Оплата пени за несвоевременную уплату налогов в бюджетных учреждениях

Содержание

Оплата пени за несвоевременную уплату налогов в бюджетных учреждениях

Обоснование вывода:
В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса (далее — НК РФ) налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту своего учета налоговые декларации (расчеты). Согласно ч. 1 ст. 119 НК РФ непредставление в установленный срок декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в установленном размере.
В соответствии с п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Таким образом, обязательство по оплате пеней и штрафов возникает именно у налогоплательщика — бюджетного учреждения. Отражение в учете операций по принятию таких обязательств, а также их исполнению не может быть увязано с возмещением каких-либо средств от физических или юридических лиц.
В соответствии с Указаниями, утвержденными приказом Минфина России от 01.07.2021 N 65н (далее — Указания N 65н), расходы по уплате штрафов, пеней (в том числе за несвоевременную уплату налогов (взносов)) отражаются по КВР 853 «Уплата иных платежей» в увязке со статьей 290 «Прочие расходы» КОСГУ. С 01.01.2021 данная статья КОСГУ детализирована подстатьями КОСГУ 291-296. Так, расходы по уплате пеней, штрафов за нарушение законодательства о налогах и сборах, законодательства о страховых взносах относятся на подстатью 292 КОСГУ*(1).
Расчеты по перечислению в бюджет пеней и штрафов могут учитываться организациями госсектора на счете 0 303 05 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет»*(2).
Расходы, связанные с уплатой пеней и штрафов, учитываемых на счете 0 303 05 000, не включаются в себестоимость продукции (работ, услуг), а относятся на финансовый результат учреждения — на счет 0 401 20 200 «Расходы экономического субъекта» (абзац 8 п. 131 Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2021 N 174н, далее — Инструкция N 174н).
Как правило, судебная практика основывается на том, что уплата налогов и соответствующих пеней является законной обязанностью организации и, соответственно, подобные расходы не могут рассматриваться в качестве прямого действительного ущерба. Поэтому принятие решения о взыскании с виновных сотрудников предъявленных учреждению штрафных санкций в порядке привлечения к материальной ответственности нецелесообразно. Однако это не исключает возможности добровольного возмещения виновными лицами расходов учреждения, возникших в связи с предъявлением учреждению таких штрафных санкций.
Полагаем, что в рассматриваемой ситуации сумму возмещенных виновным лицом денежных средств следует рассматривать в качестве компенсации затрат учреждения. Такие поступления, согласно Указаниям N 65н, должны отражаться в бухгалтерском учете с применением подстатьи 134 «Доходы от компенсации затрат» КОСГУ. Данному коду КОСГУ соответствует счет 0 209 34 000 «Расчеты по компенсации затрат» (п.п. 108, 109 Инструкции N 174н).
По общему правилу бюджетные учреждения отражают начисление любых доходов по дебету счета 209 00 и кредиту счета 401 10 только по коду финобеспечения «2» — приносящая доход деятельность (письмо Минфина России от 09.11.2021 N 02-06-10/65506). Данный порядок учета не препятствует принятию в организации самостоятельного решения:
— о направлении средств на осуществление расходов, связанных с выполнением госзадания;
— о перечислении поступивших средств в доход бюджета.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации в бухгалтерском учете бюджетного учреждения могут быть отражены следующие корреспонденции счетов:
1. Дебет 4 401 20 292 Кредит 4 303 05 730
— на основании требования налогового органа начислены пени, штрафы;
2. Дебет 4 303 05 830 Кредит 4 201 11 610
Увеличение забалансового счета 18 (КВР 853, КОСГУ 292)
— оплачены пени, штрафы;
3. Дебет 2 209 34 560 Кредит 2 401 10 134
— начислен доход от компенсации затрат учреждения;
4. Дебет 2 201 11 510 Кредит 2 209 34 660
Увеличение забалансового счета 17 (АнКВД 130, КОСГУ 134)
— поступили на лицевой счет средства, добровольно внесенные виновным лицом.

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Любые пени, штрафы и иные санкции, перечисляемые в бюджеты (внебюджетные фонды), могут учитываться организациями госсектора на счете 0 303 05 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет» с отнесением на счет 0 401 20 200 «Расходы экономического субъекта».
Сумму возмещенных виновным лицом денежных средств следует рассматривать в качестве компенсации затрат учреждения, подлежащих отражению на счете 0 209 34 000 «Расчеты по компенсации затрат».

Уплата пеней и обязанность по уплате налогов

Уплату пеней следует рассматривать как дополнительную обязанность налогоплательщика, помимо обязанности по уплате налога в бюджет, исполняемую одновременно с обязанностью по уплате налога либо после исполнения последней. Поскольку исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога, после истечения пресекательного срока взыскания задолженности по налогу пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога и с этого момента не подлежат начислению.

Рекомендуем прочесть:  Как работать ип с ндс в грузоперевозках

После истечения пресекательного срока взыскания задолженности по налогу пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога и с этого момента не подлежат начислению. Пени были начислены на задолженность, возникшую до проверяемого периода, а также за период, не охваченный выездной налоговой проверкой. При расчёте суммы пеней за несвоевременное перечисление налога на доходы физических лиц за 2021, 2021 годы инспекция учла задолженность по этому налогу, образовавшуюся до 1 января 2021 года. Сумму задолженности инспекция исчислила как разницу между общей задолженностью на 1 января 2021 года и суммами налога, пеней и штрафа, начисленными по результатам предыдущей выездной налоговой проверки за 2021, 2021 годы, а также учла сумму уплаченного за 2021-2021 годы налога.

Несвоевременная уплата налогов

Соответственно, дату 21.01.2021 выбираем в окошке «дата начала исчисления пеней». В окошке «дата окончания начисления пеней» вводите дату уплаты налога. Вводим, 31.01.2021. В окошко «сумма задолженности по налогу» вводите сумму задолженности 30 000 рублей. При нажатии на кнопку «рассчитать» программа произведет расчет пени по налогу. Результат в нашем случае 90.75 руб.

Кроме того, налогоплательщик имеет возможность уплатить пени в добровольном порядке и при направлении в его адрес налоговым органом требования об уплате налога и пени (или только пени) в установленный в требовании срок. Согласно ст. ст. 69 и 70 НК РФ требование об уплате налога и пени должно содержать информацию о сумме задолженности по конкретному налогу и период, за который возникла недоимка. Из приведенной нормы следует, что налоговый орган должен доказать правомерность направления налогоплательщику требования в части суммы начисленных пеней.

Пени за несвоевременную уплату налога

Налог на имущество относится к категории местных сборов. Он, соответственно, поступает в бюджет МО. Земельный налог также считается местным. Ставка по нему устанавливается администрацией МО. Однако она не может быть выше 1.5%. Расчет осуществляется в соответствии с кадастровой стоимостью земли. Как и в предыдущем случае, ФНС присылает квитанции. Предельный срок для уплаты земельного налога перенесен на 1 декабря. То есть, с 2021 года отчисление нужно делать до 1.12 года, который следует за прошедшим отчетным периодом. Еще одним налогом является сбор за использование объектов водного и животного мира. Он отчисляется в федеральный бюджет. Такой налог уплачивают граждане, которые охотятся на животных или отлавливают обитателей акваторий.

Оно может иметь место в течение расчетного периода несколько раз. В этой связи могут возникнуть вопросы относительно того, какое именно ее значение нужно брать при исчислении. В данном случае необходимо иметь в виду следующее положение. Если ставка рефинансирования изменялась на протяжении периода в большую либо меньшую сторону, при исчислении применяются все ее значения относительно каждого периода действия того или иного показателя. Например, предприятие не погасило вовремя бюджетное обязательство в размере 10 тыс. р. за 2021 г. Дата совершения платежа установлена 1 февраля 2021 г. Задолженность погашалась фирмой по следующей схеме:

Начисление пеней за несвоевременную уплату налогов и сборов

Кроме того, налогоплательщик освобождается от уплаты пеней в случаях, предусмотренных в пункте 3 статьи 75 НК РФ. Пени не начисляются на сумму недоимки, которую налогоплательщик не мог погасить из-за того, что его операции в банке были приостановлены или наложен арест на его имущество. Правом приостановить все операции в банке или арестовать имущество должника обладают только налоговые и судебные органы.

Пени — денежная сумма, которую налогоплательщик выплачивает в случае уплаты причитающихся сумм налогов и сборов в более поздние по сравнению с установленными налоговым законодательством сроки. Такое определение содержится в пункте 1 статьи 75 НК РФ. Пени не являются мерой ответственности. Это компенсация потерь бюджета за несвоевременную или неполную уплату начисленных сумм налога. Пени уплачиваются помимо сумм налога или сбора независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога (сбора), а также мер ответственности за нарушение налогового законодательства. Уплачивать пени должны не только налогоплательщики, которые не выполнили или несвоевременно исполнили обязанности по уплате налога в бюджет, но также налоговые агенты и плательщики сборов. Таково требование пункта 7 статьи 75 НК РФ.

НАЧИСЛЕНИЕ ПЕНЕЙ ЗА НЕСВОЕВРЕМЕННУЮ УПЛАТУ НАЛОГА

Суды, как правило, принимают решение о неначислении пеней, если в отношении налогоплательщика применялись обеспечительные меры, в результате которых он полностью лишился возможности распоряжаться и своими денежными средствами, и имуществом.

Учитывая отсутствие единой позиции судов, во избежание спорных ситуаций рекомендуем самостоятельно обращаться в Минфин России или ФНС России с письменным запросом о разъяснении интересующего вас вопроса применения налогового законодательства и действовать в соответствии с полученным ответом.

Пени за несвоевременную уплату налога

  1. Оплата налога и начисленной пени производится исключительно на основе полученного официального уведомления от ИФНС. Говоря иными словами, на момент платежа она должна быть на руках.
  2. Должник не может привлекаться к той или иной административной ответственности без предварительно присужденного судебного решения. Закрытие счетов или конфискация имущества без данного документа невозможна.
  3. Если извещение охватывает временной период больше 3 лет, оно является недействительным, его можно быстро и легко оспорить через суд.
Рекомендуем прочесть:  Драйв тест охранника 4 разряда 2021 года

Отвечая на вопрос, как начисляются пени за транспортный налог, можно отметить, что подобные санкции начисляются на должника за каждый день зафиксированной просрочки. Рассчитывается пеня по определенной формуле.

Несвоевременная уплата налога: вопросы применения пеней

На каждого налогоплательщика в инспекции ведется Карточка расчета с бюджетом (РСБ), в которую вносится информация об исчисленных и уплаченных налоговых платежах по соответствующему бюджету, зачету и возврату налогов, суммах начисленных пеней и другая учетная информация. Рекомендации по порядку ведения в налоговых органах базы данных «Расчеты с бюджетом» утверждены Приказом ФНС России от 12.05.2021 N ШС-3-10/211 (далее — Рекомендации).

По налогам, перечисление которых осуществляется отдельными документами (например, налог на прибыль), пени на сумму недоимки по одному бюджету начисляются независимо от переплаты по другому бюджету. Такой порядок установлен п. 3 Рекомендаций.

Статья: Начисление пеней за несвоевременную уплату налогов и сборов

Правила расчета пеней прописаны в п. п. 3 и 4 ст. 75 НК РФ. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога (сбора) начиная со дня, следующего за установленным законодательством сроком их уплаты. Пени рассчитываются исходя из 1/300 ставки рефинансирования Банка России, действовавшей в период просрочки исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.

Обратите внимание: если налогоплательщик в платежном поручении на перечисление суммы налога неправильно указал счет Федерального казначейства или наименование банка получателя, что повлекло неперечисление этой суммы в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства, обязанность по уплате налога не признается исполненной (пп. 4 п. 4 ст. 45 НК РФ). В этом случае уточнение платежа и пересчет пеней не производятся.

Оплата пени за несвоевременную уплату налогов в бюджетных учреждениях

Обоснование вывода:
В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса (далее — НК РФ) налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту своего учета налоговые декларации (расчеты). Согласно ч. 1 ст. 119 НК РФ непредставление в установленный срок декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в установленном размере.
В соответствии с п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Таким образом, обязательство по оплате пеней и штрафов возникает именно у налогоплательщика — бюджетного учреждения. Отражение в учете операций по принятию таких обязательств, а также их исполнению не может быть увязано с возмещением каких-либо средств от физических или юридических лиц.
В соответствии с Указаниями, утвержденными приказом Минфина России от 01.07.2021 N 65н (далее — Указания N 65н), расходы по уплате штрафов, пеней (в том числе за несвоевременную уплату налогов (взносов)) отражаются по КВР 853 «Уплата иных платежей» в увязке со статьей 290 «Прочие расходы» КОСГУ. С 01.01.2021 данная статья КОСГУ детализирована подстатьями КОСГУ 291-296. Так, расходы по уплате пеней, штрафов за нарушение законодательства о налогах и сборах, законодательства о страховых взносах относятся на подстатью 292 КОСГУ*(1).
Расчеты по перечислению в бюджет пеней и штрафов могут учитываться организациями госсектора на счете 0 303 05 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет»*(2).
Расходы, связанные с уплатой пеней и штрафов, учитываемых на счете 0 303 05 000, не включаются в себестоимость продукции (работ, услуг), а относятся на финансовый результат учреждения — на счет 0 401 20 200 «Расходы экономического субъекта» (абзац 8 п. 131 Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2021 N 174н, далее — Инструкция N 174н).
Как правило, судебная практика основывается на том, что уплата налогов и соответствующих пеней является законной обязанностью организации и, соответственно, подобные расходы не могут рассматриваться в качестве прямого действительного ущерба. Поэтому принятие решения о взыскании с виновных сотрудников предъявленных учреждению штрафных санкций в порядке привлечения к материальной ответственности нецелесообразно. Однако это не исключает возможности добровольного возмещения виновными лицами расходов учреждения, возникших в связи с предъявлением учреждению таких штрафных санкций.
Полагаем, что в рассматриваемой ситуации сумму возмещенных виновным лицом денежных средств следует рассматривать в качестве компенсации затрат учреждения. Такие поступления, согласно Указаниям N 65н, должны отражаться в бухгалтерском учете с применением подстатьи 134 «Доходы от компенсации затрат» КОСГУ. Данному коду КОСГУ соответствует счет 0 209 34 000 «Расчеты по компенсации затрат» (п.п. 108, 109 Инструкции N 174н).
По общему правилу бюджетные учреждения отражают начисление любых доходов по дебету счета 209 00 и кредиту счета 401 10 только по коду финобеспечения «2» — приносящая доход деятельность (письмо Минфина России от 09.11.2021 N 02-06-10/65506). Данный порядок учета не препятствует принятию в организации самостоятельного решения:
— о направлении средств на осуществление расходов, связанных с выполнением госзадания;
— о перечислении поступивших средств в доход бюджета.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации в бухгалтерском учете бюджетного учреждения могут быть отражены следующие корреспонденции счетов:
1. Дебет 4 401 20 292 Кредит 4 303 05 730
— на основании требования налогового органа начислены пени, штрафы;
2. Дебет 4 303 05 830 Кредит 4 201 11 610
Увеличение забалансового счета 18 (КВР 853, КОСГУ 292)
— оплачены пени, штрафы;
3. Дебет 2 209 34 560 Кредит 2 401 10 134
— начислен доход от компенсации затрат учреждения;
4. Дебет 2 201 11 510 Кредит 2 209 34 660
Увеличение забалансового счета 17 (АнКВД 130, КОСГУ 134)
— поступили на лицевой счет средства, добровольно внесенные виновным лицом.

Рекомендуем прочесть:  Единовременная выплата при рождении третьего ребенка в 2021 в хмао

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Любые пени, штрафы и иные санкции, перечисляемые в бюджеты (внебюджетные фонды), могут учитываться организациями госсектора на счете 0 303 05 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет» с отнесением на счет 0 401 20 200 «Расходы экономического субъекта».
Сумму возмещенных виновным лицом денежных средств следует рассматривать в качестве компенсации затрат учреждения, подлежащих отражению на счете 0 209 34 000 «Расчеты по компенсации затрат».

Минфин напомнил, в каком случае несвоевременная уплата налога не влечет штрафа

Согласно пункту 1 статьи 122 НК РФ, неуплата или неполная налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) налогоплательщика влечет штраф в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога. В пункте 19 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.13 № 57 разъяснено: бездействие налогоплательщика, выразившееся исключительно в неперечислении в бюджет указанной в декларации или налоговом уведомлении суммы налога, не образует состав правонарушения, установленного названной статьей. В этом случае с налогоплательщика взыскиваются пени.

Ответственность за неуплату налога возникает только в том случае, если налог не был перечислен из-за искажения налоговой базы или других неправомерных действий. Что касается бездействия налогоплательщика, которое выразилось исключительно в неперечислении в бюджет верно исчисленной суммы налога, то оно не может быть основанием для штрафа, предусмотренного статьей 122 Налогового кодекса. Об этом проинформировал Минфин России в письме от 28.06.16 № 03-02-08/37483.

Штраф за несвоевременную оплату налогов в 2021 году

влечет штраф на частных нотариусов, частных судебных исполнителей, адвокатов, на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации в размере пяти, на субъектов среднего предпринимательства — в размере десяти, на субъектов крупного предпринимательства — в размере двадцати месячных расчетных показателей.

влечет штраф на частных нотариусов, частных судебных исполнителей, адвокатов, на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации в размере двадцати, на субъектов среднего предпринимательства — в размере тридцати, на субъектов крупного предпринимательства — в размере пятидесяти процентов от неудержанной суммы налогов и других обязательных платежей.

Как начисляются пени при несвоевременной уплате налога

Пени за просрочку налога на машины начинает капать по выходу 3 месяцев с момента истечения срока для оплаты. Формула стандартная с постоянной трехсотой ставки рефинансирования для физлиц, и дифференцирована для юрлиц (с 31 дня просрочки начисления двукратно увеличиваются, поскольку берется уже коэффициент ставки рефинансирования на 1/150). Если лицо умышленно действовало, то неуплата транспортного налога влечет в том числе такие последствия, как взыскание штрафа, который исчисляется в процентном соотношении от всей суммы долга (недоимки и пени) и в среднем составляет 30%.

С 01.12 ежедневно будет начисляться пеня по налогу, при условии, что его уплата не была произведена. Исключением будет случай, когда лицо не получило уведомление одним из способов, определенных законом либо погашение произведено на следующий день после выхода срока.

Пеня за несвоевременную уплату налогов

Именно в таком порядке нужно выполнить перечисленные действия. Тогда налогоплательщик будет освобожден от ответственности в виде уплаты штрафа (пп. 1 п. 4 ст. 81 НК РФ). Если организация сначала сдаст уточненку, а потом заплатит долг и пени, налоговики выпишут штраф.

Согласно нововведениям 2021 года, о которых мы упомянули, за первые тридцать дней просрочки формула будет такой: 10 000 рублей задолженность х 8,5% х 1/300 х 30 дней (с 26 октября по 24 ноября). Следующий период считается иначе: 10 000 рублей долга х 8,5% х 1/150 х 5 дней (с 25 по 29 ноября).

Расчет пени по не уплаченным вовремя налогам в 2021 году

Взыскать пени так же, как и любой обязательный платеж, установленный в нашем государстве, можно и в принудительном порядке. В случае уклонения от оплаты юридическими лицами и предпринимателями она взыскивается по правилам о принудительном списании денег со счета в банке и электронных средств или по правилам взыскания долга за счет имущества налогоплательщика. Если же речь идет о физическом лице, то действуют нормы о принудительном взыскании задолженности путем продажи имущества гражданина.

При расчете пеней за просрочку налога с прибыли действуют все общие правила. Только согласно закону декларация, определяющая размер налоговой базы, подается ежеквартально (в начале четвертого, седьмого и десятого месяца текущего года и в начале следующего года). Рассчитать пени потребуется в каждом случае неуплаты налога на прибыль вовремя. Причем пеня будет взыскиваться за каждый случай несвоевременной оплаты сбора в государственную казну платежа за получение коммерческими компаниями прибыли на территории нашей страны.

Мария Викторовна
Отвечаем только на юридические вопросы. Задавайте или через формы или в комментариях. Совокупный опыт более 35 лет.
Оцените автора
ЗаконПравит — Консультируем по юридическим вопросам