Оплата по общедомовым приборам учета воды в мкд

Содержание

Всё про общедомовые счётчики воды и тепла в многоквартирном доме

Ввод общедомового прибора учёта тепла или воды в эксплуатацию происходит на основании п. п. 81(1) — 81(9) Постановления Правительства РФ от 06.05.2021 No 354. При вводе проверяется соответствие монтажной схемы проекту, заводские номера, наличие поверки, работоспособность общедомового счетчика. По результатам устанавливаются контрольные пломбы, и оформляется акт ввода в эксплуатацию с указанием даты будущей поверки.

Со вступлением в силу Постановления Правительства РФ от 16.04.2021 №344 о новых правилах платы за энергоресурсы и обязательной установкой общедомовых счётчиков жильцы многоквартирных домов задают вопросов. Разберёмся с ними по порядку.

Общедомовой прибор учета тепла в многоквартирном доме: благо или наказание

  1. Собрание собственников многоквартирного дома (МКД) — основание для того, чтобы была проведена установка теплосчетчиков на отопление в многоквартирном доме.
  2. Собрание может инициировать Управляющая компания. В ТСЖ, ЖСК, ЖК собрание проводится на основании заявления собственников, достаточно 10% подписей от общего числа голосов.
  3. Технические условия на установку ОДПУ, в соответствии с которыми будет производиться его проектирование и установка, выдает теплоснабжающая организация.
  4. Проект на установку и смету на проведение работ готовит проектная организация с учетом конкретного места установки и указанием модели прибора.
  5. Согласование проекта в теплоснабжающей организации, выдавшей техусловия.
  6. Приобретение утвержденного проектом ОДПУ, обязательно с поверительным клеймом.
  7. Установка ОДПУ и ввод счетчика в эксплуатацию.

Отопление — одна из самых затратных статей в квитанции по оплате коммунальных услуг. В основе расчета лежат нормативы и тарифы — показатели, установленные в соответствии с законодательством РФ органами исполнительной власти субъекта в области государственного регулирования цен. Также структура платежа может включать объемы потребления тепловой энергии в том случае, если установлен общедомовой прибор учета тепла в многоквартирном доме. Давайте узнаем, в каких случаях требуется установка, как правильно это сделать и какую выгоду получат жители.

Общедомовые нужды — вода

Можно ли не платить по счета ЖКХ? Полностью оплата не может быть отменена, но есть возможность экономить, даже не имея льгот. Для начала, стоит исключить ошибки и накрутку счетчиков представителями управляющей компании, что легко сделать, предложив кандидатов на должность контролеров от всего дома, которых выбирают среди жильцов. Им дается право проверять снятые показания представителями УК и убедиться в том, что все значения соответствуют реальному потреблению, а последующие расчеты выполняются без ошибок. Не менее полезным нововведением, считается установка ОПУ, что дает наибольшую экономию для каждого жильца.

Под значением Vодн, принято понимать объем по всем счетам для распределения по домовым потребностям, а Vдом это потребление по установленному на весь дом счетчику. Значение Vсчет рассчитывается, как сумма объемов по показателям каждого квартирного счетчика, а Vнорм это суммарные нормативы в тех случаях, где не имеется счетчика. Под значением Vвычет понимается такой вариант вычета, который связан с дополнительными услугами.

Общедомовые приборы учета воды: цена, порядок установки, поверка

  • динамическим диапазоном измерения (соотношение максимального и минимального рабочего расхода);
  • возможностью извлечения герметичного механизма счетчика без необходимости удаления воды из трубопровода;
  • допустимостью установки счетчика (предусмотрено заводом-изготовителем) на горизонтальный, наклонный и вертикальный трубопровод;
  • наличием поворотного механизма (для удобства считывания показаний);
  • существованием установленной внешней регулировки для обеспечения возможности снять метрологические параметры;
  • наличием импульсных выходов, их количеством и приспособленностью к подключению различных датчиков.
  1. Осмотреть место монтажа прибора учета.
  2. Укомплектовать узел учета.
  3. Осуществить врезку прибора учета в действующую сеть.
  4. Произвести пуско-наладочные работы.
  5. Сдать работы по установке прибора учета ресурсоснабжающей организации и/или управляющей компании.

Оплата воды по общедомовым приборам учета

Показания общедомовых счётчиков автоматически передаются в режиме реального времени по радиоканалу через специальный модем на расстояние до 10 км. Данные поступают в виде готовой таблицы, которая затем передаётся в бухгалтерию для расчётов платежа. При дистанционном снятии данных с общедомовых приборов учёта тепла и воды, представитель дома имеет право запросить распечатанную фотокопию показаний общедомового счётчика.

Окончательная стоимость увеличивается из-за покупки сопутствующего оборудования (фланцы, коннекторы, фитинги). Итоговая цена в среднем составит около 150 тысяч рублей. Снижение стоимости отопления окупает установку теплосчётчика в течение 1–2 лет.

Оплата установки общедомового прибора учета на отопление в многоквартирном доме

Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, финансируемых за счет средств фонда капитального ремонта, размер которых сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, может быть дополнен услугами и (или) работами по утеплению фасада, переустройству невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройству выходов на кровлю, установке коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа) и другими видами услуг и (или) работ (п. 2 ст. 166 ЖК РФ).

В соответствии с ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2021 № 261-ФЗ «Об энергосбережении» (далееФедеральный закон от 23.11.2021 № 261-ФЗ), собственники помещений обязаны обеспечить оснащение своих домов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

Рекомендуем прочесть:  Нужно ли письменно знакомить сотрудника с удержанием отпуска при увольнении

ЖКХ в России

ОБЯЗАНЫ! Однако поверку общедомовых приборов учёта (далее наз. — ОДПУ), которые являются общедомовым имуществом, должна организовывать и оплачивать управляющая компания (ТСЖ) за счет тех денег, которые Вы и ваши соседи ежемесячно платите за » содержание жилого помещения». На вопрос «Что такое «плата за содержание жилого помещения?» нам отвечает Жилищный кодекс РФ:

Статья 155. Внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги
…10. Собственники помещений в многоквартирном доме оплачивают услуги и работы по содержанию и ремонту этих помещений в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Расчеты по показаниям общедомовых приборов учета воды в пределах административных границ г

В целом важно отметить, что главной задачей в соответствии с законом об энергосбережении является как раз сбережение коммунальных ресурсов ПОСРЕДСТВОМ УСТАНОВКИ ПРИБОРОВ УЧЕТА. В этих целях и необходимо устанавливать счетчики внутриквартирные и общедомовые. Однако, в результате установки коллективных счетчиков воды в г. Черкесске, стоимость оплаты за воду для каждого собственника только возросла. К основным причинам увеличения стоимости платы за коммунальные ресурсы относятся:

Таким образом, схема «ресурсоснабжающая организация –управляющая компания –агент» по сбору платежей работает в ущерб потребителям, вследствие чего ресурсы не сберегаются, как предусмотрено законодательством, а расходуются неэффективно (в т.ч. теряются из-за плохого содержания инженерных сетей), при этом платят за потери УК – потребители.

Кто должен устанавливать общедомовые приборы учета тепла

Помимо вышеуказанных факторов, при условии, что горячая и холодная вода проходят по своим отдельным магистралям, приходится устанавливать два разных аппарата (счетчика), что увеличит конечную сумму в платежных документах.

Монтаж учетного прибора не может быть оплачен средствами, предназначенными для проведения текущего ремонта, поскольку в львиной доле случаев, это полностью нарушит планирование по текущему ремонту имущества всего дома на следующий год.

Оплата по общедомовым приборам учета воды в мкд

Обоснование вывода:
В соответствии с ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса РФ (далее — ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Для собственника помещения в многоквартирном доме (далее также — МКД) плата за жилое помещение о коммунальные услуги включает в себя в том числе:
— плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению МКД, за содержание и текущий ремонт общего имущества в МКД, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в МКД;
— плату за коммунальные услуги (ч. 2 ст. 154 ЖК РФ в редакции Федерального закона от 29.07.2021 N 258-ФЗ, вступившего в силу с 10.08.2021, далее — Закон N 258-ФЗ).
При этом под коммунальными ресурсами, потребляемыми при использовании и содержании общего имущества в МКД, понимаются холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в МКД, отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в МКД (п. 2 ч. 1 ст. 154 ЖК РФ).
Согласно абзацам первому и второму п. 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (утверждены постановлением Правительства РФ от 13.08.2021 N 491, далее — Правила содержания общего имущества) с 01.01.2021 в расходы на содержание жилого помещения включаются расходы на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД услуг (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в МКД, в соответствии с п. 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2021 N 354, далее — Правила предоставления коммунальных услуг).
В свою очередь, п. 40 Правил предоставления коммунальных услуг предусматривает, что по общему правилу потребитель в МКД в составе платы за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме (коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Как следует из п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг под коммунальной услугой понимается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям коммунального ресурса, в том числе горячей воды.
Таким образом, действующее законодательство разграничивает расходы на оплату горячей воды, потребляемой при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, которые включаются в состав платы за содержание жилого помещения, и оплату горячего водоснабжения в качестве коммунальной услуги, потребленной при содержании общего имущества в многоквартирном доме (предоставленной на общедомовые нужды).
Порядок определения размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, предусмотрен п. 44 Правил предоставления коммунальных услуг. В соответствии с этой нормой в случае, если МКД оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета (далее — ОДПУ), размер платы за такую коммунальную услугу определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к указанным Правилам.
Пункт 10 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг, содержащий упомянутую формулу, предусматривает, что размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в МКД, определяется исходя из объема (количества) коммунального ресурса, предоставленного за расчетный период на общедомовые нужды в МКД и приходящегося на жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение.
Из п. 13 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг следует, что приходящийся на жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение в МКД объем (количество) горячей воды, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в МКД, оборудованном ОДПУ, определяется по показаниям этого прибора учета.
При этом согласно п. 45 Правил предоставления коммунальных услуг в случае, если объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, составит ноль, то плата за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенная в соответствии с п. 44 тех же Правил, за такой расчетный период потребителям не начисляется.
Отсюда можно прийти к выводу о том, что управляющая организация не вправе начислять собственникам помещений в МКД, оборудованном ОДПУ, плату за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную на общедомовые нужды, если в расчетном периоде такое водоснабжение не осуществлялось.
Что же касается оплаты горячей воды, потребляемой при использовании и содержании общего имущества в МКД, как части платы за содержание жилого помещения, ее размер определяется иначе.
Абзацем третьим п. 29 Правил содержания общего имущества установлено, что при первоначальном включении расходов на оплату коммунальных ресурсов для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД, включая расходы на оплату горячей воды, их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом РФ по состоянию на 01.11.2021. Согласно абзацу четвертому того же пункта при последующих включениях размер указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в МКД, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в МКД, которые утверждаются в установленном порядке органами государственной власти субъектов РФ, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном федеральным законом.
Отметим также, что размер платы за содержание жилого помещения в части оплаты коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в МКД, отражается в платежном документе отдельной строкой по каждому виду ресурсов (абзац пятый п. 29 Правил содержания общего имущества).
То есть положения п. 29 Правил содержания общего имущества предусматривают оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в МКД, в том числе и горячей воды, только исходя из установленных нормативов их потребления *(1).
Основываясь в том числе на указанных положениях, Минстрой России в п. 5 письма от 30.12.2021 N 45099-АЧ/04 пришел к выводу о том, что фактические расходы по оплате коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, производимые ежемесячно исполнителями, не учитываются в целях перерасчета размера платы за содержание жилого помещения, в том числе в части платы за коммунальные ресурсы, используемые в целях содержания общего имущества.
Иными словами, фактические расходы управляющей организации на оплату горячей воды, используемой в целях содержания общего имущества в МКД, не влияют на размер платы за содержание жилого помещения (в составе которой, напомним, учитывается и оплата горячей воды, потребляемой при использовании и содержании общего имущества).
Однако при определении размера такой оплаты собственниками помещений в МКД, оборудованном ОДПУ, после 10.08.2021 необходимо принимать во внимание правила ч. 9.2 ст. 156 ЖК РФ в редакции Закона N 258-ФЗ, который, как мы уже отмечали, вступил в силу с указанной даты.
Часть 9.2 ст. 156 ЖК РФ в действующей редакции предусматривает, что по общему правилу размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в МКД, оборудованном ОДПУ, на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в таком доме, определяется исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в МКД, который утверждается органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний ОДПУ в порядке, установленном Правительством РФ.
То есть, как правило, размер расходов собственников помещений в МКД, оборудованном ОДПУ, на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества, в том числе горячей воды, определяется по установленным нормативам их потребления, но при этом производится перерасчет платы по показаниям ОДПУ в порядке, который устанавливает Правительство РФ.
Однако указанный порядок на сегодняшний день еще не установлен. Постановление Правительства РФ, предусматривающее ежегодную корректировку размера платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в МКД, исходя из показаний ОДПУ, пока существует только в виде проекта (смотрите доработанный текст проекта постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме» (подготовлен Минстроем России от 19.07.2021)).
Вместе с тем ч. 9.2 ст. 156 ЖК РФ предусматривает исключения из общего правила об определении суммы оплаты коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в МКД, по нормативам их потребления. В частности, если МКД оснащен автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, то размер таких расходов в составе платы за содержание жилого помещения определяется исходя из показаний этой системы учета при условии, что она обеспечивает возможность одномоментного снятия показаний.
Кроме того, согласно той же норме общее собрание собственников помещений в МКД вправе принять решение об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в таком доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества:
— исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в МКД, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний ОДПУ в порядке, установленном Правительством РФ;
— исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям ОДПУ, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ.
Таким образом, по нашему мнению, в рассматриваемой ситуации общее собрание собственников помещений в МКД вправе принять решение о том, что размер расходов на оплату коммунальных ресурсов (в том числе горячей воды), потребляемых при использовании и содержании общего имущества в этом доме, для целей расчета платы за содержание жилого помещения будет определяться на основе показаний ОДПУ. В этом случае при отсутствии горячего водоснабжения плата за горячую воду в составе платы за жилое помещение учитываться не будет. Если такое решение не будет принято, плата за горячую воду как часть платы за содержание жилого помещения будет рассчитываться по нормативу потребления (независимо от фактического водоснабжения) до момента, когда будет произведена корректировка платы за очередной расчетный период исходя из показаний ОДПУ в порядке, установленном постановлением Правительства РФ (которое, как мы отметили выше, еще не принято).

Рекомендуем прочесть:  Капитал материнский не взяли до скольки лет можно взять

————————————————————————
*(1) Нормативы потребления холодной (горячей) воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и нормативы отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Челябинской области утверждены постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 24.12.2021 N 64/2.

Особенности общедомовых нужд (ОДН) в 2021 году

Но достижение поставленных Правительством целей зависит от каждого собственника, поскольку только сами жильцы дома могут в достаточной мере проконтролировать работу управляющих организаций и правильность осуществляемых расчетов.

Для расчета оплаты за тепло определяется общая площадь общедомового имущества. Значение умножается на тариф по тепловой энергии. Затем полученная величина распределяется по квартирам согласно квадратным метрам.

Общедомовой учет

Несмотря на то, что роль управляющей компании при проведении общего собрания ограничена только ознакомительными мероприятиями, в случае, если собственники не будут уведомлены о необходимости установки приборов учета, управляющей компании грозит штраф.

Сложившаяся ситуация выявляет несовершенство и неуниверсальность правовых норм, что, к сожалению, не редкость в настоящее время. В заключение остается лишь привести позицию автора. Итак, нам более близка точка зрения, согласно которой принадлежность общедомового прибора учета тому или иному лицу не является фактором, определяющим возможность принятия его показаний к расчету платы за коммунальные услуги. Главное — место его установки, а именно на границе сетей, принадлежащих собственникам помещений. Безусловно, прибор учета может находиться в общей собственности собственников помещений в МКД. Однако компаниям, которым принадлежат коммуникации, граничащие с внутридомовыми инженерными сетями, также не запрещено устанавливать подобные счетчики. Соответственно, согласия на монтаж на границе сетей приборов учета, которые не будут принадлежать жильцам, получать от последних не требуется. Вместе с тем представляется, что УК не вправе самостоятельно, в своих интересах и за свой счет устанавливать общедомовые приборы учета на сетях, которые ей не принадлежат. Поясним почему. Несмотря на то, что УК имеет статус абонента в договоре ресурсоснабжения, инженерные сети внутри МКД не принадлежат ей, она не вправе использовать их для установки какого-либо оборудования. Кроме того, не нужно забывать, что УК выступает в качестве исполнителя по договору управления, действует по заданию собственников помещений. Перед заключением договора УК имела возможность получить информацию о конкретном МКД и, в частности, о том, оснащен ли он общедомовыми приборами учета. Единственный вариант для нее — убеждать жильцов в необходимости установки таковых. Естественно, все сказанное справедливо, если речь не идет о принудительной установке приборов учета согласно Закону об энергосбережении .

Рекомендуем прочесть:  Льготы для пенсионеров на электричке

Общедомовые счетчики на отопление в многоквартирных домах

Дело в том, что с лета 2021 года на всей территории Российской Федерации установка счётчиков отопления стала обязательной, однако сумма оплаты станет ниже только после выполнения ряда мероприятий, таких как:

Новая техника уже проверена, это подтверждает запись на блоке, а также сведения дублируются в сопутствующей документации. Основная поверка выполняется на заводе-изготовителе. По наступлению следующего срока поверки владелец оборудования может обратиться в следующие организации:

Оплата по общедомовым приборам учета воды в мкд

Размер платы за коммунальную услугу по отоплению многоквартирных домов и жилых домов, исходя из нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, определять из расчета нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, действовавших по состоянию на 30 июня 2021 года.

N T — норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилом помещении, установленный в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2021 г. N 306;

Расчет размера платы за отопление в жилом

Формула №3 Приложения №2 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2021 года №354 , используется для расчета размера платы за отопление в жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным прибором учета тепловой энергии.

V д — объем (количество) тепловой энергии, определенный по показаниям общедомового прибора учета, если расчет размера платы осуществляется в течение отопительного периода, или исходя из среднемесячного объема тепловой энергии, определенного по показаниям общедомового прибора учета за предыдущий год.

Зачем нужен общедомовой прибор учета воды

Федеральное законодательство обязывает собственников устанавливать во всех многоквартирных домах общедомовые приборы учета воды. При отсутствии счетчика управляющая компания может начислить плату по усредненному тарифу. А он варварский, тем более что органам местного самоуправления дано право самостоятельно регулировать цены на водопотребление.

Согласно «Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме», общедомовые приборы учета воды — это коллективное имущество. Для установки ОДПУ не менее двух третей собственников должны проголосовать «за».

Мария Викторовна
Отвечаем только на юридические вопросы. Задавайте или через формы или в комментариях. Совокупный опыт более 35 лет.
Оцените автора
ЗаконПравит — Консультируем по юридическим вопросам