Нормы дефиниции статья

Нормы дефиниции статья

Важно также отметить, что гражданско-правовые нормы-дефиниции не должны формулироваться иным образом в нормативных актах других отраслей права. Нередки случаи, когда один и тот же гражданско-правовой термин обозначает понятия, имеющие разное отраслевое содержание. Например, понятия индивидуальной предпринимательской деятельности в гражданском и налоговом праве различны, хотя и обозначаются одним термином. Полагаем, что наилучшим решением было бы использование различных терминов для обозначения отличных по содержанию понятий. При невозможности реализации такого решения, в нормативном акте следует указывать, что данное в нем определение понятия используется только для целей настоящего нормативного акта. Либо законодателю следует отметить, что понятия и термины гражданского и других отраслей законодательства, используемые в нормативном акте, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено в настоящем нормативном акте, что сделано, например, в ст. 11 Налогового кодекса РФ.

На наш взгляд, отказываться от перечисления правовых дефиниций в одной статье не стоит, однако стоит выработать определенные критерии такого закрепления. Следует согласиться с A.M. Рабец 14 в том, что «статья-глоссарий» может вводиться в текст небольших законов, предназначенных для специалистов. С этих позиций справедливо наличие таких статей, например, в законе «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». В крупных, особенно кодифицированных актах, такая статья не нужна. В этом случае можно использовать второй вариант помещения дефиниций в тексте нормативного акта: в статье, содержащей соответствующий термин. Выбор именно этого варианта разработчиками ГК РФ следует признать крайне удачным.

Статья НК РФ

27) расходы на проведение (в случаях, установленных законодательством Российской Федерации) обязательной оценки в целях контроля за правильностью уплаты налогов в случае возникновения спора об исчислении налоговой базы;

Расходы, указанные в подпунктах 5, 6, 7, 9 — 21, 38 пункта 1 настоящей статьи, принимаются в порядке, предусмотренном для исчисления налога на прибыль организаций статьями 254, 255, 263, 264, 265 и 269 настоящего Кодекса.

Оказание первой помощи при ожогах

О казание первой медицинской помощи при термической травме требует терапевтического воздействия сразу на несколько патологических компонентов. Ими являются: болевой синдром, высыхание или отек раны и инфицирование ожоговой поверхности. В настоящем арсенале лечебных средств не многие оказывают действие на все компоненты ожогового процесса. По этой причине сочетают медицинские средства различного направления действия, такие как анестетики, антисептики, пленки для отграничения ран от внешней среды. Применение их дает хороший эффект, но однозначно требует больших затрат времени врача, как на сам процесс обработки раны, так и на частые посещения больного. В качестве примера можно привести применение фурацилина для антисептической обработки ожоговых ран на разных стадиях с последующим применением препаратов, специфических для данной стадии раневого процесса. Общая анестезия проводится только при обширных и тяжелых поражениях. При слабом болевом синдроме, насколько известно, общая анестезия считается нецелесообразной, а местная проводится только в редких случаях из–за дороговизны средств и трудоемкости процедуры.

В отличие от других перевязочных средств повязки «АППОЛО» хорошо зарекомендовали себя также и в качестве временного раневого покрытия после хирургического иссечения глубоких ожоговых ран. Важно отметить, что степень выраженности нагноительного процесса при лечении гелевыми повязками была существенно меньше, чем при лечении любыми другими перевязочными средствами в сопоставимые сроки. Необходимо обратить внимание и на отчетливые дезодорирующие свойства препарата, подавляющего неприятные запахи в ране.

Нормы дефиниции: понятие и принципы

Все нормы, дефиниции в том числе, являются многоразовыми. Основной их целью выступает регламентирование определенной сферы общественных отношений. Нормы в равной степени обязательны для всех. Например, Трудовой кодекс содержит положения, которые регулируют взаимодействия всех лиц, участвующих в рабочих отношениях. Нормы определяют единый характер и границы деятельности субъектов, входящих в сферу ее регулирования. Все положения считаются абстрактными. Это значит, что нормы не касаются интересов конкретного субъекта или ограниченного числа лиц. Немаловажное значение имеет и представительно-обязывающий их характер. Нормы предоставляют одному лицу право поступать определенным образом и вместе с этим предписывает другим совершать аналогичные действия либо воздержаться от них.

Основы государственного устройства, создания и функционирования институтов власти, общественных и политических объединений, осуществления территориального самоуправления, реализации обязанностей и прав граждан и их групп устанавливают нормы принципы. Нормы дефиниции разъясняют всем участникам отношений эти ключевые начала. Они формируют систему общественных взаимодействий. Проще говоря, дефиниции емко и просто интерпретируют сложные понятия.

Нормы дефиниции в конституции рф примеры статей

Но применение не исчерпывается этим. Оно имеет специфическое содержание, так как в конечном счете направлено на других субъектов, которые используют права свободы или полномочия или исполняют обязанности. По своему содержанию применение конституционной нормы представляет собой правомерную активную деятельность управомоченных субъектов права , которая сопряжена с организацией осуществления этой нормы требований диспозиции или санкции в правоотношениях, т.

Обладая общими признаками, присущими всем правовым нормам, конституционно-правовые нормы имеют и некоторые особенности, выделяющие их из всей системы права. От норм других отраслей права конституционно-правовые нормы отличаются:. Конституционное право в первую очередь закрепляет принципы, основные начала, которыми должны руководствоваться все другие отрасли права, определяет государственное устройство и экономическую систему Российской Федерации, положение личности, систему судебных органов и т.

Юридическая дефиниция: норма права или статья закона

Итак, как минимум полувековой период осмысления природы юридических дефиниций не сдвинул эту часть науки с мертвой точки и не привел к единому мнению. В чем же трудность? Думается, что принципиальная неразрешимость спора о дефинициях заключается в невозможности достаточной аргументации тезисов ни одной из дискутирующих сторон. Подобная невозможность кроется, в свою очередь, в исходно неверном выборе исследовательского вектора. Юридические дефиниции нельзя безоговорочно относить к нормам права, в этом второй из приведенных нами подходов верен. Но не оттого, что дефиниции не содержат в себе веления, запрета или дозволения, а оттого, что характер взаимного соотношения дефиниции, нормы права и статьи закона неразрывен. Как верно подмечает А.И. Бобылев, «в статье закона может содержаться часть нормы или даже часть ее элемента» . Именно так соотносится юридическая дефиниция со статьей закона и с нормой права. Она в обоих случаях — часть. Будучи записанной в статье закона (а равно любого иного нормативного правового акта), дефиниция представляет собой, как правило, часть этой статьи. Это либо один из пунктов (например, в ст. 5 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации от 18 декабря 2021 г. N 174-ФЗ дается более шестидесяти дефиниций), либо приложение к статье (например, в примечании 1 к ст. 158 Уголовного кодекса Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (далее — УК РФ) помещено определение понятия «хищение»). Иногда дефиниция заполняет весь текст статьи, как это имеет место в ст. 94 Конституции РФ , определяющей термин «Федеральное собрание». Трудно не согласиться с тем, что дефиниция — это часть текста нормативного правового акта. Но она же и часть нормы права.

Бобылев А.И. Современное толкование системы права и системы законодательства // Государство и право. 2021. N 2. С. 27.
СЗ РФ. 2021. N 52 (ч. I). 24 дек. Ст. 4921.
СЗ РФ. 1996. N 25. 17 июня. Ст. 2954.
СЗ РФ. 2021. N 4. 26 янв. Ст. 445.

Нормы дефиниции в конституции рф примеры статей

Актуальность темы исследования обусловлена и активным нормотворческим процессом, идущим в Российской Федерации. Так как конституционное право во многом регулирует общественные отношения в политической сфере жизни общества, любые преобразования в данной сфере влияют на нормы этой отрасли. Конституционно-правовые нормы юридически закрепляют новые направления развития государства, оформляют взаимоотношения между государством, обществом и личностью.

Учитывая то, что конституционное право является ведущей отраслью российского права, исследование его норм приобретает значение для всей системы правового регулирования Российской Федерации. При этом мы можем говорить здесь как об общетеоретическом значении, которое заключается в выработке новых теоретических положений и, следовательно, во внесении определенного вклада в общую теорию норм и в доктрину конституционного права.

Общие правила формулирования дефиниций

Законодательная , легальная дефиниция является продуктом междисциплинарного взаимодействия юридической науки и формальной логики . Входящая в ее состав ≪дефиниция≫ представляет собой не просто элемент , а само логическое основание данной понятийной конструкции . Будучи формой и средством мысленной деятельности , дефиниция трансформируется в познавательно — смысловой контекст юриспруденции , вбирает в себя его специфические черты и образует новое правовое понятие , обозначающее общеправовой феномен и широко используемый прием законодательной техники . Дефиниция происходит от латинского слова ≪ definitio ≫ , которое имеет следующие значения : определение точное , указание ; логическое определение , дефиниция ; требование и предписание [1, c.7]. При этом одни авторы ( А . Д . Гетманова , В . И . Кириллов , В . Кнапп , А . Ф . Назаренко и др .) полагают , что дефиниция ( или определение ) есть логический прием ( операция ) и его результаты , которые раскрывают содержание соответствующего понятия ( содержание же понятия представляет собой , как правило , систему существенных признаков предмета ). Другие ( Л . Витгенштейн , Р . Карнап , Т . Котарбиньский , А . Уайтхед и др .) рассматривают дефиниции только с лингвистических позиций [2, c.7]. Дж . Локк считал , что ≪дать определение — значит лишь дать другому понять при помощи слов , какую идею обозначает определяемый термин≫ [3, c.7]. Л . Витгенштейн писал , что ≪определения суть правила перевода с одного языка на другой≫ [4, c.7]. В логике дефиниция рассматривается как предложение , описывающее существенные и отличительные признаки предметов или раскрывающее значение соответствующего термина [5, c.7]. Термин же – это слово или сочетание , обозначающее строго определенное понятие [6, c.7].

Рекомендуем прочесть:  Как мне получить социальное жилье в сургуте

Помимо указанных точек зрения , нами предлагается рассмотрение дефиниции как нетипичного нормативно — правового средства , раскрывающего содержание правового понятия путем указания его основных юридически значимых признаков и элементов , в целях обеспечения единства правового регулирования . Само понятие может быть подвергнуто различным логическим операциям : обобщению , ограничению , делению и др . При необходимости раскрыть содержание понятия прибегают к такой логической операции , как определение . Иногда определение считают синонимом дефиниции , однако это не совсем верно . Определение в логике рассматривается в узком и широком смыслах . В узком смысле определение выступает как ≪логический способ установления или уточнения связи языкового выражения с тем , что оно обозначает как знак языка≫ [7, c.7]. В широком значении ≪определение охватывает собой и процесс выработки соответствующего предложения , и результат этого процесса , то есть само предложение≫ [8, c.7]. Это ≪само предложение≫ и является дефиницией . Другими словами , логическая операция , раскрывающая понятие — это определение ( в узком смысле ), а предложение , описывающее содержание понятия — дефиниция . Понятие , содержание которого раскрывается , называется определяемым ( дефиниендум ), а понятие , которое раскрывает содержание , — определяющим ( дефиниенс ). При формулировании дефиниции необходимо строго соблюдать их логическую структуру , состоящую из объема и содержания , для того чтобы наиболее полно и точно донести заложенную законодателем в них информацию , нацеленную на правоприменителей и обычных пользователей , придать этой информации соответствующую материальную форму , точное языковое выражение .

Нормы-определения (дефинитивные нормы)

Злословие
Таким образом, статья уголовного кодекса в диспозитивной части должна быть сформулирована как определение состава преступления, но иногда дефиниция вполне заменяет собой диспозицию уголовно-правовой нормы. Примером может слу-

Отличия, действительно, существуют. Если нормы, принципы, задания, ценности, цели можно связывать друг с другом на основе долженствующего быть, через категорию должного, то определение (дефиниция) в данный круг явлений не входит. Оно всецело относится к сущему и только к нему. Что значит определить какой-либо факт действительности, будь это предмет, процесс либо слово их обозначающее? Для этого необходима логическая операция, результатом которой выступает словесная формула, адекватно выражающая суть и порядок вещей. Определить некоторый предмет — значит вычленить его из жизненного контекста, представить его как нечто отдельное со своими пределами, т. е. определенное, установленное в строго фиксированных границах. Содержание определяемого предмета описывается через его существенные свойства либо объяснение этих свойств, установление точного значения слова посредством других слов. Каждый сложный и многосторонний предмет может быть представлен несколькими определениями, схватывающими какое-либо ограниченное количество его существенных признаков. Тогда возникает вопрос о том, какое из возможных определений должно быть принято юристами, включено в законодательный акт, в юридический глоссарий определенного времени. На него иногда отвечают в утилитарном духе.
Г. Канторович, юрист, представлявший школу свободного права, рекомендовал для отбора определений особый метод, который он называл «концептуальным прагматизмом». Всякое определение, считал он, не может быть истинным или ложным, оно всего лишь лексическое обозначение, полезное для целей науки. «Прежде чем исследовать истину какого-либо утверждения, относящегося к обозначаемой вещи, мы должны выбрать среди различных определений термина, обозначающего эту вещь, наиболее полезные определения»[481]. Приняв этот метод, мы, конечно, попадем в круговорот затруднений, обычно сопровождающих утилитарно-прагматический подход к делу, связанных с относительностью и неопределенностью термина «полезное».
То, что трудно определить, представить себе предметно, еще труднее регулировать. Возникающие в этой связи сложности являются однопорядковыми, у них один и тот же жизненный источник. Упорядочить какой-либо процесс можно настолько, насколько наше сознание и воля способны его контролировать. Людям не подконтрольны многие природные явления, поэтому нет и не может быть законодательных велений о «правильном» расписании солнечных и дождливых дней в определенной местности, никакая власть не в силах запретить землетрясения. Беда в том, что власти не всегда осознают, что некоторые широкомасштабные социальные процессы, скажем, кризисы и войны, столь же неконтролируемы, как и природная стихия. Когда они есть, с ними невозможно, да и поздно бороться при помощи закона и права. Антикризисное, антивоенное, антитеррористическое законодательство, несмотря на огромное внимание к нему со стороны нынешних парламентов и правительств, является самой неэффективной частью современного права. Причина понятна: бороться надо не с самим процессом, а с явлениями и практикой, вызывающими данный процесс. Корни таких явлений уходят в повседневную жизнь, в человеческий быт, где их следует искать, точно определять и выкорчевывать еще до того, как они «пойдут в рост».
Государству необходимо точно реагировать на каждый факт преступления. Некоторые люди считают, что общество с помощью юридических средств может успешно противодействовать экстремизму и терроризму, фашизму и ваххабизму, если они будут выделены и точно определены как особые объекты правового воздействия. Известна история о том, как в 1995 г. Президент РФ предложил Российской академии наук в двухнедельный срок представить научное разъяснение понятия «фашизм» и связанных с ним понятий и терминов для подготовки предложений по внесению изменений и дополнений в действующее законодательство. Эта история лишний раз доказывает тщетность попыток создавать «юридические дефиниции» для подобного рода текучих и предметно неопределенных явлений. Судам и юристам трудно работать с размытыми категориями и понятиями, явно не гарантирующими идентичность определяемого явления. Никто не может сказать, например, чем отличается «террористический акт» от «акта мести за причиненную обиду политической группе или нации». Бороться с этими «актами» можно только одним путем — уменьшением числа «обид», которые люди причиняют друг другу. Почему право терпит поражение в борьбе с деструктивными идеологическими движениями расового, национального и религиозного происхождения? Потому что, кроме всего прочего, оно по природе своей не предназначено к борьбе с политическими идеологиями, всякого рода «измами», идеями, «бесплотными сущностями», способными то исчезать, то возрождаться. Фабриковать юридические дефиниции там, где они легко обесцениваются вследствие игры политических сил, нет никакого смысла.
Полезной дефиницией можно считать ту, которая, будучи составной частью нормативного материала, активно участвует в правовом регулировании общественных отношений. Дефиниции описательны (дескриптивны), они описывают предмет, привязываясь к некоторым точкам — структурным элементам, функциям, свойствам, внутренним связям и внешним отношениям, достаточным для идентификации данного предмета. В самой дефиниции нет никакого веления (императива), она ничего не требует, но лишь сообщает нам нечто главное о предмете. Тогда каким же образом дефиниция, будучи дескриптивным высказыванием, может трансформироваться в предписывающую правовую норму? В любой другой сфере жизни, кроме правовой, с определениями можно обращаться свободно — признавать их или не признавать, оспаривать их или соглашаться с ними, учитывать их или не учитывать на практике. В этой связи показательна судьба научных определений. Но в праве дефиниция, включаемая в законодательный акт, становится институционализированной, облеченной в юридическую форму, общую для норм — правил поведения, норм-принципов, норм-деклараций, норм-целей.
Благоприобретенная в нормотворческом, законодательном процессе юридическая форма придает определению нормативную силу и действительность. Когда мы говорим, что договор есть соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей, то такое определение описательно, но дефинитивная норма «договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменения и прекращении гражданских прав и обязанностей» (ч. 1 ст. 420 ГК РФ) имеет уже форму прескриптивного высказывания, является предписанием. Оно говорит о том, что требуется признавать договором, чем следует обязательно руководствоваться в договорных юридических ситуациях. Суть требования (элемент императивности) заложен не в самой дефиниции, а в необходимости учитывать ее, считаться с ней при совершении юридических действий. Рассуждениям о том, что нормы и дефиниции несовместимы, потому что первые выражают должное, а вторые — сущее, нельзя придавать большого значения, поскольку, во-первых, между должным и сущим нет непереходимых граней, во-вторых, онтологический статус юридической нормы, как уже говорилось выше, двойствен, располагается как в сфере должного, так и в сфере сущего.
Другим распространенным возражением против признания юридических дефиниций нормами права выступает указание на то, что эти дефиниции не порождают прав и обязанностей для участников гражданско-правового оборота. Это действительно так. Сама по себе дефиниция ничего не говорит о субъективных правах и юридических обязанностях субъекта в рамках правового отношения, но она, как и нормы-цели, нормы- декларации, контролирует ряд обстоятельств (юридических фактов), которые делают возможным само правоотношение, так же как права и обязанности, реализуемые в нем согласно норме — правилу поведения. Гражданско-правовые понятия «недвижимое имущество», «неделимая вещь», «главная вещь», «принадлежность» и т. п. могут направляющим образом влиять на ход правового отношения. Пенсию по инвалидности и льготы гражданин может получить после официального признания его инвалидом, распространения на него юридического понятия инвалида той или иной группы. Объем прав и обязанностей государственных гражданских служащих, например, зависит от категории, к которой они относятся, а категория дана, прежде всего, в виде четкого определения в законодательстве, в нормативном акте. Юридические дефиниции некоторых предметов или процессов содержат минимальный состав юридических фактов, необходимый для возникновения, изменения или прекращения правовых отношений, связанных с данным предметом. Если отсутствует хотя бы один из перечисленных в дефиниции фактов, правоотношение не состоится. В этом, очевидно, и выражается непосредственный регулятивный эффект норм-дефиниций.
Значение правовых определений для юридической практики можно показать на вполне современном примере. Во многих странах, включая Россию, не разрешаются браки между лицами одного пола, но и прямого запрета на них по понятным причинам тоже нет. Ссылаясь на принцип «не запрещено значит можно», некоторые граждане сегодня ставят перед соответствующими государственными органами вопрос о регистрации подобных браков, но им отказывают. На каком основании? Вопрос можно перенести в область морали, где он давно тонет в обилии противоречивых мнений и малополезных споров. Нынешние юристы неохотно апеллируют к нравственности, над ними довлеет позитивистская установка, согласно которой не всеми разделяемые моральные позиции не должны влиять на решение правовых проблем. Что же остается в самом праве для того, чтобы дать основанный на законе ответ лицам, желающим зарегистрировать однополый брак? По существу, только одно — юридическая дефиниция брака: ваш союз не может быть зарегистрирован, потому что он не подпадает под юридическое понятие брака. По определению брак есть юридически оформленный добровольный и равноправный союз мужчины и женщины, заключенный с целью создания семьи. Для его заключения необходимо взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак (ч. 1 ст. 12 СК РФ). В данном случае юридическая дефиниция, традиционная, идущая от римской юриспруденции, показывает свою регулятивную силу как бы в чистом виде. Не случайно в странах, где однополые браки были разрешены, пришлось «переделывать» и само определение брака.
Основным логическим видом дефиниций, используемых в праве, является определение через род и видовые отличие. Оно предполагает условия, требующие серьезной аналитической работы юриста с понятиями и терминами[482]. Определяемый предмет должен быть рассмотрен в ряду родственных ему предметов, причислен к определенному классу явлений, из которых определяемый предмет выделяется признаком либо признаками, представляющими его видовое отличие. Указания на род и видовое отличие образуют, собственно, дефиницию. Чтобы добиться столь «простого» результата, человеку необходимо мысленно перевернуть (может быть, не раз) предметный мир, универсум соответствующих ему понятий и категорий, вникнуть в иерархии и отношения, представить себе место определяемого предмета в системе координат, вертикальных и горизонтальных связей. У законодателя, озабоченного практическими делами, не всегда находится время для столь кропотливой умственной работы. Вот почему удачных юридических дефиниций, в особенности определений через род и видовое отличие, очень мало. К их числу можно отнести те, над которыми юридическая мысль работала веками и тысячелетиями (определения понятий юридического лица, судебного иска, вины, соучастия и т. п.).
В большинстве случаев юристы закрывают глаза на нарушение логических требований к дефинициям, если последние мало-мальски оправдывают себя на практике. Что можно сказать, если даже распространенное у нас общее определение права как совокупности норм, установленных государством, имеет серьезный логический изъян — в нем отсутствует указание на родовой признак права, не сказано, к какому классу социальных явлений оно принадлежит. Между тем, право относится к роду нормативно-регулятивных систем и стоит в одном ряду с моралью, политикой, религией и т. п., сопоставимо с ними в общих чертах, отличается от них своей спецификой, видовыми характеристиками.
Хотя идеалом для юриста являются четко определенные категории и понятия, полные и точные дефиниции, часто он вынужден довольствоваться не вполне совершенными логическими построениями, квазидефинициями, прибегать к приемам, внешне напоминающим процесс определения категорий и понятий. Малосодержательные и пустые определения, не имеющие четкого предмета и границ, бесполезны в праве, так же как и во всех других сферах. Но если в словесной формуле схвачена некоторая часть сути определяемого предмета, то она может действовать в качестве определения данного предмета, по крайней мере в течение известного времени до того, как внутренний дефект не станет явным.
Иногда вещи определяются по первому впечатлению, по внешним признакам, которые способны периодически изменяться. Нет ничего удивительного в том, что прославленная приверженность юристов к правовым определениям с давних пор сосуществовала с осторожностью и недоверием тех же юристов к тем же определениям. «Omnis definitio in jure civili periculosa est: parum est enim, ut non subverti posit» — «всякое определение в гражданском праве опасно, ибо мало случаев, когда оно не может быть опровергнуто». Опасный момент юридической дефиниции скрыт не столько в ее способности устаревать, сколько в изначальной неясности и неполноте. В праве есть, казалось бы, вечные дефиниции. Так, определение узуфрукта, принадлежащее римскому юристу Ульпиану, — «узуфрукт есть право пользоваться чужими вещами и извлекать из них плоды с сохранением в целостности субстанции вещей» (D.VII.I.I) — без существенной корректировки входит в соответствующие статьи современного Французского гражданского кодекса, Германского гражданского уложения; без него трудно сегодня представить себе вещное право. Настораживающим моментом в отношении многих правовых дефиниций является широкий диапазон различий в определении одного и того же предмета регулирования законами (кодексами) разных стран. Несовпадение правовых понятий и терминологические разноречия давно стали проблемой для международного общения юристов. Законодатель творит дефиницию посредством выбора отдельных качеств определяемого предмета, который всегда ограничен, субъективен, не застрахован от случайностей. Полученная в результате такого выбора дефиниция абсолютно надежной быть не может. Так или иначе, но в рассматриваемом аспекте юриспруденция существует, будучи зажатой в пространстве между двумя противоположными тенденциями, одна из которых требует максимального использования дефиниций, формул, понятий в качестве средств правового регулирования, а другая, наоборот, культивирует к ним недоверие, призывает юристов обходиться без них там, где это возможно.
Попытаемся кратко охарактеризовать конструктивные возможности дефиниций в сфере правового регулирования, включая возможности их функционирования в качестве норм. Качество юридических дефиниций непосредственным образом определяет доступность смысла правовых норм, установленных законодательным актом. Из этого, однако, не следует, что определения используются в праве только для того, чтобы сделать закон более ясным и простым. Существуют пределы, за которыми простота становится упрощением, что едва ли может устроить законодателя. Нет у него специальной задачи создавать как можно более простые законы, поскольку, добиваясь точности норм и определений, он стремится адекватно выразить в нормативном акте меру сложности предмета правового регулирования.
С усложнением общественных отношений усложняются законодательство, правовые нормы, юридико-технические приемы изложения нормативного материала. То, что делает юридическую дефиницию правовой нормой, не зависит от ее простоты или сложности, от каких-либо формальных качеств вообще; это — способность быть регулятором, наличие у них регулятивной функции. Регулирование означает акт, при котором нормативный либо фактический регулятор обусловливает нужные изменения в объекте, определяет его движение в заданном направлении. Если применить этот критерий к юридическим дефинициям, то они, прежде всего, являются средством идентификации общественных отношений, подлежащих регулированию посредством некоторой совокупности норм или института. Суд, принимая к рассмотрению иск о взыскании неустойки с должника в пользу кредитора, должен, исходя из определения неустойки в гражданском законодательстве, убедиться в том, что к правоотношению, породившему спор, действительно, применимы нормы о неустойке. Опираясь на базовые гражданско-правовые, уголовно-правовые и иные понятия, юристы идентифицируют правовую ситуацию как «аренду», «поручительство», «сделку», «договор», «кражу», «разбой», «убийство» и т. д. Но функция обозначать, артикулировать и подразделять правовые отношения по их характеру и видам, будучи первичной для юридических дефиниций, имеет продолжение в виде ряда других регулятивных эффектов.
Многие определения в гражданском праве несут в себе значительную информацию относительно объема и условий регулирования соответствующего предмета. Если разложить на отдельные составляющие то же самое понятие неустойки в российском гражданском праве (ст. 330 ГК РФ), то в нем можно увидеть определенные параметры и пределы регулирования соответствующих ситуаций: неустойка возможна лишь в случаях, предусмотренных договором или законом (спонтанные и неожиданные претензии исключаются по определению), она происходит в виде выплаты денежных сумм (а не чего-либо другого), основания неустойки четко сформулированы — это неисполнение или ненадлежащее исполнение должником своих обязательств перед кредитором, включая просрочку исполнения. Регулятивное значение таких гражданско-правовых определений, как «филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющие все его функции или их часть, в том числе функции представительства» (ч. 2 ст. 55 ГК РФ), едва ли можно подвергать сомнению. Качество нормы-определения во многом зависит от умения законодателя предвосхитить в ней типические черты юридической ситуации.
Текстуальный анализ статей законов и кодексов подтверждает довольно частые явления близости или даже слияния юридических дефиниций с правилами поведения. Это, конечно, не относится к определению общих категорий и понятий, предмет которых является идеальным и располагается выше юридической практики (например, дефиниция правового государства, понятия справедливости, равноправия и т. п.). Одна
ко, если закон определяет действия, порядок действий, процедуры, процессуальные институты, имеет дело с реальными предметами, то соответствующие дефиниции скорее всего на практике превратятся в действенные регуляторы поведения, будут выполнять регулятивные функции не хуже других видов норм. В уголовных кодексах нормы, определяющие состав преступления, внешне выглядят как дефиниции, охватывающие основные признаки соответствующего действия или бездействия. Кражу, например, можно определить как тайное похищение чужого имущества, но, по существу, к этому сводится и уголовная норма: «кража, т. е. тайное хищение чужого имущества, наказывается. » (далее следует санкция) (ст. 158 УК РФ).
Схема названной нормы предельно проста, санкция присоединяется к словесной формуле, которую можно считать и дефиницией, и диспозицией нормы, указывающей на действие, которое квалифицируется как преступное. В таких случаях регулятивные перспективы уголовной нормы оказываются связанными с качеством дефиниции, которая одновременно является качеством диспозиции нормы. В современном германском уголовном праве есть два очень близких состава преступления — злословие и клевета, различить которые можно лишь с учетом их точного определения.
«Кто преднамеренно в отношении другого лица сообщает или распространяет заведомо ложный факт, который порочит это лицо или унижает его перед общественностью или угрожает его кредитоспособности, наказывается. » (далее следует санкция) (§ 187 УК ФРГ)[483].

Рекомендуем прочесть:  Не греют батареи как обратиться в ук

Общие правила формулирования дефиниций

Возникновение постмодерна связывают с развитием информационных технологий, всевластия научного знания, с трудом-игрой, где потребности «игровой самореализации» могут быть удовлетворены в сфере «информационной» экономики, связанной с ускоренным развитием информатики, компьютерной техники, телекоммуникаций и т. п., в сфере самозанятости и бизнеса.

Результатом такой диспропорции становится, как считает М. Эпштейн, невозможность для индивида проникнуть в суть вещей, и происходит не просто отчуждение человека от враждебной ему действительности, как утверждал экзистенциализм, а полный отказ от нее. Вместо истинной картины мира человек удовлетворяется множеством условных, знаково-произвольных картин, заменяющих ему объективную реальность. Информационный взрыв бросает вызов способности человека осмысливать и использовать непрерывно поступающую информацию. Человек обременен страхом стать игрушкой в чьих-то руках, потерять контроль над своим поведением и сознанием.

Дефиниция нормы примеры

Законопроект «О внесении изменения в статью 36 Жилищного кодекса Российской Федерации» разработан в целях обеспечения надежной судебной защиты целостности конструкций многоквартирного дома на весь продолжительной срок его эксплуатации и восстановления нарушенных прав собственников. Случаи неправомерного оформления права собственности на нежилые помещения, предназначенные для обслуживания многоквартирного дома, достаточно распространены на территории Российской Федерации. Все статьи Дефиниции в конституционном законодательстве Таева Н. В настоящее время в российском законодательстве содержится огромное число дефиниций. Так, только на федеральном уровне исключая ведомственное правотворчество насчитывается около 12 тыс. Легальные определения в законодательстве и судебной практике. Определение, или дефиниция, в переводе с латинского definition означает «предел, граница». Сам термин «дефиниция» может пониматься двояко: 1 как логическая процедура придания строго определенного значения, смысла терминам языка; 2 как результат этой логической процедуры. Конституционно-правовая норма-дефиниция представляет собой предписание, устанавливающее границы класса предметов, явлений.

Рекомендуем прочесть:  6 больница куда везли из чернобыля в москву

Тем самым они обеспечивают бесперебойную и последовательную реализацию общих норм права. Специальные нормы образуют в своей совокупности Особенную часть той или иной отрасли права. Примером специальных норм являются: нормы купли-продажи, дарения, подряда, капитального строительства и иных сделок в гражданском праве; нормы, предусматривающие ответственность за хулиганство, разбой, кражу и другие составы преступлений в уголовном праве, и тд.

Приказ Минфина России от 28 августа 2021 г

5. Принимаемые к расчету активы включают все активы организации, за исключением дебиторской задолженности учредителей (участников, акционеров, собственников, членов) по взносам (вкладам) в уставный капитал (уставный фонд, паевой фонд, складочный капитал), по оплате акций.

В соответствии с абзацем первым пункта 3 статьи 35 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 1, ст. 1; 2021, N 33, ст. 3423; 2021, N 31, ст. 3445; 2021, N 52, ст. 6428; 2021, N 30, ст. 4576), пунктом 5 статьи 10 Федерального закона от 8 мая 1996 г. N 41-ФЗ «О производственных кооперативах» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 20, ст. 2321; 2021, N 21, ст. 2062; 2021, N 49, ст. 7040), абзацем первым пункта 2 статьи 30 Федерального закона от 8 февраля 2021 г. N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 7, ст. 785; 2021, N 30, ст. 4576), абзацем третьим пункта 2 статьи 15 Федерального закона от 14 ноября 2021 г. N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 48, ст. 4746; 2021, N 49, ст. 7040), частью 3 статьи 32 Федерального закона от 30 декабря 2021 г. N 215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 1, ст. 41; 2021, N 49, ст. 7040; 2021, N 30, ст. 4084), частью 7 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2021 г. N 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 1, ст. 7; 2021, N 17, ст. 1987; 2021, N 30, ст. 4590; 2021, N 43, ст. 5781; 2021, N 30, ст. 4223, 4279), частью 3 статьи 15 Федерального закона от 3 декабря 2021 г. N 380-ФЗ «О хозяйственных партнерствах» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 49, ст. 7058), пунктом 1 и подпунктом 5.2.29(1) Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 329 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N31, ст. 3258; 2021, N 52, ст. 5755; 2021, N 23, ст. 2801; N 45, ст. 5491; 2021, N 5, ст. 441; 2021, N 5, ст. 531; 2021, N 1, ст. 238; N 36, ст. 5148; 2021, N 20, ст. 2562; 2021, N 20, ст. 2488, N 36, ст. 4578), пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2021 г. N 1221 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на установление порядка определения стоимости чистых активов хозяйственного партнерства на основании данных бухгалтерского учета» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 49, ст. 6866) приказываю:

УСН: порядок определения доходов

  • доходы, указанные в статье 251 НК РФ;
  • доходы организации, облагаемые налогом на прибыль организаций по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 3 и 4 статьи 284 Налогового Кодекса, в порядке, установленном главой 25 НК РФ;
  • доходы индивидуального предпринимателя, облагаемые налогом на доходы физических лиц по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2, 4 и 5 статьи 224 Налогового Кодекса, в порядке, установленном главой 23 НК РФ.

Доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров,работ или услуг как собственного производства, так и ранее приобретенных, а также выручка, полученная от реализации имущественных прав. Выручка от реализации должна определяться исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары, работы, услуги или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.

Статья НК РФ

Организации и предприниматели, ведущие деятельность по оказанию различных услуг, согласно Налоговому кодексу, вправе применять упрощенный режим налогообложения. НК РФ не предусматривает особого порядка уплаты налогов для организаций и ИП, оказывающих услуги населению. А значит к таким организациям и предприятиям применяется общий порядок налогообложения. Так можно оказывать любые услуги, применяя при этом упрощенную систему обложения налогом, или есть какие-либо ограничения по видам деятельности? Некоторые ограничения есть. Они касаются нотариальных услуг и услуг адвокатов. Нотариусы и адвокаты, занимающиеся частной практикой, не вправе применять “упрощенку”. Однако не запрещается применение УСН при оказании юридических услуг лицами, не являющимися адвокатами и нотариусами. Как поступать, если организация одновременно оказывает услуги и физическим и юридическим лицам? В таком случае организация может применять сразу два налоговых режима. В отношении услуг, оказываемых физлицам, — единый налог на вмененный доход (ЕНВД) в отношении розничной торговли. В отношении услуг, оказываемых юрлицам, — УСН. При этом учёт обязательно ведется раздельно — формируются две независимые налоговые базы. В зависимости от характера, вида услуги, затрат на её себестоимость, предприниматели и организации выбирают объект налогообложения:

  • доходы;
  • доходы минус расходы (расходы УСН перечень в ст 346.16 НК РФ).

Участники договора простого товарищества могут выбрать только второй вариант. В цену договора может быть включена компенсация издержек понесенных подрядчиком. Закономерен вопрос — каким образом облагается налогом такая компенсация? Есть разные мнения на этот счет. Согласно одной точке зрения, которую разделяет Минфин, размер такой компенсации включён в цену договора, а значит облагается налогом как доход. С другой стороны, есть закрытый, включающий расходы УСН, перечень. В нем перечислены те расходы, на которые уменьшается налогооблагаемая база. Получается, что подрядчик понес расходы, выполняя определенную услугу, которые ему затем были компенсированы. В таком случае ему невыгодно использовать УСН по схеме “доходы”, так как он заплатит налог с полученной компенсации, но не сможет вычесть свои расходы. А если он использует схему “доходы минус расходы”, то тот факт сможет ли он уменьшить налоговую базу на сумму понесенных расходов зависит от того, содержит ли такие расходы перечень УСН, приведенный в ст 346.16 НК РФ. Таким образом, применение УСН при оказании услуг имеет некоторые приведенные выше особенности.

Налоговый кодекс содержит определяющий расходы УСН перечень. Этот закрытый список включает суммы, на которые налогоплательщик имеет право уменьшить свои доходы перед тем, как заплатить на них налог. Суммы налогов и сборов, уплаченные на основании закона, кроме НДС, включаются в этот перечень. Поэтому, если организация или предприниматель используют УСН по схеме “доходы минус расходы”, то они вправе учесть сумму торгового сбора в качестве расхода, и тем самым уменьшить свою налогооблагаемую базу.

Определение нормы

Приведенные определения касаются языковой нормы. Однако, если мы признаём дихотомию язык — речь, то необходимо говорить и о речевой норме. Понятие речевой нормы тесно связано с понятием функционального стиля. Если языковые нормы едины для литературного языка в целом, они объединяют все нормативные единицы независимо от специфики их функционирования, то речевые нормы устанавливают закономерности употребления языковых средств в том или ином функциональном стиле и его разновидностях. Это — функционально-стилевые нормы, их можно определить как обязательные в данное время закономерности отбора и организации языковых средств в зависимости от ситуации, целей и задач общения, от характера высказывания. Например, с точки зрения языковой нормы правильными считаются формы в отпуске — в отпуску, дверьми дверями, читающий ученик — ученик, который читает, Маша красива — Маша красивая и т. п., однако выбор той или иной конкретной формы, того или иного слова зависит от речевых норм, от коммуникативной целесообразности.

Для того чтобы признать то или иное явление нормативным, необходимы (по меньшей мере!) следующие условия: 1) регулярная употребляемость (воспроизводимость) данного способа выражения, 2) соответствие этого способа выражения возможностям системы литературного языка (с учетом ее исторической перестройки), 3) общественное одобрение регулярно воспроизводимого способа выражения (причем роль судьи в этом случае выпадает на долю писателей, ученых, образованной части общества).

Статья 70

Подпункты «в» и «г» комментируемого пункта 2 устанавливают основания признания выборов несостоявшимися в случае применения пропорциональной избирательной системы. Федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации может устанавливаться любая разновидность пропорциональной избирательной системы, и в этом комментируемый Федеральный закон никоим образом не ограничивает законодателя. Однако при применении любой из разновидностей этой системы организации выборов должен быть реализован принцип пропорционального представительства, который, как указывает Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 17 ноября 2021 года, включает следующие составляющие:

б) по смыслу статей 1 и 13 Конституции Российской Федерации демократия, основанная на политическом многообразии и многопартийности, исходит из необходимости существования оппозиции и не допускает монополии на власть 2 .

Мария Викторовна
Отвечаем только на юридические вопросы. Задавайте или через формы или в комментариях. Совокупный опыт более 35 лет.
Оцените автора
ЗаконПравит — Консультируем по юридическим вопросам