Положение по спецоценке условий труда в организации

Содержание

Спецоценка условий труда — порядок проведения

Специальная оценка условий труда представляет из себя поэтапное оценивание обстановки, в которой трудятся рабочие, средств их защиты от неблагоприятного влияния производства и компенсации за труд во вредных условиях.

Согласно законодательству в сфере социального страхования, спецоценку условий труда рабочих должны произвести до 31 декабря 2021 года все компании, а вот предприятия, набирающие рабочих на «вредные» рабочие места, должны сделать это раньше – до конца текущего года (наказание – штраф от 60 до 80 тысяч рублей).

Что такое спецоценка условий труда? Спецоценка условий труда: сроки проведения

Первая важнейшая задача комиссии по специальной оценке — формирование перечня внутрикорпоративных рабочих мест, на которых должны выявляться вредные или опасные факторы. Данный перечень впоследствии передается организации, с которой заключен контракт на оказание услуг по спецоценке. Следующий ключевой этап рассматриваемой процедуры — идентификационный. Изучим его особенности.

Фирма-работодатель обязана провести спецоценку условий труда в отношении всех имеющихся рабочих мест, кроме тех, что классифицируются как дистанционные — то есть, тех, что расположены дома у сотрудников, работающих удаленно. Кроме того, не нужно проводить данную процедуру физлицам, которые выступают работодателями, но не являются ИП.

Положение о специальной оценке условий труда

Указываются права, обязанности и ответственность лиц и организаций, участвующих и проводящих спецоценку. Обязательно упомянуть права обычных работников, чьи рабочие места оценивают эксперты, хотя бы ссылкой на статью 5 Федерального закона от 28.12.2021 № 426-ФЗ. Умалчивание о правах работников может быть неоднозначно расценено разными проверяющими органами.

  1. Подготовка к проведению:
    • подготовка приказа о создании комиссии;
    • создание графика работы комиссии;
    • определение рабочих мест, подлежащих спецоценке условий труда;
    • выбор организации исполнителя и заключение договора и т. п.
  2. Непосредственное проведение:
    • идентификация вредных или опасных производственных факторов;
    • замеры и исследования;
    • классификация;
    • составление необходимой рабочей документации и подготовка отчета.
  3. Мероприятия по итогам:
    • утверждение отчета;
    • ознакомление работников организации с результатами спецоценки;
    • декларирование (при необходимости);
    • размещение и направление необходимой информации.
  4. Использование результатов оценки условий труда:
    • организация предварительных и периодических медицинских осмотров;
    • приобретение новых средств коллективной и индивидуальной защиты;
    • установление надбавок сотрудникам и т. д.

Спецоценка условий труда в 2021 году

Другая ситуация. Все работники организации трудятся на дому. Однако у фирмы есть договор аренды офиса, в котором создано одно рабочее место. В этом случае нужно обязательно ли проводить спецоценку этого рабочего места. Аренда офисного помещения для размещения там рабочего места не влияет на проведение спецоценки. Соответственно данное рабочее место подлежит спецоценке условий труда по общим правилам.

По общему правилу работодатель должен провести спецоценку не позднее 31 декабря 2021 года. Однако если у него есть сотрудники на рабочих местах, перечисленных в пункте 6 статьи 10 Закона № 426-ФЗ, спецоценку нужно провести как можно скорее (ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2021 № 212-ФЗ). Это рабочие места, работа на которых осуществляется по профессиям, должностям или специальностям согласно Списку № 1 или Списку № 2 (так называемые вредные и опасные условия труда). Соответственно люди таких профессий имеют право на досрочную пенсию, гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда (п. 6 ст. 27 Закона № 426-ФЗ).

Порядок проведения специальной оценки условий труда (СОУТ) на предприятиях

Комиссия имеет право принять решение об отказе от проведения исследований, если этот процесс несет угрозу для жизни и здоровья экспертов. В такой ситуации условия труда на рабочем месте автоматически считаются опасными. Копию протокола отправляют в органы местной исполнительной власти в течение 10 дней.

По результату проведения СОУТ специализированная организация оформляет отчет, форма и порядок заполнения которого утверждены специальным органом исполнительной власти. В нем должна быть следующая информация:

Какие организации обязаны проводить специальную оценку условий труда

Современный рынок представлен многообразием организаций и предприятий, осуществляющих свою деятельность в различных сегментах. Чтобы быть, выразимся общеупотребительной фразой, «в рынке», они должны соответствовать его требованиями, формируемым на основе потребительского спроса. К примеру, сегодня важно быть конкурентоспособными, инвестиционно привлекательным, уметь быстро реагировать на динамичные изменения в сегменте. Каждый участник стремится к взаимовыгодному сотрудничеству, в основе которого лежит ключевое слово – доверие. Доверие клиентов, доверие партнеров. Не ошибемся, если скажем, что огромная составляющая в достижении высоких показателей и успеха развития компании лежит и в доверии сотрудников. А что прежде важно сотруднику? Это условия работы, среди которых комфорт и безопасность на рабочем месте – весомые регуляторы. Комфорт сотрудник может определить чувствительно, а о безопасности своего рабочего места порой может только предполагать. И дальновидные, добросовестные работодатели, созданные условия труда вокруг сотрудников подтверждают аргументами. «Железно» в этом плане – результаты специальной оценки условий труда (СОУТ – Спецоценка, – ред.), которые к тому же помогут работодателю не только в достижении взаимопонимания с сотрудниками, но и позволят избежать санкций со стороны контролирующих органов.

Проведение СОУТ – обязательное законодательное требование. Согласно статье 212 ТК РФ, каждый работодатель обязан проводить ее по утвержденному порядку. Порядок проведения процедуры регламентирован Федеральным законом «О специальной оценке условий труда» № 426-ФЗ от 28 декабря 2021 года. В соответствии с ним, каждая организация, кроме физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, должна проводить спецоценку для всех рабочих мест один раз в пять лет. Но данный период имеет отношение лишь к рабочим местам, на которых выявлены вредные и опасные факторы производственной среды и трудового процесса (ВОПФ, – ред.). А те рабочие места, на которых ВОПФ не выявлены, подлежат декларированию соответствия условий труда государственным нормативам в области охраны труда. Что значит: если на рабочем месте в течение пяти лет с момента подачи декларации в Минтруд не происходит несчастных случаев, травм, профзаболеваний, срок действия документа будет автоматически продлеваться.

Рекомендуем прочесть:  Вкладыш в т2 отпуск скачать

Положение о проведении специальной оценки условий труда

Законодательство не обязывает работодателя разрабатывать и утверждать какие-либо положения о специальной оценке условий труда. Потому и разработка такого документа – внутреннее дело организации. Соответственно, и содержание этого локального нормативного акта работодатель определяет для себя самостоятельно.

Работники имеют право на рабочие места, которые соответствуют государственным нормативным требованиям охраны труда (ч. 1 ст. 21 ТК РФ). Соответственно, работодатели обязаны обеспечивать безопасность работников в процессе их трудовой деятельности (ч. 2 ст. 22 ТК РФ). Одним из элементов системы обеспечения безопасности на рабочих местах является проведение специальной оценки условий труда. В процессе спецоценки производится идентификации вредных или опасных факторов производственной среды и трудового процесса, а также оценка уровня их воздействия на работников (ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2021 № 426-ФЗ ).

Спецоценка условий труда: кто и как проводит

Рабочие места, на которых не выявлены такие условия труда, отражаются в отдельной декларации, называемой декларацией соответствия условий труда требованиям охраны труда. Подробнее об этой декларации читайте в этой статье, где можно скачать бланк декларации соответствия и образец заполнения.

  • Если на предприятии появляется новое рабочее место,
  • Если трудовой инспекцией она будет назначена,
  • При изменении технологического процесса, замене оборудования, замене используемых материалов и сырья, замене средств индивидуальной или коллективной защиты, при условии, что эти изменения повлияют на уровень вредных и опасных факторов,
  • Если произошел несчастный случай или профзаболевание,
  • По инициативе профсоюза.

Положение по спецоценке условий труда в организации

В июне 2021 года в федеральном бюджетном учреждении была проведена специальная оценка условий труда, из результатов которой следует, что отдельным работникам с вредными условиями труда должны быть снижены (отменены) ранее установленные в 2021 году по результатам аттестации рабочих мест гарантии и компенсации.
Как следует из результатов проведенной оценки условий труда, у отдельных работников класс вредности не изменился, у других — уменьшился.
Например, на рабочих местах котельщика и аккумуляторщика класс вредности 3.1 не изменился, но по результатам оценки должен быть отменен ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск. По результатам оценки других рабочих мест с вредными условиями труда должна быть отменена выдача молока.
Имеет ли право (или обязан) работодатель в рассматриваемом случае по результатам специальной оценки условий труда отменить гарантии и компенсации (в том числе ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска, бесплатную выдачу молока и др.) работникам, класс вредности у которых не изменился, работникам, класс вредности у которых уменьшился, или же в рассматриваемом случае работодатель обязан сохранить все гарантии и компенсации, которые были установлены данным работникам в 2021 году на основании аттестации рабочих мест (дополнительные отпуска, бесплатную выдачу молока и др.), и нести при этом все необходимые расходы?

Обоснование вывода:
1. Для работников, занятых на работах с вредными и опасными условиями труда, трудовым законодательством предусмотрены такие дополнительные гарантии и компенсации, как дополнительный оплачиваемый отпуск, оплата труда в повышенном размере и сокращенная продолжительность рабочего времени и ежедневной работы (статьи 92, 94, 116, 117, 146, 147 ТК РФ).
Для установления работникам предусмотренных ТК РФ гарантий и компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда применяются результаты проведения специальной оценки условий труда либо результаты проведенной до 1 января 2021 года аттестации рабочих мест по условиям труда (до истечения срока действия таких результатов) (ст. 7, ч. 4 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2021 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»; далее — Закон N 426-ФЗ). Однако работодатель вправе провести специальную оценку условий труда и до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.
При этом частью 3 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2021 N 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» (далее — Закон N 421-ФЗ) установлено, что при реализации компенсационных мер в соответствии с новой редакцией ТК РФ в отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, порядок и условия осуществления таких мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении указанных работников компенсационных мер по состоянию на день вступления в силу данного Закона при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для их назначения.
По мнению Минтруда России, достигнутые к 2021 году размеры предоставляемых работникам гарантий и компенсаций за «вредность» должны сохраняться до улучшения условий труда на рабочих местах, подтвержденного результатами специальной оценки условий труда. При этом улучшением условий труда считается уменьшение итогового класса (подкласса) условий труда на рабочем месте (письмо от 15.04.2021 N 15-1/ООГ-2161, п. 12 Информации Минтруда России от 29.10.2021 «Типовые вопросы и ответы по специальной оценке условий труда»; далее соответственно — Письмо и Информация).
Иными словами, само по себе изменение законодательства не должно отразиться на положении работников, которым уже были установлены соответствующие компенсации. Соответственно, если до 1 января 2021 г. работникам были установлены гарантии и компенсации за работу во вредных условиях труда, а проведенная специальная оценка условий труда подтвердила, что такие условия не изменились, работодатель не вправе отменить дополнительный отпуск и доплату.
Таким образом, если до 01.01.2021 по результатам аттестации был установлен класс 3.1 и работникам предоставлялся дополнительный отпуск, а проведенная специальная оценка условий труда подтвердила, что такие условия не изменились (подкласс 3.1), то работодатель не вправе отменить данную компенсацию или предоставлять её в меньшем размере.
При этом предоставление компенсаций сотрудникам, принятым на работу в 2021 году, осуществляется в соответствии с законодательством РФ, действующим с 01.01.2021 (Письмо, п. 12 Информации, апелляционное определение Московского городского суда от 28.10.2021 N 33-34440/14). То есть работникам, принятым начиная с 01.01.2021, на рабочих местах которых условия труда отнесены к подклассу 3.1, нужно предоставлять только повышенную оплату труда, дополнительный отпуск не предоставляется.
При этом возникает ситуация, когда работники с вредными условиями труда, отнесенными к подклассу 3.1, имевшие до 01.01.2021 право на предоставление дополнительного отпуска, продолжают получать такую компенсацию и в настоящее время, тогда как работникам, принятым начиная с 2021 года и работающим в аналогичных условиях, такая компенсация не полагается. Однако различия, исключения, предпочтения, установленные Трудовым кодексом РФ или в случаях и в порядке, которые им предусмотрены, в целях поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов и в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства не являются дискриминацией (часть третья ст. 3 ТК РФ). Таким образом, поскольку указанные различия установлены не работодателем, а предусмотрены Трудовым кодексом РФ, Законом N 421-ФЗ и Законом N 426-ФЗ, указанная ситуация не является дискриминацией в сфере труда.
2. Работникам, у которых по результатам специальной оценки зафиксировано изменение условий труда, работодатель вправе изменить и уровень соответствующих гарантий и компенсаций, предоставляемых работникам, в рамках установленных трудовым законодательством пределов.
В соответствии с частью первой ст. 222 ТК РФ молоко или другие равноценные пищевые продукты выдаются бесплатно по установленным нормам тем работникам, которые заняты на работах с вредными условиями труда. Соответственно, такая гарантия полагается работнику только в том случае, если условиям труда на его рабочем месте присвоен итоговый подкласс 3.1 и выше (ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 28.12.2021 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»). Если условия труда признаны по результатам специальной оценки безопасными, то выдача молока такому работнику отменяется. Также не полагается работникам, условия труда на рабочих местах которых признаны безопасными, и повышенная оплата труда в соответствии со ст.ст. 146, 147 ТК РФ.
При этом необходимо учитывать, что условие о компенсациях за работу с вредными условиями труда с указанием характеристик условий труда на рабочем месте является обязательным для включения в трудовой договор (ст. 57 ТК РФ). Соблюдение условий трудового договора является обязанностью работодателя (ст. 22 ТК РФ). Следовательно, до тех пор, пока соответствующие условия не будут изменены или исключены из трудовых договоров, работодатель обязан предоставлять работникам компенсации в прежних размерах и порядке.
Внести в трудовой договор соответствующие изменения можно либо по соглашению сторон (ст. 72 ТК РФ), либо по инициативе работодателя с соблюдением условий и требований ст. 74 ТК РФ. Так, положения ст. 74 ТК РФ допускают возможность изменения условий трудового договора по инициативе работодателя, когда невозможно сохранить прежние условия по причине организационных и технологических изменений. В п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2021 N 2 указывается, что одним из таких изменений является совершенствование рабочих мест на основе их аттестации (специальной оценки). Иными словами, для применения ст. 74 ТК РФ в таком случае работодателем должны быть совершены какие-то действия, направленные на снижение уровней факторов вредного воздействия производственной среды на здоровье работников или устранение таких вредных факторов, и эффективность этих действий должна быть подтверждена результатами специальной оценки условий труда. А как уже указывалось выше, свидетельством улучшения условий труда на рабочих местах работников, аттестованных ранее, является уменьшение итогового класса (подкласса) условий труда на рабочем месте по результатам проведенной специальной оценки условий труда.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации в трудовые договоры работников, у которых условия труда на рабочих местах по результатам специальной оценки улучшились, должны быть внесены соответствующие изменения в части предоставления гарантий и компенсаций за работу во вредных условиях труда в соответствии с законодательством РФ, действующим с 01.01.2021.

Рекомендуем прочесть:  Получить копию пенсионного удостоверения

Обязан ли работодатель проводить спецоценку условий труда

Перечень рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности (в том числе при необходимости оценки травмоопасности рабочих мест), утверждается Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Производственное оборудование, материалы и сырье, используемые работниками и являющиеся источниками опасных производственных факторов, которые идентифицируются и при наличии которых проводятся обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры работников.

Спецоценка условий труда для малых предприятий в 2021 году

Важно! При составлении перечня объектов СОУТ выделяют места с одинаковыми признаками: по профессии (должности), по расположению в сходных производственных зонах (помещениях) и др. Если такие места есть, то их оценку проводят не полностью, а только в размере 1/5 от общего числа. Количественно рабочих мест не может быть менее 2-х. Считается, что таким образом все аналогичные рабочие места прошли проверку (ст.16 п. 1 ФЗ №426).

Процедура специальной оценки условий труда (СОУТ) по ныне действующим правилам проводится с 2021 года. Никаких изменений правил в текущем году, по сравнению с прошлыми периодами, нет, но до 01-01-19 г. все фирмы обязаны провести оценку рабочих мест по новым правилам.

Инструкция: проводим спецоценку условий труда

  • сведения об организации, которая провела оценку;
  • перечень проверенных рабочих мест (с указанием определенных вредных факторов);
  • карты спецоценки с информацией о присвоенном классе по условиям труда;
  • протоколы проведенных исследований и измерений;
  • протокол определения степени эффективности средств защиты;
  • единую ведомость спецоценки;
  • перечень мероприятий по оптимизации условий труда;
  • экспертное заключение.
  • наличие идентичных систем, связанных с освещением, отоплением, кондиционированием и вентиляцией;
  • нахождение в одном или идентичных помещениях;
  • сотрудники работают по одинаковой профессии, должности;
  • трудовой функционал сотрудников аналогичен;
  • имеются идентичные СИЗ.
Рекомендуем прочесть:  Как рассчитать одн по электроэнергии в многоквартирном доме

Спецоценка условий труда вместо аттестации рабочих мест

Кроме того, необходимо учитывать, что в соответствии с Классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов предусматриваются определенные ограничения в части идентификации тех или иных производственных факторов как вредных и (или) опасных. В результате этого исследования и измерения на таких рабочих местах не проводятся. Подробнее расскажем в следующей части публикации.

Согласно ч. 2 ст. 12 ФЗ о СОУТ, при окончательном формировании перечня производственных факторов, подлежащих исследованиям и измерениям, комиссия по СОУТ должна основываться на государственных нормативных требованиях охраны труда; характеристиках технологического процесса, оборудования, материалов и сырья; результатах ранее проводившихся исследований и измерений вредных или опасных факторов; предложениях работников. Исходя из этого, даже если эксперт ОПСОУТ необъективно оценил предложения работников, у них есть возможность направить предложения непосредственно в комиссию, где представители профсоюза смогут добиваться учета этих предложений.

Могут ли оштрафовать организацию за отсутствие спецоценки условий труда

Это говорит о том, что организацию, созданную в 2021 году и НЕ проводившую НИ аттестацию рабочих мест, НИ СОУТ, могут наказать по всей строгости закона за неисполнение требований ФЗ, а именно за непроведение СОУТ. А описанный пример — именно этот.

СОУТ можно не проводить до 2021 года, если организация проводила аттестацию рабочих мест и она еще действительна, но как только аттестация завершит свое действие (т.е. истечет 5 лет с момента ее завершения), организация ОБЯЗАНА провести СОУТ. Причем, СОУТ должна быть проведена не позднее даты окончания действия результатов аттестации, т.е. например, аттестация завершается 28.07.2021, с 29.07.2021 должны быть установлены и прописаны в ТД работников условия СОУТ. Ведь это обязательные условия ТД.

Спецоценка условий труда в 2021 году

Спецоценка условий труда на рабочих местах должна проводиться всеми компаниями независимо от применяемого налогового режима. Делать это следует не реже одного раза в пять лет, если нет оснований для проведения внеплановой спецоценки (ч. 4 ст. 8 и ст. 17 Закона № 426-ФЗ).

Декларацию оформляем в отношении рабочих мест, на которых вредные и опасные производственные факторы не идентифицированы и условия труда комиссия признала допустимыми. Декларацию нужно представить в Роструд

Положение по спецоценке условий труда в организации

Работодатели рассчитывают дополнительный тариф страховых взносов в Пенсионный фонд на основании данных спецоценки. С 2021 г. ПФР будет получать данные о тарифах конкретных страхователей непосредственно из этой системы.
Кроме того, система позволяет отслеживать возможные нарушения при проведении спецоценки. Так, по данным этой системы мы иногда выясняли, что один и тот же эксперт в один и тот же день проводил замеры в разных уголках страны. Или один и тот же хроматограф одновременно брали в аренду разные аттестующие организации. И как раз такие факты побудили нас ужесточить требования к оценивающим организациям.

Оценивающая организация, естественно, заинтересована в том, чтобы заработать побольше, а работодатель – в том, чтобы не переплачивать. А представитель профсоюза защищает интересы работников и требует, чтобы по всем возможным вредным факторам провели объективные замеры и установили классы и подклассы условий труда.

Мария Викторовна
Отвечаем только на юридические вопросы. Задавайте или через формы или в комментариях. Совокупный опыт более 35 лет.
Оцените автора
ЗаконПравит — Консультируем по юридическим вопросам