Обязан ли работодатель перевести работника женщины в связи с проведенной специальной оценкой условий труда и и определением класса условий как вредный

Содержание

Обязан ли работодатель перевести работника женщины в связи с проведенной специальной оценкой условий труда и и определением класса условий как вредный

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Истечение срока действия аттестации рабочих мест, условия труда на которых по результатам такой аттестации были признаны вредными и (или) опасными, само по себе не освобождает работодателя от обязанности предоставлять работникам, в том числе и вновь принимаемым на работу, предусмотренные трудовым законодательством гарантии и компенсации в связи с занятостью на работах в таких условиях.

Обоснование вывода:
До 01.01.2021 наличие на рабочих местах вредных и (или) опасных условий труда устанавливалось по результатам аттестации рабочих мест. С 01.01.2021 аттестацию рабочих мест по условиям труда заменила специальная оценка условий труда (Федеральный закон от 28.12.2021 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», далее — Закон N 426-ФЗ).
По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (ч. 2 ст. 3 Закона N 426-ФЗ). Результаты проведения специальной оценки условий труда применяются для установления работникам предусмотренных ТК РФ гарантий и компенсаций (ст. 7 Закона N 426-ФЗ).
В соответствии с частью первой ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. В рамках выполнения этих обязанностей работодатель должен обеспечить в том числе проведение специальной оценки условий труда (часть вторая ст. 212 ТК РФ).
Частью первой ст. 219 ТК РФ закреплено право работника на получение достоверной информации об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов. Та же норма предусматривает, что каждый работник имеет право на гарантии и компенсации, установленные в соответствии с ТК РФ, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Согласно части второй ст. 219 ТК РФ размеры, порядок и условия предоставления гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливаются в порядке, предусмотренном ст.ст. 92, 117 и 147 ТК РФ.
Частью четвертой той же статьи определено, что в случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами специальной оценки условий труда или заключением государственной экспертизы условий труда, гарантии и компенсации работникам не устанавливаются.
Таким образом, трудовое законодательство предусматривает предоставление работникам гарантий и компенсаций в связи с их занятостью на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Такие гарантии и компенсации не устанавливаются в случае, если по результатам специальной оценки условий труда на рабочих местах подтверждено наличие безопасных условий труда.
Статьей 27 Закона N 426-ФЗ предусмотрены переходные положения в связи с введением специальной оценки условий труда как правового механизма определения условий труда на рабочих местах. Согласно ч. 4 этой статьи в случае, если до дня вступления в силу Закона N 426-ФЗ в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в ч. 1 ст. 17 того же федерального закона. При этом для целей, определенных ст. 7 Закона N 426-ФЗ, используются результаты данной аттестации, проведенной в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу этого федерального закона порядком.
На наш взгляд, по смыслу этой нормы она предписывает проведение специальной оценки условий труда не позднее чем по истечении пяти лет со дня завершения аттестации рабочих мест по условиям труда, но не указывает на то, что по окончании этого срока результаты такой аттестации не могут использоваться для целей, определенных ст. 7 Закона N 426-ФЗ, в том числе для установления работникам предусмотренных ТК РФ гарантий и компенсаций (п. 6 упомянутой статьи). Заметим, что ранее действовавший Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2021 N 342н) также не содержал положений, из которых следовало бы, что квалификация условий труда на рабочих местах как вредных или опасных утрачивает силу по истечении пятилетнего срока с даты завершения проведения предыдущей аттестации.
Приведенные нормативные правовые акты связывают предоставление работникам гарантий и компенсаций, обусловленных работой во вредных или опасных условиях, не непосредственно со сроком действия результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, а с признанием условий труда на рабочих местах вредными и (или) опасными. Как мы уже отметили, такие гарантии и компенсации не предоставляются лишь в случае подтверждения безопасности условий труда на рабочих местах по результатам специальной оценки условий труда.
Как следует из изложенного, квалификация условий труда на рабочих местах как вредных и (или) опасных в равной мере приводит к необходимости предоставления работникам соответствующих гарантий и компенсаций и к возникновению у работодателя иных обязанностей, предусмотренных законодательством в связи с занятостью его работников на работах с вредными и (или) опасными условиями. Истечение срока действия результатов аттестации рабочих мест, условия труда на которых признаны вредными и (или) опасными, не может привести, например, к освобождению работодателя от обязанности обеспечивать работников необходимыми средствами индивидуальной защиты (часть первая ст. 221 ТК РФ) или соблюдать нормативные ограничения на привлечение отдельных категорий работников к выполнению работ с вредными и (или) опасными условиями труда (ст. 224, часть первая ст. 265, часть пятая ст. 282 ТК РФ), если работники фактически трудятся на таких рабочих местах и в отношении этих рабочих мест не подтверждено наличие безопасных условий труда.
В письме Минтруда России от 26.12.2021 N 15-0/10/В-9074 также указывается, что в целях определения объема и фактического предоставления гарантий и компенсаций работникам за работу во вредных и (или) опасных условиях труда необходимо использовать имеющиеся у работодателей действующие результаты ранее проведенной в установленном порядке аттестации рабочих мест по условиям труда до даты завершения процедуры специальной оценки условий труда вне зависимости от того, когда завершился пятилетний срок действия карт ранее проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда.
Вывод о том, что истечение срока действия результатов аттестации рабочих мест по условиям труда само по себе не приводит к прекращению предоставления работникам гарантий и компенсаций, связанных с работой во вредных и (или) опасных условий, содержится и в разъяснениях специалистов Роструда (смотрите ответ на вопрос 1, ответ на вопрос 2, размещенные на информационном портале Роструда «Онлайнинспекция.РФ»).
В решении Верховного Суда РФ от 14.10.2021 N АКПИ14-918 применительно, в частности, к положениям ст. 27 Закона N 426-ФЗ отмечается, что пересмотр предоставляемых компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, возможен лишь по результатам специальной оценки условий труда в случае улучшения этих условий.
В рассматриваемом случае, как мы поняли из вопроса, в отношении рабочих мест, по которым ранее было установлено наличие вредных и (или) опасных условий труда, безопасность условий труда по результатам специальной оценки условий труда не подтверждена. Следовательно, до момента проведения такой оценки работникам, которые трудятся на этих рабочих местах, в том числе и вновь принятым на работу, должны предоставляться предусмотренные трудовым законодательством гарантии и компенсации в связи с работой во вредных и (или) опасных условиях труда, несмотря на истечение срока действия результатов ранее проведенной аттестации рабочих мест.

Специальная оценка условий труда: ошибки работодателей

В другом случае в ходе проверки инспектор ГИТ выявил нарушения, допущенные МБОУ, в том числе не была проведена внеплановая специальная оценка условий труда на рабочих местах, на которых производилась замена производственного оборудования (светильники освещения), что могло оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников. Постановление о признании работодателя виновным в совершении административного правонарушения, преду­смотренного на тот момент ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 40 000 руб. суд только изменил в части размера штрафа (Постановление Челябинского областного суда от 25.06.2021 № 4а15-439).

Рекомендуем прочесть:  Инн 631700381969 регистрационный номер в сводном государственном реестре арбитражных управляющих 8472

При этом гарантии (компенсации) за работу во вредных и (или) опасных условиях по результатам спецоценки начинают предоставляться со дня вступления в силу ее результатов (с момента утверждения отчета о ее проведении).

Как провести специальную оценку условий труда

Порядок проведения специальной оценки условий труда регулируется Законом от 28 декабря 2021 г. № 426-ФЗ. Проведение специальной оценки в отношении условий труда государственных гражданских служащих и муниципальных служащих дополнительно может регулироваться федеральными и региональными законами, другими нормативно-правовыми актами (п. 4 ст. 3 Закона от 28 декабря 2021 г. № 426-ФЗ).

Специализированная организация, которая оказывает услуги по проведению специальной оценки условий труда, составляет отчет о ее проведении (ст. 15 Закона от 28 декабря 2021 г. № 426-ФЗ). Форма отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкция по его заполнению утверждены приказом Минтруда России от 24 января 2021 г. № 33н.

Сроки специальной оценки условий труда

Специальная оценка условий труда — это обязательная для всех видов предприятий любой специфики деятельности процедура. Однако возникают вопросы о ее проведении в офисе, ведь вредных факторов тут, кажется, нет. Что из условий учитывается и как проходит спецоценка у офисного персонала? Как ее организовать и как оформить все необходимые документы, чтобы не попасть на штраф? Тем более, что в ГИТ уже готовы проводить внеплановые рейды в поисках тех, кто вовремя не провел СОУТ.

Штраф за отсутствие спецоценки условий труда в 2021 году — это мера воздействия на работодателей, которые не исследовали производственные факторы, влияющие на работников. Санкции последуют для должностных и юридических лиц.

Вопросы судебного применения законодательства о специальной оценке условий труда

Эта обязанность следует из общей обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда своих работников. Именно с этим связано то обстоятельство, что сама ст. 212 ТК РФ включена в главу 34 Трудового Кодекса РФ «Требования об охране труда». И хотя у специальной оценки условий труда множество разных аспектов (организационных, финансовых, юридических, последствий по гарантиям и компенсациям, последствий по выплатам соответствующих взносов и т. д.), основная роль специальной оценки условий труда все же состоит в выполнении «охранительной» функции, направленной на охрану труда работников предприятий.

Согласно ст. 147 Трудового кодекса РФ оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере. Минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда. Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 Кодекса для принятия локальных нормативных актов либо коллективным договором, трудовым договором.

Это видео недоступно

Адреса:
г. Екатеринбург, ул. Титова, 11, 3й этаж
г. Кемерово, ул. Коммунистическая, 109 , оф 14
г. Краснодар, ул Красная, д. 180, оф. 418
г. Ноябрьск, ул. Ленина, д 9, 3й этаж
г. Тюмень, ул. Пермякова, д. 7/1, 7-й эт, оф. 735
г. Якутск, np. Ленина, 50

Рекомендуем прочесть:  Какие выплаты за 3 ребенка в 2021 в омске

Мы осуществляем переподготовку и повышение квалификации очно/заочно, дистант.
Направления обучения:
• Автотранспорт ,
• Перевозка опасных грузов,
• Проектирование и строительство
• Госзакупки ФЗ-44, ФЗ-223,
• Экологическая безопасность и работа с отходами,
• Первая помощь до оказания медицинской помощи,
• Пожарная безопасность: при монтаже (лицензия МЧС), ПТМ,
• ГО и ЧС,
• Охрана труда,
• Работы на высоте,
• Электробезопасность,
• Педагогика
• Управление персоналом
• Государственное и муниципальное управление
• Соц.работа
• Рабочие профессии
• Подготовка руководящего состава, специалистов и сотрудников служб, предприятий, организаций.

Льготы сотрудникам, работающим во вредных условиях труда

Основанием для установления определенного класса вредности, то есть того же 3.1 или 3.2, является проведение оценки условий занятости, закрепленного в заключении эксперта. Также в соответствии с нормами трудового законодательства, условия труда, а также предоставляемые в связи с этим льготы и гарантии, должны быть оговорены в локальных актах компании с целью определения порядка и условий предоставления гарантий и их размера.

Также с целью предотвращения развития профессиональных заболеваний и повышенного травматизма на федеральном уровне предусмотрен ряд обязательств для работодателей, призванных усовершенствовать производственный процесс и уменьшить влияние вредных факторов на здоровье тружеников.

Специальная оценка условий труда офисных работников

Закон от 28 декабря 2021 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» такой возможности не предусматривает. Соответственно, необходимо провести СОУТ на указанных рабочих местах. Непроведение СОУТ в этом случае будет нарушением трудового законодательства».*

Комиссия определяет перечень рабочих мест, на которых надо провести спецоценку. Для этого составляют документ в свободной форме. Отдельно указывают аналогичные места. Они должны отвечать следующим требованиям (п. 6 ст. 9 Закона № 426-ФЗ):

Вопросы о специальной оценке условий труда

В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 28.12.2021 года №426-ФЗ к трудовой деятельности в качестве эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда допускаются лица, прошедшие аттестацию на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и имеющие сертификат эксперта, по установленной форме, на право выполнения работ по специальной оценке условий труда (далее — сертификат эксперта).

В отличие от установленного в ст. 372 ТК РФ порядка учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, при котором работодатель может и не согласиться с мнением данного органа и принять локальный нормативный акт, зафиксировав разногласия в протоколе консультаций (ч. 4 ст. 372 ТК РФ), работодатель не вправе без согласия первичной профсоюзной организации принять решение об отмене выдачи молока на рабочих местах, где по результатам специальной оценки условий труда установлены допустимые условия труда, поскольку согласие первичной профсоюзной организации — обязательное условие, при котором возможно отменить выдачу молока. Не получив такое согласие и приняв приказ об отмене выдачи молока, работодатель нарушит требования п. 13 Норм и условий.

Обязанности работодателя по проведению специальной оценки условий труда

С 01.01.2021 вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2021 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», регулирующий отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.

В связи с принятием названного закона в Трудовой кодекс Российской Федерации внесены изменения, которые упраздняют процедуру аттестации рабочих мест по условиям труда и вводят процедуру специальной оценки условий труда.

Вопрос: Обязан ли работодатель знакомить вновь принятых сотрудников с результатами ранее проведенной специальной оценки условий труда (СОУТ), которая проведена до приема работника? Или достаточно дополнительного соглашения к трудовому договору о классе условий труда? (информационный портал Роструда -, февраль 2021 г

предоставить организации, проводящей специальную оценку условий труда, необходимые сведения, документы и информацию, которые предусмотрены гражданско-правовым договором, и которые характеризуют условия труда на рабочих местах, а также разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда;

Специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями — физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.

Обязан ли работодатель перевести работника женщины в связи с проведенной специальной оценкой условий труда и и определением класса условий как вредный

До 1 января 2021 года в организации была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, на основании которой работникам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда, были установлены дополнительные гарантии и компенсации в соответствии с трудовым законодательством. По результатам проведенной специальной оценки условий труда практически всем работникам не положены гарантии и компенсации за работу во вредных условиях труда. Следовательно, льготы подлежат отмене. Каков порядок отмены работодателем в одностороннем порядке предусмотренных Трудовым кодексом РФ гарантий и компенсаций за работу во вредных условиях труда?

Для работников, занятых на работах с вредными и опасными условиями труда, трудовым законодательством предусмотрены такие дополнительные гарантии и компенсации, как дополнительный оплачиваемый отпуск, оплата труда в повышенном размере и сокращенная продолжительность рабочего времени и ежедневной работы (статьи 92, 94, 116, 117, 146, 147 ТК РФ).
Для установления работникам предусмотренных ТК РФ гарантий и компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда применяются результаты проведения специальной оценки условий труда либо результаты проведенной до 1 января 2021 года аттестации рабочих мест по условиям труда (до истечения срока действия таких результатов) (ст. 7, ч. 4 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2021 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»). Однако работодатель вправе провести специальную оценку условий труда и до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.
При этом частью 3 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2021 N 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» (далее — Закон N 421-ФЗ) установлено, что при реализации компенсационных мер в соответствии с новой редакцией ТК РФ в отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, порядок и условия осуществления таких мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении указанных работников компенсационных мер по состоянию на день вступления в силу данного Закона при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для их назначения.
Иными словами, согласно данной норме само по себе изменение законодательства не должно отразиться на положении работников, которым уже были установлены соответствующие компенсации. Таким образом, если до 1 января 2021 г. работникам были установлены гарантии и компенсации в определенном размере, а проведенная специальная оценка условий труда подтвердила, что такие условия не изменились, работодатель не вправе отменить данные компенсации или предоставлять их в меньшем размере.
Если же по результатам специальной оценки условий труда было зафиксировано изменение условий труда работников, то работодатель вправе изменить и уровень соответствующих гарантий и компенсаций, предоставляемых работникам, в рамках установленных трудовым законодательством пределов.
При этом необходимо учитывать, что условие о компенсациях за работу с вредными условиями труда с указанием характеристик условий труда на рабочем месте является обязательным для включения в трудовой договор (ст. 57 ТК РФ). Соблюдение условий трудового договора является обязанностью работодателя (ст. 22 ТК РФ). Следовательно, до тех пор, пока соответствующие условия не будут изменены или исключены из трудовых договоров, работодатель обязан предоставлять работникам компенсации в прежних размерах и порядке.
Внести в трудовой договор соответствующие изменения можно либо по соглашению сторон (ст. 72 ТК РФ), либо по инициативе работодателя с соблюдением условий и требований ст. 74 ТК РФ. Так, положения ст. 74 ТК РФ допускают возможность изменения условий трудового договора по инициативе работодателя, когда невозможно сохранить прежние условия по причине организационных и технологических изменений. В п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2021 N 2 указывается, что одним из таких изменений является совершенствование рабочих мест на основе их аттестации (специальной оценки). Иными словами, для применения ст. 74 ТК РФ в рассматриваемом случае работодателем должны быть совершены какие-то действия, направленные на снижение уровней факторов вредного воздействия производственной среды на здоровье работников или устранение таких вредных факторов, и эффективность этих действий должна быть подтверждена результатами специальной оценки условий труда. Сам по себе факт проведения специальной оценки не может являться причиной для одностороннего изменения условий трудовых договоров с работниками, поскольку данная процедура только оценивает условия труда, но не меняет их.
Таким образом, утверждение отчета о проведении специальной оценки условий труда само по себе не является основанием для отмены работодателем в одностороннем порядке предусмотренных ТК РФ гарантий и компенсаций за работу во вредных условиях труда. Уровень соответствующих гарантий и компенсаций может быть изменен только в том случае, если по результатам специальной оценки условий труда были зафиксированы изменения условий труда работников, и только с момента внесения в трудовые договоры работников соответствующих изменений в порядке, предусмотренном ст.ст. 72 или 74 ТК РФ.

Рекомендуем прочесть:  228 статья часть 2 как освободиться по удо

Специальная оценка условий труда

В настоящее время обязанность проведения работодателем специальной оценки условий труда определена ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации и Федеральным законом от 28.12.2021 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Специальная оценка условий труда (СОУТ) была введена с 1 января 2021 года взамен аттестации рабочих мест (АРМ).

Результаты СОУТ являются основой для создания банка данных существующих условий труда на уровне организации, района, города, региона, республики. Информация о результатах СОУТ доводится до сведения работников организации. Документы СОУТ являются материалами строгой отчетности и подлежат хранению в течение 45 лет.

Каковы действия работодателя по окончании проведения специальной оценки условий труда

При подаче отчетности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний работодатель также должен сообщить ФСС результаты специальной оценки условий труда (подп. 18 п. 2 ст. 17 Федерального закона от 24 июля 2021 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»

Кроме того, пункт об условиях труда на соответствующем рабочем месте должен быть включен в трудовой договор с новыми работниками (абз.9 ч.2 ст.57 ТК РФ) А в договоры с уже работающими работниками следует внести изменения, заключив с ними соответствующее дополнительное соглашение (ст.72 ТК РФ)

В учреждении проведена специальная оценка условий труда, выявлено отсутствие вредных условий труда на рабочем месте у работника

Отмена режима неполного рабочего дня ( смены) и ( или) неполной рабочей недели ранее срока , на который они были установлены , производится работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

В случае , когда по причинам , связанным с изменением организационных или технологических условий труда ( изменения в технике и технологии производства , структурная реорганизация производства , другие причины), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены , допускается их изменение по инициативе работодателя , за исключением изменения трудовой функции работника.

СОУТ в 10 шагах

в) количество рабочих мест, подлежащих спецоценке, будет посчитано без учёта возможности отнесения определённого количества рабочих мест к аналогичным либо аналогичность будет посчитана не по рабочим местам, а по количеству человек (бесплатную консультацию по вопросу аналогичности рабочих мест вы можете получить по тел. +7 (3452) 28 38 53 у экспертов: Галина Данюк, Екатерина Хлыстова, Мунавара Зульбухарова, Ирина Мусатова, Игорь Ячинцев);

— в течение 30 (тридцати) календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда ознакомить под личную подпись всех работников, на рабочих местах которых проводилась спецоценка, с результатами проведения спец оценки охраны труда. В этот срок не нужно включать периоды временной нетрудоспособности работника, время нахождения его в командировке или отпуске, отдых между вахтами (п.п. 4 пункта 2 статьи 4 и п.5 статьи 15 ФЗ № 426-ФЗ);

Мария Викторовна
Отвечаем только на юридические вопросы. Задавайте или через формы или в комментариях. Совокупный опыт более 35 лет.
Оцените автора
ЗаконПравит — Консультируем по юридическим вопросам