Развитие института гражданства в рф

История развития института гражданства в России

Начавшаяся в СССР «перестройка», учреждение поста Президента СССР обусловили изменения союзного законодательства о гражданстве. В мае 1990 г. был принят новый Закон «О гражданстве СССР»: полномочия по вопросам гражданства, которые прежде осуществлялись Президиумом Верховного Совета СССР, теперь перешли к Президенту СССР. Были сделаны определенные шаги по пути демократизации правового регулирования отношений гражданства. Главное – отныне запрещалось лишать человека гражданства.

    1. необычайно решался вопрос о принадлежности к гражданству СССР. Гражданами СССР считались все лица, проживающие в пределах СССР, если они не имели доказательств принадлежности к иностранному гражданству. Таким образом, отсутствовал институт «лицо без гражданства», т.е. апатрид.
    2. Хотя закреплялось наличие гражданства союзных республик, правовое определение признания такого гражданства в Положениях не содержалось. Поэтому гражданство союзных республик, в том числе и РСФСР, имело чисто формальный характер.
    3. Признавался и широко использовался институт лишения гражданства. Государство само по своей инициативе выдворяло и лишало гражданства многих представителей творческих профессий – ученых, профессоров и представителей иных творческих профессий – как нежелательный элемент.
    4. Не признавалось право инициативного свободного выезда за пределы СССР его граждан и не допускалось их проживание за границей. Граница СССР была огорожена «железным занавесом».
    5. Органами, уполномоченными решать вопросы приема, выхода из гражданства и лишения гражданства, являлись: Президиум ЦИК СССР, Президиумы ЦИКов союзных республик.
    6. Предусматривалось, что иностранные граждане – рабочие и крестьяне, проживающие в пределах СССР для трудовых занятий, пользовались всеми политическими правами граждан СССР. 3

Становление и развитие института гражданства РФ

В результате признания, т.е. без каких-либо активных действий со своей стороны, приобрели гражданство Российской Федерации все лица, отвечающие условиям, предусмотренным ч. 1 ст. 13 Закона. Число заявлений о нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации со стороны лиц, считавших себя гражданами других республик, было относительно небольшим.

1. природные подданные, в составе которых, в свою очередь, выделялись: а) дворяне (потомственные и личные); б) духовные лица (делились по вероисповеданиям); в) городские обыватели (разбивались на группы: почетные граждане, купцы, мещане и цеховые); г) сельские обыватели;

История развития института гражданства в РФ

Конституционное право состоит из многообразных правовых норм, с существованием между ними сложных системных связей, которые определяют основы разграничения норм и их вхождение в правовые институты, а также структуру этих институтов. Институт представляет собой совокупность родственных норм, соответственно правовой институт — комплекс норм права, выделенных в рамках отдельной отрасли права, направляющих группу взаимосвязанных общественных отношений. Из правовых институтов, содержащих схожие по предмету правового регулирования нормы, складывается отрасль права. Правовой институт состоит из совокупности юридических норм, обеспечивающих самостоятельное регулирование групп отношений или воплощение конкретной задачи, функции в этом регулировании, осуществляющие в своем содержании уникальную юридическую конструкцию, определенные общие положения и принципы. Правовые нормы содержатся как в разных, так и в едином нормативно-правовом акте. Тихомирова, Л.В. Юридическая энциклопедия / Л.В. Тихомирова, М.Ю. Тихомиров; под ред. М.Ю. Тихомирова. — Изд. 5-е, доп. и перераб. — М., 2021- С.671,674

Раскол Советского Союза, провозглашение суверенитета Российской Федерации, возникновение новых суверенных и независимых государств вместо союзных республик, потребовали преобразований в законодательстве о гражданстве. Этот вопрос очень важен и в практическом смысле для миллионов граждан бывшего СССР, которые оказались за пределами России.

Становление и развитие института гражданства в России

Понятие гражданства. Конституционно–правовые основы гражданства. Развитие законодательства о гражданстве. Правовая основа гражданства на современном этапе. Международно-правовое регулирование вопросов гражданства.

Приобретение российского гражданства. Приобретение по рождению. Прием в гражданство: общий порядок, упрощенный порядок. Восстановление в гражданстве. Оптация. Прекращение гражданства. Выход из гражданства. Отмена решения о приобретении гражданства.

Тенденции развития института гражданства в РФ

22 апреля 1931 года ЦИК и СНК СССР утвердили новое Положение о гражданстве СССР. СЗ СССР. 1931. N 24. Ст. 196. Это Положение усилило роль союзных республик по вопросам гражданства. Теперь прием в гражданство СССР не мог быть произведен без приема в гражданство союзной республики. Так же союзные республики теперь могли принимать в гражданство иностранных граждан, проживающих за границей.

Рекомендуем прочесть:  Как узнать земля государственная или муниципальная

Согласно новому закону в РФ каждый человек имеет право на гражданство, а также право изменить свое гражданство, которого никто не может быть лишен; гражданство Российской Федерации является равным независимо от оснований его приобретения. Новый Закон вводил институт почетного гражданства.

Проблемы становления и развития гражданского общества в современной России

Весьма существенным признаком гражданского общества является экономическая и социальная свобода его индивидов. Эта свобода существует там и тогда, где и когда индивиды: не отчуждены от собственности, а выступают в качестве ее полноправных субъектов. Важный признак гражданского общества состоит также в том, что оно апеллирует к естественным, неотчуждаемым правам человека, создает необходимые условия для наиболее полного удовлетворения потребностей личности, социальных групп и классов, для надежной и эффективной защиты их интересов.

Особенности становления гражданского общества в России связаны непосредственным образом с ее историческим развитием. «В отличие от Запада траектория развития гражданского общества в России имеет свои особенности: здесь оно обретает социальные и культурные основания в процессе догоняющей модернизации, которая стала ответом властвующей элиты на качественные экономические и политические трансформации в Европе, потенциально таившие в себе угрозы геостратегического характера» [Володин 2021]. Многие политологи и историки выделяют несколько ключевых особенностей, которые повлияли на становление институтов гражданского общества России:

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум

Государство не в праве допускать нарушения закрепленных в Конституции РФ демократических принципов, а в частности, связанных с гражданством, так как нарушают свою демократическую основу. Во избежание этого, государство должно вести политику, направленную на поддержание не только общедемократических принципов, но и вопросов, касающихся гражданства, путем создания нормативно-правовых актов, федеральных законов и международных договоров.

Понятие гражданства закреплено в ст. 3 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации», и определяется как устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.[6]

Развитие института гражданства в России

Иностранные граждане не могут назначаться на отдельные должности или заниматься определенной трудовой деятельностью, если в соответствии с российским законодательством назначение на эти должности или занятие такой деятельностью связаны с принадлежностью к гражданству РФ.

Учитывая большое и все возрастающее число мигрантов в мире, 4 декабря 2021 года Генеральная Ассамблея провозгласила 18 декабря Международным днем мигранта (резолюция 55/93). В этот день в 1990 году Ассамблея приняла Международную конвенцию о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей (резолюция 45/158), это показывает необходимость и значимость международной миграционной политики.

Развитие института гражданства в рф

Одним из ключевых правовых институтов современного общества является гражданство. После распада Советского Союза Российская Федерация официально стала преемственницей российской государственности. Одним из главнейших вопросов, затрагивавший судьбы миллионов людей и явившийся предметом обсуждения широкой общественности страны, стал вопрос гражданства. В связи с провозглашением в нашей стране человека, его прав и свобод как высшей ценности интерес к данному институту возрос, т.к. именно от гражданства зависит их объем, содержание. Между народным суверенитетом и свободой личности гражданство является ключевым звеном. От наличия у человека гражданства, зависит, каким количеством конституционных и иных прав и свобод он будет обладать, какие в связи с этим будут предусмотрены конституцией и другим законодательством обязанности, а также как будет осуществляться защита его прав и интересов не только внутри данного государства, но и за рубежом. Таким образом, актуальность данной темы обусловила выбор темы реферата.

Правовые нормы, составляющие институт гражданства современной России, содержатся в различных нормативных правовых актах: Конституции, федеральных конституционных законах, федеральных законах, указах Президента РФ, а также в нормах международного права. В первую очередь вопросы гражданства определяется Конституцией, которая устанавливает порядок, согласно которому гражданство РФ приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом. Таким законом в настоящее время является Закон о гражданстве. С его принятием начался современный период в развитии института гражданства РФ. Закон подразумевает под гражданством России (ст. 3) устойчивую правовую связь человека со своей страной, выражающуюся в совокупности взаимных прав и обязанностей. В ч. 1 ст. 6 Конституции закреплен принцип единого гражданства, в связи с тем, что законодательство республик, которые входят в состав России, устанавливает гражданство данных субъектов. Конституцией провозглашается принцип равного гражданства в независимости от способа его приобретения. Иными словами, проживание гражданина РФ заграницей не изменяет его гражданства. Как заключение, так и расторжение брака нашего гражданина с лицом, не принадлежащим к российскому гражданству, тоже не влечет за собой изменения гражданства, соответственно и изменение гражданства одним из супругов не влечет за собой изменение гражданства другого супруга. Конституционное право зарубежных стран: Общая часть : учебник / под ред. Б. А. Страшуна. 3-е изд. М., 2021. — С.111-112

Рекомендуем прочесть:  Код для учета ндфл при компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении

Становление и развитие института гражданства в России

Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена необходимостью совершенствования правового регулирования института гражданства Российской Федерации, а также разрешения как фундаментальных задач государственного строительства, так и оперативных политических, экономических, социальных задач.

Институт гражданства, как и любой другой социальный и правовой институт, — не идеальная правовая модель. Он может и должен быть инструментом решения важных государственных задач, достижения общественных целей в интересах ныне живущих в нашей стране людей. Цель настоящего исследования состоит в том, чтобы системно представить конституционно-правовые и организационные основы института гражданства в Российской Федерации.

Возникновение и развитие института гражданства в России Понизова Елена Витальевна

Цели и задачи исследования. Целью диссертационного исследования являются комплексный и всесторонний анализ истории становления, формирования и развития института гражданства; изучение понятия и принципов гражданства с точки зрения их развития и связи с личностью; исследование вопросов приобретения и прекращения российского гражданства; выявление особенностей становления и развития института двойного гражданства; анализ компетенции государственных органов, ведающих вопросами гражданства; разработка конкретных предложений, направленных на совершенствование действующего законодательства о гражданстве.

Спорным в научной литературе является вопрос о понятии «гражданство». В результате проведенного анализа различных точек зрения относительно этой дефиниции, формулируется понятие гражданства как определенного состояния лица в государстве. При этом понятие гражданства включает в себя взаимные права, обязанности, ответственность и гарантии, способствующие утверждению достоинства личности.

Развитие института гражданства в России

Конституционно-правовое регулирование института гражданства в России. Российские принципы гражданства. Порядок и проблемы приобретения гражданства Российской Федерации. Прекращения гражданства с учетом итоговых позиций Конституционного Суда РФ.

Нормативные акты, регулирующие вопросы гражданства и правовая основа гражданства на современном этапе. Теоретические аспекты правового статуса иностранных граждан, лиц без гражданства. Основания прекращения и приобретения гражданства Российской Федерации.

Курсовая работа — Гражданство Российской Федерации

Понятие и сущность гражданства. Принципы гражданства и их влияние на содержание этого института. Основания и порядок приобретения гражданства РФ. Двойное гражданство в Российской Федерации. Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства.

Общие условия приобретения гражданства Российской Федерации в современных условиях. Основные признаки гражданства. Основания отклонения заявлений о приобретении российского гражданства. Приобретение гражданства по рождению и в общем и упрощенном порядке.

Развитие института гражданства в РФ

Введение
Глава 1. Общая характеристика и история развития института гражданства
1.1 Понятие гражданства и его юридическая природа
1.2 Принципы гражданства
1.3. Особенности формирования гражданства в советский период
Глава 2. Особенности развития правового регулирования вопросов гражданства. Порядок получения и выхода из гражданства
2.1 Полномочия Президента и государственных органов
по вопросам гражданства
2.2 Динамика развития законодательства по вопросам
гражданства и миграционной политики. Международные соглашения
2.3 Порядок получения и выхода из гражданства Российской Федерации
Глава 3. Практические проблемы развития института гражданства РФ
3.1 Правовой статус беженцев и переселенцев
3.2 Репатриация этнических русских в Россию
3.3 Борьба с незаконной миграцией в Российской Федерации
и государствах участниках СНГ
Заключение
Список использованных нормативно-правовых актов
Список источников
Приложения

1.Абдильдин Ж.М. К вопросу об исходных идеях и принципах Конституции Российской Федерации. Материалы Международной научно-практической конференции 18-19 июня 2021 г. М.: МГУ, 2021. – 512 с.
2.Авакьян С.А. Конституционное право России. Методическое руководство к семинарам. М.: Юрист, 2021. – 284 с.
3.Акуев Н.И. Конституция Российской Федерации и её демократические приоритеты. Материалы Международной научно-практической конференции 18-19 июня 2021 г. М.: МГУ, 2021. – 512 с.
4.Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для ВУЗов, 4-е изд. М.: Норма, 2021. – 463 с.
5.Баишев Ж.Н. Конституционное право Российской Федерации. М.: Юрист, 2021. – 388 с.
6.Броунли Я. Международное право (В двух книгах). Книга вторая. М.: Городец, 1977. – 325 с.
7.Громова Ю.В. Законодательные акты о гражданстве. Т. 1 М.: Знание, 2021. – 394 с.
8.Даль В. Толковый словарь живого русского языка. М.: Городец, 2021. – 468с.
9.Жирин К.А., Акимов П.Т. Основные функции и принципы Конституции Российской Федерации. М.: Юрист, 2021. – 366 с.
10.Зиманов С.З. Конституция и Государственная Дума Российской Федерации. М.: Городец, 2021. – 318 с.
11.Зиновьев А.В., Поляшова И. Основы конституционного права России. Учебно-методическое пособие. М.-С-П., Изд.дом «Герда», 2021. – 325 с.
12.Ковешников Е.М. Конституционное право Российской Федерации. Краткий крус. Изд. 2-е. М.: Норма, 2021. – 428 с.
13.Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. Изд.3-е. М.: Юристь, 2021. – 345 с.
14.Конституционное право Российской Федерации. Учебник. М.: Знание, 2021. – 317 с.
15.Кутафин О.Е. Положение российских соотечественников в странах СНГ и Балтии // Дипломатический вестник. 2021. №3. С. 46.
16.Лукинова Т.Л. Внешняя политика Российской Федерации и международное право. М.: Юрист, 2021. – 312 с.
17.Лукинова Т.Л. Международное право. Особенная часть. М.: Юридическая литература, 2021. – 395 с.
18.Менкулова Г.М. Русская диаспора: история и современность. Уфа: Полис, 2021. – 343 с.
19.Муханов Б.А. Реализация принципа разделения властей в Конституции Российской Федерации. Материалы Международной научно-практической конференции 18-19 июня 2021 г. М.: МГУ, 2021. – 512 с.
20.Низамов Д.А. 15 лет независимости. М.: Проспект, 2021. – 366 с.
21.Низамов Д.А. Десять лет, равные столетию. М.: Проспект, 2021. – 341 с.
22.Низамов Д.А. Актуальные вопросы гражданства. М.: Юридическая литература, 2021. – 228 с.
23.Садыкова А.Н. Конституционное право Российской Федерации. М.: Юрист, 2021. – 388 с.
24.Самойлов Н.А. Конституционное право России. Пособие для подготовки к экзаменам. М.: Буклайн, 2021. – 304 с.
25.Сапожников Г.А. Конституционное право России. Академический курс. – М.: Юрист, 2021. – 405 с.
26.Смирнова Е.С. Международно-правовые проблемы гражданства стран СНГ и Балтии в свете европейского опыта. М.: МГУ, 2021. – 267 с.
27.Становление правового государства и конституционный процесс в Российской Федерации (коллектив авторов). М.: МГУ, 2021. – 318 с.
28.Сайко Э. Методологические аспекты стадиального подхода к изучению цивилизации // Цивилизация. Вып. 2. — М.: Наука, 2021. — С. 102-108.
29.Сотников М.А. Россия и мировое сообщество цивилизаций. — М.: Интерпресса, 2021. – 374 с.
30.Соколов Н.А. Актуальные вопросы получения гражданства в России // Юрист, 2021. № 2. С.20-23
31.Супонин В.С. Статус беженца в Российской Федерации // Фемида, 2021. № 7. С. 13-14
32.Сысоев В.М. Особенности правового положения человека и гражданина // Юрист, 2021. № 1. С. 41-45
33.Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Марченко М.Н. — М.: Зерцало, 2021. – 486 с.
34.Таева А.П. Двойное гражданство в России: вопросы теории и практики // Государство и право, 2021. № 5. С. 17-19
35.Тихонова Р.И. Плюсы и минусы Программы переселения соотечественников // Юрист, 2021. № 2. С. 50-53
36.Тойнби А. Постижение истории. М.: Прогресс, 1991. – 686 с.
37.Топольков Е.Н. Внешняя политика России и международное право. М.: Пресс, 2021. – 243 с.
38.Хантингтон С. Столкновение цивилизаций // Полис, 2021. № 1. С. 32-37.
39.Хвостов В. М. Система римского права. М.: Знание, 2021. – 346с.
40.Храпунов М.А. Развитие миграционного законодательства в РФ // Государство и право, 2021. № 2. С. 15-21
41.Черкалин А.Т. Переселенец и репатриант: вопросы правового положения // Правовая реформа, 2021. № 1. С. 42-44
42.Чижиков О. М. Введение в историко-правовые науки // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 2021. № 4. С. 5-12.
43.Черновасиленко Н.В. Международные правовые вопросы гражданства. М.: Пресс, 2021. – 365 с.
44.Черняков А.А. Конституционное право Российской Федерации. М.: Юрист, 2021. – 351 с.
45.Чурилина Н.Т. Проблемы гражданства в странах пост-советского пространства: сравнительный анализ / Автореферат на соискание ученой степени канд. юрид. наук. Минск: БГУ, 2021. – 32 с.
46.Энтин М.Л. Международные гарантии прав человека. Опыт Совета Европы. М.: МГУ, 1997. – 167 с.
47.Эрбис Е.Н. Сравнительный анализ законодательства о гражданстве // Право и государство, 2021. № 6. С. 4-12
48.Ялунин И.С. Некоторые вопросы получения российского гражданства несовершеннолетними // Фемида, 2021. № 8. С. 7-10
49.Ярош Н.В. Конституционное право России: практическое применение. М.: Владос, 2021. – 480 с.
50.Ярош Н.В. Предпосылки и особенности развития института гражданства в России // Юрист, 2021. № 4. С. 31-38

Рекомендуем прочесть:  Приложение к карточке формы т2 отпуск

Развитие института гражданства в рф

Глава 2 «Правовое регулирование института гражданства в современном российском законодательстве и практика его реализации» посвящена анализу законодательного регулирования и принципам гражданства, основаниям приобретения и прекращения гражданства России. В ней рассмотрен зарубежный опыт правового регулирования института гражданства, современное состояние института двойного гражданства, дана характеристика системы органов государственной власти РФ, решающих вопросы гражданства.

В настоящее время в России проводятся мероприятия в контексте стратегической политики активизации привлечения соотечественников, проживающих за рубежом, на постоянное жительство в страну и в качестве первоочередной ставится задача организации поддержки и всесторонней защиты прав и законных интересов своих соотечественников, а одним из главных приоритетов названы совершенствование миграционной политики. Новеллы в Законе о гражданстве РФ 2021 г . будут способствовать осуществлению долгосрочной стратегической политики государства. Особенно если учесть, что многие соотечественники не успели получить вид на жительство в установленные сроки, поскольку упрощенный порядок его получения действует всего лишь около года[9].

Мария Викторовна
Отвечаем только на юридические вопросы. Задавайте или через формы или в комментариях. Совокупный опыт более 35 лет.
Оцените автора
ЗаконПравит — Консультируем по юридическим вопросам