Отношение власти и граждан в греческом полисе

Отличие гражданина греческого полиса

Прибывшие на жительство из других греческих городов, даже из соседнего полиса, расположенного в нескольких километрах, не могли входить в состав граждан и составляли особое сословие метеков, неграждан. Потеря земельного участка могла привести к лишению гражданских прав и выбыванию из гражданского коллектива. Правда, в развитых торгово-ремесленных центрах, таких, как Коринф или Афины, проживали потерявшие земельные участки граждане, которые были вынуждены заниматься ремеслами и торговлей. Таких людей гражданских прав не лишали, но они подвергались своего рода общественному порицанию, становились гражданами второго сорта. При первой же возможности они стремились приобрести земельный участок и реабилитировать себя в общественном мнении. Полисные власти старались помочь таким безземельным гражданам. В каждом полисе существовал резервный фонд, так называемый ager publicus (общественное поле) , из которого могли нарезать новые участки для наделения ими потерявших землю граждан.

Рабы, которые не только не обладали личной свободой, но и в саму категорию людей включались только отдельными свободомыслящими греками, так же как и метеки, не имели гражданских прав и не принимали участия в управлении государством.

ГРЕЧЕСКАЯ ОБЩИНА-ПОЛИС

Внутри полисов постепенно формировалось граж­данское право, т. е. складывались своды законов, оп­ределявшие права и обязанности членов общины, да­вавшие им некоторые социальные гарантии. Напри­мер, под охраной закона находились земледельцы: в Спарте до IV в. до н. э. было запрещено отчуждать зем­лю у крестьян, в Афинах прославленный законодатель Солон не дозволял, чтобы один человек покупал землю в неограниченных количествах. Полис не только зани­мался внутренними делами, но и мог вести внешнепо­литическую деятельность, имел собственную армию: граждане полиса вступали в ополчение и на время войн превращались в воинов.

Воспринимая себя как самостоятельное государ­ство, полис жил в соответствии с идеей автаркии. В полисе создавалась особая система идеалов: свобод­ные граждане верили, что благополучие каждого из них зависит прежде всего от их родного полиса, вне которого существовать невозможно. С другой сторо­ны, процветание полиса во многом зависело от его граждан, от того, сколько среди них будет ярких, талантливых и благородных людей. Они почитали древние традиции, осуждали стяжательство и очень высоко ценили крестьянский труд. Но главное — ощущали себя полноправными и свободными людь­ми. Это составляло предмет особой гордости. Так, одержав победу над персами, греки объясняли свой успех тем, что они обладали даром свободы, а все

ГРЕЧЕСКИЙ ПОЛИС

Полис являлся совокупностью города и окружавшей его сельской территории (хоры). Экономическое единство граждан (либо неграждан, как это было в Спарте), занимающихся сельским хозяйством и ремеслом, было необходимо для осуществления принципа полисной автаркии. Городской центр становиться местом сосредоточения ремесленного производства, причем в идеале мелкого производства, рассчитанного на непосредственный товарообмен с земледельцами, на удовлетворение нужд сельского населения.

Следующая характерная черта полисной организации древних греков — это отношение граждан к военной организации полиса. Важнейшим правом и одновременно обязанностью каждого гражданина было его личное участие в защите своего полиса. Учитывая то, что в классическом полисе регулярная армия отсутствовала, все его граждане являлись потенциальными воинами, членами гражданского ополчения, призываемого к окружению по мере появления военной угрозы. Дело в том, что греческие полисы, как относительно небольшие политические образования, не могли содержать постоянную армию, как это было, например, в древневосточных государствах, и защита своего полиса от внешней угрозы целиком ложилась на плечи мужчин-граждан.

Рекомендуем прочесть:  Отличие жилищных услуг от коммунальных

О структуре полиса, понятии «гражданин» в Древней Греции

Следующая характерная черта полисной организации древ­них греков — это отношение граждан к военной организации по­лиса. Важнейшим правом и одновременно обязанностью каждого гражданина было его личное участие в защите своего полиса. Учитывая то, что в классическом полисе регулярная армия отсут­ствовала, все его граждане являлись потенциальными воинами, членами гражданского ополчения, призываемого к оружию по мере появления военной угрозы. Дело в том, что греческие поли­сы, как относительно небольшие политические образования, не могли содержать постоянную армию, как это было, например, в древневосточных государствах, и защита своего полиса от внеш­ней угрозы целиком ложилась на плечи мужчин-граждан.

Важнейшей неотъемлемой чертой полисной организации был институт гражданства. Население полиса состояло из полноправ­ных, неполноправных и бесправных категорий жителей. Но толь­ко граждане, входившие в состав полисной общины, обладали всей суммой, всем набором прав — и экономических, и политиче­ских, и социальных. Именно граждане полиса являлись, таким образом, наиболее привилегированной категорией его населения.

Что такое полис в Древней Греции? Государства-полисы Древней Греции

Постепенно бедные члены общины распахивались и были вынуждены брать займы у богачей. На земле заемщиков ставили долговой камень. Когда же они не могли вернуть долг с процентами, то теряли землю. Принимающие землю в аренду оставляли себе лишь шестую часть урожая, а остальное отдавали владельцу земли. Крестьяне скудели, становились должниками, впоследствии превращаясь в рабов.

Могущественным полисом в Древней Греции называли Спарту. В 9-м веке до н. э. на полуострове Пелопоннес, в области Лаконика, дорийцы основали несколько поселений. Впоследствии они окончательно покорили местные ахейские племена. В 7-м в. до н. э. дорийцы присоединили к своим владениям соседнюю область Мессению. Во время двух Мессенских войн и сложилось государственное образование, получившее название Лакедемон (Спарта).

Греческий полис, его сущность

Следующее. Понимаете ли, они были разделены политически, а вот культура у них была общая. Нет афинской культуры, нет спартанской культуры, есть греческая культура. Поэтому Гомера читали везде. Архилоха, Сафо, Геродота, Фукидида, Ксенофонта. Вот вся литература, которая создавалась, где бы она ни создавалась – это общая греческая литература. Нельзя её назвать афинской или лесбосской, хиосской и т.д. Архитекторы строили храмы в ордерной системе во всех греческих полисах, это греческая архитектура, нет афинской архитектуры, есть греческая архитектура. Скульпторы создавали свои замечательные произведения – везде, везде стояли приблизительно одни и те же.

В этом отношении очень важно, что каждый гражданин – он одновременно и воин. Причём основное построение греческого войска – это фаланга. Фаланга – это тесно сомкнутое построение тяжело вооружённых воинов. Фаланга – это тоже очень важный показатель для греческого менталитета. У нас сейчас показывают эти фильмы: Сталлоне или какой-нибудь Шварценеггер в одиночку убивает 30-40 человек, взрывает всё. От греческого воина этого не требовалось (крушить всё и т.д.) От него требовалось только одно: он должен стоять в ряду рядом со своими товарищами, с одной стороны его сосед стоит, с другой стороны сосед, перед ними щит, его щит частично перекрывает тело его соседа, и копьё. И вот эта страшная железная стена, ощетинившаяся копьями, идёт вперёд под звуки музыки. Музыка даёт ритм. И для тебя самое главное – это находиться в своём строю. Дошёл до противника – ты разишь противника. Ты сохраняешь это самое место. Если погиб твой товарищ, ты занимаешь его место, потому что для фаланги самое главное – это монолитность, это коллективизм. Вот это и есть самое важное, это воспитывали. Очень важное качество.

Отношение власти и граждан в греческом полисе

Нынешнее наше правительство планирует создать единую базу данных на всех граждан, собираясь занести туда официальные и неофициальные сведения, начиная паспортными, медицинскими и криминальными (если есть) и кончая сведениями частного характера: поездка по стране и за рубеж, социальные льготы и даже посещение пабов; причем сведения эти могут быть затребованы любой государственной службой. Ни греки, ни римляне с таким не смирились бы.

Рекомендуем прочесть:  Льготы ипотеки если семье до 35 лет

Важно знать то, что, с точки зрения древних, главная граница в этих трех сословиях пролегала не между рабами и свободными, а между гражданами и негражданами. Потому что выкуп или отпуск рабов на волю был делом абсолютно обычным. Зафиксированы десятки тысяч надписей об отпуске рабов на волю — так называемых манумиссий. Но случаи перевода из неграждан в граждан просто единичны. Почему? Полис — это собственность граждан. В этот коллектив собственников пускать чужаков было абсолютно неуместно.

Греческий полис как общественно-политическая система

В греческом мире существовало много форм и вариантов полисного устройства. Это разнообразие в развитии регионов проявлялось в сфере экономической (преобладание сельского хозяйства или более значительная роль ремесла и торговли), а также в социально-политической организации (разная степень активного участия народа в общественной жизни; аристократическое или олигархическое – власть тирана – правление; темпы формирования демократических структур). В связи с этим встает вопрос о возможной типологии полисов.

Естественно, что в силу своего устройства греческий полис мог быть лишь очень небольшим по территории и населению. Типичный полис был крошечным государством, состоявшим из города (или городка) и сельской округи. Большинство жителей такого полиса, который можно было обойти за несколько часов, знали друг друга в лицо.

Отношение власти и граждан в греческом полисе

Но миновали столетия, и на смену упадку пришёл новый подъём. Это было связано с освоением железа, секрет обработки которого принесли с собой дорийцы. Изделия из него были прочнее медных или бронзовых. Кроме того, они были намного дешевле. Даже небогатый земледелец мог позволить себе приобрести железные орудия труда.

Появление полисов. В VIII—VI веках до н. э. в Древней Греции вновь начали складываться государства. Вначале это были небольшие укреплённые посёлки, где жили земледельцы, владевшие окрестными землями. В Греции такое поселение называли полисом, то есть городом-государством. В полис входил сам город, окружавшие его земли, расположенные неподалёку более мелкие посёлки и деревни. Каждый полис имел собственные органы власти, войско и казну, мог чеканить монету. Верховная власть в полисе принадлежала народному собранию. На нём могли присутствовать лишь полноправные граждане полиса. Собрание распоряжалось всей землёй, принадлежавшей государству, причём не только общественной, но и частной, которой владели отдельные граждане. Оно принимало законы. На нём избирались судьи, следившие за их исполнением, и другие должностные лица города. Решающее слово на народном собрании часто принадлежало знатным людям, владевшим большей частью земли в государстве.

Характерные особенности греческого полиса

Поэтому полис как коллектив граждан-земледельцев и землевладельцев выступал в роли верховного собственника земли и в качестве гаранта земельной собственности своих сочленов. Именно полис, и только он, мог вмешиваться в отношения собственности. Таким образом, государство в этом случае существовало не над общиной, как это было на Востоке, а как бы вырастало из полисной общины, оставаясь в строго замкнутых рамках ее гражданского коллектива.

Основной формой экономической, социальной, политической и идеологической организации древнегреческого общества был полис, характером и особенностями которого определяется все своеобразие и неповторимость эллинской цивилизации. Принято считать, что полис — это особый тип общины, а именно — община граждан-земледельцев, причем, в отличие от общинных структур древнего Востока, включавших в себя исключительно сельское население, греческий полис состоял как из крестьян-земледельцев, так и из городских жителей.

Социальное устройство древнегреческого общества

Экономика, сложившаяся в Греции в V—IV вв. до н. э., определила характер социальной структуры древнегреческого общества. Распространение трудоемких сельскохозяйственных отраслей и их частичная ориентация на рынок, развитие ремесленного производства и товарно-денежного обращения вовлекали в новые трудовые операции, определенные группы населения, повышали их удельный вес в обществе.

Рекомендуем прочесть:  Ответ по жалобе из фнс

Господствующий класс не был однородным, он делился на несколько социальных групп. Одну из групп составляли представители старинной земельной аристократии, хранившие родовые традиции. Они были слабо заинтересованы в быстром развитии ремесел, торговли, товарных отношений. Основные доходы они получали от земельной собственности и в политической жизни выступали как сторонники олигархических порядков, составляли оппозицию демократическим устремлениям основной массы гражданства. Однако эта численно небольшая прослойка имела высокий социальный престиж и политический авторитет. Ее представители, получившие хорошее воспитание и образование, располагавшие средствами, играли видную роль в общественной и политической жизни полисов, избирались высшими магистратами, часто возглавляли военные экспедиции. Часть земельной аристократии (наиболее яркий пример — афинянин Перикл) смогла преодолеть узкосословные, корыстные интересы своей группировки и, понимая историческую необходимость, переходила на сторону демократических элементов и верно служила основной массе гражданства.

ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА ГРЕЧЕСКИХ ПОЛИСОВ VIII — VI ВВ

Около 540 г. до н. власть на Самосе захватил Поликрат, который развернул широкую реформаторскую деятельность и объединил все островные государства, построил мощный флот, крепостные стены и удобные гавани, провел в город водопровод с уникальной для своего времени системой и масштабом подземных сооружений, покровительствовал искусству (поэтам Анакреонту и / возраста), построил знаменитый Самосского храм.

Для своего времени полис считался самой совершенной формой политической организации господствующего класса. Его главное преимущество перед другими формами и типами государства, например, перед восточной деспотией, — в сравнительной широте и прочности его социальной базы и в тех значениях возможностях, которые он давал для развития частных хозяйств.

Образование греческих полисов

В Афинах сформировалась уравнительная система, все граждане, независимо от богатства и знатности, имели равные права: свободу слова, равенство перед законом и в занятии должностей. Народное собрание Афин – высший орган власти, его власть не ограничена ничем. Единственный метод воздействия на собрание – убеждение, поэтому люди, владеющие ораторским искусством (демагоги), становились народными вождями. Гражданами являлись только свободнорожденные жители города (мужчины старше 20 лет), женщины, иноземцы (метеки) и рабы оставались бесправными.

— Важной характеристикой полиса была политическая активность граждан, особенно в полисах демократического типа. Для повышения этой активности даже предпринимались специальные меры. Например, в Афинах была введена оплата за выполнение гражданских обязанностей. Исходя из этого, одной из основных черт полиса выступала тенденция к демократии, правлению всего коллектива граждан в целом;

Греческий полис и римская цивитас

Античная цивилизация — цивилизация не только греческая, но и римская; термины «греко-римская» и «античная» по отношению к этому социокультурному феномену мировой истории употребляются как синонимы. Глубинное единство греческого и римского мира, отраженное в этой синонимичности понятий, создавала общая первооснова — полисная организация Кофанов Л. Л. Lex и ius: возникновение и развитие римского права в VIII—III вв. до н. э. М., 2021. С. 89..

Древнегреческой культуре было присуще ярко выраженное индивидуалистическое начало. Противоречивость культуры Древней Греции и свободный характер ее культуры во многом обусловлены тем, что греки не копировали другие народы, а полагались на свои представления, они созидали сами, в этом было их величие.

Права гражданина греческого полиса

Центром полиса всегда являлся город, и греческая цивилизация, по сути, была цивилизацией городской. Именно город своими экономическими возможностями, динамичной жизнью формировал более высокий уровень потребностей, чем традиционный деревенский быт.

В период архаики в связи с ростом благосостояния значительной части демоса тяжелое вооружение, ранее доступное только представителям аристократии, получает более широкое распространение. Теперь в греческом войске основной фигурой становится гоплит — тяжеловооруженный пехотинец.

Мария Викторовна
Отвечаем только на юридические вопросы. Задавайте или через формы или в комментариях. Совокупный опыт более 35 лет.
Оцените автора
ЗаконПравит — Консультируем по юридическим вопросам