Пени по страховым взносам в бюджетном учете

Как отразить в учете пени по страховым взносам

Добрый день.
Налоговая выставила требование об уплате пеней по взносам за 2021г.
В требовании указана едина сумма по пеням по взносам (Пенсион + ФОМС + Врем. нетрудоспособность).
У нас бюджетное учреждение.
По какому счету отразить сумму пени, если сумма одна, а взносы отражаются на разных счетах?

Как отразить в учете бюджетного учреждения уплату недоимки и пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по результатам проверки, проведенной территориальным отделением Пенсионного фонда РФ? Расходы по уплате недоимки и пеней произведены за счет собственных доходов учреждения.
По решению суда, принятому в пользу истца — территориального отделения Пенсионного фонда РФ, учреждению предъявлена к уплате сумма недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование — 26 000 руб. (в том числе на выплату страховой части трудовой пенсии — 20 000 руб., на выплату накопительной части трудовой пенсии — 6000 руб.). Сумма пеней по указанным взносам равна 707,2 руб. (в том числе на выплату страховой части трудовой пенсии — 544 руб., на выплату накопительной части трудовой пенсии — 163,2 руб.).

Отражение в учете оплаты и начисления пеней на страховые взносы

Порядок отражения в бюджетном учете сумм налоговых санкций (пеней, штрафов) Инструкцией № 162н не установлен. В частных разъяснениях сотрудники Минфина России (департамента бюджетной политики и методологии) указывают, что налоговые санкции (пени, штрафы) следует отражать на счете 0.303.05.000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет».* Это связано с тем, что они не являются налогами (сборами), а относятся к прочим платежам, зачисляемым в бюджет.

С отражением платежей в бухучете есть неоднозначность. В пункте 152 Инструкции № 183н сказано, что суммы штрафов, пеней за несвоевременную уплату налогов и сборов подлежат отражению на счете 0.302.91.000 «Расчеты по прочим расходам». При этом в учете делается запись:

Твой юрист

В Положении по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 не указано прямо, к каким расходам относить расходы на уплату штрафов по административным правонарушениям. Очевидно, что они не отвечают критериям расходов по обычным видам деятельности. Следовательно, данные расходы целесообразно учитывать в составе прочих расходов на основании п. 12 ПБУ 10/99.
В соответствии с Инструкцией по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2021 N 94н (далее — Инструкция), на счете 99 «Прибыли и убытки» в течение отчетного года отражаются:
— прибыль или убыток от обычных видов деятельности — в корреспонденции со счетом 90 «Продажи»;
— сальдо прочих доходов и расходов за отчетный месяц — в корреспонденции со счетом 91 «Прочие доходы и расходы»;
— суммы начисленного условного расхода по налогу на прибыль, постоянных обязательств и платежи по перерасчетам по этому налогу из фактической прибыли, а также суммы причитающихся налоговых санкций — в корреспонденции со счетом 68 «Расчеты по налогам и сборам».
То есть в соответствии с Инструкцией перечень расходов, отражаемых на счете 99, является закрытым. Как видно из перечня, на счет 99 относятся суммы только налоговых санкций.
При этом Инструкция предусматривает, что для обобщения информации о прочих доходах и расходах отчетного периода предназначен счет 91 «Прочие доходы и расходы».
Полагаем, что в данном случае уплату административного штрафа следует отражать в учете следующим образом:
Дебет 91, субсчет «Прочие расходы» Кредит 76, субсчет «Расчеты по претензиям»
— начислен административный штраф;
Дебет 76, субсчет «Расчеты по претензиям» Кредит 51
— уплачен административный штраф.
Напомним, что, поскольку данный вид расходов при налогообложении прибыли не учитывается, в бухгалтерском учете возникнет постоянное налоговое обязательство, которое должно быть отражено проводкой (п. 7 ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций»):
Дебет 99 Кредит 68, субсчет «Расчеты по налогу на прибыль».

Для отображения понесенных затрат, которые возникают при начислении штрафов и пени, используется счет 99 Прибыль и убытки. Для удобства он разбивается на два субконто – пеня и штраф. Дебет этого счета корреспондирует с соответствующим налоговым платежом, который отображается по кредиту счета 68 и 69.

Пени по страховым взносам (проводки)

Для учета пени по страховым взносам нужно использовать синтетический счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению». Целесообразно открыть счета аналитического учета конкретно для пени по каждому виду страхования. Корреспондировать данные аналитические счета должны со счетом 99 «Прибыли и убытки», в частности с аналитическим счетом для отражения убытков от обычных видов деятельности.

Рекомендуем прочесть:  Отработка при увольнении по собственному желанию в рк

Для целей бухгалтерского учета пени можно включить в категорию учетных объектов — «налоговые санкции». Данный подход не будет противоречить основным задачам бухгалтерского учета, а именно в части его рациональности и обеспечения полной и достоверной информацией по деятельности компании.

Типовые проводки по начислению страховых взносов для бюджетников

Ключевые определения, нормативы и налоговые ставки мы раскрыли в отдельном материале «Кому теперь платить страхвзносы». Основные правила заполнения платежных поручений для перечисления платежей по страхованию имеют ряд отличительных особенностей. Чтобы не допустить ошибок, прочитайте статью о том, как платить бюджетной организации.

В отличие от бухучета некоммерческих организаций, у которых исчисленные и уплаченные сборы отражаются на одном счете БУ, в учете бюджетных организаций для отражения операций (например, начислены страховые взносы) проводки составляются по иным счетам.

Проводки пени по страховым взносам в бюджетном учреждении

Порядок отражения в бухучете сумм налоговых санкций (пеней, штрафов) Инструкцией № 174н не установлен. В частных разъяснениях сотрудники Минфина России (департамента бюджетной политики и методологии) указывают, что налоговые санкции (пени, штрафы) следует отражать на счете 0.303.05.000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет».* Это связано с тем, что они не являются налогами (сборами), а относятся к прочим платежам, зачисляемым в бюджет.

Налоговое законодательство разделяет понятия «пени» и «штраф». Пеней признается денежная сумма, которую учреждение должно перечислить в бюджет при несвоевременном исполнении обязательства по уплате налога (п. 1 ст. 75 НК РФ). Штрафом является налоговая санкция, которая взыскивается с учреждения за допущенное налоговое правонарушение (ст. 114 НК РФ).

Пени по страховым взносам

Комментарий к статье 25 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»: Пени

Согласно ч. 1 ст. 25 Закона N 212-ФЗ пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными Законом N 212-ФЗ сроки.
Конституционный Суд РФ в Постановлении от 15.07.2021 N 11-П отмечает, что пеня относится к правовосстановительным мерам принуждения, которые устанавливаются законодателем в целях обеспечения выполнения публичной обязанности платить законно установленные налоги и сборы и возмещения ущерба, понесенного казной в результате ее неисполнения, в связи с несоблюдением законных требований государства. Правовосстановительные меры обеспечивают исполнение налогоплательщиком его конституционной обязанности по уплате налогов, т.е. представляют собой погашение недоимки и возмещение ущерба от несвоевременной и неполной уплаты налогов.
Конституционно-правовой смысл данного Постановления сохраняется и по отношению к пене, начисляемой на недоимки по страховым взносам с плательщика страховых взносов.
Актуальное правовое значение для правоотношения, складывающегося в процессе начисления пени на недоимки по страховым взносам, имеет Определение Конституционного Суда РФ от 04.07.2021 N 200-О, в п. 3 которого суд разъяснил, что уплата пеней связывается законодателем не с налоговым или отчетным периодом, а с днем уплаты налога, установленным законодательным актом об этом налоге: обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах (п. 1 ст. 45 НК РФ); сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору (п. 1 ст. 57 НК РФ); эти сроки определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить, либо на действие, которое должно быть совершено (п. 3 ст. 57 НК РФ); подлежащая уплате сумма налога уплачивается в установленные сроки (п. 2 ст. 58 НК РФ).
Конституционный Суд РФ в Постановлении от 17.12.1996 N 20-П, Определении от 04.07.2021 N 202-О определил, что пени являются дополнительным платежом, направленным на компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок.
Минфин России в письме от 27.09.2021 N 03-02-07/1-245 указал, что споры по вопросу о начислении пеней в случае ошибочно указанных реквизитов в расчетных документах разрешаются судами с учетом правовой природы пеней и последствий для бюджета совершенных ошибок. Данный вывод справедлив и для пеней, предусмотренных Законом N 212-ФЗ.
Частью 2 ст. 25 Закона N 212-ФЗ установлено, что сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
В силу ч. 3 ст. 25 Закона N 212-ФЗ пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов.
Как указано в ч. 4 ст. 25 Закона N 212-ФЗ, не начисляются пени на сумму недоимки, которую плательщик страховых взносов не мог погасить в силу того, что по решению суда были приостановлены операции плательщика страховых взносов в банке или наложен арест на имущество плательщика страховых взносов. В этом случае пени не начисляются за весь период действия указанных обстоятельств.
Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов (ч. 5 ст. 25 Закона N 212-ФЗ).
В соответствии с ч. 6 ст. 25 Закона N 212-ФЗ процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В соответствии со ст. 40 Федерального закона от 10.07.2021 N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» под рефинансированием понимается кредитование Центральным банком Российской Федерации кредитных организаций.
Ставка рефинансирования принимается Указанием Банка России.
Частью 7 ст. 25 Закона N 212-ФЗ установлено, что пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм страховых взносов или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Согласно ч. 8 ст. 25 Закона N 212-ФЗ пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств плательщика страховых взносов на счетах в банке, а также за счет иного имущества плательщика страховых взносов в порядке, предусмотренном для взыскания недоимки по страховым взносам.
Частью 9 ст. 25 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что не начисляются пени на сумму недоимки, которая образовалась у плательщика страховых взносов в результате выполнения им письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты страховых взносов или по иным вопросам применения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании, данных ему либо неопределенному кругу лиц органом контроля за уплатой страховых взносов или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к расчетным (отчетным) периодам, по которым образовалась недоимка, независимо от даты издания такого документа).
Как указано в ч. 10 ст. 25 Закона N 212-ФЗ, положение, предусмотренное частью 9 данной статьи, не применяется в случае, если указанные письменные разъяснения основаны на неполной или недостоверной информации, предоставленной плательщиком страховых взносов.

Рекомендуем прочесть:  Заявление на социальную карту многодетным семьям в 2021 через портал образец

Штрафы и пени по страховым взносам в 2021 году

Учтем при этом, что до 17.12.2021 ставка рефинансирования составляла 7,5 %, а после этой даты — 7,75 %. Поскольку крайний срок уплаты взносов (15 декабря) и сам день уплаты (10 января) не учитывают, общее количество дней просрочки для ООО «Компромисс» составит 32. Из них 2 дня приходится на период до повышения ставки (с 16 по 17 декабря) и рассчитываются по значению 7,5 %, за оставшиеся — по ставке 7,75 %. Кроме того, обратите внимание, что за первые 30 дней надо считать с учетом 1/300 ставки, а с 31-го дня — уже 1/150 ставки.

  • неуплата начисленных сумм, грубые нарушения в учете доходов и расходов, которые повлекли занижение расчетной базы — 20 % от неуплаченной суммы (п. 3 ст. 120 НК РФ, п. 1 ст. 122 НК РФ, ст. 26.29 Закона № 125-ФЗ);
  • умышленная неуплата и занижение базы — 40 % от суммы (п. 3 ст. 122 НК РФ, ст. 26.29 Закона № 125-ФЗ);
  • непредоставление в положенный срок расчета по страховым взносам — 5 % от неуплаченных вовремя сумм, подлежащих уплате по расчету за последние три месяца, за каждый полный или неполный месяц просрочки (п. 1 ст. 119 НК РФ) плюс штраф от 300 до 500 рублей за нарушение сроков сдачи по статье 15.5 КоАП РФ;
  • подача расчета в бумажном виде вместо электронного — 200 рублей (ст. 119.1 НК РФ). Электронный расчет сдают компании с численностью сотрудников более 100 человек;
  • несвоевременная сдача СЗВ-М или подача недостоверных (неполных) сведений — 500 рублей за каждое застрахованное лицо (ст. 17 Закона № 27-ФЗ). Для больших компаний сумма окажется существенной;
  • подача СЗВ-М в бумажном виде вместо электронного — 1000 рублей (ст. 17 Закона № 27-ФЗ). Электронно сдают СЗВ-М организации, в которых трудятся больше 25 человек;
  • непредоставление, в том числе в установленный срок, сведений в ПФР или их предоставление в неполном (искаженном) виде — от 300 до 500 рублей (ст. 15.33.2 КоАП РФ);
  • несдача 4-ФСС — 5 % от суммы отчислений на травматизм, начисленной к уплате по опоздавшему расчету за последние три месяца, за каждый полный или неполный месяц просрочки (пункт 1 ст. 26.30 Закона № 125-ФЗ) плюс штраф от 300 до 500 рублей за нарушение сроков сдачи 4-ФСС по статье 15.33 КоАП РФ;
  • подача расчета 4-ФСС в бумажном виде вместо электронного — 200 рублей (пункт 2 ст. 26.30 Закона № 125-ФЗ).

Проводки по начислению пеней по налогам и страховым взносам

Если в установленные сроки суммы налоговой задолженности и начисленной пени не были уплачены самостоятельно, то возникает право на взыскание. Уплата налогового долга и начисленной пени может происходить как добровольно, так и через суд. В случае пренебрежения добровольной уплаты используются следующие методы взыскания:

Пеня же – это нечто иное, нежели штрафные санкции. Она является неким средством обеспечения, которое стимулирует к своевременному исполнению своих обязанностей относительно уплаты соответствующих налогов и сборов.

Пени по страховым взносам проводки в бюджетном учреждении

До 2021 года контролем расчета страховых взносов занимались непосредственно внебюджетные фонды, а начиная с 1 января 2021 года, эти полномочия были переданы в ведение налоговых органов. Теперь перечисление взносов, а также отчетность по ним необходимо отправлять в ИФНС по месту регистрации компании. Однако это никоим образом не влияет на бухгалтерский учет и проводки, которые составляются в организации, а, следовательно, корреспонденции и правила расчета взносов остаются теми же самыми.

Рекомендуем прочесть:  Как узнать свою дату вступления в гражданство рф

Пример
За июль 2021 г. бухгалтером районной администрации в рамках бюджетной деятельности было начислено:
а) заработная плата – 350 000 руб.;
б) НДФЛ (13%) – 45 500 руб.;
в) страховые взносы по обязательному пенсионному страхованию (26%) – 91 000 руб., из них направленные:
– на выплату страховой части трудовой пенсии – 79 000 руб.;
– на выплату накопительной части трудовой пенсии – 12 000 руб.;
г) страховые взносы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (2,9%) – 10 150 руб.;
д) страховые взносы по обязательному медицинскому страхованию, уплачиваемые в Федеральный ФОМС (ФФОМС) (3,1%), – 10 850 руб.;
е) страховые взносы по обязательному медицинскому страхованию, уплачиваемые в территориальные ФОМС (ТФОМС) (2%), – 7 000 руб.;
ж) страховые взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (0,2%) – 700 руб.
Все начисленные страховые взносы были перечислены в полном объеме.

Порядок уплаты пени по страховым взносам за 2021 год

Главным требованием остаётся своевременное перечисление сумм страховых платежей в полной мере. И если данное требование нарушается, вне зависимости от причин, которые привели к просрочке или частичной уплате взносов, плательщик будет обязан доплатить недоимку и повиноваться санкциям за несвоевременное совершение денежного перевода – заплатить начисленные пени.

  • в банковское учреждение, где открыт расчётный счёт плательщика, направляется инкассовое поручение (средства будут списываться по мере поступления, пока задолженность не будет погашена);
  • судебные приставы получают постановление о необходимости взыскания задолженности путём изъятия активов плательщика и их продажи;
  • если долг числится за физическим лицом (не ИП), на него будет подан иск в суд с целью удержания средств с его активов, после чего изъятием задолженности будет заниматься судебный пристав.

Какими проводками отражаются пени по страховым взносам

Страхователь вправе самостоятельно выбрать вид записи в учете для затрат, если такой вид не определен нормативными документами. Пени нельзя относить на затраты, и в ПБУ 10/99 они не нашли отражения. Здесь присутствуют лишь пени по нарушенным договорам.

Фонд вправе выставить инкассовое поручение в банк, где у страхователя открыт расчетный счет. В таком случае в пользу фонда деньги будут списываться по мере поступления средств, пока долг не будет погашен или ведомство не отзовет поручение.

Начисление пени по страховым взносам: проводки

Пени представляют собой расчетную сумму, обязательную к уплате. Исчисляют их в процентах к сумме просроченного платежа в размере 1/300 ставки рефинансирования (СР), приравненной с 2021 года к ключевой ставке ЦБ, за каждый просроченный день. Это общая формула, однако, законодатели внесли некоторые изменения в расчет, и с 01.10.2021 (исключительно для юридических лиц!) пени компаниям рассчитывают так:

Законодателями разработана система контролирующих мер за своевременностью уплаты налогов и страховых отчислений. С 2021 года взыскание основного объема страховых взносов (кроме взносов по травматизму) стало прерогативой ФНС. Но требования по их уплате сохранились неизменными: уплачиваться они должны в установленные сроки и в полном размере, а при отсутствии платежа или его части, к плательщику применяются нормы законодательного права, диктующие обязательную уплату недоимки и пеней, рассматриваются которые как штрафные санкции за несвоевременность внесения взносов.

Основные проводки при уплате пени по страховым взносам

В п. 7 ПБУ 1/2021 говорится о том, что предприятие само имеет возможность выбрать способ отражения расходов в учете, если он прямо не установлен законодательством. В ПБУ 10/99 отражение пеней по налогам и сборам конкретно не прописано, в нем указаны только пени за нарушение условий договоров.

Также подчеркнем, что сумма пеней по взносам не участвует в расчете базы по налогу на прибыль (п. 2 ст. 270 НК РФ), поэтому в отношении них возникают постоянные разницы между бухгалтерским и налоговым учетом (п. 4 ПБУ 18/02). Этим разницам соответствуют постоянные налоговые обязательства, начисляемые проводкой: Дт 99 Кт 68.

Какой проводкой начислить пени по страховым взносам

В отчетности по налогу на прибыль такие суммы объединяют в одну категорию. Еще одно «за» в пользу учета пеней на 99 счете – достоверность отчетности.
Если сумма попадает на 91, происходит занижение налогооблагаемой базы прибыли, так как прочие расходы учитываются в затратах. В то же время суммы санкций на 99 счете не формируют расходы.

Это не противоречит основной задаче бухгалтерского учета – представление безусловной и подлинной информации о финансовых показателях организации. Проводки по начислению и уплаты пени по налогам: на прибыль, НДС, НДФЛ Как говорилось выше, пени не должны уменьшать налог на прибыль.

Учет пени по страховым взносам в бухгалтерском учете проводки 2021

Принять к учёту пени при вычислении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль не разрешается, из-за чего появляются разницы между налоговым и бухучётом, которым соответствуют постоянные обязательства по налогам.

Недоимка по страховым взносам в ПФР, ФСС, ФФОМС: расчет пени». Проводка пени в ПФР (в ИФНС): когда делать проводку День, на который должны быть отражены операции по начислению суммы пеней, выбирается в зависимости от того, самостоятельно бухгалтер расплатился по пеням, или обязательство по их уплате были обнаружены после проверки:

Мария Викторовна
Отвечаем только на юридические вопросы. Задавайте или через формы или в комментариях. Совокупный опыт более 35 лет.
Оцените автора
ЗаконПравит — Консультируем по юридическим вопросам