Нормы задачи примеры в конституции 1993 года

Практические задания

1. Задание. В Конституции РФ найдите нормы, детально регулирующие конституционно-правовые отношения, а также нормы общего регу­лирования, которые затем получают свое развитие в правовых ак­тах других отраслей права. Примером конституционной нормы, детально регулирующей общественные отношения, является часть 1 статьи 107 Конституции РФ: «Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ». Примером кон­ституционной нормы общего регулирования является часть 1 статьи 8 Конституции РФ: «В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение то­варов, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобо­да экономической деятельности». В каких правовых актах других отраслей права конституционно-правовые нор­мы могли бы получить свою конкретизацию?

2. Задание. В Конституции РФ найдите конституционно-правовые отно­шения, которые в процессе развития испытывают влияние полити­ческого фактора. Такое влияние проявляется в том, что субъекты конкретных конституционно-правовых отношений, следуя право­вой модели поведения, осуществляют полномочия, хотя и в рамках Конституции РФ, но с использованием дополнительных рычагов давления на своих контрагентов с целью получить преимущества в системе органов, занять доминирующее положение, завоевать власть. Примером конституционно-правового отношения, на развитие ко­торого может оказывать влияние политический фактор, является механизм назначения Президентом РФ Председателя Правитель­ства РФ с согласия Государственной Думы (статья 111 Конститу­ции РФ).

Примеры каждого вида конституционно правовых норм

Применительно к государству, его органам и должностным лицам обязывающий характер имеют не только нормы, формулирующие собственно обязанности этой категории субъектов конституционного права. Помимо этого, и нормы о полномочиях органов и должностных лиц публичной власти, хотя они и сформулированы как меры возможного поведения (действий), являются не только управомочивающими, но одновременно и обязывающими нормами. Такая квалификация обусловлена публично-правовым характером статуса государства и государственных образований, как и государственных органов и должностных лиц. Для последних полномочия, составляющие их компетенцию, не являются личной привилегией, а имеют публично-правовой характер. Реализация указанных конституционных полномочий – это не только права, но и обязанность государства, государственных образований, государственных органов и должностных лиц. Ответственность указанных субъектов наступает не только за неисполнение обязанностей, но и за неиспользование (ненадлежащее осуществление) своих полномочий.

По способу воздействия на субъекты права различаются: управомочивающие (дозволяющие), обязывающие и запрещающие нормы. Управомочивающие (дозволяющие) нормы – это все нормы, закрепляющие предметы ведения и полномочия РФ и ее субъектов, компетенцию государственных органов и должностных лиц (Президента, Совета Федерации, Государственной Думы и др.), права и свободы человека и гражданина.

Конституционное право

Конституционно-правовым нормам присущи все признаки норм иных отраслей права: государственное веление, в котором воплощается воля государства; общеобязательное предписание, охраняемое государством; правило общего характера, осуществляемое неоднократно и действующее постоянно; установление государством; обеспечение их реализации с помощью системы государственных гарантий; защита от нарушений принудительными средствами и т.д.

6. По юридической силе нормы конституционного права подразделяются на нормы Конституции, обладающие высшей юридической силой, нормы федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормы других нормативных правовых актов.

Рекомендуем прочесть:  Льготы для малоимущей семьи чебоксары

Конституционное право — ответы на вопросы и решение задач скачать бесплатно

Согласен
Конституция – «это «кодекс поведения» для власти» (данные опроса)
Так, в свое время К. Маркс называл конституцию «законом законов», а Ленин писал, что сущность конституции заключается в том, что основные законы государства вообще и законы, касающиеся избирательного права в представительные учреждения, их компетенции и др., выражают реальное соотношение сил в классовой борьбе. Конституция является фиктивной, когда закон и действительность расходятся, и не эффективной, когда они сходятся.
То есть марксистско-ленинская теория конституции исходила из того, что конституция выражает волю не всего общества, а экономически господствующего класса, создавая конституционные механизмы защиты полновластие господствующего класса.
«Конституция отражает непрерывный процесс обретения гражданского опыта» (Х. Питкин)
Прежде всего следует заметить, что Конституция — это не программа развития общества и государства и соответствующих действий в рамках этого развития. Она прежде всего основывается на реальных достижениях общества. Однако, исторический опыт учит, что конституции, как правило, принимаются на крутых изломах развития того или иного общества. Так, действующие конституции Австрии, Италии, Германии были приняты после разгрома фашизма во второй мировой войне, конституции Испании, Франции — после изменения политических режимов, новые конституции Чехии, Словакии, Румынии, Венгрии, Болгарии — после падения там коммунистических режимов. То же самое касается и конституций независимых государств, образовавшихся после распада СССР. Поэтому вполне логично, что в перечисленных и других новых конституциях наряду со статьями, закрепляющие уже существующее положение в той или иной сфере государственного строительства и развития общества, существуют нормы, которые еще только предстоит реализовать.

Федеральный закон — Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации»
Указы Президента РФ — Указ Президента от 23 мая 1996 г. «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти».
Постановления Правительства РФ — Постановление Правительства РФ от 22 апреля 1994 г. «О концепции государственной политики по отношению к казачеству».
Акты органов местного самоуправления — не являются в чистом виде нормативно-правовыми актами, а являются источниками конституционного права в смысле внешней формы выражения норм
Договорымежду Российской Федерацией и субъектом Федерации о разграничении предметов ведения и делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Федерации. Такие договоры заключены, например, с Республиками Татарстан (15 февраля 1994 г.)

Сравнительный анализ конституции РСФСР 1978 и конституции РФ 1993 года

Основными элементами в становлении рыночной экономики является равноправие форм собственности и их одинаковая правовая защита, свобода осуществления предпринимательской деятельности и торговли, право свободное осуществления своих трудовых возможностей, реализация своих физических и духовных способностей, поощрение коммерческой активности и деловой конкуренции.

Представители естественно правовой школы утверждают, что сущность конституции — это воплощения в ней многовекового опыта государства, постепенно сложившегося из традиций данного народа. По их представлению только такие конституции могут считаться легитимными и применимыми.

Нормы конституционного права: понятие, виды, особенности

3) федеративного устройства России, состава и компетенции ее субъектов, исключительной компетенции федерации и предмета совместного ведения федерации и субъектов, верховенства федеральных законов над правовыми актами субъектов и т.д.;

Конституционное право как отрасль – это основополагающая отрасль права; совокупность правовых норм, закрепляющих основы конституционного строя, взаимоотношения между государством и личностью, государственно-территориальное устройство, порядок образования и компетенцию органов государственной власти и местного самоуправления. Это фундаментальная отрасль Российского права.

Рекомендуем прочесть:  Льготы чернобыльцам зона отселения в саратове на 2021 год

Конституционно-правовые нормы

По предмету правового регулирования выделяют материальные и процессуальные нормы. Материальные нормы направлены на закрепление прав, обязанностей, полномочий разных субъектов. Процессуальные нормы определяют порядок осуществления прав, несения обязанностей, исполнения полномочий. Материальные нормы, например, определяют устройство парламента, его статус. Процессуальные нормы определяют порядок деятельности парламента, в частности порядок осуществления им законодательной деятельности.

Особенности конституционных норм связаны прежде всего с их структурой. Среди отечественных ученых распространено мнение, что обязательными элементами каждой правовой нормы, образующими в единстве ее структуру, являются гипотеза, диспозиция и санкция. Они выражают, соответственно, условия, при которых правовая норма подлежит применению, собственно правовой обязанности субъектов отношений и указание на последствия, наступающие в результате невыполнения или ненадлежащего выполнения предписаний диспозиции правовой нормы. С. С. Алексеев (и его последователи) делит нормы права по их структуре на регулятивные (гипотеза и диспозиция) и охранительные (нарушение диспозиции и санкция). Конституционные нормы наиболее близки по своей структуре к данной классификации.

Конституции Республики Казахстан 1993 и 1995 годов

Нововведением Конституции является признание защиты частной собственности, что предполагает и защиту интеллектуальной собственности. Закрепляя равноправие всех конституционных форм собственности, Конституция фиксирует принцип “собственность, в том числе право наследования, гарантируется законом”, в соответствии с которым использование права собственности не должно нарушать права и свободы других лиц.

Центральная идея Основного Закона заключается в том, что необходимо обеспечить согласие и компромисс различных общественно-политических сил казахстанского общества как на ближайшую, так и на более отдаленную историческую перспективу. Это делает Конституцию важнейшим фактором политической стабильности, гарантом гражданского мира, социального и национального согласия.

Классификация ( виды) конституционно-правовых норм

2. Диспозитивные, в которых субъекту предоставляется возможность воспользоваться или не воспользоваться своим правом, выбрать одно из действий, предусмотренных в данной норме. Пример (ч. 1 ст. 85 Конституции РФ): «Президент Российской Федерации может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. ». Или (ч. 1 ст. 117 Конституции РФ): «Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации».

1. Императивные, в которых, правило поведения не оставляет субъекту никакой свободы выбора, а четко предписывает поступать в соответствии с указанием. Пример (ст. 116 Конституции РФ): «Перед вновь избранным Президентом Российской Федерации Правительство Российской Федерации слагает свои полномочия»;

Нормы, закрепляющих основы конституционного строя РФ

Так, статья 15 Конституции Российской Федерации формулирует принцип законности: органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию и законы. Он находит свое отражение в отраслевом законодательстве: статья 3 Уголовного кодекса прямо закрепляет принцип законности, статья 8 Уголовно-исполнительного кодекса указывает, что уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации основывается на принципах законности, гуманизма, демократизма.

Принцип гуманизма определяет человека, его права и свободы высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства, (статья 2 Конституции Российской Федерации). Этот принцип преломляется в статье 7 Уголовного кодекса, в соответствии с которой «уголовное законодательство Российской Федерации обеспечивает безопасность человека. Наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, не могут иметь своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства».

Разработка, порядок принятия и основные черты Конституции РФ 1993 года

1. Конституция является ядром правовой системы России. Ее принципы и положения играют направляющую роль для всей системы законодательства. Именно Конституция определяет сам процесс правотворчества — устанавливает, какие основные акты принимают различные органы, их наименования, юридическую силу, порядок и процедуру принятия законов.

Рекомендуем прочесть:  Материнский капитал на третьего ребенка в ивановской области

Разработка и принятие Конституции РФ. Необходимость и возможность разработки и принятия новой Конституции России возникла в результате глубоких, фундаментальных перемен, произошедших в жизни страны на рубеже 80—90-х гг. Во-первых, из союзной республики в составе СССР Россия превратилась в самостоятельное, независимое, суверенное государство — РФ. Во-вторых, начали меняться самые основы общественного строя — экономические, социальные, политические и духовные. В-третьих, качественно изменилось соотношение общественно-политических сил, общество отвергло былой тоталитарный «социализм» и избрало путь демократического развития, к руководству обществом и государством пришли новые силы, возникли новые государственные органы, институты, на смену жесткой однопартийности пришла многопартийность. В-четвертых, в стране было покончено с идеологическим монополизмом марксизма-ленинизма, начали утверждаться идеологический плюрализм, новые социальные ценности, нормы и идеалы.

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ

Гарантийные нормы – направлены на обеспечение гражданских прав, нормальной деятельности органов власти (ч. 4 ст. 109 Конституции РФ предусматривает, что Государственная Дума не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против Президента РФ до принятия соответствующего решения Советом Федерации).

Особенность выражается в том, что для многих конституционно-правовых норм реализации подразумевает возникновение не конкретных правоотношений, а особого вида отношений общего характера или правового состояния (состояние в гражданстве, состояние субъектов РФ в составе РФ).

Курсовая работа: Конституция Российской Федерации 1993 г

— говорит о необходимости дополнительного регулирования общественных отношений либо закрепления гарантий для их участников в акте текущего законодательства, оставляя на последующее разрешение вопроса о виде акта и принимающем его органе. Например, в ст. 43 говорится, что Российская Федерация «устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты» — понятно, что для этого необходим соответствующий нормативный акт;

Верховенство Конституции РФ приобретает дополнительное значение в условиях федеративного государственного устройства России, когда субъекты Федерации имеют свою конституцию и свое законодательство. Республиканские конституции и принимаемые субъектами другие нормативно-правовые акты не должны противоречить федеральной Конституции (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ).

Нормы задачи примеры в конституции 1993 года

Настоящая работа призвана показать важность неофициального толкования конституционно-правовых норм, которое может стать серьезным учебным подспорьем не только студентам, изучающим конституционное право Российской Федерации, но и каждому, желающему повысить свое правосознание, знать свои права и грамотно их отстаивать, используя при этом все многообразие институтов государства, обязанных содействовать реализации права. Государство вступает в правоотношения в лице своих органов, поэтому, когда в тексте встречается выражение обязанность государства это не означает, что субъектом правоотношения здесь выступает особая форма организации общества, речь идет о каком-то конкретном институте, выступающем от имени государства, в компетенции которого находится решение соответствующего вопроса. Каждый институт, в системе органов государственной власти, должен делать свое дело в соответствии с правовым предписанием и своим статусом.

Ныне действующая Конституция Российской Федерации 1993 года сложнейший для понимания документ, требующий не только внимательного прочтения, но и серьезного толкования, т.е. уяснения подлинного смысла тех норм, которые содержатся в статьях Конституции. Видимо этим, в определенной степени, объясняется причина, по которой даже судьи не пользуются конституционными нормами, хотя эти нормы и являются правом прямого действия.

Мария Викторовна
Отвечаем только на юридические вопросы. Задавайте или через формы или в комментариях. Совокупный опыт более 35 лет.
Оцените автора
ЗаконПравит — Консультируем по юридическим вопросам