Положение о проведении специальной оценки условий труда в организации

Содержание

Положение о проведении специальной оценки условий труда

Законодательство не обязывает работодателя разрабатывать и утверждать какие-либо положения о специальной оценке условий труда. Потому и разработка такого документа – внутреннее дело организации. Соответственно, и содержание этого локального нормативного акта работодатель определяет для себя самостоятельно.

Работники имеют право на рабочие места, которые соответствуют государственным нормативным требованиям охраны труда (ч. 1 ст. 21 ТК РФ). Соответственно, работодатели обязаны обеспечивать безопасность работников в процессе их трудовой деятельности (ч. 2 ст. 22 ТК РФ). Одним из элементов системы обеспечения безопасности на рабочих местах является проведение специальной оценки условий труда. В процессе спецоценки производится идентификации вредных или опасных факторов производственной среды и трудового процесса, а также оценка уровня их воздействия на работников (ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2021 № 426-ФЗ ).

Образец положения об осуществлении СОУТ в организации

Порядок проведения процедуры регулирует закон «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2021 № 426-ФЗ (далее — Закон № 426-ФЗ). Этим правовым источником не установлено обязанности работодателя по изданию положения о СОУТ, однако процедура оценки достаточно сложна, поэтому в некоторых организациях рассматриваемый нами нормативный локальный акт существует.

  1. В первой части фиксируются вводные теоретические сведения о СОУТ, права и обязанности работников и работодателя, связанные с процедурой оценки. Также здесь следует оговорить, что комиссия проводится совместно работодателем и специализирующимся по СОУТ учреждением.
  2. Далее указывается обязанность работодателя обеспечить и профинансировать проведение комиссии, определяется периодичность оценки и факторы, в связи с которыми осуществляется внеплановая процедура. В этом же разделе необходимо уделить внимание описанию порядка избрания комиссии по СОУТ, перечислить ее функции, задачи, полномочия, четко прописать регламент работы и принятия решений.
  3. В третьем разделе можно перечислить основные этапы проверки, а именно: выявление вредных факторов и условий труда, проведение замеров и других исследований, классифицирование условий труда, оформление результатов. Все эти манипуляции осуществляются экспертами организаций, которые специализируются по СОУТ, на основании установленных законом методик и требований. При этом описываемые процессы от предписаний принятого на предприятии положения не зависят.
  4. Последней главой устанавливается порядок утверждения отчета специализированной организации комиссией по СОУТ, а также перечисляются действия работодателя по информированию работников о результатах оценки, передаче данных контролирующим органам, проведению рекомендованных экспертным учреждением мероприятий в целях улучшения условий труда.

Положение о специальной оценке условий труда

В качестве образца при подготовке к написанию этого нормативного документа рекомендуем использовать порядок, изложенный в разделе I Правил подготовки нормативных правовых актов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009.

  1. Подготовка к проведению:
    • подготовка приказа о создании комиссии;
    • создание графика работы комиссии;
    • определение рабочих мест, подлежащих спецоценке условий труда;
    • выбор организации исполнителя и заключение договора и т. п.
  2. Непосредственное проведение:
    • идентификация вредных или опасных производственных факторов;
    • замеры и исследования;
    • классификация;
    • составление необходимой рабочей документации и подготовка отчета.
  3. Мероприятия по итогам:
    • утверждение отчета;
    • ознакомление работников организации с результатами спецоценки;
    • декларирование (при необходимости);
    • размещение и направление необходимой информации.
  4. Использование результатов оценки условий труда:
    • организация предварительных и периодических медицинских осмотров;
    • приобретение новых средств коллективной и индивидуальной защиты;
    • установление надбавок сотрудникам и т. д.
Рекомендуем прочесть:  Дисковая полка срок полезного использования в 2021 году

Организация и проведение специальной оценки условий труда

Нормами устанавливаются допустимые уровни шума в рабочих помещениях различного назначения. При этом зоны с уровнем звука выше 85 дБ необходимо обозначать специальными знаками, работающих в этих зонах снабжать средствами индивидуальной защиты. Основой мероприятий по снижению производственного шума является техническое нормирование.

Кроме непосредственного воздействия на орган слуха, шум влияет на различные отделы головного мозга, изменяя нормальные процессы высшей нервной деятельности. Характерными являются жалобы на повышенную утомляемость, общую слабость, раздражительность, апатию, ослабление памяти, бессонницу и т.п. Шум понижает производительность труда, увеличивает брак в работе, может явиться косвенной причиной производственной травмы.

Примерное положение о комиссии по проведению специальной оценки условий труда в организации

1. Примерное положение о комиссии по проведению специальной оценки условий труда (в дальнейшем – Комиссия по проведению СОУТ) разработано в целях организации совместных действий работодателя, работников, выборного органа первичной профсоюзной организации (в дальнейшем – ППО) или иного уполномоченного работниками представительного органа по проведению специальной оценки условий труда.

3. Комиссия по проведению СОУТ в своей работе руководствуется законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о специальной оценке условий труда, генеральным, региональным, отраслевыми (межотраслевыми) территориальными соглашениями, коллективными договорами и локальными нормативными актами работодателя.

Организация проведения специальной оценки условий труда

При выявлении аналогичных рабочих мест специальная оценка условий труда проводится в отношении 20% рабочих мест от общего числа таких рабочих мест (но не менее чем двух рабочих мест), и ее результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам.

Специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально- трудовых отношений.

Какие организации обязаны проводить специальную оценку условий труда

Современный рынок представлен многообразием организаций и предприятий, осуществляющих свою деятельность в различных сегментах. Чтобы быть, выразимся общеупотребительной фразой, «в рынке», они должны соответствовать его требованиями, формируемым на основе потребительского спроса. К примеру, сегодня важно быть конкурентоспособными, инвестиционно привлекательным, уметь быстро реагировать на динамичные изменения в сегменте. Каждый участник стремится к взаимовыгодному сотрудничеству, в основе которого лежит ключевое слово – доверие. Доверие клиентов, доверие партнеров. Не ошибемся, если скажем, что огромная составляющая в достижении высоких показателей и успеха развития компании лежит и в доверии сотрудников. А что прежде важно сотруднику? Это условия работы, среди которых комфорт и безопасность на рабочем месте – весомые регуляторы. Комфорт сотрудник может определить чувствительно, а о безопасности своего рабочего места порой может только предполагать. И дальновидные, добросовестные работодатели, созданные условия труда вокруг сотрудников подтверждают аргументами. «Железно» в этом плане – результаты специальной оценки условий труда (СОУТ – Спецоценка, – ред.), которые к тому же помогут работодателю не только в достижении взаимопонимания с сотрудниками, но и позволят избежать санкций со стороны контролирующих органов.

Рекомендуем прочесть:  Ликвидация филиала увольнение по соглашению сторон

Мы сделали акцент на малом предпринимательстве не случайно. Эта группа чаще всего подвержена рискам, в том плане, что при одинаково предъявляемых требованиях законодательства у них равные затраты, что и у более крупных форм собственности. Но так как уровень поступающих доходов не всегда одинаков, малому бизнесу приходится тяжеловато.

Организация проведения специальной оценки условий труда

Перед началом выполнения строительно-монтажных работ на территории организации генеральный подрядчик (субподрядчик) и администрация организации, эксплуатирующая (строящая) этот объект, обязаны оформить наряд-допуск.

К работникам, выполняющим работы в условиях действия опасных производственных факторов, связанных с характером работы, в соответствии с законодательством предъявляются дополнительные требования безопасности. Перечень таких профессий и видов работ должен быть утвержден в организации с учетом требований законодательства.

Положение о проведении специальной оценки условий труда в организации

В законе детально регламентируется порядок создания комиссии по проведению спецоценки условий труда, а так же требования к организациям, проводящим её. Кроме того, в законе четко устанавливается перечень вредных/опасных факторов производственной среды и трудового процесса, подлежащие исследованию и измерению при проведении спецоценки.

При этом, спецоценка имеет определенные особенности, применительно к отдельным видам труда. Так оценка труда государственных и муниципальных служащих, регулируется законами о государственной гражданской и муниципальной службе. А в отношении некоторых категорий трудящихся, спецоценка условий труда вообще не проводится: это касается надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями — физическими лицами, не являющимися ИП.

Для кого не проводят СОУТ оценку условий труда работников

Компании могут один раз оценивать рабочие места с оптимальными и допустимыми условиями труда, а не каждые пять лет. Дальше такие места достаточно включать в декларацию соответствия. Эти и другие поправки внес Федеральный закон от 01.05.16 № 136-ФЗ в статью 11 закона 426-ФЗ, который действует с 01.05.2021 г.

До этого времени штраф грозит только предприятиям. Которые инспекция труда в 2021 году проверит по плану или вне плана. Сейчас Роструд готовит проекты НПА. Которые будут регулировать, как инспекция будет привлекать предприятия в автоматическом режиме.

Как часто проводится специальная оценка условий труда рабочих мест

Аттестация рабочих мест (АРМ) необходима для выявления опасных и вредных производственных элементов.
По результатам аттестационной комиссии, выявленные несоответствия условия приводят в норму согласно государственным требованиям. Это касается рабочих, занятых на опасных, тяжелых и вредных работах производства. Для них устанавливается сокращение рабочего дня, дополнительный оплачиваемый ежегодный отпуск, а также повышение заработной платы. Необходимо информирование работников об опасностях, связанных с выполнением работы, о льготах и компенсациях, полагающихся им.

Для незамедлительного предоставления Вам коммерческого предложения, с указанием точных цен на проведение специальной оценки условий труда, Вам необходимо направить на наш адрес arm@ukcr.ru «заявку» в которой указать:

Специальная оценка условий труда — это

  1. Для должностных лиц – штраф от тридцати до сорока тысяч рублей или дисквалификация на срок от одного до трех лет
  2. Для ИП – штраф от тридцати до сорока тысяч рублей или приостановка деятельности на срок до девяноста суток.
  3. Для юридических лиц – штраф от ста до двухсот тысяч рублей или приостановка деятельности на срок до девяноста суток.
Рекомендуем прочесть:  Оплата за то что женился на исландки

Обязанность ее проведения установлена ТК РФ (ст. 212). Основным нормативным документом, регламентирующим СОУТ, является закон от 28.12.2021 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Кроме того, отдельные вопросы, связанные с проведением СОУТ, более подробно раскрываются в постановлениях Правительства и документах профильных ведомств (Минтруда, Минздравсоцразвития).

Положение по проведению специальной оценки условий труда на предприятии

2) наличие в организации не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей — врач по общей гигиене, врач по гигиене, врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям;

В случае не выполнения требований этого закона для юридических лиц предусмотрен административный штраф от 30 000 до 50 000 рублей за нарушение требований законодательства об охране труда (ст. 5.27. КОАП РФ), также по решению инспектора возможна приостановка деятельности предприятия на срок до 90 дней. С 2021 года штрафы другие санкции значительно ужесточаются.

Особенности проведения специальной оценки условий труда

По результатам исследований эксперт специализированной фирмы относит условия труда на рабочих местах к тому или иному классу (подклассу). В зависимости от степени вредности и (или) опасности условия труда признаются оптимальными, допустимыми, вредными (здесь установлено четыре подкласса) и опасными. Классификация условий труда, которая дана в ст. 14 Закона N 426-ФЗ, тоже является новацией в законодательстве.

4. При наличии потенциально вредных или опасных факторов, обнаруженных на втором этапе работ, специализированная фирма приступает к их измерению и исследованию. Перечень таких факторов должна сформировать комиссия (ч. 2 ст. 12 Закона N 426-ФЗ).

Каковы сроки проведения специальной оценки условий труда

Обратите внимание, что существуют случаи, в которых необходимо провести специальную оценку ранее чем по прошествии пяти лет, то есть внепланово. Так, внеплановая оценка проводится в следующих случаях (ч. 1 ст. 17 Федеральный закон «О специальной оценке условий труда»):

2) получение работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой специальной оценки условий труда в связи с выявленными в ходе проведения федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, нарушениями требований настоящего Федерального закона;

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан (Татарстан)»

Работник должен знать: есть ли вредный или опасный фактор на его рабочем месте или нет. Будет ли ему, как и прежде, идти стаж на льготных условиях или он его утратит. Будет ли он получать определенные надбавки и компенсации за работу во вредных условиях труда или он их потеряет. По результатам спецоценки работник сам будет решать: продолжит ли он работу на старом месте на «безвредных» условиях или перейдет на другое место, где вредный фактор еще имеется.
Подчеркну, что закон обязывает работника письменно, под роспись ознакомиться с результатами проведенной на его рабочем месте спецоценки условий труда.

С момента принятия Федерального закона о специальной оценке условий труда мы начали работу по проведению специальной оценки условий труда, вступая в гражданско-правовые договорные отношения с работодателями.

Мария Викторовна
Отвечаем только на юридические вопросы. Задавайте или через формы или в комментариях. Совокупный опыт более 35 лет.
Оцените автора
ЗаконПравит — Консультируем по юридическим вопросам