Земельные участки принадлежащие к государственной или муниципальной собственности

Содержание

Приобретение прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности

Порядок оформления прав на земельный участок в первую очередь зависит от того, в чьей собственности он находится. В соответствии со ст. 30 ЗК РФ, земельные участки, являющиеся государственной или муниципальной собственностью, предоставляются либо на основании решения компетентного органа управления (обладающего правом распоряжаться государственным или муниципальным имуществом), либо с торгов.

Оформление земельного участка, на котором возведено самовольное строение, может проходить несколькими путями. Первый — сначала узаконить самовольное строение. Но и здесь есть свои нюансы. До вступления в силу ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» ГК РФ разрешал судам признавать право собственности на самовольную постройку за лицом, осуществившим постройку на не принадлежащем ему земельном участке. Данный участок должен быть в установленном порядке предоставлен этому лицу под возведенную постройку.

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности

  • 1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
  • 2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости»;
  • 3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
  • 4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения необходимых кадастровых работ;
  • 5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
  • 6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
  • 7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.

Организатором аукциона вправе выступить уполномоченный орган или специализированная организация, действующая на основании договора с уполномоченным органом, в компетенцию которых входит установление времени, места и порядка проведения аукциона, сроков подачи заявок на участие в аукционе, порядка внесения и возврата задатка, величину повышения начальной цены предмета аукциона («шаг аукциона»). «Шаг аукциона» устанавливается в пределах трех процентов начальной цены предмета аукциона.

Земельные участки принадлежащие к государственной или муниципальной собственности

В настоящий момент большинство земель в «государственной собственности» не существуют, они как бы в статусе «держим в уме». Это выражается в белых пятнах на кадастровой карте Росреестра. Более того, конкретного определения земельного участка как объекта хозяйственного оборота, не существовало.

Рекомендуем прочесть:  Кому полагается бесплатная продленка

Таким образом, подобное нормативно-правовое регулирование способствует соблюдению существующих административных регламентов предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в области землепользования, а также оказывает положительное воздействие на развитие права частной собственности в рамках земельных отношений. Среди минусов проведенного преобразования следует отметить тот факт, что земля может попасть в хозяйственный оборот только как земельный участок, который необходимо документально оформить. Кроме того, предусмотренные случаи бесплатного предоставления земли отдельным категориям специалистов и многодетным семьям выявляют не уточненные критерии предоставления. В принципе закон предполагает, что любой желающий может купить или взять в аренду любую свободную землю у государства на торгах. Еще одним важным минусом является тот факт, что подробный анализ закона и, в частности, п. 8 ст. 39.11 показывает, что существует гигантский перечень препятствий, который полностью перекрывает идею свободной распродажи земли и который обеспечивает государству полный контроль над вопросами предоставления земли:

Приобретение прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения

Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя представления документов, которые находятся в их распоряжении, распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов.

Особенности приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности

Из п. 6 ст. 36 ЗК в системной связи с иными названными его нормами вытекает, таким образом, обязанность исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных ст. 29 данного Кодекса, — с учетом обеспечения баланса публичных и частных интересов — подготовить проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направить его заинтересованному лицу — собственнику расположенного на этом участке здания, строения, сооружения.

Статьями ЗК установлен разный порядок предоставления земельных участков в зависимости от дальнейшего использования, связано ли оно с возведением капитальных сооружений (строительством) или нет. Вопросам предоставления земельных участков для строительства уделено внимание в § 3 настоящей главы. Основания предоставления земельных участков для целей не связанных со строительством установлены ст. 34 ЗК, которой определен порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством. При этом данная статья устанавливает общие правила предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством. В отношении предоставления наиболее значимых для сельскохозяйственного производства земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предусмотрены специальные нормы об обязательном проведении торгов. Данные нормы установлены Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Статья 28 ЗК РФ

Предоставление земельных участков осуществляется на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления. При этом право постоянного бессрочного пользования, а также право безвозмездного срочного пользования возникают на основании данного акта как правоустанавливающего документа. Право собственности может возникнуть на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, если земельный участок предоставляется в собственность бесплатно, либо на основании акта уполномоченного органа и договора купли-продажи земельного участка. Право аренды земельного участка возникает на основании акта уполномоченного органа и договора аренды. Согласно действующему законодательству одним из распространенных и требуемых законом способов заключения договоров на приобретение земельных участков из публичной собственности являются торги (см. ст. ст. 30, 38 и др. ЗК РФ и комментарий к ним).

Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.

Рекомендуем прочесть:  Земельный участок многодетной семье в краснодаре

Требования по приобретению земельного участка из муниципальной собственности

  1. Подать заявление в местный властный орган для предоставления определенной площади в целях осуществления частного строительства.
  2. Заказать план топографии в специальной государственной или частной компании.
  3. Получить копию топографического плана.
  4. Обратиться с заявлением о проверке отсутствия каких-либо обременений в отношении данного надела.
  5. Со всеми этими документами сделать заявку на выдачу справки об отсутствии запретов на возведение зданий.
  6. Со всеми полученными справками и собранными документами обратиться в орган местного самоуправления для получения окончательного решения.

Выкуп земельного надела у муниципалитета значительно выгоднее, чем покупка земли у частного лица. Только процедура оформления документации отличается большей сложностью. По этой причине у многих потенциальных покупателей пропадает желание такой экономии.

Способы и порядок приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности

Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий:

Срок безвозмездного пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, устанавливается по заявлению заинтересованного в получении земельного участка лица с учетом предусмотренных ограничений.

Земельное право

Не допускается также отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной и муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц. Иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам земельные участки предоставляются в собственность только за плату, размер которой устанавливается Земельным кодексом РФ.

Решение органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка является первичным и основным юридически значимым выражением воли собственника земли по передаче прав на земельный участок. При безвозмездной передаче земельного участка данное решение является основанием для отвода участка в натуре и государственной регистрации прав на участок; при возмездном отчуждении — основанием для заключения договора.

Образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности

  • Раздел участков садоводства, огородничества или дач.
  • Раздел земель, полученных на праве бессрочного пользования или наследуемого владения.
  • Образование участков из земель комплексного освоения для жилищного строительства или из земель, расположенных в пределах застроенной территории, по которой принято решение об ее развитии и заключен договор об этом.
  • Участки перераспределяются по статье 11.7 ЗК РФ.
  • Другие предусмотренные законами случаи.

При образовании участков должны соблюдаться максимальные и минимальные пределы. Предельные размеры определяются градостроительными регламентами. Если регламент по участку не установлен, то предельные размеры определяются в соответствии с Земельным кодексом и прочими законодательными актами. Также надо учесть, что информация о возможности разделения участка может быть указана в его градостроительном плане.

Право государственной и муниципальной собственности на земельные участки

В процессе гос.кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. При этом оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков.

Рекомендуем прочесть:  Можно через отделение сбербанка сделать оплату по страховым взносам ип по усн?

В собственность муниципальных образований для обеспечения их развития передаются земли, находящиеся в государственной собственности. В муниципальную собственность могут включаться земли, приобретаемые по решению местной администрации у других собственников земельных участков путем их выкупа в установленном порядке. Управление и распоряжение муниципальными землями осуществляются ОМС.

Приобретение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности

Процедура землеустроительных работ при образовании новых и упорядочении существующих земельных участков установлена Методическими рекомендациями Росземкадастра от 17 февраля 2021 г., разработанными в соответствии с Положением о проведении территориального землеустройства, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 7 июня 2021 г. № 396. Следует отметить, что процедура кадастрового учета только началась и пока подавляющее большинство земельных участков такой учет не прошли. Это обусловлено тем, что ранее действовал упрощенный порядок приватизации земельных участков, который не предусматривал кадастрового учета, и при отсутствии практической необходимости многие землевладельцы не торопились проходить подобную дорогостоящую процедуру.

Позиция Президиума ВАС РФ не совсем понятна. По существу речь идет о принуждении защищать свои права в подобных случаях только в порядке искового производства. При этом нельзя не обратить внимания на то, что в случае искового производства размер государственной пошлины значительно выше. Представляется, что и Верховный Суд РФ должен высказать свою позицию по этому вопросу.

Земельные участки принадлежащие к государственной или муниципальной собственности

Земельным правом в настоящее время установлено правило, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Только за плату, размер которой устанавливается Земельным кодексом РФ, земельные участки предоставляются в собственность иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам.

Особые нормы предусмотрены действующим земельным законодательством в отношении условий приобретения земельных участков из государственной или муниципальной собственности, с расположенной на них недвижимостью, на которую приобретатель земельного участка обладает теми или иными установленными правами.

Участок в муниципальной собственности – делим правильно

Разрешение органов власти или местного самоуправления не требуется, если разделяется участок, принадлежащий кооперативу, предоставленный для комплексного освоения или находящийся в границах застроенных территорий.

То есть, предварительно необходимо обратиться к кадастровому инженеру с просьбой о межевании. После определения границ и согласования их с соседями подписывается акт о согласовании, а затем оформляется межевой план. С этими документами нужно обратиться в органы самоуправления и подать заявление.

Муниципальная земля

  • Граждане с целью строительства индивидуального жилья и ведения подсобного хозяйства в границах городского, сельского поселения или районного центра.
  • Граждане с целью ведения огородного хозяйства и выпаса животных.
  • Некоммерческие организации с целью ИЖС.
  • Некоммерческие организации с целью организации садоводческого или огородного хозяйства.
  • Собственники сооружений, расположенных на арендуемом участке.

Если срок аренды превосходит один год, то подписанный договор необходимо зарегистрировать в Росреестре. Для этого нужно обратиться в отделение организации и оформить заявку, к ней прикладываются копии договоров и кадастровый паспорт ЗУ. Регистрация проходит только после оплаты госпошлины, ее размер в общем случае составляет 2021 рублей для физлиц.

Земельные участки принадлежащие к государственной или муниципальной собственности

В случае, если размер платы исчисляется исходя из итогов аукциона, за основу берется та цена, которую заявил победитель торгов. При существовании единичной заявки, арендный взнос исчисляется в размере начальной цены.

Некоторые земли могут быть предосталены во временное или постоянное пользование, а также в собственность при наличии объективных причин. В некоторых случаях возможна передача земли в собственность бесплатно. Получить можно земли для дальнейшей эксплуатации в следующих направлениях:

Мария Викторовна
Отвечаем только на юридические вопросы. Задавайте или через формы или в комментариях. Совокупный опыт более 35 лет.
Оцените автора
ЗаконПравит — Консультируем по юридическим вопросам