от одного лица к другому. А ограничения значат, что по некоторым причинам земля ограничена в использовании или изъятии из оборота. Такое имущество не может участвовать в сделках по предоставлению в частную собственность. Это относится к участкам:

  • охраняемой территории;
  • лесного фонда;
  • муниципальным территориям;
  • для нужд связи и оборонной сферы.

Учет в учреждении: земельные участки используются бессрочно

Пунктом 333 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной приказом Минфина РФ от 01.12.2021 № 157н в редакции от 12.10.2021, установлено, что земельные участки, используемые учреждениями на праве постоянного (бессрочного) пользования (в том числе, расположенные под объектами недвижимости), учитываются на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» на основании документа (свидетельства), подтверждающего право пользования земельным участком, по их кадастровой стоимости (стоимости, указанной в документе на право пользования земельным участком, расположенном за пределами территории Российской Федерации).

В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» на счете 01 аналитический учет ведется не только по объектам имущества и материально ответственным лицам, а также по собственникам имущества. Поэтому в качестве контрагента следует указать соответствующего собственника (балансодержателя) имущества (см. рис. 1).

Земельные участки образовательных учреждений

У арендатора (учреждения) согласно договору аренды возникает обязанность по уплате арендных платежей. Расходы по арендной плате согласно Указаниям № 65н относятся на подстатью 224 «Арендная плата за пользование имуществом» КОСГУ.

Другие особенности купли-продажи земельных участков определены ст. 37 ЗК РФ. Согласно положениям данной статьи объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет. Продавец при заключении договора купли-продажи обязан предоставить покупателю имеющуюся у него информацию об обременениях земельного участка и ограничениях его использования.

Вопрос: Организация является фактическим землепользователем в отношении земельных участков, на которых располагается недвижимое имущество, принадлежащее ей на праве хозяйственного ведения

Таким образом, плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок. Поэтому обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, т.е. внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.

Также следует обратить внимание, что согласно п. 3 ст. 391 НК РФ налогоплательщики-организации для исчисления земельного налога самостоятельно определяют налоговую базу по данному налогу на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

На земельном участке располагаются объект недвижимости, принадлежащий организации на праве собственности, а также объект недвижимости, находящийся в муниципальной собственности

Соответственно, нельзя приватизировать земельный участок, если на нем есть муниципальная недвижимость и земля под ней используется не на основании сервитута. Однако данное правило не дает ответа на вопрос, какое право на земельный участок будет можно получить. Вместе с тем пп. 9 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ разрешает приобретать землю в аренду без проведения торгов собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных ст. 39.20 ЗК РФ, на праве оперативного управления.

Согласно п. 4 разд. 3.2.2 Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной Постановлением Госстроя России от 29.10.2021 N 150, размеры земельных участков в границах застроенных территорий городских и сельских поселений устанавливаются с учетом фактического землепользования, градостроительных нормативов, действовавших на период застройки указанных территорий.

Являются ли земельные участки объектом налогообложения налогом на имущество организаций

Одновременно сообщается, что в соответствии со статьями 14 и 15 Налогового кодекса в Российской Федерации устанавливается налог на имущество организаций, правовые основы которого регулируются главой 30 «Налог на имущество организации» Налогового кодекса, а также земельный налог, правовые основы которого регулируются главой 31 «Земельный налог» Налогового кодекса.

Рекомендуем прочесть:  Критерии малоимущей семьи в 2021 году

Статьей 374 Налогового кодекса определяются объекты налогообложения по налогу на имущество организаций. Согласно подпункту 1 пункта 4 указанной статьи объектами налогообложения по налогу на имущество организаций не признаются земельные участки и иные объекты природопользования.

Характеристика земельного участка и налога на имущество организаций

Налоговой базой в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства, признается инвентаризационная стоимость указанных объектов по данным органов технической инвентаризации. Уполномоченные органы и специализированные организации, осуществляющие учет и техническую инвентаризацию объектов недвижимого имущества, обязаны сообщать в налоговый орган по местонахождению указанных объектов сведения об инвентаризационной стоимости каждого такого объекта, находящегося на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в течение 10 дней со дня оценки (переоценки) указанных объектов.

2.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет
по итогам налогового периода, определяется
как разница между общей суммой налога
и суммами авансовых платежей по налогу,
исчисленных в течение налогового
периода.

Характеристика земельного участка и налога на имущество организаций

Что касается тех имущественных объектов, которые находятся на балансе отечественного учреждения, то налог подлежит оплате в местный уровень бюджета по месту фактического расположения головного офиса компании. В этом случае также должен обязательно учитываться перечень особенностей, предусматриваемых в статьях 384 и 385 Налогового Кодекса.

В течение установленного налогового периода плательщики должны в обязательном порядке вносить платежи авансового характера, если действующим региональным законодательством конкретного субъекта не предусматривается прочее. После истечения определенного срока плательщики обязаны перевести сумму налога, определенную в порядке, предусматриваемом статьей 382 Налогового Кодекса РФ.

Организация купила земельный участок

Если организация купила земельный участок, как отразить покупку в бухгалтерском и налоговом учете? Какие налоги надо начислить и оплатить, как отразить в отчетности? Рассмотрим эту ситуацию на конкретном примере.

Как любое основное средство, приобретенное за плату, земельный участок принимается к учету по первоначальной стоимости, в которую должны быть включены все затраты, непосредственно связанные с его приобретением. В нашем случае это затраты на агенство недвижимости:

Является ли земельный участок недвижимым имуществом

Иностранцы, лица без гражданства могут приобретать право собственности на землю (земельные участки) в соответствии с законом. 3. Иностранные юридические лица, иностранные государства и международные организации могут быть субъектами права собственности на землю (земельный участок) в случаях, установленных законом.

Прежде всего, покупая участок, необходимо удостовериться в том, что лицо, выступающее в роли продавца, имеет право собственности на этот участок, и продаёт его на законных основаниях. В последнее время крайне нередкими стали случаи, когда покупатели становились жертвой мошенников. Так что приобретение недвижимости без посредников сегодня – дело довольно рискованное.

НЕ ЯВЛЯЮЩИХСЯ СОБСТВЕННИКАМИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ

Безвозмездное срочное пользование пришло на смену праву временного пользования, существовавшему до принятия ЗК РФ. Главным отличием от временного пользования является безвозмездность данного срочного права. По сути, данное право представляет собой исключение из принципа платности землепользования.

Лица, права и интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке. Споры между органом, установившим публичный сервитут, и собственником земельного участка, землевладельцем, землепользователем, связанные с необоснованным отказом в изъятии, в том числе путем выкупа, земельного участка, несогласием с выкупной ценой или размером убытков, причиненных установлением такого сервитута, подлежат рассмотрению в арбитражных судах независимо от того, каким органом они были установлены.

Департамент Имущественных и Земельных Отношений Смоленской области

Организация Департамент Имущественных и Земельных Отношений Смоленской области являлась поставщиком в 18 государственных контрактах на сумму 2 827 310 руб. и выступала заказчиком в 43 государственных контрактах на сумму 37 660 478 руб.

Департамент Имущественных и Земельных Отношений Смоленской области действует с 2 ноября 2021 г., ОГРН присвоен 31 октября 2021 г. регистратором Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 5 по Смоленской области. Руководитель организации: заместитель губернатора смоленской области-начальник департамента Гусев Алексей Александрович. Юридический адрес Департамент Имущественных и Земельных Отношений Смоленской области — 214008, Смоленская область, город Смоленск, площадь Ленина, 1.

Учет земли в бюджетном учреждении

-приобретение земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, или права на заключение договора аренды такого земельного участка осуществляется путем проведения торгов (конкурсов, аукционов).

К государственной собственности относится земля, не принадлежащая гражданам, юрлицам и муниципалитетам. Согласно ст. 17 и 18 ЗК РФ госсобственность на землю подразделяется на федеральную (земли, находящиеся в собственности РФ) и собственность субъектов РФ.

Мария Викторовна
Отвечаем только на юридические вопросы. Задавайте или через формы или в комментариях. Совокупный опыт более 35 лет.
Оцените автора
ЗаконПравит — Консультируем по юридическим вопросам