Статья 11
1. Все земли в границах муниципального образования находятся в муниципальной собственности, за исключением земель, находящихся в частной собственности или закрепленных в федеральную и областную собственность.
6. Общие права местного самоуправления на земли и недропользование на территории муниципального образования, независимо от вида собственности, устанавливаются федеральным и областным законодательством и включают:
Земли муниципального образования это
Муниципальная собственность на землю В соответствии со Статьей 19 «Муниципальная собственность на землю» Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) к муниципальной собственности относятся следующие земельные участки:
Но всегда ли для муниципального образования измеренный в денежном исчислении косвенный эффект инвестиционной привлекательности окажется весомее пусть не очень больших, но вполне конкретных платежей, которые приносит договор аренды муниципальной земли? Максимально эффективное соотношение различных форм собственности на землю в муниципальных образованиях ─ задача со многими неизвестными. Муниципальная собственность на землю является важным фактором возрождения и становления местного самоуправления в современной России.
Муниципальное право России
4) Внутригородская территория города федерального значения — часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.
В то же время практика реализации местного самоуправления в России показала, что на территории муниципальных образований находится довольно большое количество земель, имеющих различный по своему характеру правовой режим.
Особенности управления использования земель в муниципальных образованиях
Современная практика оценки недвижимости применяет также метод капитализации дохода. Метод капитализации дохода подразумевает оценку дохода (земельной ренты), который приносит объект недвижимости, и капитализацию его в цену участка на момент оценки. Предполагается, что потенциальный владелец земельного участка рассчитывает на получение потока доходов от его эксплуатации, при этом обязательно учитываются альтернативные варианты вложения капитала.
Экономический размер — это количество земли, необходимое для достижения оптимального масштаба землепользования в соответствии с рыночными условиями в данном местоположении. Экономическое разделение имеет место, если права на недвижимую собственность могут быть разделены на два или более имущественных интереса, в результате чего возрастает общая цена объекта.
Муниципальные земли
Земельные участки из земель, находящихся в муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность или в аренду гражданам и юридическим лицам, а юридическим лицам еще и в постоянное (бессрочное) пользование.
В то же время в собственность муниципальных образований для обеспечения их развития могут безвозмездно передаваться земли, находящиеся в государственной собственности, в т. ч. за пределами их границ. (Территории, предназначенные для развития социальной, транспортной и иной инфраструктуры, могут не входить в состав земель муниципального образования).
Земли, необходимые для развития муниципальных образований, как правовое понятие
См.: Закон Республики Дагестан от 29 декабря 2021 г. N 46 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Республике Дагестан» принят Народным Собранием Республики Дагестан от 25 декабря 2021 г. (в ред. Закона Республики Дагестан от 16 июля 2021 г. N 39) // Дагестанская правда. 2021. 30 декабря. N 270.
Однако Федеральный закон N 131 не дает определение понятиям «земли для развития поселения» и «территории, предназначенные для развития социальной, транспортной и иной инфраструктур городского поселения». В научной литературе можно встретить определение понятия «земли для развития поселения». Так, профессор И.И. Овчинников пишет: «земли для развития поселения — это земли, находящиеся за пределами поселения и служащие местом размещения и строительства сооружений, предназначенных для нормального функционирования населенного пункта, производственных и ландшафтно-рекреационных зон, организации отдыха населения муниципального образования. Указанные земли составляют с поселением единую социальную, природную и хозяйственную территорию» .
Анализ использования земель муниципального образования
Приватизация земельных участков — передача из государственной или муниципальной собственности в собственность граждан и юридических лиц земли, находящейся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды.
Право собственности — право конкретного субъекта использовать имущественные объекты своей властью и в своем интересе на основе и в пределах установленного в государстве правопорядка. Кроме того, возникли и другие формы права на землю. Это — право пожизненного наследуемого владения землей; право пользования (бессрочное, краткосрочное и долгосрочное); право аренды (краткосрочное и долгосрочное). Право государственной собственности на землю в России исчисляется столетиями, а последние семьдесят лет оно было исключительным, т.е. другой собственности не допускалось — было только пользование. Сегодня земли, находящиеся в собственности Российской Федерации и субъектов Федерации, являются государственной собственностью. Из государственных земель выделяются земли федерального значения. К ним относятся земли, которые имеют общероссийское значение, правовой режим которых установлен федеральными законами или распоряжениями, а управление осуществляется органами государственной власти РФ.
Мероприятия по управлению землями муниципального образования
- -установление порядка управления и распоряжения землями, передачи их в собственность и аренду;
- -ведение земельного кадастра, включая учет и оценку земельных участков;
- -регулирование использования, предоставление, изъятие и перераспределение земель;
- -землеустройство и мониторинг земель;
Планирование использования земельных ресурсов включает разработку и практическое осуществление мероприятий, обеспечивающих рациональное использование земель, их защиту и повышение плодородия почв в условиях многообразия форм собственности и хозяйствования.
Земельные русурсы местного самоуправления
Кроме того, возникли и другие формы права на землю. Это — право пожизненного наследуемого владения землей; право пользования (бессрочное, краткосрочное и долгосрочное); право аренды (краткосрочное и долгосрочное).
Право государственной собственности на землю в России исчисляется столетиями, а последние семьдесят лет оно было исключительным, т.е. другой собственности не допускалось — было только пользование. Сегодня земли, находящиеся в собственности Российской Федерации и субъектов Федерации, являются государственной собственностью[8].
Компетенция населения муниципального образования
5) регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса – производителей товаров и услуг в сфере электро– и (или) теплоснабжения), тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей;
Под вопросами местного значенияв названном Законе понимаются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией и федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
В чём заключаются основные отличия государственной и муниципальной собственности на землю
Это самостоятельная форма собственности. Субъекты, которые имеют возможность распоряжаться данным видом собственности: города и сёла, районы и так далее. Муниципалитетам принадлежат земли, предназначенные для строительства общественных зданий, жилых построек, производственных помещений. Сюда также относятся земли для общего использования и другие. Участки, находящиеся во владении органов муниципального управления главным образом предназначены для того, чтобы обеспечить проживание, отдых и работу граждан, проживающих в населённых пунктах.
Если за участок нужно заплатить, то перед тем, как проводить регистрацию права, необходимо положить обозначенную сумму на особый счёт и предоставить квитанцию о совершении платежа в муниципалитет.
Земли относящиеся к муниципальным
На практике используют два основных способа территориальной организации местного самоуправления: территориальный и поселенческий. При выборе поселенческого способа муниципальные образования создаются в границах поселений (городов, сел, поселков). Исторически поселенческий принцип относится к средневековому городскому управлению в Западной Европе и к периоду освоения Северо — американского континента. Наиболее последовательно поселенческий принцип реализован во Франции. В соответствии с Законом 1789 г. муниципалитет в этой стране был учрежден в каждом городе, поселении, провинции или сельском сообществе.
- Ш местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях;
- Ш территориальные основы местного самоуправления определяются с учетом исторических и иных местных традиций;
- Ш изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий.
Найти соотношение муниципальная земля и земля муниципального образования
Города владеют земельными участками, которые играют важнейшую роль в обеспечении комфортных условий для жизни граждан, позволяют удовлетворять запросы жителей города. Данная собственность также играет роль обеспечения сохранения культурно-исторического наследия городов. Примерами такого рода собственности являются парки, архитектурные памятники, дороги и площади города, природные ландшафты, имеющие высокую ценность, недра. Городская собственность охватывает и такие важные для жизнеобеспечения объекты, как системы водоснабжения, энергообеспечения, инженерные сети.
- Наличие у муниципалитета утвержденных в законном порядке генеральных планов и правил землепользования и застройки соответствующих территорий.
- Наличие у муниципалитета утвержденных в законном порядке схем территориального планирования.
Муниципальное земельное управление
Нарушения в данной области могут являться основанием для отмены решений муниципальных властей и совершенных на их основании сделок, а также привести к отказу в праве государственной регистрации земельных участков.
- обеспечение эффективного использования земли, находящейся в муниципальной собственности;
- достижение оптимальной структуры доходной части местного бюджета посредством получения доходов от использования муниципальных земель;
- формирование муниципального земельного рынка на цивилизованных основах;
- формирование и обеспечение гарантий прав на земельные участки;
- обеспечение роста доходов местного бюджета за счет доходов от использования муниципальных земель;
- осуществление экономии средств бюджета;
- сокращение временных затрат на принятие управленческих решений в сфере управления муниципальными землями.