Описание диагностики ситуации в семье соп

Содержание

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЬИ, НАХОДЯЩЕЙСЯ В СОП

При проведении патронажа специалист должен быть в хорошем настроении, всем своим поведением проявлять интерес ко всему, чем живет подросток и его семья, уважение ко всем ее членам, какими бы они на самом деле ни были, готовность к контактам с ними. Специалист не должен осуждать или критиковать; свое несогласие ему лучше выражать мягко, допуская возможность существования другого мнения. При этом нужно находить для себя способы получить в непринужденном разговоре ответы на все поставленные вопросы; следует давать советы в доброжелательном тоне, чтобы при расставании у клиентов осталось приятное ощущение того, что общий язык найден. Закрепить такое впечатление помогает положительный отзыв, высказывание о семье при встрече специалиста с ребенком, выражение удовлетворения от знакомства с его домом.

Психологическое направление. Включает социально-психологическую поддержку и коррекцию и основано на психологической и диагностической моделях. Такая поддержка с позиции социального педагога, направлена на формирование благоприятной психологической атмосферы в семье. Оказание поддержки в союзе с психологом становится наиболее эффективным. Коррекция отношений осуществляется в том случае, когда в семье наблюдаются факты психологического насилия над ребенком (оскорбление, унижение, пренебрежение его интересами и потребностями).

Описание методов работы с семьей

Метод совместного планирования работы с семьей или составление трехстороннего договора между родителем (-ями), ребенком и специалистами СРОдН КГАУ «КЦСО «Тесь» — это системный метод социально-психологической работы с семьей, который опирается на использование ресурсов и потребностей семьи. Особенность этого метода в минимализации вмешательства специалистов в принятии решений, относящихся к выходу семьи из кризисной ситуации или разрешения проблемы. Семья сама формулирует цели работы, определяет сроки. При этом обхватываются все сферы жизни семьи. Специалисты СРОдН КГАУ «КЦСО «Тесь» действуют как организаторы и проводники — подключают к работе с семьей другие субъекты, поддерживают связь с сотрудниками организаций, участвующих в реабилитации семьи. Важно при этом, чтобы семья сама принимала участие в определении целей и ожидаемых результатов, планировании достижения их. На первых этапах ставятся цели, обеспечивающие физиологические потребности, безопасность (сделать ремонт, постирать одежду, засадить огород и т.д.). На последующих этапах — цели связаны с самоактуализацией семьи (уважение со стороны односельчан, нормальное функционирование детей в социуме). Составляется письменный «договор» с семьей, в котором специалисты идут от потребностей семьи и подводят ее к принятию ответственности на себя за конечный результат при его подписании. Также договор позволяет отследить пошаговую работу специалистов учреждений системы профилактики и промежуточные результаты этого взаимодействия. Такой качественно новый подход в работе с семьей меняет отношение специалистов к работе и семьи к своим проблемам. Исходя из внутренних потребностей и ресурсов семьи, она сама начинает работать на свою реабилитацию и улучшение качества жизни.

В межтренинговый период идет работа специалистов СРОдН КГАУ «КЦСО «Тесь» с семьями (патронаж). Специалисты сопровождают их, поддерживают, обеспечивают по мере необходимости консультациями узких специалистов, ненавязчивое наблюдение со стороны с упором на позитивные изменения и цели на будущее, дополнительная поддержка внутренних ресурсов, дополнение новыми возможностями, совместное подведение итогов и отметка в совместном договоре выполняемости обозначенных пунктов, добавление по согласованию следующих, соответствующих ближайшим целям развития и реабилитации семьи, стимулирование активности самих членов семьи и их окружения по изменению сложившейся ситуации, максимальная мобилизация ресурсов самой семьи и ее окружения. Важным моментом в работе специалистов с семьей является обобщение опыта и выход специалистов из семьи, так чтобы не возникло зависимости у членов семьи и потребности в постоянном участии специалистов.

Работа с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации

Система психологических занятий с элементами тренинга с родителями определена этапами реализации программы: 1 этап — ресурсы внутренние семьи, их поиск семьи, оптимизация и активизация, 2 этап — уверенность, достижение цели, укрепление внутренних ресурсов семьи. Я — как родитель, я — как личность, я — как член общества, 3 этап — принятие мира, изменение ограничивающих представлений, расширение модели мира, дополнение ролей.

Общая характеристика психологических особенностей детей дошкольного возраста. Понятие семьи и семейных отношений. Методики исследования детско-родительских отношений: «Рисунок семьи», диагностика родительского отношения, тест «Семейная социограмма».

Программа работы с семьей находящейся в СОП

Оказать психолого-педагогическую поддержку данной семье, оказавшейся в СОП и находящейся на грани социально опасной ситуации, оказать материальную поддержку, помочь Маргарите Петровне найти работу,- оказать содействие в их успешной социальной реабилитации и адаптации в современных условиях.

Рекомендуем прочесть:  Нужно ли менять пенсионное удостоверение если нет фотографии

принцип комплексности предполагает взаимодействие специалистов разного профиля в диагностике, коррекции и реабилитации дезадаптированных семей с детьми, предполагает реализацию системного подхода в работе с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, и воздействие на них с учетом различных аспектов: экономических, социальных, медицинских, педагогических и психологических и т.д.;

Диагностика семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

Во все времена существуют семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Причин тому множество: изменение социально-экономического положения населения, снижение материального уровня жизни, утрата нравственных и семейных устоев и т.д. На фоне этого разрушается психологический микросоциум семьи, изменяются отношения родителей к детям, ослабевает воспитательная функция. Зачастую семьи (особенно, в которых ситуация повторяется из поколения в поколение) оказываются психологически не готовы к самостоятельному решению своих проблем и нуждаются в услугах специализированных учреждений.

Семьи, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации обладают разным потенциалом решения проблем, возникших в семье. Одной группе семей достаточно указать на проблему и определить пути ее решения. Другая группа семей обладает скудными моральными, интеллектуальными и финансовыми ресурсами, необходимыми для выхода из ситуации. Таким семьям необходимо длительное психолого-социальное, социальное, юридическое сопровождение, контроль за ситуацией в семье.

Программа «Технологии реабилитационной работы с семьями, находящимися в социально опасном положении»

Система психологических занятий с элементами тренинга с родителями определена этапами реализации программы: 1 этап – ресурсы внутренние семьи, их поиск семьи, оптимизация и активизация, 2 этап – уверенность, достижение цели, укрепление внутренних ресурсов семьи. Я – как родитель, я – как личность, я – как член общества, 3 этап – принятие мира, изменение ограничивающих представлений, расширение модели мира, дополнение ролей.

Экспресс-диагностика детско-родительских отношений в семьях, находящихся в СОП подразумевает комплексную диагностику, направленную на исследование межличностных отношений в системе «родитель-ребенок» с учетом таких особенностей семейного воспитания как отношение родителей к ребенку и жизни в семье, родительские установки и реакции, нарушения воспитательного процесса в семье, причины отклонений в семейном воспитании, типы воспитания, уровень родительской компетентности. Диагностика проводится на первом и третьем этапе. В первом случае для определения целей и задач в работе по детско-родительским отношениям, и на последнем этапе она несет функцию контроля за изменением состояния детско-родительских отношений.

Карта семьи СОП

Получение разного вида социальной помощи с указанием даты, вида и размера:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • содействие преодолению конфликтных ситуаций в семье;
  • проведение педагогически целесообразной коррекции с целью создания положительного микроклимата в семье;
  • защита прав детей, воспитывающихся в семьях, которые находятся в социально опасном положении;
  • создание условий для компенсации недостаточного участия семьи в обеспечении жизнедеятельности детей.

Характеристика семьи

  1. Статус: полная, неполная, многодетная или с одним ребенком, данные об усыновлении или опеке над ребенком.
  2. Материальная обеспеченность семьи: насколько стабилен заработок, от каких факторов он зависит (выплата алиментов, сезонный труд, безработность или нетрудоспособность членов семьи), есть ли у ребенка карманные деньги, насколько он обеспечен необходимыми вещами (едой, одеждой, учебными принадлежностями), испытывает ли семья финансовые трудности, каким образом материальное состояние влияет на психологический климат в семье (удовлетворенность, чувство неполноценности, конфликты).
  3. Социальная устойчивость/неустойчивость семьи, склонность к зависимостям (алкогольной, наркотической, азартным играм) или правонарушениям.
  4. Распределение обязанностей и основных функций (бытовых, финансовых, эмоционально-терапевтических, воспитательных и др.).
  5. Кому принадлежит формальная или фактическая роль в воспитании ребенка. Необязательно ее могут выполнять одни и те же люди. Например, работающие за границей родители формально являются воспитателями своего ребенка, а фактически эти функции выполняет другой родственник (бабушка, дедушка), который находится в непосредственной близости от ребенка.
  • кто выполняет роль главы семьи (матриархальный или патриархальный стиль принятия решений);
  • структура семьи: открытая (допускают других людей в круг общения семьи), закрытая (общаются по большей части только друг с другом), смешанная;
  • наличие традиций;
  • кто и каким образом оказывает наибольшее влияние на ребенка в семье, насколько реализована его потребность в защите и любви;
  • совместимость членов семьи по основным параметрам (темперамент, характер, направленность).

Описание диагностики ситуации в семье соп

В результате защиты прав и интересов ребенка из асоциальной семьи через суд могут быть восстановлены жилищные права несовершеннолетнего, проведен ремонт жилья. В случае угрозы жизни, здоровью и развитию ребенка родителей лишают (ограничивают) в правах, решается вопрос дальнейшего жизнеустройства несовершеннолетнего.

  • Психолого-педагогическия коррекция личности ребенка.
  • Психолого-педагогические консультации для родителей по воспитанию ребенка.
  • Восстановление личного статуса.
  • Освоение социальных ролей.
  • Освоение социально полезных навыков.
  • Освоение морально-нравственных норма, норм социального поведения и общения.
  • Развитие интеллекта.
  • Формирование готовности к жизненному самоопределению.
  • Вовлечение в процесс социализации в соответствии с интересами и склонностями (кружки, секции, студии, дополнительное образование и спорт и т.п.).

Государственное областное бюджетное учреждение социального обслуживания населения Мурманский центр социальной помощи семье и детям

Для комплексной эффективной организации процесса работы с семьями в социально опасном положении необходимо содержательно определить этапы технологического процесса и их ожидаемые результаты.
Начальным этапом реализации технологии социальной работы с данной категорией семей, можно считать первичные профилактические мероприятия с семьями «группы потенциального риска». Данное понятие включает в себя следующие категории семей:
-внешне благополучные, но подвергшиеся влиянию одного из «рисковых факторов» (потеря одного из родителей, резкое изменение уровня благосостояния…). В данную группу можно отнести беженцев, вынужденных переселенцев, пострадавших от несчастных случаев (пожар, кража);
-семьи с неопределенным социогенезом. В данном случае специалисты имеют дело с семьями, о которых ничего не известно — история развития, взаимоотношения между членами семьи, семейные традиции. В эту категорию можно отнести семьи вновь приехавших в район будущих родителей (определение через женскую консультацию), с детьми дошкольного возраста (дошкольные учреждения), с детьми школьного возраста (образовательные учреждения);
— семьи, состоящие на учете в качестве «семей группы риска». В данном случае объектом профилактики являются дети и подростки, воспитывающиеся в семье. Профилактическое воздействие направлено на них в качестве потенциальных родителей, супругов. Необходимо отметить, что работа с детьми осуществляется в основном вне семейного окружения (в школе, специализированных учреждениях для несовершеннолетних). Параллельно ведется коррекционная работа с родителями и иными членами семьи.
В качестве отдельной категории необходимо рассматривать:
-семьи благополучные, в которых воспитываются дети школьного возраста. Определение их в отдельную категорию обусловлено резкостью динамики социального окружения детей (новые сверстники, новые идеалы и ценности), появлению новых факторов риска (реклама алкоголя, курения). Все это способствует изменению личностного развития детей и подростков, смене поведения, причем в большинстве случаев родители могут лишь незначительно повлиять на данный негативный процесс.
-семьи, состоящие на учете в качестве «семей группы риска», когда в качестве объекта социальной работы необходимо рассматривать родителей, ближайших родственников. В качестве технологий социальной работы в данном случае используется не профилактика, а коррекция, терапия и посредничество.
На данном технологическом этапе для эффективной организации работы с семьями вышеперечисленных категорий необходимо четкое определение структуры технологического процесса социальной работы, субъектов взаимодействия и ожидаемых результатов.
Следующий этап реализации технологии социальной работы с семьями «группы риска» — вмешательство в кризисную ситуацию. Содержание работы определяется кризисными условиями, в которых оказалась семья — сложностью проблемы, протяженностью временного периода, отношением членов семьи к происходящему.
Задача «кризисного вмешательства»- это в первую очередь, смягчение воздействия стрессовых событий путем оказания экстренной помощи (психологической, материальной, содействие в получении льгот, оздоровлении детей). При этом необходимо отметить, что в этой ситуации главное — не оказание единоразовой помощи, а мобилизация усилий членов семьи на преодоление кризиса в процессе незамедлительного воздействия. Р. Рапопорт (1970) определяет следующие «подцели» «кризисного вмешательства» в семью:

  • Возникновение семьи — стадия, условно называемая «пред — семья».
  • Становление семьи (формирование единого психологического и духовного пространства). Рождение собственно семьи в ее разветвленной структуре (объединение двух поколений — старшего и младшего).
  • Взросление детей и разделение поколений.
  • Отделение детей от родительской семьи.
  • Повторение цикла.
Рекомендуем прочесть:  Льготы инвалидам 3 на билеты ж

Работа с семьей, находящейся в социально опасном положении

Семья, находящаяся в социально опасном положении (СОП, — это семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их содержанию, воспитанию и обучению, отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

В семьях СОП наблюдается рост различных проявлений жестокого обращения с детьми, некорректных приемов воспитания. В результате подростки все чаще убегают из дома, совершают правонарушения, заканчивают жизнь самоубийством. Такое детство влечет за собой деформацию в психике несовершеннолетнего, морально-нравственное уродство, физическое несовершенство.

Диагноз СОП: помощь семье или наказание за неблагополучие

Семья Анастасии уже не в первый раз оказывается в социально опасном положении, но ничего страшного в этом она не видит. «В СОПе сколько состою, никаких нареканий к комиссии нет. Они же не кусаются. Это может случиться с каждым, кто попадает в сложную жизненную ситуацию. Нас сначала поставили в социально опасное положение по одной причине, а сейчас уже по другой. Тут нечего бояться. Никто сразу не придет и не отберет у тебя детей. Мы уже это прошли, и я это понимаю», — объяснила свою позицию она.

Она убеждена: ничего предосудительного в СОП нет. «Есть разные жизненные ситуации: невозможность самому справиться с алкогольной зависимостью, нехватка у родителей знаний и умений для самостоятельной жизни и воспитания ребенка, нежелание работать, нежелание и неумение содержать в чистоте и порядке дом, воспитывать своих детей, и другое», — отметила она.

СОП в функциональной диагностике

  • дети до года – по возможности пропустить одно кормление или прийти на исследование непосредственно перед следующим кормлением, за час до исследования нельзя давать ребенку пить воду;
  • дети 1-3 лет – не принимать пищу в течение 4 часов, не пить воду за 1 час до проведения исследования;
  • дети старше 3 лет – не принимать пищу в течение 6-8 часов до исследования, не пить воду за 1 час до исследования.
  • представиться больному;
  • установить личность больного;
  • обработать руки до и после контакта с пациентом и проведением манипуляции;
  • рассказать больному о предстоящей процедуре;
  • ознакомить пациента с памяткой и ведением дневника;
  • подготовить кожный покров больного, прочно закрепить электроды;
  • подключить к электродам кабель, закрепить его на теле больного, поместить в регистратор кассету;
  • нанести на кассету данные о больном – ФИО, возраст, а также дату и время установки прибора;
  • эту же дату и время занести в дневник пациента;
  • подключить кабель больного к записывающему устройству, вставить батарейку;
  • проконтролировать первые 10-15 секунд работы прибора.
Рекомендуем прочесть:  Автобусы междугородние для пенсионеров цена есть ли льготы

Планирование на тему: Психологическое сопровождение семей

аморальная – характеризующая забвением всяких моральных и этнических норм; конфликтную и аморальную семьи объединяет то обстоятельство, что положение в них оказывается в прямой зависимости от внутрисемейных отношений;

2 этап Наиболее эффективная форма работы с семьей — это индивидуальная. К индивидуальным формам работы относятся: беседы с родителями, законными представителями, рекомендации и консультации, посещение семьи, анкетирование, диагностика, выявление и учет. На этом этапе происходит взаимодействие с различными службами и организациями:

Выявление неблагополучных семей в школе

1) Диагностика благополучия или неблагополучия ребёнка в семье:
Перечень основных аспектов в жизни ребёнка, подлежащих диагностике:
• Структура и демографические характеристики семьи;
• Основные события или кризисы в истории семьи;
• Культурный и социально-экономический статус семьи;
• Семейное функционирование и механизмы решения проблем;
• Важные события, происходившие в период рождения ребёнка, основные вехи в его развитии;
• Проблемы ребёнка, связанные со здоровьем (н-р, госпитализация);
• Особенности обучения ребёнка, образовательная среда ребёнка;
• Адаптивное поведение ребёнка, его социальные контакты и взаимодействие.

— Семья, где родители злоупотребляют алкоголем.
А). Хронический алкоголизм. Семья, неподдающаяся психолого–педагогическому воздействию.
— Изоляция ребёнка из семьи;
— Координация действий всех служб и ведомств по защите прав и интересов несовершеннолетних.
Б). Семья, поддающаяся психолого-педагогической коррекции образа жизни и внутрисемейных отношений:
— Конфликтная семья, требующая коррекции внутрисемейных отношений.
— Семья, где родители часто болеют, страдают хроническими заболеваниями.
— Малообеспеченная семья.
— Неполная семья
— Воспитание детей ближайшими родственниками.
Формы и методы работы с данными категориями семей:
— Социально-медицинская реабилитация семьи- содействие в направлении в стационарные медицинские, наркологические учреждения лиц, нуждающихся в этом, в том числе детей, например, ребёнок из неблагополучной семьи по путёвке, предоставляемой ГУ «КЦСПСиД», направляется в санаторий или оздоровительный лагерь, где он проходит курс лечебных и оздоровительных мероприятий или родители, злоупотребляющие алкоголем, по направлению КДН также проходят курс лечения в лечебных или реабилитационных учреждениях; диспансеризация детей; мероприятия, ориентированные на здоровый образ жизни детей и родителей – беседы, лекции специалистов Центра медицинского просвещения,родительские собрания, круглые столы, конференции и т.д.;
— Социально-психологическая реабилитация направлена на повышение уровня психического здоровья. По результатам психологической диагностики составляется план занятий по коррекции: эмоционально-волевой сферы ребёнка, познавательных процессов, поведения, взаимоотношений в детском коллективе и взрослыми людьми, личностных особенностей и т.д. Социально-психологическая коррекция осуществляется педагогом-психологом и социальным педагогом.
— Социально-педагогическая реабилитация заключается в обучении тому, как строить отношения с окружающими людьми, определять свою социальную позицию и статус в обществе. Данная реабилитация включает организацию досуга и педагогической помощи родителям и детям в различных вопросах воспитания, обучения, взаимоотношений, организацию различных видов деятельности детей и подростков, а также их родителей:
• Социальный патронаж;
• Консультации, беседы;
• Групповые методы – тренинги, метод групповых дискуссий, метод игры, метод совместных действий, метод обсуждения, анализа поступков детей и родителей, метод анализа ситуаций и др.;
• педагогические поручения: семейный праздник, семейное хобби, семейное чтение, письмо моему ребёнку, знакомство с друзьями моего ребёнка и т.д.;
• организация посещений родителями занятий ребёнка в школе с целью ознакомления с программой обучения и единства требований со стороны школы и семьи;
• участие родителей в школьных праздниках, занятиях, кружках;
• проведение родительской конференции.
— Социально-бытовая реабилитация формирует умение организовать быт, отдых, досуг на принципах здорового образа жизни. Возможны мероприятия по содействию организации бесплатного питания в школьной столовой; содействие в трудоустройстве родителей (в том числе временном), постановке на учёт в Центр занятости, получении профессии (специальности); обеспечению детей причитающимися им пенсиями, пособиями, алиментами и др.; содействие в выделении: денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви и других предметов первой необходимости; содействие в посещении детьми театров, выставок и других культурных мероприятий; вовлечение ребёнка в дополнительное образование и т.д.

Технология социальной диагностики семьи

  • 1-й этап — подготовительный. В ходе этого этапа конструируются методики изучения семьи и психодиагностические процедуры;
  • — 2-й этап — исследовательский. На этом этапе комплексно применяются методы, включенные в исследовательскую методику;
  • — 3-й этап — анализ результатов. Данный этап позволяет обобщить полученные результаты диагностирования;
  • — 4-й этап — интерпретационно-рефлексирующий. Результатом данного этапа являются интерпретация полученных данных, определение психологического семейного диагноза, частичное осознание и понимание типов семейных проблем членами семьи, а также выход на дальнейшее изменение семейных отношений и общения [4] .

Психологическая диагностика — наука о конструировании методов оценки, измерения, классификации психологических и психофизиологических особенностей людей, а также об использовании этих методов в практических целях [1] [2] .

Мария Викторовна
Отвечаем только на юридические вопросы. Задавайте или через формы или в комментариях. Совокупный опыт более 35 лет.
Оцените автора
ЗаконПравит — Консультируем по юридическим вопросам