Главное условие гражданства в полисе выполнение греком

Как это устроено»: Гражданское общество греческого полиса

В экономической сфере античное общество было ориентировано на самодостаточность, поддержание устойчивости общественного и личного благосостояния. Такой идеал сформировался на основе изначально связанной с общинным бытом натуральности хозяйства. В классическом полисе товарное хозяйство было вторичным, побочным следствием привходящих внешних обстоятельств: близости моря и торговых путей, скудости почв неспособных прокормить население полиса, политического или военного возвышения, делавшего полис центром притяжения других городов и народов, и т.п.

Гражданский статус— одно из высочайших достижений античной цивилизации. В других обществах древности и средневековья степень приобщения населения к собственности, военному делу и управлению была обусловлена жестко фиксированным сословным статусом или приобщенностью к государственному аппарату. Поэтому там единство общества отступало перед сословно-классовым делением.

Главное условие гражданства в полисе

Чтобы получить печать, достаточно обратиться с заявлением в территориальные отделения Федеральной миграционной службы или дипломатическое представительство РФ за рубежом. Вкладыш или отметку можно оформить, предоставив сотрудникам государственных инстанций набор бумаг, состоящий из:. Социальная революция всегда определяет не только новый характер государственной власти, но и новые позиции по отношению к праву, законности и органично из них вытекающей проблеме правового положения личности в обществе. На смену феодальному строю пришел капитализм, в основе которого лежала частная собственность на средства производства. Буржуазия шла на свержение феодального строя с лозунгами равенства, законности, справедливости, которые должны были объективироваться в правах человека нового, буржуазного общества, ибо в условиях буржуазных революций справедливость была тождественна равноправию. Требования равноправия определялись условиями экономического развития класса буржуазии, скованного рамками феодальных привилегий.

Рождение греческого полиса, его характерные особенности Основной формой экономической, социальной, политической и идеологической организации древнегреческого общества был полис, характером и особенностями которого определяется все своеобразие и неповторимость эллинской цивилизации. Главными структурообразующими элементами греческого полиса, определившими условия его становления и развития, были следующие. Прежде всего это экономическая основа любого полиса — т. Важнейшей неотъемлемой чертой полисной организации был институт гражданства.

Это видео недоступно

Древняя Греция не где-то далеко, а прямо тут — на археологических раскопках в Тамани!
Поддержать проект (видео на сутки раньше) — https://www.patreon.com/redroomlimb
Друзья, нам удалось скататься на самые настоящие археологические раскопки и не на какие-то, а на действительно крутые — на Таманьский полуостров, на раскопки античного города Фанагория, крупнейшего античного памятника в России. В августе 2021-го года там закончился очередной археологический сезон и нам удалось пообщаться с учеными-археологами фанагорийской экспедиции, узнать о последних находках и пообщаться на тему археологии в целом и древнегреческой культуры в частности. Но поскольку к стандартному жанру репортажа мы сами не особо привычны, решили заодно вспомнить и рассказать о нескольких основополагающих для античной Греции вещах: об античных понятиях гражданства, собственности и свободы, о древнегреческой колонизации и о наследии античной Эллады в современной культуре. Но, конечно, самое главное для нас в этом ролике — это красоты Кубани, которые нам удалось заснять и ощущение буквального прикосновения к истории, которое нам удалось словить при работе над этим видео. Так что приятного просмотра, Фанагория, Россия, Эллада древние склепы и современные технологии ждут вас.

ОТДЕЛЬНОЕ СПАСИБО Юлии Солудановой, нарисовавшей нам наших собственных фирменных греков для этого ролика, не ленитесь ознакомиться с ее творчеством по ссылочке — https://www.behance.net/black_ligh7524
Официальный сайт музея-заповедника «Фанагория» — http://phanagoria-museum.ru/
И ЕЩЕ ОДНО СПАСИБО — Александру Зендеру, чей трек звучит в конце каждого нашего ролика

Главное условие гражданства в полисе

И большие, и малые греческие полисы чеканили собственную монету [5]. В своей основе полис представляет собой земледельческую общину, поэтому к важнейшим чертам полиса относится верховная собственность общины над земельными участками граждан.

Основной формой экономической, социальной, политической и идеологической организации древнегреческого общества был полис, характером и особенностями которого определяется все своеобразие и неповторимость эллинской цивилизации. Принято считать, что полис — это особый тип общины, а именно — община граждан-земледельцев, причем, в отличие от общинных структур древнего Востока, включавших в себя исключительно сельское население, греческий полис состоял как из крестьян-земледельцев, так и из городских жителей. Главными структурообразующими элементами греческого полиса, определившими условия его существования, были следующие. Прежде всего, это его экономическая основа — т. Отсюда обязательно вытекало то, что непременной и безусловной предпосылкой права собственности на землю в полисе была принадлежность к числу граждан этого общинного объединения.

Главное условие гражданство в полисе

Рождение греческого полиса, его характерные особенности Основной формой экономической, социальной, политической и идеологической организации древнегреческого общества был полис, характером и особенностями которого определяется все своеобразие и неповторимость эллинской цивилизации. Главными структурообразующими элементами греческого полиса, определившими условия его становления и развития, были следующие. Прежде всего это экономическая основа любого полиса — т. Важнейшей неотъемлемой чертой полисной организации был институт гражданства.

Поэтому в идеале сам полис, складывавшийся из суммы крестьянских хозяйств граждан, его составляющих, обязательно приобретал автаркичный, замкнутый характер, дававший возможность вести самодостаточную, экономически замкнутую жизнь, без обращения к отношениям рынка и внутренним торговым связям. Полис — уникальное и принципиально новое явление древнегреческой цивилизации, ее высшее достижение. Важно Такую территорию можно было пересечь, используя тогдашние примитивные виды транспорта, за несколько часов. Однако в Греции были и более крупные полисы, например Спарта , имевшая территорию кв. Каждый греческий полис являлся суверенным государством, имевщим свое гражданство, свои законы, органы власти и управления, а также все внешние обязательства архитектурные атрибуты такого рода гражданской общины — храмы полисных богов, комплекс общественных сооружений, театр, площадь для заседания народного собрания, палестры, стадионы, общественные водозаборные сооружения и т.

ГРЕЧЕСКИЙ ПОЛИС

Одним из главных прав и непременной чертой гражданского статуса полита было его право на земельную собственность. Сельское хозяйство, труд на земле образовали экономическую основу полиса. Землевладение, а значит, земледельческий труд долгое время оставались одной из главных привилегий гражданина полиса. Именно земельная собственность, с которой человек был связан либо наличием собственного участка, либо через систему общественного землевладения, делала его членом гражданского коллектива. Поскольку крестьянское хозяйство самодостаточно и полис мог существовать без обращения к внешним связям, так как он с точки зрения земли как основного средства производства являлся совокупностью крестьянских замкнутых хозяйств.

Каждый греческий полис являлся суверенным государством, имевщим свое гражданство, свои законы, органы власти и управления, а также все внешние обязательства архитектурные атрибуты такого рода гражданской общины — храмы полисных богов, комплекс общественных сооружений, театр, площадь для заседания народного собрания, палестры, стадионы, общественные водозаборные сооружения и т.п.

Рекомендуем прочесть:  С 21 года можно

Греческий полис

Объектом исследования является анализ условий «Греческий полис. Возникновение гражданского общества». Предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.

Также проблем регулирования современных вопросов по теме «Греческий полис. Возникновение гражданского общества» касается в монографии «GR-связи с государством. Теория, практика и механизмы взаимодействия бизнеса и гражданского общества с государством». Данная книга была выпущена в издательстве «Российская политическая энциклопедия» в 2021 году, содержит 408 стр.

Греческий полис, его сущность

И ещё, пожалуй, заключительное для общей характеристики полисного мира. Понимаете ли, греческий мир, повторяю, вызывает лично у меня как бы такое двоякое чувство. С одной стороны, мне как-то даже жалко вот этот весь колоссальный мир вот этих микроскопических политических организмов. Ну, что это такое, повторяю, для человека, который вырос в огромной стране? Как к маленькому какому-то существу такое маленькое такое, тёплое чувство. Ну, что такое, слабенький такой… Но, понимаете ли, что удивительно? Я считаю, что, во-первых, гражданское общество могло зародиться и существовать только в таких микроскопических политических формах. Это раз. Когда власть реально может быть доведена до каждого человека.

Так вот в гражданском обществе эта ответственность в греческих полисах раскладывается на всех членов коллектива. Его задача не в том, чтобы выполнить чьё-то веление — в гражданском обществе каждый человек участвует в выработке политического решения, и поэтому он его и выполняет. Вот в этом сила-то и состоит. Причём, повторяю: что олигархические, что демократические эти самые полисы. В этом их мощь и заключалась.

Гражданство у греков

Греция, как и Россия не запрещает двойное гражданство, но при условии, что греческий гражданин возьмет дополнительное иностранное гражданство, а не иностранец оформит греческое.

Процедура регистрации – процесс поэтапный и требующий специфичных знаний. Чтобы сэкономить собственные силы и время, можно обратиться за консультацией и помощью к опытным юристам. Они разъяснят все тонкости и нюансы принятия двойного гражданства. Квалифицированные профессионалы подготовят все бумаги и грамотно их заполнят.

Условия натурализации
Ребенок гражданина Греции приобретает гражданство автоматически по факту рождения, но дети, рожденные от иностранцев на территории страны, не приобретают права на гражданство. Греки, рожденные за границей, могут передавать своим детям право на гражданство без каких-либо дополнительных условий. Внебрачные дети становятся гражданами Греции автоматически, если у них мам гречанка. Если отец грек, а отцовство может быть доказано (например, через тест), то ребенок станет гражданином тогда, когда будет подано соответствующее заявление, но при условии, что ребенок не достиг возраста 18 лет. Иностранцы старше 18 лет могут получить греческое гражданство в порядке натурализации.

Доклад гражданство

Сила власти Римской империи была в открытости навстречу элите из захваченных провинций. В римском Сенате заседали галльские и греческие сенаторы. Императорами становились выходцы из Испании и Далматии. Римское гражданство начинает предоставляться все более и более широко. Новые граждане голосуют, стремятся попасть в магистратуру, участвуют в политической и административной жизни империи. Феодальное подданство. Разложение рабовладельческого строя и формирование феодального общества внесли изменения в понимание гражданства. Окончательно исчезает ограниченный принцип юридического равенства свободного населения, ему на смену приходит устранение из социальной структуры полностью бесправных. На смену понятию «гражданство» в феодальном обществе появляется термин «подданство», характеризующий личную зависимость вассала от сюзерена. Особенность положения личности в эпоху Средневековья состояла в том, что член феодального общества всегда от кого-то зависел, между тем как значительные слои этого общества считались юридически свободными. Феодальное общество строилось, с одной стороны, на отношениях господства и подчинения, поскольку никто в нем не был свободен полностью, и каждый имел своего господина. С другой стороны, формирование корпораций внутри этого общества (рыцарских орденов, монашеских орденов, объединений торговцев, ремесленников), нивелируя индивидуальность личности, уравнивало членов данной корпорации. Это равенство также было жестко регламентировано законами и обычаями, однако в корпоративном равенстве были заложены основы тех требований равноправия, которые явились одним из лозунгов грядущей буржуазной революции. Существо феодального подданства составляли повинности и налоги, возлагаемые на податные сословия (т.е. социальные группы людей, находившихся на особом юридическом положении, в большинстве случаев унаследованном). Вотчина феодала превращается в самостоятельную государственную единицу, в пределах которой феодал осуществлял суверенную волю, обладал правами публичной власти и рассматривал население как своих подданных. Подданство представляло собой выражение личной зависимости крестьянина от феодала. Сложившееся сословие крепостных крестьян было лишено публичных прав и ограничено в своих личных правах. В этих условиях институт подданства являлся официальным выражением прикрепления крестьянства к земле, собственником которой был феодал.

Своеобразие рабовладельческого гражданства, как отмечается в отечественной литературе, заключается в том, что оно являлось ассоциацией свободных людей, основанной на коллективном владении и эксплуатации десятков тысяч рабов. Не все свободные люди, проживающие на территории государства, обладали состоянием гражданства, и не все считались полноправными. В большинстве греческих полисов основанием для получения гражданства служили обладание земельной собственностью и происхождение из определенной семьи, рода и дема. Аристотель, изучая природу гражданства, в частности, указывал на то, что совместное проживание с гражданами не означало признания за лицом права гражданства. Правами гражданства не обладали не достигшие совершеннолетия юноши, хотя и рожденные от граждан полиса (общины), а также женщины и старцы. Качество гражданина Аристотель признавал только за теми, кто участвовал в суде и народном собрании. «В этом участии, — писал Г. Еллинек, — и усматривали существо гражданина, отличие его от простого жителя». Гражданство древности имело внутреннюю градацию. И в римских гражданских общинах, и в греческих полисах все граждане делились по способу возникновения у них гражданства на две основные группы. В первую входили лица, «родившиеся гражданами» (cives nati), вторую составляли лица, «сделанные гражданами» (cives facti), причем последняя группа имела довольно неоднородный состав. В нее входили «как отдельные лица, так и целые общины, получившие права гражданства». Сюда же можно включить и лиц, ставших гражданами в силу отпуска их на волю. Согласно принятому в 451-450 гг. закону Перикла, гражданами считались лишь те лица мужского пола, у кого отец и мать были природными и полноправными гражданами Афин. Гражданство приобреталось с 18-летнего возраста, после чего в течение двух лет юноша проходил военную службу. С 20 лет ему разрешалось участвовать в народном собрании. Физический труд, за исключением земледельческого, признавался недостойным гражданина. «Позорящие» профессии были уделом иностранцев-метеков, вольноотпущенников, рабов.

Главное условие гражданства в полисе выполнение греком

Населœение полиса было малочисленным, редко превышало десять ты­сяч человек. В ту эпоху любое из государств Эллады было небольших размеров. Со стен городской крепости можно было окинуть взглядом почти всœе государство, а граждане полиса знали всœех в лицо. Чрезмерная рождаемость властями не одобрялась. Полис мог выжить лишь при не­большом населœении и ограниченной территории (сх. 7).

Рекомендуем прочесть:  3-ндфл с продажи доли земельного участка находящегося в общей долевой собственности

Прежде всœего, была введена плата судьям. Народный суд, учрежденный еще при Солоне, составлял основу всœей демократической системы афинского государства. К серединœе V века до н.э. гелиэя объединяла 6 тысяч афинских граждан, которые должны были заседать в различных судебных комиссиях, отрываясь от своих повсœедневных дел. Роль суда была многогранна: он решал множество вопросов: как между самими афинскими гражданами, так и между союзниками Афин по морскому союзу, превращаясь одновременно в важнейший инструмент контроля над ними. Следовательно, вводя такое новшество, как оплата труда чиновников, Перикл открывал дорогу для участия в государственных делах самого широкого круга афинских граждан, в т.ч. — малообеспеченных. В тесной взаимосвязи с началом выплат жалованья чиновникам находилась и другая проведенная Периклом реформа — гражданская. В соответствии с ее требованиями, гражданином Афин мог считаться лишь тот, чья мать и отец были афинянами.

Греческое гражданство

Подающие заявление о натурализации впервые, должны оплатить государственную пошлину в размере 700 евро. Если попытка заявки на гражданство уже вторая или последующие – понадобится 200 евро. Но в этом правиле есть исключение для:

Для вышеперечисленны х категорий госпошлина составляет 100 евро. Заявления и документы от иностранцев рассматривают в Префектуре. Если недостает какой-либо бумаги, в удовлетворении дела отказывают безоговорочно. Если все формальности соблюдены, делу дают ход, запрашивая справки об отсутствии судимости и соответствующий сертификат, свидетельствующи й о постоянном присутствии человека в стане и отсутствии депортации.

Главное условие гражданства в полисе выполнение греком

Полис является структурообразующим элементом всей греческо-римской цивилизации, во многом обусловив особенности политической и социальной организации античного общества.
Полис — это небольших размеров государство, чаще всего в виде города с округой, например Афины с Аттикой. Иначе полис еще называют город-государство или община-государство. Обычный путь, по которому шло становление раннего полиса, — интеграция мелких первичных общин в более крупные, но общинные же образования. Этот процесс греки называли синойкизмом.
Но почему именно полис, а не централизованная деспотическая или военная монархия? Причина кроется:
во-первых, в раннем развитии в Греции товарно-денежных отношений;
во-вторых, в господстве частного сектора в экономике.
В Греции к VIII-VI вв. до н.э. проявились особые условия, обусловившие возможность раннего возникновения частного рабовладельческого хозяйства и успешного развития ремесел и торговли. К этим условиям относились:

Раннее развитие частного хозяйства, в том числе товарного, разрушало родовые связи еще до формирования государственного аппарата и вело к превращению территориальной (соседской) общины в общину-государство или город-государство, названный греками полисом.
Экономическим базисом полиса является античная форма земельной собственности, которая выступает всегда в противоречивой, двуединой форме — как собственность государственная и как собственность частная. Т.е. вся земля государства находится в собственности всего коллектива граждан. Часть земли (территория порода, храмы, пастбища, леса, водоемы) находится в коллективной собственности, а часть разбивается на наделы, отводящиеся главам семей. Семья, домохозяйство (ойкос) — основная структурная единица полиса. Глава ойкоса представляет перед общиной интересы его членов; он обязан заботиться о том, чтобы его наследники получили семейное имущество не только в полной сохранности, но и приумноженным. Действовал важный и характерный принцип: «благополучие полиса зависит от благополучия отдельных ойкосов».
Античная форма собственности обуславливает и характерные черты полиса:
1. Взаимная обусловленность гражданского статуса и права собственности на землю. Право частной собственности на землю имел лишь полноправный гражданин полиса, являвшийся таковым благодаря своему происхождению. Никто, кроме граждан, не имел права на земельный участок, не мог даже приобрести дом для жилья и должен был снимать жилище в аренду. В то же время именно наличие земельного участка на территории данной общины определяло гражданский статус его владельца. Утрата, в силу тех или иных причин, участка земли приходило и к утрате гражданских прав.
В древней Греции существовали политические системы, где величина участка земли порой определяла и объем политических прав. Так, согласно Солоновской конституции, в Афинах низшие имущественные классы, владевшие небольшими участками земли, имели право лишь участвовать в народном собрании, для выполнения же полисных магистратур могли быть избраны только представители высших имущественных «классов», владевшие крупными наделами земли.
Постепенно, в связи с экономическим развитием полиса, ростом значения ремесла и торговли простая и непосредственная связь между земельной собственностью и правом гражданства нарушалась. В большинстве полисов политическими правами продолжали пользоваться и те граждане, которые в силу тех или иных причин лишились своего реального участка земли. Однако эти граждане оставались потенциальными землевладельцами, ибо всегда имели право приобрести участок земли. В силу этих причин каждый гражданин по-прежнему старался приобрести участок земли, даже если деньги для этого он заработал ремеслом, торговлей или ростовщичеством. Вообще владение участком земли являлось непременным условием социального престижа. В Афинах даже в период наивысшего развития ремесла и торговли, когда в народном собрании большинство составляли люди, занятые отнюдь не земледельческим трудом, старые концепции сохраняли силу: стратеги (высшие должностные лица) должны были быть обязательно землевладельцами.
Чтобы поддержать теснейшую связь гражданских прав с правом земельного владения, Афины в период своего наивысшего подъема ставят во главу угла своей политики выведение клерухий (земледельческих колоний), которые являлись не только афинскими гарнизонами в подконтрольных городах, но и средством превращения безземельных афинских фетов в землевладельцев и воинов-гоплитов.
Таким образом, полис как коллектив граждан выступал в роли верховного собственника земли данного полиса, гаранта земельной собственности отдельных граждан, имеющего право вмешиваться в отношения собственности.
Идея верховной собственности на землю находит отражение в требованиях перераспределения земли, столь частых в ходе социальной борьбы, развертывавшейся в греческих полисах. Среди граждан совершенно неистребимой была идея о том, что справедливый строй — это строй, при котором более или менее соблюдается принцип земельного равенства.
2. Поскольку полис представлял собой прежде всего коллектив полноправных граждан, владеющих участками земли данной общины, то у полиса всегда существовала тенденция к демократии, правлению всего коллектива граждан в целом. Эта черта находила свое выражение в принципе суверенитета народного собрания.
Государственный строй полисов отличался друг от друга: он мог быть республиканским или монархическим; республики различались демократические, аристократические, олигархические. Но при любом политическом режиме полис имел народное собрание, совет и магистратуры. Эти органы власти могли иметь различный ролевой вес и значение, но они присутствовали во всех полисах.
В наиболее демократических полисах принимались особые меры для того, чтобы обеспечить активное участие граждан в политической жизни. В Афинах, в частности, этому способствовало введение оплаты за выполнение гражданских обязанностей, что должно было обеспечить участие в управлении даже беднейших граждан. Система магистратур в подавляющем большинстве греческих полисов была организована таким образом, что они представляли собой простые исполнительные органы суверенного народного собрания: должностные лица избирались на сравнительно короткие сроки, были подотчетны народному собранию, действовали коллегиально. В политической организации общества в Греции достаточно отчетлива тенденция к возможно более дробному делению функций различных комиссий магистратов и к увеличению их числа. Причины этого крылись в двух обстоятельствах: во-первых, опасение, что какая-либо из них сосредоточит в своих руках большую власть (что может подорвать суверенитет народного собрания); во-вторых, стремление к максимально широкому участию гражданства в непосредственном управлении делами полиса. В Афинах, например, наиболее полно это выявилось в системе организации гелиэи (суда присяжных), которая включала в себя 6000 граждан.
3. Совпадение военной и политической организации полиса. Гражданин, воин и землевладелец сочетались в одном лице, и это было закономерно, поскольку интересы собственника были тесно связаны с интересами государства. Армия полиса в принципе являлась всенародным ополчением, служить в котором было долгом и привилегией гражданина.
Необходимо обратить внимание на наличие теснейшей связи между общей структурой полиса и формами его военной организации, В ранней Греции политическое господство в возникающих полисах принадлежало аристократии. И это отнюдь не было случайностью. Политическое и экономическое господство аристократии в значительной мере объяснялось тем обстоятельством, что аристократия составляла ядро вооруженных сил — отряды воинов-всадников.
Следующая ступень развития связана с появлением в качестве основы вооруженных сил полиса знаменитой греческой фаланги. Появление фаланги было вызвано важнейшими структурными изменениями в полисе. Отныне основу вооруженных сил полиса составляли не ограниченные численно группы аристократов, а основная масса гражданства. Строй фалангистов наиболее полно отвечал социальной структуре полиса. Влияние аристократии было в значительной мере сломлено, а экономическая позиция среднего крестьянства значительно укрепилась.
Именно земельные собственники — главы ойкосов выступали в качестве воинов-гоплитов, стоявших в строе фаланги. Они были достаточно состоятельны, чтобы вооружиться за свой счет; легковооруженные отряды состояли из представителей низших групп гражданства — типа афинских фетов времени Солона. В сущности, в это время народное ополчение представляло собой вооруженное народное собрание. Строй фаланги самим способом сражения, когда воин прикрывал щитом себя и соседа, а победа обеспечивалась только монолитностью строя, способствовал выработке чувства полисного единства.
Демократизация афинского общества в V в. до н. э. также была теснейшим образом связана с изменением структуры вооруженных сил Афин. С того самого момента, когда наряду с гоплитским ополчением важную роль начал играть флот, беднейшие слои гражданства стали служить на кораблях. Именно воинская служба сделала весомым их голос в народном собрании, послужила основой дальнейшей демократизации политического строя Афин. Следовательно, и здесь мы видим взаимную связь между социально-политической и военной структурой полиса.
Таковы три характерные черты полиса как социального организма. Вместе с тем полис обладает еще и некоторыми другими особенностями, важными для понимания его сущности, но производными от этих основных, фундаментальных особенностей.
Первая особенность касается системы мировоззрения греков, системы ценностей, выработанной полисом. Для древних греков высшую ценность, основную добродетель гражданина составляло занятие сельским хозяйством, собственный труд на собственной земле. Богатство, полученное от обладания землей, считалось богатством, полученным от бога. Для древнего грека в принципе труд в сельском хозяйстве не занятие, целью которого является производство товаров для обмена, торговли, а способ жизни, наиболее полно отвечающий природе, наиболее полно соответствующий той всеобщей гармонии, которая управляет миром. Поэтому занятие ремеслом и торговлей считалось если не зазорным, то, во всяком случае, гораздо менее достойным, нежели сельское хозяйство. Отрицательное отношение к богатству, особенно богатству, полученному в результате торговли или занятия ремеслом, стало одним из краеугольных элементов в политической философии греков.
Вторая особенность: полис был заинтересован в том, чтобы поддерживать хотя бы относительное имущественное и политическое равноправие членов гражданского коллектива. Как чрезмерное богатство на одном полюсе, так и чрезмерная бедность на другом равно нежелательны. Именно поэтому полис как коллектив граждан производит определенное перераспределение богатств внутри гражданского коллектива. В греческих полисах обычной была практика литургий, возлагаемых на самых богатых граждан, и этом отражалось не только представление о полисе как верховном собственнике, но и тенденция к определенному выравниванию имущественных отношений. Литургия служила одним из средств для уменьшения внутренних различий в полисе.
Третья особенность: полис мог существовать только при сравнительно небольших размерах гражданского коллектива и территории. В противном случае не мог быть соблюден принцип суверенитета народного собрании (что мы наблюдаем в Рим I в. до н. э.). Этой причиной объясняется ярко выраженная в античном мире тенденция к строгому ограничению числа граждан. Рост населения полиса явно нежелательное явление, с которым необходимо бороться. Именно этими соображениями порождались некоторые очень строгие законы, например закон Перикла об обусловленности афинского гражданства для каждого индивида происхождением от афинских граждан как со стороны отца, так и матери.

Рекомендуем прочесть:  Как на сайте фсс узнать оплачен ли больничный лист

Греческий полис и римская цивитас

Так же как у греческих авторов по отношению к своему полису, у римских главным качеством, определявшим их социум, было наличие гражданского коллектива, который живет по единому праву, одним и тем же обычаям, объединен политикой и войной, связан экономическими отношениями, имеет общность религиозных воззрений, идеологии и разнообразных интересов. Цицерон, подчеркивая, что принадлежность к civitas создает очень тесные узы, писал, что у граждан много общего: форум, священные места, портики, улицы, законы, права, правосудие, право голоса, кроме того, обычаи и дружеские связи, а у многих со многими деловые отношения и соглашения (De off. I. 17.53). Civitas понималась римлянами одновременно как гражданское население, городское пространство, публично-правовая организация. Согласно Авлу Геллию, слово civitas употребляли, когда говорили и про место, и про город, и про общее для всех право, и про множество людей (XVIII. 7.5).

Владение земельным участком рассматривалось как главная гарантия выполнения гражданином своих обязанностей перед полисом, перед всем гражданским коллективом. Своими земельными участками граждане полисов владели как собственники с правом полной хозяйственной самостоятельности вплоть до продажи участка, однако возможности продажи земли были ограничены.

Ввозникновение и эволюция доктрины превосходства греков над варварами: обоснование варварства в трудах греческих и римских мыслителей

В условиях агональной культуры разрушаются родовые родственные связи. Основная задача греческого героя и римского патриция — получить признание среди равных. Поддержка семьи, родственников отступает на задний план — необходимо добиться признания всех.

Изучение происхождения и сущности греческой концепции варварства имеет довольно долгую историю. Первые исследовательские работы, специально посвящённые теме варварства, появились в немецкой историографии в XIX — начале XX в. В них, главным образом, рассматривались проблемы этимологии и значения термина «варвар», а также возникновение образа варвара в греческой литературной традиции классического периода.

Мария Викторовна
Отвечаем только на юридические вопросы. Задавайте или через формы или в комментариях. Совокупный опыт более 35 лет.
Оцените автора
ЗаконПравит — Консультируем по юридическим вопросам