Как начисляется водоотведение одн

Водоотведение на ОДН в 2021 году: особенности расчетов и оплаты

Предоставление коммунальной услуги по водоотведению регламентирует и р. VII ЖК РФ. Жильцы и собственники помещений обязаны оплачивать получение и утилизацию использованных ресурсов. Документ содержит порядок расчета и санкции за возникновение задолженности по ЖКУ.

Предельные нормативы на оплату общедомовых нужд по всем видам услуг устанавливаются органами местного самоуправления. Норматив на водоотведение на общедомовые нужды должен быть опубликован на сайте управляющей компании (УК).

Как расчитать ОДН за воду

Для собственников, состоящих в ТСЖ или ЖКС, характерен вариант принятия на общем собрании решения о самостоятельном погашении такой разницы. Однако при исполнении коммунальных услуг не управляющей компанией, а ресурсоснабжающей организацией, независимо от решения, принятого на собрании, оплата образовавшейся разницы должна производиться собственниками.

Согласно п. п. 40, 44 Правил, потребители ресурсов в многоквартирных домах, независимо от способа управления, оплачивают коммунальные услуги в жилых помещениях и, отдельно, – ОДН. Оплата прямо пропорциональна площади, которую занимают собственники.

Особенности общедомовых нужд (ОДН) в 2021 году

Для расчета оплаты за тепло определяется общая площадь общедомового имущества. Значение умножается на тариф по тепловой энергии. Затем полученная величина распределяется по квартирам согласно квадратным метрам.

  1. Снимаются показания общедомового прибора учета.
  2. Снимаются показания индивидуальных счетчиков.
  3. Определяется разница значений.
  4. Превышение показаний общедомового счетчика делится по количеству квартир пропорционально площади помещений.
  5. Полученный показатель сравнивается с нормативом потребления ОДН.
  6. Если величина ОДН не превышает норматива, то она полностью включается в оплату содержания жилья.
  7. Когда рассчитанный показатель получается выше положенного, то жильцы оплачивают ОДН по утвержденным нормативов, а остаток оплачивается управляющей организацией.

Начисляется ли одн на водоотведение

В разных субъектах Российской Федерации устанавливается и принимается свой отдельный конкретный показатель расхода того или иного ресурса на ОДН. Это дома с очень плотной теплоизоляцией стен и окон, светодиодным освещением, системой отопления, позволяющей эффективно экономить, а то и вовсе использующей обычные кондиционеры, и со многими другими показателями.Такие дома ещё называют «пассивными» или «энергоэффективными».К сожалению, вышеуказанных домов не так много в соотношении с общей массой, а большинство как раз не энергоэффективных.

В законе говорится об этом просто и, на первый взгляд, понятно: затраты на обслуживание того имущества, которое как бы принадлежит проживающим в том или ином доме.Так, если это ОДН на воду, то это мытьё подъездов и лестничных клеток; если это ОДН на тепло, то это отопление подъездов; если это ОДН на электричество, то это лампочки в подъездах; и т.п.Как будто бы всё легко: платите – жизнь ваша пройдёт в уюте.

Как начисляется водоотведение одн

22. Коммерческий учет сточных вод осуществляется расчетным способом в следующих случаях:
а) при отсутствии прибора учета, в том числе в случае самовольного присоединения и (или) пользования централизованной системой водоотведения;;

Прочитай еще раз))) там оспаривались именно объемы.
По 776 ПП РФ по водоотведению при отсутствии ОДПУ на канализацию надо пользоваться формулой в 124 ПП РФ. Эта формула в отношении водоотведения как раз не учитывает все разницы — что потребили за то и платим.

ОДН в — 2021 году: формулы расчета, нормативы и — тарифы начисления оплаты

    установка общедомовых приборов учета (ОДПУ); энергосберегающие мероприятия (утепление подвалов, лестничных маршей, установка современных окон и т.п.); единовременное снятие показаний; выявление неучтенного потребления.

Как в остальных случаях, расчет ОДН по горячей и холодной воде, производится в зависимости от наличия общедомовых приборов учета (ОДПУ). Наличие таких приборов с автоматизированной передачей показаний облегчает задачу. В том числе, самой УК — для исключения трений с поставщиками ресурсов, которые могут списывать все технологические потери на собственников МКД. А также для оперативного подсчета расхода коммунальных ресурсов.

Начисление — ОДН

Как начисляется ОДН по воде и как проходит начисление по 354 постановлению в примерах легко найти на этом сайте, в том числе немало актуальной информации на 2021, 2021, 2021 и другие года есть в этой статье. Так как тарифы и некоторые из документов, а также формула расчета может измениться, приходится искать актуальные данные.

Начисление общедомовых нужд по воде Волгоград, Челябинск и т.д. , выполняет по новым правилам, подразумевающим отдельное указание ОДН и обычного потребления на квартиру в одной квитанции, что дает возможность понимать, за что приходится платить. Как не оплачивать счета по ОДН и сделать это законно, можно узнать из другой статьи данного проекта, которую легко найти поиском по сайту.

Что такое ОДН по водоотведению и откуда они берутся

ОДН по водоотведению напрямую связаны с величиной общедомовых нужд по холодной, горячей воде. Стоит задуматься над вопросом, а куда же девается вода, поставленная в жилой дом. Объем воды, потребленный домом, сливается в централизованную канализационную сеть. Косвенно это можно видеть по объему очищенных сточных вод. Мало кто знает, что Липецкие очистные сооружения оснащены приборами учета, которые фиксируют объем стоков всего города. Их показания с июня 2021 года значительно превышают объем водоотведения, предъявляемый ОАО «ЛГЭК» своим абонентам-потребителям.

В настоящее время сложилась многочисленная судебная практика по вопросу начисления на ОДН по водоотведению — свою позицию высказал Верховный суд РФ, Министерство строительства и ЖКХ России. Далеко ходить не надо — например, город Грязи Липецкой области подтвердил свою позицию по законности начисления платы за водоотведение на ОДН не только в Грязинском городском суде, а также при обжаловании в Липецком областном суде, которые признали действия водоканала полностью законными. Кроме того, Арбитражный суд Центрального округа при обжаловании предписания Жилищной инспекции Липецкой области также признал действия Грязинского водоканала по начислению платы за водоотведение на ОДН законными. Таким образом, сложилось однозначное толкование порядка формирования платы за водоотведение, которой и будет руководствоваться ЛГЭК при начислении платы за водоотведение на ОДН.

Нормы о водоотведении на ОДН

Ссылка судов на Постановление № 603 является несостоятельной, поскольку внесение изменений в Правила № 124 не привело к изменениям в Правилах № 354, которые в спорный период регулировали отношения сторон. Кроме того, до внесения изменений в подпункт «в» пункта 21 Правил № 124 приведенная в данной норме формула применялась не полностью, так как значение объемов водоотведения на общедомовые нужды не определялось (равнялись нулю)».

Абзац 2 пункта 13 Правил 354 устанавливает: «Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом настоящих Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации».

Как произвести расчет ОДН по электроэнергии по установленному нормативу

Нормативы по потреблению электроэнергии на общедомовые нужды устанавливаются органами гос. власти региона, например, департаментами жилищно-коммунального комплекса и энергетики области, края или республики.

  • от 0,57 до 2,99 кВт/ч в зависимости от этажности (от 1-2 этажей до 16 и более) за осветительные приборы;
  • от 0,25 до 0,57 кВт/ч за насосы и аппаратное управление насосами холодного водоснабжения в зависимости от этажности;
  • от 1,19 до 1,58 кВт/ч в домах, оснащенных лифтами, в зависимости от их грузоподъемности и этажности дома;
  • от 0,04 до 0,28 кВт/ч в зависимости от этажности и так далее.

Как учитывать водоотведение на ОДН

Тем не менее, многие РСО полагают, что отсутствие норматива потребления не означает, что платить за водоотведение на ОДН не надо. По их мнению, отмена норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению на общедомовые нужды означает лишь то, что объём потребления услуги надо рассчитывать другим методом.

Как известно, Постановлением Правительства РФ от 16.04.2021 №344 были внесены изменения в Правила предоставления коммунальных услуг, утверждённые Постановлением Правительства РФ от 06.05.2021г. №354 (далее — ПП 354). В частности, из пп. «в» п.4 Правил исключено водоотведение из помещений, входящих в состав общего имущества МКД. Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 16.04.2021 №344 с 27.04.2021 из п. 29 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2021 №306 исключен абзац 2, который определял порядок расчета норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению на ОДН. Также удалено упоминание о единице измерения такого норматива из пп. «в» п.7 того же документа. Указанные изменения вступили в силу с 01 июня 2021 года. Таким образом, с 01 июня 2021 года норматив потребления водоотведения на ОДН отменён, т.е равен нулю.

Правомерно ли начислялось ОДН водоотведения до г

В силу пункта 1 указанные Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, а также порядок определения размера платы за коммунальные услуги.

Согласно п. 2 Правил потребителем является лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.

Водоотведение на ОДН в 2021 году: особенности расчетов и оплаты

О том, что следует понимать под термином “водоотведение” в коммунальных платежах, сообщается в ФЗ № 416 от 07.12.2021 , который аккумулировал многочисленные положения местных и федеральных законов. Некоторые из них по-прежнему актуальны и регулируют, например, требования к качеству воды, поставляемой в квартиры и сбрасываемой в природные резервуары, а также тарифы на ее использование.

Предельные нормативы на оплату общедомовых нужд по всем видам услуг устанавливаются органами местного самоуправления. Норматив на водоотведение на общедомовые нужды должен быть опубликован на сайте управляющей компании (УК).

Установка счётчиков воды, их замена и поверка

Эти так называемые «общедомовые нужды» согласно Правилам «раскидываются» по всем квартирам и нежилым помещениям пропорционально их площади. Роль площади квартиры в перерасходе воды осталась для нас загадкой.

Наша хрущевка в 4 этажа и в 3 подъезда потребляет воды немыслимо много.Собственникам с ИПУ выставляют корректировки ежемесячно от 2 до 8 куб.м.Председатель с представителем Водоканала ходит в подвал и фиксирует показания с ОПУ.Значит воду воруют сами жильцы. страдают добросовестные собственники.Вот и воруют в России с низу и доверху . А пока ждем нормальных законов одни обогащаются -другие беднеют.

Как начисляется водоотведение одн

Несмотря на то, что в Верховный суд РФ неоднократно поступали кассационные жалобы по вопросам, связанным с предъявлением ресурсоснабжающими организациями к оплате исполнителям коммунальных услуг несуществующей услуги по водоотведению на общедомовые нужды, ВС РФ не спешил передавать эти жалобы на рассмотрение Судебной коллегии по экономическим спорам. Все жалобы по расчетам объема водоотведения на ОДН фактически сводились к установлению подлежащего применению правового акта – либо, согласно позиции РСО, применять Федеральный закон от 07.12.2021 N416-ФЗ (далее – закон 416-ФЗ), согласно которому «водоотведение на ОДН» фактически равно сумме ГВС на ОДН и ХВС на ОДН, либо применять ПП РФ от 14.02.2021 N124 (далее – Правила 124), ссылающееся в свою очередь, на ПП РФ от 06.05.2021 N354 (далее – Правила 354), согласно которым никакого «водоотведения на ОДН» не существует. При рассмотрении кассационных жалоб как от РСО, так и от ИКУ судьи Верховного суда выносили Определения об отказе в передаче этих жалоб на рассмотрение Судебной коллегии по экономическим спорам, при этом указанные судебные акты часто противоречили друг другу. Например, Определением ВС РФ от 26.08.2021 по делу N307-ЭС14-222 установлена правомерность применения Закона 416-ФЗ, Определением ВС РФ от 19.09.2021 по делу N309-ЭС14-2373 признана правильной прямо противоположная позиция, а именно: установлена неправомерность применения Закона 416-ФЗ и правильность применения именно Правил 124 (и Правил 354). 18 августа 2021 года Судебная коллегия ВС РФ наконец-то рассмотрела кассационную жалобу одного из исполнителей коммунальных услуг. Выводы суда подтверждают мнение экспертов «АКАТО».

Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2021 г. N 344 из пп. «в» п.4 Правил 354 исключено водоотведение из помещений, входящих в состав общего имущества МКД, из п. 29 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2021 N306 (далее – Правила 306) исключен абзац 2, который определял порядок расчета норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению на ОДН. Также удалено упоминание о единице измерения такого норматива из пп. «в» п.7 того же документа. Указанные изменения вступили в силу с 01 июня 2021 года. Таким образом, с 01 июня 2021 года норматив потребления водоотведения на ОДН отменён, т.е равен нулю.
Необходимо понимать, что для РСО, предоставляющих коммунальный ресурс по отведению сточных вод, сложившаяся ситуация означала лишь снижение доходов, без какого-либо изменения расходной части бюджета, при этом не производилось никаких технических преобразований, не проводилось каких-либо работ, не было оснований для изменения численности персонала и т.п. Правительство РФ практически просто ликвидировало одну из статей доходов РСО, ничем эту потерю не компенсируя.
С целью недопущения необоснованных, на их взгляд, убытков, ряд РСО решили продолжить выставлять исполнителям счета на оплату общедомового водоотведения в МКД, оборудованных общедомовыми приборами учета ГВС и ХВС, но не оборудованным ОПУ водоотведения, в объеме, равном сумме объемов потребления ГВС и ХВС, определенных по показаниям соответствующих ОПУ, ссылаясь при этом на положения Закона 416-ФЗ. При этом по домам, не оборудованным ОПУ ГВС и ХВС, РСО ничего не оставалось делать, как прекратить выставлять к оплате «водоотведение на ОДН» — норматив был отменен, а придумать какое-либо хотя бы отдаленно правдоподобное обоснование предъявлять к оплате ИКУ несуществующую услугу, у РСО не получилось. По домам, оборудованным ОПУ водоотведения (а, например, автору статьи такие дома на практике не встречались) расчет велся по этим приборам, и вопросов ни у кого не возникало.
Таким образом, сложилась неопределенность по вопросу расчета объема водоотведения на ОДН именно в МКД, оборудованных ОПУ ГВС и ХВС, но не оборудованных ОПУ водоотведения. При этом РСО считали подлежащим применению Закон 416-ФЗ, согласно которому объем водоотведения определяется как объем водоснабжения (ГВС и ХВС), ИКУ настаивали на неприменимости Закона 416-ФЗ и необходимости руководствоваться жилищным законодательством, а именно: Правилами 124 и Правилами 354, которые вообще не содержат понятия «водоотведение на ОДН», и устанавливают расчет общедомового объема водоотведения как сумму индивидуальных объемов водоотведения помещений МКД. По всей России начались споры, судебные разбирательства, проверки надзорных инстанций. При этом единообразная правоприменительная практика никак не складывалась.
10 апреля 2021 года Минстрой России своим письмом от 10.04.2021 N 5942-МС/04 поддержал позицию РСО и дал разъяснения, что при расчёте объёма общедомового водоотведения подлежит применению именно Закон 416-ФЗ. Для многих судов это письмо стало доказательством правильности позиции РСО, несмотря на отсутствие у этого письма статуса нормативного правового акта и отсутствие у Минстроя полномочий по разъяснению законодательства о водоснабжении и водоотведении (а Закон 416-ФЗ называется именно «О водоснабжении и водоотведении»). Судебная практика начала складываться против позиции ИКУ.
В 2021 году судебными инстанциями различных уровней было принято множество решений, определений, постановлений по вопросам водоотведения на ОДН, но однозначно порядок расчета объема водоотведения на ОДН высшей судебной инстанцией так и не был определен.
23 декабря 2021 года Минстрой России диаметрально изменил свою позицию в пользу ИКУ. Письмом от 23 декабря 2021 г. N 25364-ОГ/04 Минстрой России разъяснил следующее: «норматив потребления коммунальной услуги по водоотведению на ОДН отменен. Соответственно, в МКД, не оборудованном ОПУ сточных вод, плата за водоотведение на ОДН равна нулю». Интересно, что в отличие от ранее изданного Минстроем письма, ряд судов отказались признавать Письмо Минстроя от 23.12.2021 N25364-ОГ/04 доказательством, сославшись на отсутствие у письма статуса нормативного правового акта, не приняв во внимание, что как раз полномочия по разъяснению именно жилищного законодательства у Минстроя есть (а в указанном письме разъяснялись именно положения жилищного законодательства). При этом такие суды в ряде случаев заявляли, что руководствуются не какими-то письмами, а сложившейся судебной практикой.
И вот наконец-то, после более чем двух лет споров Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного суда РФ рассмотрела кассационную жалобу по вопросу водоотведения на ОДН, и Определением от 25.08.2021 по делу N307-ЭС15-8761 установила неприменимость Закона 416-ФЗ, указав в числе прочего: «В соответствии с пунктом 5 статьи 1 Закона о водоснабжении (Закон 416-ФЗ – прим. автора) положения этого закона применяются к отношениям, связанным с предоставлением коммунальных услуг по водоотведению, в части, не урегулированной другими федеральными законами. Правила определения объема коммунальных услуг урегулированы нормами Жилищного кодекса, поэтому доводы … и выводы cудов, основанные на нормах Закона о водоснабжении, несостоятельны».
В отношении применения Правил 124 и Правил 354 Судебная коллегия ВС РФ установила: «В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пункт 21 Правил N124 устанавливает формулу расчета за поставленные ресурсоснабжающей организацией объемы коммунального ресурса на дома, не оборудованные коллективными (общедомовыми) приборами учета соответствующего ресурса, которая предусматривает суммирование ряда величин, в том числе объема, определенного исходя из показаний комнатных приборов учета ресурса (при отсутствии общих (квартирных) приборов учета ресурса), индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета, а также объема, определенного за расчетный период в жилых помещениях исходя из норматива потребления коммунальной услуги в случаях, предусмотренных Правилами предоставления коммунальных услуг. К названным составляющим формулы прибавляется объем ресурса, предоставленного на общедомовые нужды многоквартирного дома, определенный за расчетный период исходя из соответствующего норматива в случаях, предусмотренных Правилами N354.
В соответствии с пунктом 42 Правил N354 размер платы за коммунальную услугу водоотведения, предоставленную за расчетный период в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета сточных бытовых вод, рассчитывается исходя из суммы объемов холодной и горячей воды, предоставленных в таком жилом помещении и определенных по показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета холодной и горячей воды за расчетный период, а при отсутствии приборов учета холодной и горячей воды – в соответствии с формулой 4 приложения N2 к настоящим Правилам исходя из норматива водоотведения.
В силу пункта 13 Правил N354 условия договоров с ресурсоснабжающими организациями не должны противоречить данному нормативному правовому акту.
Из названных норм следует, что при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета сточных вод, индивидуального или общего (квартирного) прибора учета сточных бытовых вод и при наличии индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды объем предоставленной ресурсоснабжающей организацией услуги по водоотведению определяется путем сложения показаний индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды и норматива водоотведения на общедомовые нужды.

Правительство Российской Федерации постановлением от 16.04.2021 N344 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг» (далее – Постановление N344) внесло изменения в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2021 N306 (далее – Правила N306), согласно которым из положений Правил N306 исключено понятие и порядок определения норматива водоотведения на общедомовые нужды, а органам государственной власти субъектов Российской Федерации предписано в срок до 01.06.2021 обеспечить приведение нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в соответствии с изменениями, утвержденными Постановлением N344 (вступили в силу с 27.04.2021).
Правоотношения по поводу предоставления коммунальных услуг регулируются жилищным законодательством, состоящим из Жилищного кодекса Российской Федерации, принятых в соответствии с ним других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления (часть 2 статьи 5, пункт 10 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса).
На основании платежных документов граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги, которая включает в себя плату за водоотведение (часть 1 статьи 153, часть 4 статьи 154, пункт 1 части 2 статьи 155 Жилищного кодекса, пункты 63, 67 Правил N354).
При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета сточных вод размер платы за коммунальную услугу по водоотведению, предоставленную на общедомовые нужды, определяется как произведение тарифа на водоотведение и объема (количества) коммунального ресурса, предоставленного за расчетный период на общедомовые нужды и приходящийся на конкретное жилое или нежилое помещение. Указанный объем рассчитывается как произведение доли в общей площади помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома, и норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, установленного в соответствии с Правилами N306 (пункт 48 Правил N354, пункты 10, 17 и формулы 10 и 15 Приложения N2 к этим Правилам).
Правилами N306 не предусмотрен расчет норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению на общедомовые нужды. Ранее действующие нормы, предусматривавшие такой норматив, исключены из этих Правил (пункт 1 Постановления N344).
Законность и обоснованность данной нормы проверялась Верховным Судом Российской Федерации в порядке главы 24 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и суд признал ее соответствующей как жилищному законодательству, так и Закону о водоснабжении (Решение Верховного Суда Российской Федерации от 10.12.2021 NАКПИ14-1190).
Таким образом, в спорный период отсутствовал норматив водоотведения на общедомовые нужды, который является одной из составляющих формулы определения объема водоотведения по жилому многоквартирному дому, в связи с чем произведенный … расчет стоимости услуг, предоставленных …, с отнесением на последнего расходов по их оплате в части стоимости водоотведения на общедомовые нужды в многоквартирных жилых домах, не соответствует установленным Правилам N124 и 354, действовавшими на момент спорных правоотношений».

Расчет ОДН по электроэнергии в многоквартирном доме

Однако, это не общедомовой прибор учета, а индивидуальный, и расходы на его замену несет собственник жилого помещения. Поэтому в приватизированной квартире платит за замену потребитель, а в муниципальной – муниципалитет.

Нулевое или отрицательное значение ОДН может сложиться, если потребленный объем по общедомовому счетчику учета ресурсов окажется равен или меньше того объема, который суммирован по показаниям индивидуальных приборов учета. Такое может быть, когда в нескольких квартирах многоквартирного дома приборы не установлены и они платят по нормативу. При этом фактическое потребление их значительно меньше.

Рекомендуем прочесть:  Последствия если принялк учету не фискальный чек
Мария Викторовна
Отвечаем только на юридические вопросы. Задавайте или через формы или в комментариях. Совокупный опыт более 35 лет.
Оцените автора
ЗаконПравит — Консультируем по юридическим вопросам