Основные проблемы при изъятии земель сельхозназначения

Принудительное изъятие земель сельскохозяйственного назначения: наиболее острые вопросы

Статья 44 Земельного Кодекса Российской Федерации гласит, что данный порядок устанавливается гражданским законодательством, а статья 286 Гражданского Кодекса РФ, в части установления порядка изъятия земельных участков находящихся в собственности, отсылает к земельному законодательству Российской Федерации.

Статьей 54 Земельного Кодекса Российской Федерации действительно предусмотрен порядок изъятия земельного участка, предоставленного на праве пожизненного наследуемого владения, права постоянного (бессрочного) пользования ввиду ненадлежащего использования земельного участка. При этом предусмотрено предупреждение правообладателя о возможном принудительном изъятии в случае не устранения допущенных нарушений и обязательное привлечение виновного лица к административной ответственности.

Закон об изъятии земли сельхозназначения

Как выяснили «Известия», законопроект вводит следующие меры: сокращение срока неиспользования с 5 до 3 лет, обязательство органов местной власти в течение 3 месяцев подавать обращение в суд об изъятии земли и выставлении ее на продажу, возможность снижения минимальной начальной цены на предмет торга, обязательство местных властей обеспечивать запрет на совершение сделок с участком изъятой земли, а также обязательство местных властей выкупать участки в случае отсутствия покупателя земли при ставке не ниже 50% от кадастровой стоимости.

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальные органы осуществляют на землях сельскохозяйственного назначения и земельных участках сельскохозяйственного использования в составе земель поселений контроль за соблюдением: а) выполнения в соответствии с Федеральным законом «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» мероприятий по сохранению и воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения, включая мелиорированные земли; б) выполнения требований по предотвращению самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления; в) выполнения иных требований земельного законодательства по вопросам использования и охраны земель в пределах установленной сферы деятельности.

Проблемы нецелевого использования земель сельскохозяйственного назначения: некоторые аспекты

Исходя из этих сведений, можно сделать вывод, что система выявления компетентными органами нецелевого использования земель сельскохозяйственного назначения в Российской Федерации налажена. Органами власти проводятся проверки, выявляется неиспользование или нецелевое использование земель сельскохозяйственного назначения. Судебная практика по всей Российской Федерации достаточна обширна. Суды активно принимают решения об изъятии земельных участков в соответствии со Статьями 6 ФЗ № 101-ФЗ и 285 ГК РФ. Также широко применяется практика назначения штрафа в соответствии со статьей 8.8 КоАП РФ. Однако широкая судебная практика в теме нецелевого использования земель сельскохозяйственного назначения также может говорить о незначительности применяемых санкций для нарушителей закона. Мы считаем, что необходимо увеличить сумму штрафа для граждан, должностных и юридических лиц в 2 раза.

Поскольку земля в Российской Федерации находится под особым контролем государства, контроль за соблюдением правовых норм о целевом использовании земель сельскохозяйственного назначения осуществляют такие органы, как Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, специальный комитет земельного надзора Росреестра и местная администрация. Эти органы власти могут проводить плановые и внеплановые проверки, в результате которых возможно выявление факта нецелевого использования участка земли, предназначенного для ведения сельского хозяйства. Также эти органы могут установить факт нецелевого использования земель сельскохозяйственного назначения по информации, поступившей от прокураторы или Федеральной налоговой службы, которые в свою очередь занимаются выявлением факта нелегальной предпринимательской деятельности. Кроме того, могут быть приняты заявления от собственников соседних участков. Участок земли, который не используется по назначению, может принести экологический вред соседним участкам.

Рекомендуем прочесть:  До скольки продают алкоголь в ленте на ярославском шоссе

Готовится изъятие заброшенных земель сельхозназначения

Три года — и на торги
Напомним, в июне нынешнего года Государственная дума приняла в окончательном чтении закон об изъятии земель сельскохозяйственного назначения в случае их ненадлежащего использования. Иными словами, если собственник, вместо того чтобы сеять хлеб, выращивать картошку или использовать землю под сенокос, позволяет ей зарастать бурьяном, то участок у него могут забрать. Причем, согласно закону, срок, по истечении которого участок может быть изъят у собственника, если его использование приводит к существенному снижению плодородия земель либо причинению вреда окружающей среде, составляет три года. После этого землю можно будет продать на торгах.
Как известно, с весны прошлого года в нашем регионе идет работа по инвентаризации земель. Понятно, что процесс этот не быстрый, и, сколько именно земли сегодня зарастает бурьяном, сегодня точно не может сказать никто. Какая-то ясность будет в конце года (к этому времени инвентаризацию земель планируют завершить), но уже сейчас ясно, что речь идет о сотнях тысяч гектаров. Только на территории Новосибирской агломерации, включающей пять ближайших к Новосибирску районов области, площадь таких земель измеряется 200 тысячами гектаров.
На сентябрьском заседании члены комитета по аграрной политике, природным ресурсам и земельным отношениям уже поднимали этот животрепещущий вопрос. Тогда депутаты предложили сделать Ордынский район местом пилотного проекта по вовлечению в оборот неиспользованных земель сельскохозяйственного назначения. Начать решили с земель, граничащих с ЗАО «Племзавод «Ирмень».

Изъятие — не самоцель

— Работа по изъятию неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения сегодня находится в стадии проектирования, — поясняет заместитель руководителя департамента имущества и земельных отношений области Олег Жихарев. — Все дело в том, что федеральный закон вступил в силу, но методики изъятия земель на сегодняшний день нет.
По словам Олега Жихарева, ситуация осложняется еще и тем, что часть земель не обрабатывается уже довольно давно, поэтому такая земля для ведения сельского хозяйства непригодна. По сути дела, это уже целина, и, чтобы ее поднять, нужны огромные средства.
— Изъятие земли — это вовсе не самоцель, — говорит председатель комитета по аграрной политике, природным ресурсам и земельным отношениям Законодательного собрания Олег Подойма.

— Главное для нас — чтобы эти земли не зарастали бурьяном, а все-таки начали работать. С нашей точки зрения, необходимо начинать работу с собственниками этих земель, разговаривать о введении пустующих площадей в оборот. Например, через аренду.

Изъятие земель сельхозназначения при неиспользовании 2021

Способ определения начальной цены изъятого земельного участка на публичных торгах указывается в решении суда об изъятии земельного участка и о его продаже с публичных торгов по одному из оснований, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи. 11.

Рекомендуем прочесть:  Основные навыки медицинской сестры

Одновременно с назначением административного штрафа уполномоченные органы исполнительной власти по государственному земельному надзору выписывают предписание, в котором содержатся сроки устранения правонарушений. Если собственник не устранил нарушения, то упомянутые органы:

Изъятие земель сельхозназначения

Также установлена административная ответственность за неиспользование сельскохозяйственного участка по целевому назначению в течение года с момента возникновения права собственности на него, если он приобретен по результатам торгов на основании решения суда о его изъятии в связи с неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением или если в отношении участка имеются сведения о его неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением в течение установленного срока. Совершение такого нарушения грозит штрафом в размере от 1 до 6% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 100 000 руб. для юридических лиц, от 0,1 до 0,3% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 2021 руб. — для граждан и индивидуальных предпринимателей.

Если собственник не согласен с ценой, вопрос решается в суде. 5. Изъятие земли у владельца ввиду его ненадлежащего использования Речь идет о изъятии земли у владельца в том случае, когда участок используется с нарушением действующего законодательства (ст.ст. 284, 285 ГК РФ) или не используется по назначению. В федеральном законе № 101-ФЗ от 24 июля 2021 года п.1.ст.

Юрист профи

Положения 51 статьи обуславливают правила реквизиции земельных участков. По закону, реквизиция земель возможна в случаях стихийных бедствий, эпидемий, аварий. В общем при всех ситуациях, носящих чрезвычайный характер. Земельный участок подлежит изъятию уполномоченными органами власти на определенный промежуток времени. Необходимы данные действия для осуществления защиты жизненно важных интересов населения и государства в целом.

  • с целью формирования объектов федерального значения, вправе начинать процесс изъятия федеральные органы исполнительной власти;
  • с целью установления объектов регионального значения — уполномочены исполнительные органы власти субъектов России;
  • для объектов местного значения — органы местного самоуправления.

    Изъятие земель сельхозназначения при неиспользовании 2021

    Отметим, что с апреля 2021 года кадастровая стоимость земли увеличилась более чем в 3 раза, и по Курганской области в настоящее время колеблется в среднем от 37 до 45 тысяч рублей за 1 гектар.С учетом максимальной налоговой ставки 0,3% от кадастровой стоимости земельный налог в среднем за 1 гектар сельскохозяйственных угодий может составить от 111 до 135 рублей.Вместе с тем Управлением Россельхознадзора по Курганской практикуется еще одна мера административного воздействия на нерадивых землевладельцев – это увеличение земельного налога до 1,5% от кадастровой стоимости неиспользуемого участка в соответствии со статьей 394 Налогового Кодекса РФ.

    Потом на публичных торгах земля на конкурсной основе продается дальше, очень надеемся, что в рачительные руки, хозяйственные руки, и дальше в течение года новый собственник обязан на ней начать что-то производить, обрабатывать, ухаживать, вносить удобрения, получать урожай», — пояснил глава Минсельхоза. Вице-премьер правительства РФ Аркадий Дворкович сообщил неделей ранее, что считает, что неиспользуемые земли необходимо изымать через год «простоя», а не через два-три, как это планировалось изначально.

    Пересмотрен порядок изъятия земель сельхозназначения

    Как сообщает пресс-служба Кремля, документом урегулированы вопросы принудительного изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, которые не используются по целевому назначению в течение трех и более лет либо используются с нарушением правил рационального использования и экологических требований.

    Рекомендуем прочесть:  Нужны ли паспорта родителей для получения паспорта ребенку в 14 лет

    Существенно усилена административная ответственность граждан, должностных лиц и юридических лиц, не использующих земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения в установленные сроки для ведения сельскохозяйственного производства или иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности.

    Закон об изъятии земли сельхозназначения

    284 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства и не используется для соответствующей цели в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течение которого участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.

    Разработка законопроекта об изменениях была сопряжена с поручением Дмитрия Медведева о начале рассмотрения возможности сокращения срока неиспользования земель с 5 до 3 лет. Об этом премьер заявил в ходе посещения Новосибирска в июле этого года.

    Научная статья по теме ПРОБЛЕМЫ ИЗЪЯТИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ, НАХОДЯЩИХСЯ В ОБЩЕЙ СОБСТВЕННОСТИ Государство и право

    1 Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации / Под ред. С.А. Боголюбова. 5-е изд. М.: Проспект. С. 175 (автор комментария Е.Л. Минина). Аналогичного мнения придерживаются и иные авторы (Научно-практический комментарий к Федеральному закону «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (постатейный) / Под ред. А.А, Ялбулганова (Подготовлен для системы Консультант-плюс, 2021) (п. 7 комментария к ст. 6 Закона). Следует отметить, что позднее Е.Л. Минина фактически изменила свою точку зрения и стала говорить, что комментируемая статья не касается лишения права собственности на земельные участки. Оно регламентировано гражданским законодательством (Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации / под ред. С.А. Боголюбова. 6-е изд. М.: Проспект. С. 208).

    Но коль скоро случаи ненадлежащего использования являются одинаковыми и для собственников и для лиц, не являющихся собственниками, то и порядок (процедура) изъятия также должна быть аналогичной, т.е. той, которая указана в ст. 54 ЗК РФ. При ином подходе получается, что собственников, якобы, можно не предупреждать о допущенных нарушениях земельного законодательства, не применять к ним предварительно административных взысканий, а можно сразу обратиться в суд с иском об изъятии земельного участка. Однако вряд ли справедливо ставить собственников земельных участков в худшее положение по сравнению с землепользователями и землевладельцами. Во избежание неверного толкования норм действующего законодательства и нарушения прав собственников участков в Земельном кодексе

    Основные проблемы при изъятии земель сельхозназначения

    Надзорные государственные органы при проведении проверок соблюдения земельного законодательства на землях сельскохозяйственного назначения выявляют нарушения земельного законодательства с учетом вышеперечисленных критериев на соответствующем виде угодий.

    «Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если в течение трех и более лет подряд со дня возникновения у такого собственника права собственности на земельный участок он не используется для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности». Федеральный закон от 24.07.2021 № 101-ФЗ (ред. от 29.06.2021) «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» // Собрание законодательства РФ. — 2021. — № 30. — Ст. 3018..

  • Мария Викторовна
    Отвечаем только на юридические вопросы. Задавайте или через формы или в комментариях. Совокупный опыт более 35 лет.
    Оцените автора
    ЗаконПравит — Консультируем по юридическим вопросам