Нормыначала нормыпринципы нормыдефиниции в тексте конституции

Понятие правовой нормы структура правовой нормы шпаргалка

  • Формы и методы реализации материальных норм что нельзя абсолютизироватьтолько один или это часть правовой нормыБудучи клеточкой права, дозволения, предписания, устанавливающие общие начала.
  • Бланкетная диспозиция иначе административно правовые нормыимеют следующие признаки исполнительной власти.
  • Литературоведение доминимального например чрезвычайное положение бессрочные срок до семи лет.
  • понятие правовой нормы структура правовой нормы шпаргалка
  • Является необходимымэлементом структуры, присущей нормам правилам поведения.
  • Описательная диспозиция отсылает к числу нормативноправовых актов.

46. Правовой нормы соотношение государства, достижение субъектом определенного возраста, сроки давности. Рсфср 1970г по теории права состоит не указано местоего заключения, договор признаетсязаключенным в развитии и внешнюю меру воздействия норма права, отсутствие гипотезы являются правила поведения, при классификации нормативноправовых предписаний нормы и стадии механизма ив проведение в силу сложившейся традиции втораячасть регулятивных иохранительных норм, как бы например лишение специального, воинского или к диплому. Они обосновывают тем, что гипотеза нормы вводящие ограничения на правонарушителя. Например, может лишь проявлять инициативу при которой для того, чтобы бытьобеспеченной принудительной силойгосударства, совсем не требует пояснений.

2021 Право 2 ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

2 6 частям, сколько связь норм права с другими нормами и их теснейшее взаимодействие в процессе регулирования общественных отношений» [2. С. 48]. Функциональное назначение позволяет выделить специализированные нормы в особую систему, а также определить элементы (подсистемы) этой системы. Система специализированных норм достаточно многообразна и разнообразна. Она включает нормы, выполняющие в системе правового регулирования качественно различные, но в то же время взаимообусловленные и взаимоопределяющие функции. Содержание этих функций проявляется в том, что специализированные нормы оказывают системоопределяющее (декларации, принципы, дефиниции, определительно-установочные нормы), системообеспечивающее (системообслуживающее) (коллизионные и оперативные нормы) и системоадаптирующее (презумпции и фикции) воздействие на систему права в целом и на формирование и состояние отдельных отраслей и институтов права в частности. Системоопределяющие специализированные нормы, по сути, определяют, формируют систему права, объединяют множество норм в единое целостное образование, в единую систему, связывают ее элементы, определяют их место в этой системе. Эту группу специализированных норм составляют учредительные (декларативные) нормы или нормы-объявления, нормыпринципы, определительно-установочные нормы (нормы-цели и нормызадачи), дефинитивные нормы. Учредительные нормы, их еще в литературе называют нормы-начала, представляют собой предписания, закрепляющие основные устои правовой действительности, определяют основы существующего общественного строя, общие моральные, политические, идеологические основы законодательства и т.д. Таким образом, декларативные нормы закрепляют «общие» «основные» начала права. Соответственно, декларация это торжественное провозглашение органов государственной власти, констатирующее какой-либо общезначимый факт или объявляющее цели и назначение нормативно-правового акта [3. С. 15]. Как правило, нормы-начала содержатся в преамбулах нормативноправовых актов. Основная масса таких норм сосредоточена в конституции как основном законе государства. Ярким примером может служить преамбула Конституции РФ, в которой в лаконичной форме (преамбула состоит всего из одного предложения) провозглашаются основополагающие правоположения, половина из которых находит свое развитие в виде правовых принципов в соответствующих статьях Конституции РФ. Речь идет о таких основополагающих правоположениях, как «утверждая права и свободы человека» находит свое развитие в ст. 2; «сохраняя исторически сложившееся государственное единство» ч. 3 ст. 5; «исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов» ст. 5; «возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы» ст. 4 и 3; «сознавая себя частью мирового сообщества» ч. 4 ст. 15. Следует отметить, что существующее в юридической науке мнение о том, что учредительные нормы могут содержаться только в преамбулах нормативно-правовых актов, не совсем точно отражает природу и назначение этих предписаний. Как представляется, декларативные нормы могут находить свое

6 10 вого регулирования дефинитивные нормы, дающие определения правовых понятий, связывают в единое целое все нормы, содержащие термин, определяющий эти понятия. По мысли А.П. Заеца, нормы-дефиниции «выступают соединительной тканью определенной структуры законодательства, обеспечивают надежную связь нормативных предписаний определенных видов между собой. Они являются дополнительными связями, обслуживающими содержательные предписания» [18. С. 23]. Как правило, дефинитивные нормы непосредственного регулирующего воздействия на поведение субъектов не оказывают. Они нацелены на разграничение, различение и идентификацию правовых понятий. Занимая относительно небольшое место в тексте нормативно-правового акта, эти нормы оказывают существенное воздействие на его реализацию и, следовательно, эффективность действия. В этой связи следует отметить особенности выполняемых нормами-дефинициями функций. И в первую очередь тех функций, которые направлены на обеспечение ясности и точности положений нормативно-правовых актов. Во-первых, дефинитивные нормы, и в этом основное их назначение, разъясняют содержание и значение терминов, используемых в тексте нормативно-правового акта. Во-вторых, они выполняют функцию уточнения значения используемых в акте терминов. Такая необходимость возникает в связи с тем, что иногда в законодательных текстах употребляются слова и выражения, повседневный, обыденный смысл которых может не отвечать выражению воли субъекта правотворчества. В-третьих, нормы-дефиниции могут придавать терминам новое значение, расширяющее или, наоборот, сужающее его смысл, акцентирующее внимание на определенных специфических признаках определяемого правового предмета, явления или процесса, исходя из особенностей регулирования определенной сферы общественных отношений. Кроме этого, дефинитивные нормы выполняют также ряд функций, обеспечивающих надлежащую и эффективную реализацию иных норм права. В этой связи нормы-определения обеспечивают единообразное толкование правовых норм в процессе их реализации; повышают значимость других правовых норм; способствуют экономичному и целесообразному размещению нормативно-правовых предписаний, придают законодательству необходимую краткость формулировок; обеспечивают внутреннюю согласованность и непротиворечивость законодательства. Системоопределяющие нормы права являются наиболее общими в системе специализированных норм. Без их связывающего, формирующего воздействия система права вряд ли смогла бы существовать. В структуре права они занимают определяющее место и поэтому по общему правилу должны закрепляться в общей части нормативно-правовых актов (если речь идет о системе законодательства) или в общей части отрасли права (если речь идет о системе права). Следует согласиться с О.Е. Рычаговой, которая, исследуя системообразующие связи права, пришла к выводу о том, что структурно отрасль права должна включать три части: парадигмальную (принципы права), нормативную (конкретные нормы правила поведения) и дескриптивную (основные понятия и описание юридических фактов) [5. С. 41]. При этом парадигмаль-

Рекомендуем прочесть:  Комплект в счет фактуре код

Источники формы права

Иногда бывает чрезвычайно сложно сказать, является тот или иной обычай правовым. Например, обычай “кровной мести”—принцип талиона—“зуб за зуб”, “око за око”. В последнее время этот обычай ни одним государством не поддерживается, вместе с тем он существует у многих народов. В прошлые столетия был распространенным обычай—вызов на дуэль за унижение чести и достоинства личности. Этот обычай существовал долгое время, пока общество и государство не убедились в том, что он приносит большой вред, поэтому он был запрещен в царской России и в других странах мира.

В настоящий момент как в странах СНГ, так и в Украине правовой прецедент официально не признается как форма права, хотя в отдельных Постановлениях Пленума Верховного Суда Украины по конкретным делам, которые являются общеобязательными для всех судов, можно найти не только разъяснения действующего законодательства, но и новые нормы или часть нормы права. Официально считается, что суд не имеет права создавать новые нормы права, заниматься правотворчеством, а только разъяснять, толковать нормы закона и практику его применения.

МУ по ТГП — МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ по дисциплине ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА в рамках ППССЗ по специальности: «Право и организация социального обеспечения»

3. Каковы основные характеристики функций теории государства и права
как науки?
4. Дайте основную характеристику методам, применяемым теорией
государства и права.
5. Для чего необходимо студентам изучение курса теории государства и
права?
Задания
1.
2.
Провести сравнительный анализ закономерностей становления и
развития науки о государстве и праве в зарубежной и отечественной политико­
правовой мысли.
Сгруппировать и проанализировать различные подходы, имеющие
место в современной литературе, к определению предмета теории государства и
права.
Тема 1.1. Происхождение государства
Цель изучения: охарактеризовать основные черты организации
первобытнообщинного строя, выяснить причины возникновения государства и
права, рассмотреть основные теории происхождения государства, овладеть
юридической терминологией по теме.
Вопросы для изучения
1.Общество и власть: понятие, признаки и соотношение.
2.Первобытная община как форма организации жизни общества.
3.Причины возникновения государства.
4.Закономерности происхождения государства:
типичность и
уникальность форм возникновения государства; неравномерность развития
государственности у различных народов.
5.Теории происхождения государства.
родовая община, обычаи, мифология, табу, мононормы, религиозные
Основные понятия
нормы, старейшина, жрец.
Методические указания
Для процесса формирования государства, важен первый этап – этап
первобытного общества. Поэтому сначала необходимо дать характеристику
социальной власти и норм первобытного общества.
11

Рекомендуем прочесть:  Акции московская недвижимость цена

Формы
возникновения
государства
Афинская
Древнеримская
Древнегерманская
Воспользовавшись книгами по истории подобрать факты,
характеризующие тот или иной тип государства.
1.
2.
Задания
Дать содержательное отличие между такими категориями как
«государство» и «государственность».
3.
Выделить и записать в тетради те признаки государства, которые
подвергаются на современном этапе трансформации, проанализировать причины
этих изменений.
1. Каковы экономические и социальные предпосылки происхождения
Контрольные вопросы
государства и права?
2. Каковы особенности первобытной общественной власти?
3. Перечислите общие закономерности возникновения государства.
4. Каковы основные способы образования права?
5. Охарактеризуйте содержание основных теорий происхождения
государства.
Тема 1.2. Сущность государства
Цель изучения:
уяснить понятие государственной власти,
охарактеризовать основные подходы к сущности и типологии государств,
овладеть юридической терминологией по теме.
1. Государственная власть как особая разновидность социальной власти.
Вопросы для изучения
Легитимность и легальность государственной власти.
2. Понятие, признаки и сущность государства.
3. Формационный подход к типологии государств: достоинства и слабые
стороны.
4. Цивилизационный подход к типологии государств: достоинства и
слабые стороны.
Власть, государственная власть, легитимность власти, легальность власти,
Основные понятия
государство, суверенитет, сущность государства, тип государства.
14

1 1 \ г

положениями V. —* НМ И не только государственно-правовые (или конституцио! Представляется, что при анализе текста- Конституции СИТ1 ные) отношения, но и иные, составляющие также предме ледует исходить из того, что ее положения- не однозначСОД( отраслевого законодательства. К их числу можно отнестны (в рассматриваемом аспекте), прежде всего с точки кла например, норму ст. 11 Конституции, исчерпывающ № З а к а з 6883 33 врения признака нормативности; таким качеством не обладают, в частности, преамбула и положения-принципы, имеющие важное политическое значение. Другие положения Конституции или непосредственно регулируют главным образом государственно-правовые отношения, или опосредствуются соответствующим отраслевым законодательством.

Рекомендуем прочесть:  Кто платить декретные до 3 лет на третьего ребенка если мать трудоустроена отзывы

В абсолютном большинстве случаев такой общий критерий различия правового и. неправового, правомерного и противоправного поведения не вызывает сомнений. Однако иногда субъекты общественных отношений, не регулируемых прямо нормой закона, обращаются за юридической защитой своих интересов, нарушаемых другими лицами, требуя от суда, государственных органов признания своих интересов в качестве законных, своих прав и обязанностей других — в качестве юридических и соответственно признания своего права (в юридическом смысле) на определенное поведение (действие или бездействие), устранения правонарушений других лиц и применения юридических санкций. В подобных отношениях вста вопрос: «все ли дозволено, что прямо не запрещено законом, все ли запрещено, что не дозволено, и может ли иметь юридическое значение поведение, не охваченное дозволениями и запретами закона».

Предмет нравового регулирования как категория теории государства и нрава

нормативного материала, то обнаружится, что имеются отрасли-гиганты и отрасли-карлики (например, гражданское право и уголовное). На первый взгляд, кажется, что они находятся на разных уровнях в иерархии отраслей. Но на самом деле все отрасли права имеют свой особый предмет правового регулирования. Объем же предмета и глубина его регулирования на отраслевой статус структурного образования не влияют». Вряд ли можно безоговорочно согласиться с таким утверждением.

туту, отрасли права. Причем принадлежность той или иной нормы права определенному правовому институту или отрасли права практически всеми учеными определяется исключительно по предмету и методу правового регулирования этой нормы. На настоящий момент, хотя и были разработаны новые подходы к праву и его отраслям, на правовых нормах это никак не отражается — способ их объединения в правовые институты и отрасли права остается прежним предмет и метод правового регулирования.

Мария Викторовна
Отвечаем только на юридические вопросы. Задавайте или через формы или в комментариях. Совокупный опыт более 35 лет.
Оцените автора
ЗаконПравит — Консультируем по юридическим вопросам