Особенности правового статуса иностранных граждан и апатридов на территории рф

Содержание

Особенности правового статуса иностранных граждан и апатридов на территории РФ

Административная правоспособность — предусмотренная правовыми нормами возможность осуществления тех или иных прав и обязанностей, правовая наделенность ими, которая согласно ст. 60 Конституции РФ наступает с 18 лет. Административная правоспособность граждан не может быть отчуждаема или передаваема. Ее объем может быть изменен лишь законом. Для отдельных граждан эта правоспособность может быть

Однако не все права и обязанности человека и гражданина производны от его конституционного правового статуса. Немало и таких, которые находятся за пределами данного статуса и устанавливаются конкретными нормативными актами, соответствующими конституционной концепции положения человека и гражданина в РФ. Например, права и обязанности, связанные с управлением транспортными средствами, приобретением оружия и др. [1]

Особенности правового положения апатридов в РФ

Апатридами (от греч. apatris, apatridos — не имеющий, лишенный родины, отечества) или аполидами называются лица, не имеющие гражданства (подданства) какого-либо государства. Статус апатридов возникает обычно в результате того, что определенные лица выходят из гражданства или оказываются исключенными из него до того, как приобретают гражданство другого государства. Они, как и иностранцы, подчиняются законодательству того государства, где они находятся или проживают. В отличие от иностранных граждан, апатриды не пользуются защитой какого-либо другого государства. Их правоспособность, как правило, несколько ограничена (например, в области избирательного права). Им, как и иностранцам, часто предоставляется право убежища Енгибарян Р.В., Тадевосян Э.В. «Конституционное право» Учебник для вузов. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/konstitucionnoe-pravo-1/64.htm свободный, (дата обращения 21.04.2021).

Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» даёт следующее определение понятию «лицо без гражданства»: лицо без гражданства — физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства ч. 1, 2 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2021 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // Российская газета от 31 июля 2021 года № 140.

Особенности правового статуса иностранных граждан и апатридов на территории рф

В настоящее время еще действуют правила транзитного проезда иностранных граждан через территорию СССР, утвержденные Советом Министров СССР 10 мая 1984 г. В соответствии с ними транзитный проезд через Россию воздушным, железнодорожным и морским транспортом лиц, не являющихся ее гражданами, разрешается при наличии документов, действительных для въезда в сопредельное государство и соответствующих проездных документов. Транзитный проезд на легковых автомобилях, а также при осуществлении международных транзитных автоперевозок производится на основе межгосударственных соглашений при наличии документов, дающих право на въезд в сопредельное государство. Транзитные визы выдаются, как правило, без права остановки. Безвизовый транзит разрешается при наличии межправительственных соглашений, беспересадочных полетах через территорию России.

Основной документ, удостоверяющий личность постоянно проживающего, – вид на жительство. Он выдается ОВД не гражданам России, достигшим 16-летнего возраста, на срок действия их заграничных паспортов, но не более чем на 5 лет. Достигшим 45-летнего возраста иностранным гражданам вид на жительство выдается на весь срок действия его заграничного паспорта, а лицам без гражданства – бессрочный. Если иностранец в течение года со дня окончания срока действия своего заграничного паспорта не предъявит новых или продленных документов, ему выдается вид на жительство для лица без гражданства.

Рекомендуем прочесть:  Совершеннолетие в тунисе

Правовое положение иностранных граждан и апатридов в Российской Федерации

Практически правовое положение иностранных граждан хоть и отличается от правового положения граждан РФ, но очень незначительно. Например, ограничиваются избирательные права, могут возникнуть проблемы с устройством на работу. Но в целом для иностранцев в Российской Федерации созданы достаточно хорошие условия для жизни, работы и развития. Для учащихся граждан иностранных государств предоставляются достаточно хорошие условия для учебы. Это проявляется, например, в возможности работать и учиться по очной форме обучения одновременно по статье 13.4 федерального закона “О правовом положении иностранных граждан”. Достаточно хорошие положения в этом же законе касающиеся военной службы из статьи 15: “Иностранные граждане не могут быть призваны на военную службу (альтернативную гражданскую службу). Иностранные граждане могут поступить на военную службу по контракту и могут быть приняты на работу в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска и воинские формирования в качестве лица гражданского персонала в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации”.

Сегодняшнее законодательство о правовом положении иностранных граждан — это предельно ясные нормы регистрации, контроля, учета, определенность правовых границ дозволенного и четкое следование конституционных принципам. В России это первый опыт соответствия законодательства реальной обстановкой в стране и мире. Это первый опыт, который сделал весь остальной мир немного ближе к нам.

Особенности правового статуса иностранных граждан и апатридов на территории рф

Близкое к статусу беженцев, но достаточно оригинальное правовое положение имеют иностранцы, которым предоставлено временное убежище. Временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они:

  1. имеют основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации;
  2. не имеют оснований для признания беженцем, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы Российской Федерации 10 .

В зависимости от цели пребывания в России иностранных граждан можно подразделить на следующие категории:

  • сотрудники дипломатических представительств и работники консульских учреждений, члены их семей;
  • сотрудники международных организаций;
  • аккредитованные в Российской Федерации журналисты;
  • туристы;
  • лица, прибывшие по приглашению с частным срочным визитом (без деловой цели);
  • иностранные работники. Понятие иностранного работника дано в ст. 2 Федерального закона. (Иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность);
  • индивидуальные предприниматели. Иностранные граждане, зарегистрированные в России в качестве индивидуальных предпринимателей, осуществляющие деятельность без образования юридического лица;
  • лица, являющиеся работниками иностранных юридических лиц (производителей или поставщиков), выполняющих монтажные (шеф-монтажные) работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в Россию технического оборудования;
  • члены семьи (супруги, ближайшие родственники) граждан Российской Федерации;
  • студенты и учащиеся;
  • лица, прибывшие с деловым визитом (представители иностранных юридических лиц, бизнесмены и т.п.);
  • лица, прибывшие с творческим визитом (артисты, приехавшие с концертной программой, лекторы и т.п.);
  • члены спортивных делегаций, прибывшие на соревнования;
  • члены экипажей морских и воздушных судов, водители автотранспортных средств, доставившие на территорию Российской Федерации грузы или пассажиров.

Особенности административно правового статуса иностранных граждан, лиц без гражданства на территории РФ

4)их административная деликтоспособность специфична (за ряд правонарушений к ответственности могут привлекаться только иностранцы и лица без гражданства только к ним может применяться такое административное взыскание, как выдворение);

Часть 3 ст. 62 Конституции РФ гласит: «Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражда­нами Российской Федерации, кроме случаев, установлен­ных федеральным законом или международным договором».

Рекомендуем прочесть:  Оформление по уходу за ребенком инвалидом

Правовое положение иностранных граждан и апатридов

Отдельные аспекты, связанные с правовым положением иностранцев, нашли закрепление в Межамериканской конвенции о статусе иностранцев 1928 г. и в Декларации ООН о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают, 1985 г. К ним, в частности, относятся: право государства устанавливать правовой режим иностранцев, учитывая при этом свои международные обязательства, в том числе в сфере прав человека; право иностранца на защиту государства своего гражданства; обязанность государства предоставлять иностранцу свободный доступ в дипломатическое представительство или консульское учреждение государства его гражданства; обязанность иностранцев соблюдать законы государства проживания, а за их нарушение нести ответственность наравне с гражданами данного государства; недопустимость массовых высылок иностранцев, законно находящихся на территории государства.

Как правило, иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в государстве правами и несут обязанности наравне с гражданами данного государства, кроме случаев, установленных законом или международным договором данного государства.

Административно-правовой статус иностранных граждан и апатридов в РФ

Находящиеся на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства подлежат административной ответственности на общих основаниях с гражданами РФ. Вопросы об ответственности за административные правонарушения, совершенные на территории Российской Федерации иностранными гражданами, которые согласно действующим законам и международным договорам пользуются иммунитетом от административной юрисдикции Российской Федерации, разрешаются дипломатическим путем.

Согласно Конституции РФ (ч. 3 ст. 62) иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральными законами или международными договорами РФ.

Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства

  • соблюдать Конституцию, федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ;
  • своевременно прибыть в центр временного размещения или иное место пребывания, определенное федеральным органом исполнительной власти по миграционной службе либо его территориальным органом;
  • соблюдать установленный порядок проживания и выполнять установленные требования санитарно-гигиенических норм проживания в центре временного размещения;
  • сообщить в течение семи дней в территориальный орган федерального органа исполнительной власти по миграционной службе сведения об изменении фамилии, имени, состава семьи, семейного положения, о приобретении гражданства Российской Федерации или гражданства другого иностранного государства либо о получении разрешения на постоянное проживание на территории Российской Федерации;
  • сообщать о намерении переменить место пребывания на территории Российской Федерации либо выехать на место жительства за пределы территории Российской Федерации;
  • сняться с учета в территориальном органе федерального органа исполнительной власти по миграционной службе при перемене места пребывания и в течение семи дней со дня прибытия к новому месту пребывания встать на учет в территориальном органе федерального органа исполнительной власти по миграционной службе;
  • проходить ежегодный переучет в сроки, устанавливаемые территориальным органом федерального органа исполнительной власти по миграционной службе.

10. Получать социальную защиту, в том числе социальное обеспечение, наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ и международными договорами РФ.

Тема 6

• при отсутствии возможности самостоятельного определения своего нового места жительства на территории Российской Федерации получить у федерального органа миграционной службы или территориального органа миграционной службы в порядке, определяемом Правительством РФ, направление на проживание в центре временного размещения вынужденных переселенцев либо в жилом помещении из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев;

14) могут приобретать гражданское оружие по лицензии, выданной органами внутренних дел, но только на основании ходатайств представительств государств, гражданами которых они являются, и при условии вывоза ими оружия с территории Российской Федерации – в течение пяти дней со дня приобретения;

Рекомендуем прочесть:  Доплата за 1 квалификационную категорию педагогам

Важные вопросы международного права

Основные права, свободы и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ. Въезд, выезд и транзитный проезд через территорию РФ иностранных граждан. Ответственность иностранных граждан. Сокращение срока пребывания. Выдворение.

Понятие правового положения. Понятие иностранных граждан и апатридов. Принципы правового положения, права, обязанности и ответственность иностранных граждан и апатридов. Масштаб свободы, которым обладают иностранцы и лица без гражданства в пределах РФ.

Административно-правовой статус иностранных граждан и апатридов

Часть 3 ст. 62 Конституции РФ гласит: «Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором».

Статьей 19 Закона Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации» закреплено право лиц, постоянно проживающих в России и не имеющих ее гражданства, ходатайствовать о приеме в гражданство России. По общему правилу, условием приема будет срок проживания: всего пять лет или три года непрерывно перед подачей ходатайства. Для лиц, признанных беженцами, указанные сроки сокращаются вдвое. Названные сроки могут быть сокращены, если лицо в прошлом было гражданином СССР, имеет высокие достижения в науке, технике и в связи с иными, названными в законе, обстоятельствами.

Особенности конституционно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации

Срок временного пребывания иностранного гражданина в Рос­сийской Федерации зависит от срока действия выданной ему визы. Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федера­цию в порядке, не требующем визы, не может превышать 90 суток, кроме случаев, предусмотренных Законом «О право­вом положении иностранных граждан в Российской Федера­ции». В числе таких обстоятельств:

· срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, заключившего трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), продлевается на срок действия заключенного договора, но не более чем на один год, исчисляемый со дня въезда ино­странного гражданина в Российскую Федерацию. Решение о продлении срока временного пребывания иностранного граж­данина в Российской Федерации принимается территориаль­ным: органом федерального органа исполнительной власти, ве­дающего вопросами внутренних дел, о чем делается отметка в миграционной карте;

Особенности правового статуса иностранных граждан и апатридов на территории рф

8) по территории, открытой для иностранцев, они могут свободно передвигаться при условии уведомления об этом ОВД или принимающей их организации. По прибытии в пункт назначения они должны зарегистрировать свое временное пребывание в ОВД, гостинице или в принимающей их российской организации;

В понятие «иностранные граждане» включаются разные категории лиц с иностранным гражданством, а также без гражданства. Это могут быть сотрудники дипломатических и консульских представительств (и члены их семей), постоянно проживающие в России иностранные граждане, если они имеют на то разрешение и вид на жительство, а также лица, временно пребывающие в России (члены экипажей иностранных самолетов и морских судов, туристы, бизнесмены, деятели науки и культуры, родственники российских граждан и др.). Особую группу составляют беженцы, правовое положение которых регулируется специальными актами.

Особенности правового статуса иностранных граждан и апатридов на территории рф

Иностранный гражданин или лицо без гражданства привлекается к ответственности в соответствии с законодательством РФ. Также стоит отметить, что КоАП предусматривает возможность применения в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства особого административного наказания – выдворения с территории РФ

Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства – часть общего правового статуса, представляющая собой совокупность прав, свобод, гарантий и обязанностей иностранных граждан и лиц без гражданства в сфере административно-правового регулирования.

Мария Викторовна
Отвечаем только на юридические вопросы. Задавайте или через формы или в комментариях. Совокупный опыт более 35 лет.
Оцените автора
ЗаконПравит — Консультируем по юридическим вопросам