Как постащик начислет объем коммунального ресурса для ук по водоотведению

Содержание

Плата за коммунальную услугу по водоотведению рассчитывается за объем воды, поданной в помещения в многоквартирном доме из всех источников централизованного водоснабжения

Даны разъяснения по вопросам применения Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2021 N 306, в части нормативов потребления на водоотведение и в части дифференциации нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях.

Сообщается, в частности, что положения жилищного законодательства предусматривают, что объем сточных вод, принятый от собственников или пользователей помещений в многоквартирных домах принимается организацией, осуществляющей водоотведение, равным объему воды, поданной в жилые и нежилые помещения потребителей в многоквартирном доме из всех источников централизованного водоснабжения. По мнению Минстроя России, размер платы за коммунальную услугу по водоотведению должен быть рассчитан за объем воды, поданной в жилые и нежилые помещения потребителей в многоквартирном доме из всех источников централизованного водоснабжения.

УК прислала квитанцию на оплату ОДН, в том числе и водоотведение

В соответствии с пунктом 42 Правил N354 размер платы за коммунальную услугу водоотведения, предоставленную за расчетный период в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета сточных бытовых вод, рассчитывается исходя из суммы объемов холодной и горячей воды, предоставленных в таком жилом помещении и определенных по показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета холодной и горячей воды за расчетный период, а при отсутствии приборов учета холодной и горячей воды – в соответствии с формулой 4 приложения N2 к настоящим Правилам исходя из норматива водоотведения.

Правилами N306 не предусмотрен расчет норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению на общедомовые нужды. Ранее действующие нормы, предусматривавшие такой норматив, исключены из этих Правил (пункт 1 Постановления N344).

Водоотведение в целях СОИ

При нулевом нормативе потребления указанная услуга не может предъявляться к оплате собственникам помещений. При этом в случае отсутствия ОПУ водоотведения, собственники не могут на общем собрании принимать предусмотренных частью 9.2 статьи 156 ЖК РФ решений об определении размера расходов на «водоотведение на СОИ» исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям ОПУ, поскольку ОПУ водоотведения в МКД нет.

УО/ТСЖ/ЖСК, предоставляющие потребителям в МКД коммунальную услугу «отведение сточных вод» (указанную услугу корректно также называть «водоотведение»), в соответствии с Правилами 124 обязаны оплатить в соответствующую РСО коммунальный ресурс, приобретаемый с целью оказания коммунальной услуги по водоотведению.

Должна ли — РСО делать перерасчёт при — отрицательном объёме — КР на — СОИ

До середины 2021 года суды, разбирая споры между управляющими организациями и РСО по вопросу перерасчётов по факту образования отрицательных объёмов ОДН, решали дело в пользу поставщиков ресурсов. Читайте о том, как эту тенденцию изменило решение, вынесенное ВС РФ в июне 2021 года.

В соответствии с пп. «а» п. 21-1 ПП РФ № 124, при наличии в доме установленного общедомового прибора учёта коммунальных ресурсов объём КР на СОИ равен разнице между показаниями ОДПУ и суммой потребления ресурсов в помещениях собственников, определяемой по показаниям ИПУ или расчётными методами согласно п.п. 59, 60 ПП РФ № 354.

Начисление КР на СОИ по водоотведению

— осуществляет начисление составляющей платы коммунального ресурса водоотведения на СОИ, исходя из утвержденного субъектом РФ норматива, либо суммирует утвержденные нормативы ХВС и ГВС на СОИ, при наличии в нормативном акте такого указания.

Однако, УО вправе применять такой норматив, если после 01.01.2021 нормативным актом субъекта РФ утверждены, не только нормативы ГВС и ХВС на СОИ, но и норматив на водоотведение на СОИ, либо в таком нормативном акте прямо указано о необходимости суммирования утвержденных нормативов ХВС и ГВС на СОИ. Это следует из ч. 9.2 ст. 156 ЖК.

Что такое водоотведение в квитанции ЖКХ

Светик,мы уходим от темы: «водоотведение с целью содержания ОИ». Но, если Вы настаиваете, то извольте. Исходя из личного опыта гражданского судопроизводства в судах общей юрисдикции России, а также Европейском Суде (г.Страсбург, Франция), я, персонально, отношусь критически (не питаю иллюзий) к этой затеи.

Оплачивая услуги по поставке холодной воды, наверное, многие задавались вопросом, что такое водоотведение в квитанции ЖКХ. Что это за услуга, как рассчитывается ее объем и главное – на основании чего потребители обязаны ее оплачивать.

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 6 ноября 2021 г

январь 2021 года ввиду непередачи ответчиком показаний прибора учёта в отношении дома N 32 по ул. Нефтяников г. Усинска, исходя из данных о фактическом потреблении расчётного центра ООО «Усинский городской информационный центр», производящего начисление за услугу водоснабжение и водоотведение по объектам ответчика на основании агентского договора с ООО УК «Партнёр», что подтверждается справкой от ООО «УГИЦ» за исх. N 1859 от 19.04.2021.

Договор на отпуск питьевой воды и прием сточных вод от 01.06.2021 N 373-УК в редакции протокола разногласий к протоколу согласования разногласий и дополнительных соглашений сторонами заключен (подписан), в установленном законом порядке не оспорен и не признан недействительным.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ N Ф09-6764

Предприятие «Водоканал» обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к обществу «УК») о взыскании 5 090 585 руб. 13 коп. задолженности за оказанные в 2021 — 2021 г. услуги водоснабжения и водоотведения.
В соответствии со ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом принято от истца уменьшение размера иска до 1 333 533 руб. 67 коп. с учетом произведенного перерасчета, учитывая поступившие от ответчика платежи после подачи иска истцом и принятия его судом к производству.
Решением суда от 04.04.2021 (судья Сидоренко О.А.) исковые требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2021 (судьи Крымджанова Д.И., Дружинина Л.В., Масальская Н.Г.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество «Управляющая компания» просит указанные судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных исковых требований отказать, ссылаясь то, что выводы суда основаны на ненадлежащем исследовании фактических обстоятельств дела и представленных доказательств, нарушают нормы материального и процессуального права. Заявитель кассационной жалобы полагает, что судами необоснованно приняты расчеты истца по водоотведению, включающие объемы на общедомовые нужды (ОДН), и не приняты показания индивидуальных приборов учета (далее — ИПУ). В обоснование своей правовой позиции ссылается на нормы Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2021 N 307 (далее — Правила N 307), Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2021 N 354, Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2021 N 124.

Рекомендуем прочесть:  Забор из профнастила на фундаменте является недвижимым имуществом

Резолютивная часть постановления объявлена 09 октября 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 октября 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Абозновой О.В.,
судей Гайдука А.А., Громовой Л.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания» (далее — общество «УК») на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 04.04.2021 по делу N А71-460/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
— общества «УК» — Пасынков С.Г. (директор), Веретенникова Н.В. (доверенность от 17.03.2021 N 07/14), Терз О.А. (доверенность от 02.07.2021 N 17/14);
— муниципального унитарного предприятия «Водопроводно-канализационное хозяйство г. Глазов» муниципального образования «Город Глазов» (далее — предприятие «Водоканал») — Костюков С.А. (доверенность от 06.10.2021 N 14-09/1954), Гаврилов А.А. (доверенность от 23.01.2021).

Водоотведение на одн с 1 июня 2021 году

  • освещение лестничных площадок и других территорий общественного пользования;
  • электроэнергия, которая расходуется на обслуживание домофонов, лифтов и другого оборудования, обеспечивающего общедомовые нужды;
  • потери, зафиксированные во внутридомовых сетях.

Для удобства расчетов с 2021 года в правом нижнем углу квитанции размещается информация об общей площади дома и площади помещений общего пользования. Как поймать управляющую компанию на мошенничестве Новый порядок расчета ОДН мало что изменит для жильцов МКД, в которых хорошо налажена поставка коммунальных ресурсов и предотвращены все вероятные потери.

Договор на водоснабжение и водоотведение

3) Население, выбравшее способ управления — товарищество собственников жилья — производит оплату водоснабжения и водоотведения непосредственно созданному товариществу, которое, в свою очередь, заключает договор водоснабжения и водоотведения с ГОУП «Мурманскводоканал». В данном случае ГОУП «Мурманскводоканал» прямых отношений с населением, проживающим в домах, где создано ТСЖ, не имеет, все вопросы в отношении водоснабжения и водоотведения населению необходимо решать непосредственно внутри ТСЖ.

При эксплуатации водосчётчиков Вам необходимо следить за их исправностью, целостностью пломб, соблюдением сроков государственной поверки. При обнаружении неисправности водосчётчиков или при нарушении пломб необходимо немедленно сообщить об этом управляющей организации или контролёрам ГОУП «Мурманскводоканал». Неисправные водосчётчики необходимо отремонтировать либо заменить с последующим повторным вводом их в эксплуатацию. Для восстановления нарушенных пломб необходимо также вызвать представителя управляющей организации или контролёра на повторную приёмку водосчётчиков с составлением акта.

Расчет объема потребления ресурсов в мкд в отсутствие опу: весна — лето 2021

  • согласно формуле из Приложения к Постановлению Правительства РФ от 14.02.2021 N 124 необходимо суммировать объемы потребления коммунального ресурса, определенные в помещениях с ИПУ по их показаниям, а в помещениях без счетчиков — по нормативам потребления, при этом «теряется» часть объема потребления коммунальных ресурсов на ОДН, приходящаяся на помещения, оснащенные ИПУ. Верховный Суд РФ признал такую позицию законной (см. Решение от 08.06.2021 N АКПИ12-604 , оставленное без изменения Определением от 11.09.2021 N АПЛ12-522);
  • независимо от наличия ИПУ объем потребления коммунального ресурса в отсутствие в доме ОПУ определяется исходя из нормативов потребления.

Утверждены Постановлением Правительства РФ от 14.02.2021 N 124.
Подробнее см. экспресс-ответ «В доме, управляемом ТСЖ, отсутствует ОПУ холодной воды, но установлены индивидуальные счетчики. Каким образом необходимо определять объем коммунального ресурса, поставленного в МКД в период с марта по август 2021 года включительно?» (N 7, 2021).
Подробно это было рассмотрено в статье М.О. Денисовой «Определение объема потребления в переходном периоде» (N 9, 2021).

Арбитры обратили особое внимание, что УК представила РСО информацию, используемую для определения объема коммунального ресурса, как того требует пп. «д» п. 18 Правил заключения договоров ресурсоснабжения, а именно показания ИПУ. Кроме того, особенно подробно были прокомментированы необоснованные доводы о необходимости участия РСО в снятии показаний ИПУ и доказательства приема ИПУ в эксплуатацию в установленном законом порядке. В частности, РСО полагала, что в силу Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.02.2021 N 167 и действовавших в спорный период, она имела право участвовать в приеме ИПУ в эксплуатацию и контролировать снятие их показаний (см. п. п. 41 и 47). Однако Президиум ВАС подчеркнул, что указанный документ не распространяется на правоотношения между РСО и гражданами, об этом сказано в нем самом. Кроме того, участие РСО в приеме ИПУ в эксплуатацию противоречит Правилам пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ, поскольку жильцы не имеют общей с РСО границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сетей.

Начисляется ли одн на водоотведение

Я поздравляю себя, за одну и ту же воду я буду платить трижды. ОДН 844 квт потому,что работают насосы по погодному регулированию и освещение подъездов, если они не работают ОДН минусовой. Потребление тепла, относительно норматива меньше на 68 %. Почитав изменения, пришел к выводу-переходить на расчет с РСО по показаниям ОДПУ. Блин надо переходить на свою горячую воду, ставить автономную котельную, пробурить скважину по холодной воде, перейти на расчет с ДЭком по ОДПУ. Если УК должна будет перечислять РСО ОДН и за них, то она разорится, на содержание МКД не останется средств. Будет ли в квитанции за содержание жилья отдельные строчки сумм за воду, э/энергию, тепло или просто строка «содержание жилья»?Слуги народа Вы защищаете интересы РСО, или наверное идет планомерное выдавливание ТСЖ с рынка управления многоквартирными домами. если так, то как жители не узнают эти суммы, для УК будет возможность ответа, мол нет денег на ремонты У нас уже давно считают по нормам горячую и холодную воду: норматив 0,02 м3 на площадь помещений входящих в состав общего имущества у нас 3432,4 м2. В сумме горячая и холодная вода составляют 137,2 м3 воды израсходовано за месяц на мытьё полов.

И нельзя не сказать о том, что изменение тарифов всегда идёт вверх.Поэтому граждане – чтобы не было лишних трат, которые порой весьма велики, — должны быть заинтересованы в установке собственных приборов учёта в своих квартирах.Такие приборы показывают реальное использование ресурса. Если же игнорировать их установку, то ситуация будет следующая: когда считают по нормативу, не всегда совпадают с действительным потреблением, а такое потребление значительно превышает норматив; это превышение распределяется на всех жителей, что вызывает волны негодования тех, у кого стоят личные регистрирующие устройства: мол, мы «налили воды» или «нажгли электричества» на тысячу рублей, согласно учётным приборам, а нас заставляют платить полторы тысячи.Далее следует отметить немаловажный факт: долги перед коммунальными предприятиями, по данным Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, составляют на сегодня более одного триллиона рублей.

Рекомендуем прочесть:  Льготы инвалидам чернобыльцам 2 группы

Методические рекомендации проведения проверок по вопросам порядка начисления платы за коммунальные услуги

2. Обязательные требования, относящиеся к предмету надзора за определением и установлением платы, регламентированы Жилищным кодексом РФ, постановлением Правительства РФ от 06.05.2021 N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее Правила 354), постановлением Правительства РФ от 23.05.2021 N 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», Далее Правила 307) рмативными правовыми актами органов исполнительной власти в субъекте РФ, органов местного самоуправления.

5. В случае если в ходе проверок, указанных в п. 4 раздела 1 настоящих Рекомендаций, исполнителем установлены расхождения между показаниями проверяемого прибора учета и объемом коммунального ресурса, который был предъявлен потребителем, в соответствии с п. 61 Правил 354 производится перерасчет ранее начисленной платы.

Сайт обманутых дольщиков Комсомольская д

Порядок определения размера платы за коммунальные услуги определяется Правилами N 354. При этом порядок определения размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, зависит от наличия коллективного прибора учета коммунального ресурса.

Из системного толкования п. 5 ст. 1 Закона о водоснабжении и ч. 2 ст. 5, п. 10 ч. 1 ст. 4 ЖК РФ следует, что правила определения объема коммунальных услуг регулируются, в первую очередь, нормами ЖК РФ и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Закон о водоснабжении в этой части к данному спору не применим.

Как постащик начислет объем коммунального ресурса для ук по водоотведению

Несмотря на то, что в Верховный суд РФ неоднократно поступали кассационные жалобы по вопросам, связанным с предъявлением ресурсоснабжающими организациями к оплате исполнителям коммунальных услуг несуществующей услуги по водоотведению на общедомовые нужды, ВС РФ не спешил передавать эти жалобы на рассмотрение Судебной коллегии по экономическим спорам. Все жалобы по расчетам объема водоотведения на ОДН фактически сводились к установлению подлежащего применению правового акта – либо, согласно позиции РСО, применять Федеральный закон от 07.12.2021 N416-ФЗ (далее – закон 416-ФЗ), согласно которому «водоотведение на ОДН» фактически равно сумме ГВС на ОДН и ХВС на ОДН, либо применять ПП РФ от 14.02.2021 N124 (далее – Правила 124), ссылающееся в свою очередь, на ПП РФ от 06.05.2021 N354 (далее – Правила 354), согласно которым никакого «водоотведения на ОДН» не существует. При рассмотрении кассационных жалоб как от РСО, так и от ИКУ судьи Верховного суда выносили Определения об отказе в передаче этих жалоб на рассмотрение Судебной коллегии по экономическим спорам, при этом указанные судебные акты часто противоречили друг другу. Например, Определением ВС РФ от 26.08.2021 по делу N307-ЭС14-222 установлена правомерность применения Закона 416-ФЗ, Определением ВС РФ от 19.09.2021 по делу N309-ЭС14-2373 признана правильной прямо противоположная позиция, а именно: установлена неправомерность применения Закона 416-ФЗ и правильность применения именно Правил 124 (и Правил 354). 18 августа 2021 года Судебная коллегия ВС РФ наконец-то рассмотрела кассационную жалобу одного из исполнителей коммунальных услуг. Выводы суда подтверждают мнение экспертов «АКАТО».

Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2021 г. N 344 из пп. «в» п.4 Правил 354 исключено водоотведение из помещений, входящих в состав общего имущества МКД, из п. 29 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2021 N306 (далее – Правила 306) исключен абзац 2, который определял порядок расчета норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению на ОДН. Также удалено упоминание о единице измерения такого норматива из пп. «в» п.7 того же документа. Указанные изменения вступили в силу с 01 июня 2021 года. Таким образом, с 01 июня 2021 года норматив потребления водоотведения на ОДН отменён, т.е равен нулю.
Необходимо понимать, что для РСО, предоставляющих коммунальный ресурс по отведению сточных вод, сложившаяся ситуация означала лишь снижение доходов, без какого-либо изменения расходной части бюджета, при этом не производилось никаких технических преобразований, не проводилось каких-либо работ, не было оснований для изменения численности персонала и т.п. Правительство РФ практически просто ликвидировало одну из статей доходов РСО, ничем эту потерю не компенсируя.
С целью недопущения необоснованных, на их взгляд, убытков, ряд РСО решили продолжить выставлять исполнителям счета на оплату общедомового водоотведения в МКД, оборудованных общедомовыми приборами учета ГВС и ХВС, но не оборудованным ОПУ водоотведения, в объеме, равном сумме объемов потребления ГВС и ХВС, определенных по показаниям соответствующих ОПУ, ссылаясь при этом на положения Закона 416-ФЗ. При этом по домам, не оборудованным ОПУ ГВС и ХВС, РСО ничего не оставалось делать, как прекратить выставлять к оплате «водоотведение на ОДН» — норматив был отменен, а придумать какое-либо хотя бы отдаленно правдоподобное обоснование предъявлять к оплате ИКУ несуществующую услугу, у РСО не получилось. По домам, оборудованным ОПУ водоотведения (а, например, автору статьи такие дома на практике не встречались) расчет велся по этим приборам, и вопросов ни у кого не возникало.
Таким образом, сложилась неопределенность по вопросу расчета объема водоотведения на ОДН именно в МКД, оборудованных ОПУ ГВС и ХВС, но не оборудованных ОПУ водоотведения. При этом РСО считали подлежащим применению Закон 416-ФЗ, согласно которому объем водоотведения определяется как объем водоснабжения (ГВС и ХВС), ИКУ настаивали на неприменимости Закона 416-ФЗ и необходимости руководствоваться жилищным законодательством, а именно: Правилами 124 и Правилами 354, которые вообще не содержат понятия «водоотведение на ОДН», и устанавливают расчет общедомового объема водоотведения как сумму индивидуальных объемов водоотведения помещений МКД. По всей России начались споры, судебные разбирательства, проверки надзорных инстанций. При этом единообразная правоприменительная практика никак не складывалась.
10 апреля 2021 года Минстрой России своим письмом от 10.04.2021 N 5942-МС/04 поддержал позицию РСО и дал разъяснения, что при расчёте объёма общедомового водоотведения подлежит применению именно Закон 416-ФЗ. Для многих судов это письмо стало доказательством правильности позиции РСО, несмотря на отсутствие у этого письма статуса нормативного правового акта и отсутствие у Минстроя полномочий по разъяснению законодательства о водоснабжении и водоотведении (а Закон 416-ФЗ называется именно «О водоснабжении и водоотведении»). Судебная практика начала складываться против позиции ИКУ.
В 2021 году судебными инстанциями различных уровней было принято множество решений, определений, постановлений по вопросам водоотведения на ОДН, но однозначно порядок расчета объема водоотведения на ОДН высшей судебной инстанцией так и не был определен.
23 декабря 2021 года Минстрой России диаметрально изменил свою позицию в пользу ИКУ. Письмом от 23 декабря 2021 г. N 25364-ОГ/04 Минстрой России разъяснил следующее: «норматив потребления коммунальной услуги по водоотведению на ОДН отменен. Соответственно, в МКД, не оборудованном ОПУ сточных вод, плата за водоотведение на ОДН равна нулю». Интересно, что в отличие от ранее изданного Минстроем письма, ряд судов отказались признавать Письмо Минстроя от 23.12.2021 N25364-ОГ/04 доказательством, сославшись на отсутствие у письма статуса нормативного правового акта, не приняв во внимание, что как раз полномочия по разъяснению именно жилищного законодательства у Минстроя есть (а в указанном письме разъяснялись именно положения жилищного законодательства). При этом такие суды в ряде случаев заявляли, что руководствуются не какими-то письмами, а сложившейся судебной практикой.
И вот наконец-то, после более чем двух лет споров Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного суда РФ рассмотрела кассационную жалобу по вопросу водоотведения на ОДН, и Определением от 25.08.2021 по делу N307-ЭС15-8761 установила неприменимость Закона 416-ФЗ, указав в числе прочего: «В соответствии с пунктом 5 статьи 1 Закона о водоснабжении (Закон 416-ФЗ – прим. автора) положения этого закона применяются к отношениям, связанным с предоставлением коммунальных услуг по водоотведению, в части, не урегулированной другими федеральными законами. Правила определения объема коммунальных услуг урегулированы нормами Жилищного кодекса, поэтому доводы … и выводы cудов, основанные на нормах Закона о водоснабжении, несостоятельны».
В отношении применения Правил 124 и Правил 354 Судебная коллегия ВС РФ установила: «В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пункт 21 Правил N124 устанавливает формулу расчета за поставленные ресурсоснабжающей организацией объемы коммунального ресурса на дома, не оборудованные коллективными (общедомовыми) приборами учета соответствующего ресурса, которая предусматривает суммирование ряда величин, в том числе объема, определенного исходя из показаний комнатных приборов учета ресурса (при отсутствии общих (квартирных) приборов учета ресурса), индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета, а также объема, определенного за расчетный период в жилых помещениях исходя из норматива потребления коммунальной услуги в случаях, предусмотренных Правилами предоставления коммунальных услуг. К названным составляющим формулы прибавляется объем ресурса, предоставленного на общедомовые нужды многоквартирного дома, определенный за расчетный период исходя из соответствующего норматива в случаях, предусмотренных Правилами N354.
В соответствии с пунктом 42 Правил N354 размер платы за коммунальную услугу водоотведения, предоставленную за расчетный период в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета сточных бытовых вод, рассчитывается исходя из суммы объемов холодной и горячей воды, предоставленных в таком жилом помещении и определенных по показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета холодной и горячей воды за расчетный период, а при отсутствии приборов учета холодной и горячей воды – в соответствии с формулой 4 приложения N2 к настоящим Правилам исходя из норматива водоотведения.
В силу пункта 13 Правил N354 условия договоров с ресурсоснабжающими организациями не должны противоречить данному нормативному правовому акту.
Из названных норм следует, что при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета сточных вод, индивидуального или общего (квартирного) прибора учета сточных бытовых вод и при наличии индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды объем предоставленной ресурсоснабжающей организацией услуги по водоотведению определяется путем сложения показаний индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды и норматива водоотведения на общедомовые нужды.

Правительство Российской Федерации постановлением от 16.04.2021 N344 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг» (далее – Постановление N344) внесло изменения в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2021 N306 (далее – Правила N306), согласно которым из положений Правил N306 исключено понятие и порядок определения норматива водоотведения на общедомовые нужды, а органам государственной власти субъектов Российской Федерации предписано в срок до 01.06.2021 обеспечить приведение нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в соответствии с изменениями, утвержденными Постановлением N344 (вступили в силу с 27.04.2021).
Правоотношения по поводу предоставления коммунальных услуг регулируются жилищным законодательством, состоящим из Жилищного кодекса Российской Федерации, принятых в соответствии с ним других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления (часть 2 статьи 5, пункт 10 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса).
На основании платежных документов граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги, которая включает в себя плату за водоотведение (часть 1 статьи 153, часть 4 статьи 154, пункт 1 части 2 статьи 155 Жилищного кодекса, пункты 63, 67 Правил N354).
При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета сточных вод размер платы за коммунальную услугу по водоотведению, предоставленную на общедомовые нужды, определяется как произведение тарифа на водоотведение и объема (количества) коммунального ресурса, предоставленного за расчетный период на общедомовые нужды и приходящийся на конкретное жилое или нежилое помещение. Указанный объем рассчитывается как произведение доли в общей площади помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома, и норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, установленного в соответствии с Правилами N306 (пункт 48 Правил N354, пункты 10, 17 и формулы 10 и 15 Приложения N2 к этим Правилам).
Правилами N306 не предусмотрен расчет норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению на общедомовые нужды. Ранее действующие нормы, предусматривавшие такой норматив, исключены из этих Правил (пункт 1 Постановления N344).
Законность и обоснованность данной нормы проверялась Верховным Судом Российской Федерации в порядке главы 24 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и суд признал ее соответствующей как жилищному законодательству, так и Закону о водоснабжении (Решение Верховного Суда Российской Федерации от 10.12.2021 NАКПИ14-1190).
Таким образом, в спорный период отсутствовал норматив водоотведения на общедомовые нужды, который является одной из составляющих формулы определения объема водоотведения по жилому многоквартирному дому, в связи с чем произведенный … расчет стоимости услуг, предоставленных …, с отнесением на последнего расходов по их оплате в части стоимости водоотведения на общедомовые нужды в многоквартирных жилых домах, не соответствует установленным Правилам N124 и 354, действовавшими на момент спорных правоотношений».

Рекомендуем прочесть:  Каким документом обязать работника приходить на 15 мин раньше
Мария Викторовна
Отвечаем только на юридические вопросы. Задавайте или через формы или в комментариях. Совокупный опыт более 35 лет.
Оцените автора
ЗаконПравит — Консультируем по юридическим вопросам