Легализация реконструкции нежилого помещения

Содержание

Как узаконить реконструкцию нежилого помещения самостоятельно

Каждый продавец малого бизнеса должен знать, как узаконить реконструкцию нежилого помещения, чтобы в дальнейшем не возникало проблем, как с оформлением документов на продажу, так и во время ведения бизнеса. Очень важно для начала знать, что перепланировка – понятие, которое определено жилищными законодательными нормами; оно предусматривает одно из главных отличий – это изменение прежней конфигурации, но при этом не предусматривает расширение площади за счет новых пристроек.

Когда собственник перестраивает свое нежилое помещение, он должен помнить, что любой снос стен или, например, достройка, а также изменение проектного расположения окон и дверей должно быть обозначено в новом техническом паспорте. Когда происходит узаконивания реконструкции офиса или магазина, должно соблюдаться правило, согласно которому несущие стены и конструкции не убираются, а также не изменяются. Желательно, перед началом строительных работ получить на них разрешение, но если такого нет, тогда стоит говорить, что узаконивание пройдет в судебном порядке.

Сам себе адвокат

Нередко собственник проводит реконструкцию принадлежащей ему недвижимость, в результате которой площадь объекта недвижимости увеличивается Документы для реконструкции собственник не получал. Можно ли продолжать пользоваться новым зданием?
Прямого запрета для дальнейшей эксплуатации объекта недвижимости нет. Однако органы власти могут попросить суд признать такое здание самовольной постройкой . И не исключено, что собственнику придется вернуть объект недвижимости в прежнее состояние или, если это невозможно, снести недвижимость. Поэтому собственнику необходимо легализовать самовольно реконструированное здание. Однако на практике это сделать непросто.
Реконструкция объектов недвижимости, как и строительство, в большинстве случаев требует специального разрешения (ч. 2 ст. 51 ГрК РФ). На практике очень часто здания и строения реконструируются без получения каких-либо документов. Как правило, это связано с тем, что разработка проектной документации, которая необходима для получения разрешения, отнимает немало времени и средств. При этом владельцы недвижимости редко задумываются, что такая самовольная реконструкция может повлечь для них серьезные негативные последствия.
Казалось бы, после самовольной реконструкции собственник может, как и прежде, свободно пользоваться принадлежащей ему недвижимостью. Но как только собственник захочет продать реконструированную недвижимость или сдать ее в долгосрочную аренду, требующую регистрации, возникнут проблемы. Поскольку в результате реконструкции изменяются технические характеристики объекта (площадь, количество помещений), то такие данные будут отличаться от тех, которые содержатся в органах Росреестра. По сути, у собственника будет уже не та недвижимость, что указана в ЕГРП. А значит, подтвердить свой титул собственника на реконструированную недвижимость выпиской из ЕГРП владелец уже не сможет. Как минимум это вызовет вопросы у будущего покупателя, а то и вовсе сорвет сделку. Не исключено, что самовольно реконструированным объектом заинтересуются органы власти. Они могут не только наложить на собственника административный штраф, но и обратиться в суд, требуя привести такой объект в первоначальное состояние, а в случае невозможности даже снести его. В таком случае суды применяют статью 222 ГК РФ о самовольной постройке по аналогии к реконструированному объекту.
Закон предусматривает административную ответственность как за сам процесс самовольной реконструкции (ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ), так и за эксплуатацию самовольно реконструированного объекта (ч. 5 ст. 9.5 КоАП РФ). В первом случае компании может грозить и солидный штраф (от 500 тыс. до 1 млн рублей), и приостановление деятельности для юрлица или ИП до 90 суток. К ответственности по этой статье можно привлечь застройщика и подрядчика.
Чтобы предотвратить негативные последствия от самовольной реконструкции, необходимо принять меры по ее легализации. Как и в ситуации с самовольным строительством , сделать это можно через суд. В таком случае основанием для внесения изменений в запись ЕГРП о реконструированном объекте будет решение суда. Однако практика показывает, что получить такое решение почти так же трудно, как легализовать самовольную постройку. Но в то же время бывают ситуации, когда иск о легализации самовольной реконструкции вообще не срабатывает и нужно заявлять совершенно другое требование.

Для начала собственнику необходимо разобраться, требовалось ли разрешение на реконструкцию и какие именно работы были проведены. Судебная практика показывает, что правила статьи 222 ГК РФ о самовольной постройке применяются далеко не во всех случаях реконструкции без разрешения.
Правила статьи 222 ГК РФ применяются, если в результате реконструкции создан новый объект. Что же является реконструкцией? Довольно подробное определение этого понятия дает Градостроительный кодекс РФ.
Реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) — изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов (п. 14 ст. 1 ГрК РФ).
Как видно из определения, реконструкция может приводить как минимум к двум самостоятельным последствиям:
1. К появлению нового объекта (в тех случаях, когда параметры объекта, например площадь, изменяются).
2. К сохранению прежнего, но с улучшенным содержанием (например, новыми несущими конструкциями). Получается, что различные по своей цели действия Градостроительный кодекс охватывает одним термином. В итоге возникает вопрос: любая ли самовольная реконструкция требует судебной легализации? Ответ есть в совместном постановлении пленумов ВСРФиВАС РФот29.04.10 №10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав». Правила о самовольной постройке (ст. 222 ГКРФ) распространяются только на такую самовольную реконструкцию, которая привела к появлению нового объекта (п. 28 постановления №10/22). Иными словами, легализовать самовольно реконструированный объект путем подачи иска о признании права собственности на него (п. 3 ст. 222 ГКРФ) можно, только если появился новый объект недвижимости.
В одном из судебных дел собственник полностью заменил несущие конструктивные элементы здания (стены, перекрытия), не изменив при этом его пространственные параметры. Суды, однако, посчитали реконструированный объект новым .
В каких случаях появился новый объект, суды решают по-разному. Казалось бы, из определения реконструкции следует, что новый объект появляется, если изменяются пространственные характеристики объекта — увеличиваются этажность, площадь. Но такой подход работает не всегда.
Как правило, отдельно вопрос о том, возник ли новый объект, суды не исследуют, применяя правила статьи 222 Гражданского кодекса к тем объектам, которые изменили свои параметры. Однако даже изменение этажности или площади и иных пространственных характеристик, как ни странно, по мнению судов, не всегда свидетельствует о том, что возник новый объект.
Такой подход судов, когда они не расценивают итог реконструкции в качестве нового объекта, в ситуации, когда собственник подал иск о легализации реконструкции, повлечет отказ в иске.
Но это не безнадежная ситуация: тогда можно попытаться обжаловать в суде сам отказ органа Росреестра в регистрации тех или иных прав на объект. А вот в случаях, когда контролирующие органы предъявляют компании — владельцу объекта иск о признании реконструкции самовольной постройкой и ее сносе, такой подход судов оказывается на руку ответчику. Если он может доказать, что новый объект не возник, хотя пространственные характеристики изменились, в иске будет отказано. Подвести суд к выводу о том, что никакого нового объекта не возникло, обычно помогает строительно-техническая экспертиза.
Если орган власти обратится с требованием о сносе самовольно реконструированной недвижимости, то собственник может ссылаться на истечение срока исковой давности. Срок начинает течь с момента обнаружения нарушений, например с момента госрегистрации такого объекта, проведения проверки, либо технической инвентаризации. Но исковая давность не распространяется на требование о сносе объекта, создающего угрозу жизни и здоровью граждан.
Разрешение на строительство обязательно не для каждой реконструкции. Случаи, когда получение разрешения на строительство (этот же документ выдается и для реконструкции) не требуется, указаны в части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса. Перечень случаев не является исчерпывающим — сам кодекс либо иные законы могут установить другие исключения. Так, разрешение не понадобится при проведении капитального ремонта, реконструкции сооружений, не являющихся объектами капитального строительства (например, киосков, навесов).
Также разрешение не нужно для строительства и реконструкции строений и сооружений вспомогательного использования. Что является таким объектом, в Градостроительном кодексе не указано. Как правило, суды считают, что строение является вспомогательным, если по отношению к основному объекту оно выполняет служебную роль и такой объект нельзя использовать самостоятельно. Если же такой объект является частью основного объекта (например, пристройка), то есть риск, что суд не признает такой объект вспомогательным, а посчитает, что первоначальный объект изменил свою площадь. В итоге из-за такой пристройки весь объект могут признать самовольной постройкой.
Условия узаконения самовольно реконструированной недвижимости
Если в результате реконструкции, проведенной без обязательного разрешения, появился новый объект, то собственнику необходимо позаботиться о легализации недвижимости. Лучше это сделать до того, как в суд обратятся органы власти. Они вправе потребовать снести такую постройку. Правда, при условии, что недвижимость нельзя вернуть в первоначальное состояние (абз. 2 п. 28 постановления №10/22).
Чтобы легализовать самовольно реконструированный объект, собственнику необходимо обратиться в суд с требованием о признании права собственности на новую недвижимость. И в данном случае процедура ничем не будет отличаться от легализации самовольной постройки. Суд вправе это требование удовлетворить, но лишь при соблюдении нескольких условий.
Первое условие: истец является титульным владелец земельного участка. То есть, узаконить самовольную реконструированную недвижимость может только собственник земельного участка, на котором расположена постройка, либо иной титульный владелец — тот, кому участок принадлежит на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования (абз. 2 п. 3 ст. 222 ГКРФ). А вот арендаторам в легализации самовольных построек в большинстве случаев суды отказывали.
Впрочем, в этом году Верховный суд согласился признать право собственности на самовольную постройку (в этом деле без разрешения велось строительство, а не реконструкция) за гражданином — арендатором земельного участка (обзор судебной практики поделам, связанным ссамовольным строительством, утвержден Президиумом Верховного суда 19.03.14). Правда, в этом споре было одно существенное условие — участок изначально предоставлялся под строительство. Из этого следует, что если же участок предоставлялся для иных целей, то узаконить самовольную постройку (как и самовольную реконструкцию) нельзя. К такому выводу также в этом году пришла Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного суда, пересматривая дело в порядке второй кассации. Коллегия, сославшись на указанный обзор, отказала в признании права собственности на самовольную постройку, отметив, что участок предоставлялся не для строительства, а для эксплуатации недвижимости.
Предоставить заключение эксперта или ходатайствовать о проведении экспертизы следует истцу, поскольку именно он должен доказать, что реконструированная недвижимость безопасна и может быть узаконена.
Второе условие: постройка не угрожает жизни и здоровью, а также не нарушает права третьих лиц. Еще одно обязательное условие для легализации — недвижимость после самовольной реконструкции не угрожает жизни и здоровью, а также не нарушает права третьих лиц (абз. 3 п. 3 ст. 222 ГКРФ). Причем суды также исследуют, не нарушены ли при реконструкции градостроительные, а также строительные нормы и правила (п. 26 постановления №10/22). Соблюдение этого условия может подтвердить только строительно-техническая экспертиза.
Законодательство не уточняет, в каких случаях постройка нарушает чьи-то права. Суды считают, что такое нарушение происходит, например, если было реконструировано общее имущество в многоквартирном доме. В таком случае нарушаются права всех жильцов, которые по закону являются сособственниками общедомового имущества. Может быть и так: после реконструкции объект пересек границу соседнего земельного участка. Суды считают, что такая реконструкция нарушает права собственника этого участка. В одном из судебных дел недвижимость после реконструкции создала препятствия к обслуживанию и ремонту линии электропередачи.
Нужно учитывать, что Верховный суд считает иначе. По его мнению, суд не может отказать в легализации лишь потому, что собственник нарушил процедуру получения разрешения, иначе судебное решение будет основано на формальном подходе (определение Верховного суда от08.07.14 №19-КГ14-6). Правда, эту позицию ВС РФ высказывал пока только в отношении граждан. Примеров, когда такой подход продемонстрировала бы коллегия ВС РФ по экономическим спорам, пока нет.
Третье условие: истец предпринял меры по внесудебной легализации реконструированной постройки. С одной стороны, отсутствие документов на реконструкцию не служит непреодолимым препятствием для легализации постройки. С другой — истцу необходимо доказать, что он предпринимал меры, чтобы эти документы получить. Иными словами, сделал все, чтобы легализовать постройку без суда. При этом легализация невозможна, если лицо имело возможность получить разрешение, но ничего для этого не сделало. Например, не представило необходимые для этого документы. Судебная практика относится к соблюдению такого условия по-разному. Однако, несмотря на различные подходы, арбитражные суды в любом случае отказывают в легализации, если истец не предпринял вообще никаких мер для легализации.
Лишь формального обращения в органы власти за получением разрешения недостаточно для последующей судебной легализации. Меры по внесудебной легализации собственнику следует принять либо до начала, либо во время реконструкции, но никак не по ее окончании. Причем истцу также нужно обосновать препятствия для получения разрешения. Например, доказать, что отказ в выдаче разрешения был незаконным.
Если объект возведен и реконструирован до 1 января 1995 года, он не может считаться самовольной постройкой. Причем это касается только зданий, строений и сооружений нежилого назначения.
В другом случае суды, напротив, считают, что истцу достаточно хотя бы формально обратиться за разрешением на реконструкцию. Органы власти отказывают в выдаче разрешения, как правило, из-за того, что собственник недвижимости не представил все необходимые документы (ч. 7 ст. 51 ГрК РФ). При этом мотивы отказа в выдаче документации — был ли отказ законным — одни суды не исследуют. А по мнению других судов, лицо не предприняло надлежащих мер, если оно не получило разрешения из-за того, что не представило в госорган все необходимые документы.

Рекомендуем прочесть:  Как можно узнать статус оплаты больнич5ого листа

Как узаконить нежилое помещение: тонкости, которые нужно знать

Каждый владелец бизнеса должен знать, как узаконить реконструкцию нежилого помещения, чтобы в дальнейшем не возникло сложностей как при продаже недвижимости, так в процессе ведения деятельности. Для этих целей сначала обращаются в БТИ. Это повлечет за собой выезд технического инженера на объект. Специалист сравнит предыдущий проект и внесет записи в новую проектную документацию. Потребуется предоставить план на раннюю планировку и техпаспорт на недвижимое имущество. После проведения всех мероприятий выдается новый техпаспорт, план и заверенный документ, подтверждающий безопасность проведенных изменений. Полученные бумаги и новый проект нужно передать в службу регистрации по месту расположения и зарегистрировать строительные изменения в этой инстанции.

Стоит учитывать, что перепланировка не потребует подготовки разрешительных документов. Но если планируемые строительные работы классифицируются как реконструкция, то нужны бумаги от контролирующих органов. Чтобы узаконить перепланировку нежилого помещения, следует обратиться в БТИ, эксперт которого выезжает на объект, проводит необходимые измерения, определяет вид выполненных работ и составляет новый техпаспорт. После изучения информации эксперт приходит к выводу, что была сделана именно перепланировка. Дополнительно техник из БТИ готовит техзаключение о состоянии строительных конструкций, где прописываются проведенные работы. В заключении делается вывод, что перепланировка не угрожает сохранности здания. Дальше бумаги нужно направить в Росреестр, который в результате выдаст новое свидетельство на право собственности.

Нежилые здания

О юридических тонкостях владения и управления нежилыми зданиями рассказывает книга Сергея Стремблева. Автор анализирует различные модели отношений собственности на нежилые здания и определяет пределы использования законодательства о многоквартирных домах к объектам нежилого назначения. В книге рассказывается о получении разрешения на реконструкцию зданий в т. ч. и являющихся культурным наследием. Там же рассматривается правовой режим и гражданский оборот зданий при отсутствии каких-либо из необходимых документов, а так же легализация самовольно реконструированных зданий, есть примеры судебных дел об истребовании зданий, прошедших реконструкцию.

Рекомендуем прочесть:  Инвалид 3 группы может ли получить социальную карту москвича

В данной работе рассмотрены плюсы и минусы использования на практике различных моделей отношений собственности на нежилые здания (здания, разделенные на помещения, и здания как единые объекты права собственности), а также определены пределы применения законодательства о многоквартирных домах по аналогии к нежилым зданиям. Автором проанализирован порядок получения разрешений на реконструкцию зданий, в том числе являющихся объектами культурного наследия, правовой режим и условия участия в гражданском обороте зданий, реконструированных при отсутствии того или иного разрешения, а также условия легализации самовольно реконструированных зданий. Кроме того, рассмотрены примеры судебных дел об истребовании зданий, прошедших реконструкцию, в порядке виндикации и реституции. Сделаны выводы о том, что происходит с ипотекой здания, если оно реконструировано после регистрации ипотеки. Особое внимание уделено порядку передачи в пользование общего имущества нежилых зданий третьим лицам. Книга будет полезна руководителям, юристам, сотрудникам органов государственной власти, а также судьям, адвокатам и другим практическим работникам.

Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 21 июля 2021 г

Ввиду невозможности осуществления государственной регистрации права собственности на реконструированный объект недвижимости, общество обратилось в арбитражный суд с иском о признании права собственности на названный объект.

В пункте 26 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 29.04.2021 N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что при рассмотрении исков о признании права собственности на самовольную постройку судам следует устанавливать, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан. Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. При этом необходимо учитывать, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации.

Легализация реконструкции нежилого помещения

Арбитражным судом Республики Хакасия 28 марта 2021 года объявлена резолютивная часть решения по делу А74-8248/2021 об отказе в удовлетворении иска о признании права собственности общества с ограниченной ответственностью «Торговый дом «Обувь» на самовольно реконструируемое нежилое помещение на первом этаже жилого дома в г.Абакане, ул.Стофато, 5В.

В ходе рассмотрения данного дела в результате судебных экспертиз получены отрицательные заключения о безопасности самовольной реконструкции нежилого помещения, что исключило возможность легализации в судебном порядке действий собственника помещения.

Сохранение нежилых помещений в переустроенном виде: обзор судебной практики

АС Ханты-Мансийского автономного округа решением, которое было оставлено без изменения постановлением АС Западно-Сибирского округа от 18.10.2021 по делу № А75-1380/2021, отказал в удовлетворении требования о сохранении самовольно переустроенного и перепланированного нежилого помещения, встроенного в жилой дом, поскольку действующее законодательство не содержит понятия «сохранение в перепланированном состоянии» для нежилых помещений. Поэтому правоотношения, которые регулирует ч. 4 ст. 29 ЖК РФ, не являются сходными, и аналогия закона в данном случае не применима. Более того, суд отметил, что предъявление иска о сохранении нежилого помещения в переустроенном и (или) перепланированном состоянии гражданским законодательством не предусмотрено, а нормы ЖК РФ к отношениям по поводу нежилых помещений не применяются.

В случае непредставления истцом надлежащих доказательств, подтверждающих наличие оснований для сохранения помещения в перепланированном состоянии в силу ч. 4 ст. 29 ЖК РФ, в удовлетворении заявленных требований скорее всего будет отказано (см. постановления Второго ААС от 02.02.2021 № 02АП-11178/2021 по делу № А82-12775/2021, АС Северо-Западного округа от 29.07.2021 № Ф07-5635/2021 по делу № А56-44745/2021). К таким доказательствам в том числе относится письменное согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме на перепланировку и переустройство (постановления АС Волго-Вятского округа от 06.11.2021 № Ф01-4639/2021, Пятнадцатого ААС от 14.10.2021 № 15АП-14523/2021).

ЛЕГАЛИЗАЦИЯ ПЕРЕПЛАНИРОВКИ НЕЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ В СУДЕБНОМ ПОРЯДКЕ

Закон устанавливает административную ответственность за нарушение законодательных актов, регулирующих учет и использование нежилого фонда, а также устанавливает размеры штрафов. В частности, за переустройство (перепланировку, переоборудование) объекта нежилого фонда без разрешительных документов предусматриваются штрафы для граждан от 10 до 15 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ), должностных лиц — от 15 до 30 МРОТ, юридических лиц — от 200 до 500 МРОТ.

Рекомендуем прочесть:  Какие выплаты за 3 ребенка в 2021 году в тюменской области

мы как арендатор сняли офис, согласовали с арендодателем (собственником) перепланировку,
наняли подрядчика, который все в офисе перстроил
конкретно сдела из одного большого этажа (типа пентхаус) — полтора (или два?) этажа путем закрытия/перекрытия полплощади дополнительной плитой

Проект реконструкции нежилого помещения

Проект разрабатывает специализированная организация. Также данная организация или автор объекта делают техзаключение о возможности реконструкции и состоянии конструкций. После данного этапа можно подавать документы на реконструкцию в отдел архитектуры. Перед этим, на объект выезжает архитектор, который проводит анализ, а также создает проект в соответствии с действующими нормами и правилами. На это может уйти до одного месяца. Так же не исключено, что собственник может получить отказ, если планируемое переустройство нарушает интересы других граждан или не соответствует действующим требованиям.

Самовольные действия по переустройству недвижимости, влекут за собой череду неприятностей, включая большие штрафы. Кроме того, помещения, в которых проводились незаконные работы по переустройству невозможно продать, сдать в залог и осуществить другие юридические сделки.

Узаконить нежилое помещение

Итак, штраф за самострой немал, а в случае неуплаты ваше здание вообще могут снести. Так что узаконить нежилое помещение куда выгоднее и проще. Но это — непростая задача, и без профессиональных юристов выполнить такую процедуру довольно сложно. В 2021 году существует два способа узаконить нежилое здание: судебный и административный порядок.

Без документов на право собственности нежилое помещение не получится использовать полноценно. В первую очередь, Без узаконивания нежилого здания его нельзя купить или продать, подарить, передать по наследству или сдать в аренду. Кроме того, в самовольно построенное помещение не получится подвести коммуникации или оформить субсидию на коммунальные платежи.

Такие работы часто путают с перепланировкой. Это различные понятия, которые отличаются не только сущностью, но и подходами в оформлении разрешения. В случае с перепланировкой бюрократические процедуры проходят быстрее. В чем различия? Выделим главные моменты:

  • Часть 1. В ней указано, что реконструкция без получения разрешения влечет к наложению штрафа на нарушителя. Если в этой роли выступает обычный гражданин (физическое лицо), придется заплатить от двух до пяти тысяч рублей. Сложнее обстоит ситуация, если нарушителем является компания (юридическое лицо). Здесь штрафные санкции более суровые и составляют от 0,5 до 1 миллиона рублей. Кроме того, законодательно допускается приостанавливать работу такой компании на период до 90 дней. Закон относится к подрядным организациям и застройщикам, которые выполняли незаконную реконструкцию.
  • Часть 5. При отсутствии соответствующего разрешения ввод реконструированного объекта является незаконным. Это, в свою очередь, влечет наложение взыскания в размере до 1000 рублей. Если речь идет о должном лице, взимается штраф до двух тысяч рублей. В случае, когда нарушителем является юридическое лицо, придется заплатить до 20 тысяч рублей.

Разрешение на строительство нежилого помещения

Отношения, регулируемые законодательством о градостроительной деятельности Статья 5. Субъекты градостроительных отношений Глава 2. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Статья 6.

Действие настоящего пункта распространяется на отношения, связанные с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, если государственная регистрация первого договора участия в долевом строительстве осуществляется после 1 января 2021 г. Документы, необходимые для предоставления государственной услуги, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, участвующих в предоставлении государственных услуг, получаемые с использованием межведомственного информационного взаимодействия: 1.

Перепланировка нежилых помещений в нежилом здании 2021 год

На первый взгляд может показаться, что относительно нежилых помещений в нежилых зданиях проведение перепланировок не применимо. Но на деле ситуация в корне иная. Как правило, изменение нежилых объектов недвижимости проводится с целью их адаптации под новое целевое назначение. Например, предприниматель арендовал некоторый ангар на длительной основе и получил разрешение проводить его перепланировку.

Собственнику недвижимости при перепланировке/переустройстве здания необходимо внести изменения в ГКН, заказав у кадастрового инженера новый технический план помещения и обратиться в Росреестр для регистрации изменений в ЕГРП.

Верховный Суд — РФ о — перепланировке и — реконструкции помещений в — МКД

Апелляционный суд отменил это решение, указав на то, что собственник может сохранить переустроенное помещение. Проведённые работы не создают угроз жизни и здоровью других лиц, не нарушают их права и интересы. Важным для суда аргументом для принятия решения в пользу истца стало обращение собственника за разрешительными документами в орган МСУ.

Первая инстанция не поддержала истца, подтвердив позицию муниципалитета: результат работ не соответствует проектной документации, в которой не предполагалась реконструкция помещения и элементов МКД и надстройка второго этажа. Вопрос о переустройстве не выносился на общее собрание собственников. Своими действия истец нарушил права третьих лиц, поскольку самовольно увеличил свою долю в праве общей собственности на общедомовое имущество.

Согласование перепланировки нежилых помещений

Здравствуйте, Максим Валентинович! Сначала надо смотреть условия договора аренды. Если в нем прописано, что Вы вправе проводить перепланировки, то Вам надо пройти весь путь легализации перепланировки, как если бы речь шла о перепланировке в обычной квартире. То есть можно сделать все задним числом. Но если такой возможности нет, то единственным вариантом узаканивания является обращение в суд.

Здравствуйте, Михаил! Так как Вы арендатор, то в любом случае все нюансы использования арендуемого помещения, в том числе его перепланировка, должны устанавливаться в договоре с собственником. Поэтому надо смотреть договор аренды относительно предоставления арендатору права на устройство различных улучшений имущества без согласия арендодателя.

Легализация реконструкции нежилого помещения

Кроме того могут потребоваться дополнительные документы, например, письменное согласие ¾ жильцов, если помещение находится в многоквартирном доме, страховка, согласования с разными организациями, в том числе, с газовщиками в случае газифицированного помещения, с Департаментом Архитектуры, если планируется дополнительный выход на улицу, и т.д. Этот список согласующих организаций может быть очень большим!

  • Свидетельство о праве собственности или договор аренды;
  • Учредительные документы юр. лица или свидетельство частного предпринимателя (копии, заверенные нотариально);
  • Тех. паспорт БТИ, поэтажный план с экспликацией (копии), выданные не более 1 года назад;
  • Эскиз или проект. Согласование по проекту влечет за собой необходимость договора с организацией, его разработавшей, на авторский надзор;
Мария Викторовна
Отвечаем только на юридические вопросы. Задавайте или через формы или в комментариях. Совокупный опыт более 35 лет.
Оцените автора
ЗаконПравит — Консультируем по юридическим вопросам