Как определялось гражданство человека к древнегреческому полису

Тема 1

7) Сравнительно небольшие размеры гражданского коллектива и территории. Так, Платон подсчитал, что в идеальном полисе должно быть 5040 граждан, а Аристотель отмечал, что как население, так и территория полиса должны быть «легко обозримы».

Полисы с достаточно большой и плодородной землей, которая позволяла обеспечивать материальное существование граждан без нарушения полисной автономии. В таких полисах существовал преимущественно аграрный характер экономики и консервативное политическое устройство (чаще олигархическое). Примерами этого типа являются Спарта и полисы Крита.

Презентация по обществознанию на тему

Права человека — сложное, многомерное явление, в значительной мере зависящее от генезиса правовых норм (в которых они сформулированы). Появившись сначала, как мононорма, позднее трансформировалось в норму права.

Появление зачатков прав человека произошло в древнегреческих полисах, где ещё в VII веке до н. э. первые демократические преобразования провел легендарный Солон. Характеризуя его деятельность, гениальный философ Аристотель выделяет в качестве наиболее демократических три преобразования Солона. Первое — введение запрета давать взаймы под залог «тела». Второе — предоставление каждому человеку права заступаться в суде за обижаемого. Третье преобразование — это право подавать апелляцию в народный суд. Из трёх деяний, названных Аристотелем демократическими, два — связаны с защитой прав личности в суде. Сам Аристотель говорил об этом так: «Будучи господином, в суде, демос (народ) становится господином и в государстве».

История Древней Греции: основная часть населения полиса

Как мы уже и говорили, всеми правами мог обладать не просто свободный человек, но обладавший гражданством полиса по рождению. Кроме «полноценных» граждан, в полисе проживали метэки, периэки, вольноотпущенники. Они были совершенно свободны, могли заниматься практически любой деятельностью, но не имели права голоса, не могли занимать ответственные посты. Как правило, они занимались мелкой торговлей и ремеслом.

Далеко не всегда преобладание объяснялось одними лишь интригами: в полисе могло быть много землевладельцев-аграриев или же ремесленников и торговцев. Чем сильнее в численном отображении был тот или иной социальный слой, тем более весомым считалось мнение его представителей на собраниях. Так, Коринф был эталонным торгово-ремесленным полисом, тогда как Спарта относилась к земледельческим государствам. Разумеется, определяли развитие древней Греции именно торговцы: Афины, в отличие от той же Спарты, всегда были в центре политической жизни того времени, постоянно тормозя и сдерживая развитие своего воинственного соперника.

Это видео недоступно

Древняя Греция не где-то далеко, а прямо тут — на археологических раскопках в Тамани!
Поддержать проект (видео на сутки раньше) — https://www.patreon.com/redroomlimb
Друзья, нам удалось скататься на самые настоящие археологические раскопки и не на какие-то, а на действительно крутые — на Таманьский полуостров, на раскопки античного города Фанагория, крупнейшего античного памятника в России. В августе 2021-го года там закончился очередной археологический сезон и нам удалось пообщаться с учеными-археологами фанагорийской экспедиции, узнать о последних находках и пообщаться на тему археологии в целом и древнегреческой культуры в частности. Но поскольку к стандартному жанру репортажа мы сами не особо привычны, решили заодно вспомнить и рассказать о нескольких основополагающих для античной Греции вещах: об античных понятиях гражданства, собственности и свободы, о древнегреческой колонизации и о наследии античной Эллады в современной культуре. Но, конечно, самое главное для нас в этом ролике — это красоты Кубани, которые нам удалось заснять и ощущение буквального прикосновения к истории, которое нам удалось словить при работе над этим видео. Так что приятного просмотра, Фанагория, Россия, Эллада древние склепы и современные технологии ждут вас.

ОТДЕЛЬНОЕ СПАСИБО Юлии Солудановой, нарисовавшей нам наших собственных фирменных греков для этого ролика, не ленитесь ознакомиться с ее творчеством по ссылочке — https://www.behance.net/black_ligh7524
Официальный сайт музея-заповедника «Фанагория» — http://phanagoria-museum.ru/
И ЕЩЕ ОДНО СПАСИБО — Александру Зендеру, чей трек звучит в конце каждого нашего ролика

Структура древнегреческого полиса

В общественном владении находились определенные категории земель; а право на земельный участок в пределах полисной территории имели только граждане. Этот «принцип исключительности» в отношении собственности на землю только для граждан полиса являлся фундаментальным принципом античной гражданской общины.

Рекомендуем прочесть:  Можно оплатить квитанцию за налог на почте

Политическая организация гомеровского общества была еще очень далека от подлинной демократии. Реальная власть сосредотачивалась в руках наиболее могущественных и влиятельных представителей родовой знати, басилеев.

Организация древнегреческого полиса

Свободные граждане верили, что благополучие каждого из них зависит прежде всего от их родного полиса, вне которого существовать невозможно. С другой стороны процветание полиса во многом зависит от его граждан, от того, сколько среди них будет ярких, талантливых и благородных людей. Они почитали древние традиции, осуждали стяжательство и очень высоко ценили крестьянский труд. Но главное — ощущали себя полноправными и свободными людьми. Это составляло предмет особой гордости. Так, одержав победы над персами, греки объяснили свой успех тем, что они обладали даром свободы, а все подданные персидского царя-деспота были его рабами.

Особенности развития гомеровского общества по сравнению с крито-микенской эпохой, резкий упадок ремесла и торговли. Освоение греками техники выплавки и обработки железа. Социально-экономические отношения и общественный строй гомеровского полиса.

Древнегреческий полис возникает

Этот период иногда называют временем становления «греческого чуда» . Фактически всего за три столетия были сформированы основы греческой цивилизации: складывается более совершенная экономическая система, основанная на рыночных отношениях, греки переходят от общества родоплеменного к обществу гражданскому, где отношения строятся на базе существующих (письменных) законов. В это время возникает мировоззрение, отличающееся рациональным взглядом на окружающий мир, развивается греческое искусство, воплощающее в себе высокие эстетические идеалы. Но главным феноменом, определяющим суть эпохи, было становление греческого полиса.

Характерной чертой полиса были его небольшие размеры. Типичный греческий полис, как правило, имел свою хору (т. е. сельскохозяйственную территорию) , достигавшую нескольких десятков, а то и сотен километров. В таком полисе проживало приблизительно 5 — 10 тысяч человек, из которых не более 2021 имели права гражданства.

Сущность древнегреческого полиса

В этих условиях складывается такой тип государственного строя, который стал господствующим в Греции и Италии на многие века – полис. Это небольшая аграрная община, состоявшая из нескольких тысяч полноправных граждан. Все они были организованы в родоплеменные кружки. Частная, личная и семейная жизнь мужчины каждого полиса отодвигалась на задний план: он знал, что такая жизнь возможна только в том случае, если городская община гарантировала его права. Это был военный лагерь, где каждый знает свое место в строю воинов. Такой строй мог держаться только на соблюдении общественного равновесия. Оно воплощалось в законах полиса, а соблюдение этих юридических норм оказалось засвидетельствованным и разумом, и верой. Разумом – потому что составление этих правил общежития приписывалось лучшим умам прошлого, признанным «мудрецам» — такими как Солон или Ликург, историческим или легендарным. Верой – так как законы эти санкционированы божеством, покровителем полиса. Вся социальная жизнь города-государства была пронизана серией регулярных и религиозных экстраординарных торжеств, и все они являлись обязательными. На этом единстве покоилась сплоченность полиса. Не случайно по распоряжению народного собрания Афин философ-софист Протагор за публичное высказывание о том, что «о богах я не могу знать, есть ли они, нет ли их, потому что слишком многое препятствует такому знанию – и вопрос неясен, и людская жизнь коротка», в 411 году был изгнан из родного города, а его сочинения публично сожжены.

В тех полисах, где преобладали ремесло и торговля, а земельных владений было сравнительно немного из-за географических условий, демос после короткого периода тирании устанавливал демократию свободных коренных жителей данного полиса. Там же, где преобладало земледелие, после тирании возникала олигархия, или власть немногих, основанная на их богатстве и политическом могуществе. В состав олигархии входили как наиболее зажиточные представители демоса, так и представители аристократии, связавшие свои интересы с торгово-ремесленными кругами.

Особенности древнегреческого полиса

Исторические судьбы такого общественного организма, как гомеровский полис, в могут быть различны. Но выходов из такого состояния в принципе могло быть только два: или аристократия поставит под свой контроль общину, а ее членов превратит в зависимое население, или рядовая масса общинников сможет обуздать аристократию и установить равенство членов общины, хотя бы относительное, и, самое главное, сможет обеспечить личную свободу своих членов и институционную неприкосновенность своей земли. Вопрос о путях развития в Греции решался в архаическую эпоху, охватывавшую время приблизительно от 800 до 500 г. до н. э. Конечно, эти хронологические вехи весьма условны. Развитие полисов происходило неравномерно и некоторые из них достигали «классической» стадии развития в начале архаического периода, другие же и к концу его пришли с формами очень отсталыми, с общественными отношениями, близкими к отношениям гомеровской эпохи.

Рекомендуем прочесть:  Есть две квартиры и дом в деревне пенсионер ветеран труда за что платить налог на имущество

Проблема тиранических режимов, как мне кажется, актуальна и сейчас, её следует рассматривать через понятие «полис и государство. В исследовательской литературе все более укрепляется представление о том, что полис на разных этапах своего развития имел различные формы. Наиболее распространённые из них классическая и, предшествующая ей, гомеровская. Для гомеровского полиса характерно: 1) отсутствие античной формы собственности; 2) отсутствие государственности как результат еще не сложившегося классового деления общества. Вместе с тем достаточно отчетливо проступают тенденции к превращению аристократии в господствующий слой, стремящийся поставить под свой контроль общество и превратить рядовых общинников в подневольную эксплуатируемую массу.

Как это устроено»: Гражданское общество греческого полиса

Выполнение этих обязанностей давало свободнорожденному жителю полиса право на земельную собственность. Человек, выполнявший эти обязанности и получавший право на частную собственность, считался гражданином. Как и полис, античный гражданин был един в трех лицах: собственник, воин и обладатель политических прав. Права гражданина определялись его обязанностями, пренебрежение ими могло повлечь за собой лишение гражданства или другое наказание, связанное с ущемлением в правах.

Целью производства было создание комфорта на уровне существовавших потребностей. Производительный труд был важной составной частью общественного бытия, но не единственной. Кроме участия в политической жизни, существовала еще обширная сфера культурно-религиозной практики, которая была естественной и обязательной для всех античных граждан. Производство в расширенных масштабах, ориентация на техническое творчество были чужды грекам и римлянам. Выдающиеся открытия и изобретения античных ученых и инженеров почти не находили применения, у общества не было на них спроса. Общинное устройство античных государств определяло всю систему ценностей, составлявшую основу морали античного гражданина.

Как определялось гражданство человека к древнегреческому полису

Ча­ще все­го полис вклю­чал в се­бя городской центр и его сель­скую ок­ру­гу (хо­ру). Го­род был цен­тром полиса. Там на­хо­ди­лись основные об­щественные зда­ния, хра­мы, функ­цио­ни­ро­ва­ли ор­га­ны по­лис­но­го управ­ле­ния и про­жи­ва­ло до по­ло­ви­ны (ино­гда и бо­лее) на­се­ле­ния. Од­на­ко ос­но­вой по­лис­ной эко­но­ми­ки прак­ти­че­ски все­гда яв­ля­лось сельское хозяйство. В по­ли­тической жиз­ни греческого полиса впер­вые в ми­ро­вой ис­то­рии сфор­ми­ро­ва­лось ста­биль­ное рес­пуб­ли­кан­ское уст­рой­ст­во: в тео­рии — с аб­со­лют­ным по­ли­тическим уча­сти­ем гра­ж­дан; на прак­ти­ке в различных полисах на раз­ных эта­пах их ис­то­рии сте­пень ре­аль­но­го уча­стия ря­до­во­го гражданского на­се­ле­ния (де­мо­са) в об­щественной жиз­ни не бы­ла оди­на­ко­вой. В свя­зи с этим вы­деля­ют несколько ти­пов полисов. В полисах, раз­ви­вав­ших­ся мед­лен­ны­ми тем­па­ми, с яв­ным пре­об­ла­да­ни­ем сельского хозяйства в эко­но­ми­ке, по боль­шей час­ти кон­сер­ви­ро­ва­лось ари­сто­кра­тическое (оли­гар­хическое) уст­рой­ст­во (смотреть Ари­сто­кра­тия). В бо­лее ди­на­мич­но раз­ви­вав­ших­ся полисах, в ко­то­рых зна­чительную роль иг­ра­ли тор­го­во-ре­мес­лен­ные струк­ту­ры, воз­ни­ка­ла тен­ден­ция к скла­ды­ва­нию де­мо­кра­тии (наи­бо­лее яр­кий при­мер — Афи­ны). Од­на­ко обя­зательные взаи­мо­свя­зи эко­но­мических и по­ли­тических фак­то­ров не от­ме­ча­лось. Так, Ко­ринф, один из наи­бо­лее раз­ви­тых тор­го­во-ре­мес­лен­ных полисов, в те­че­ние поч­ти всей сво­ей ис­то­рии управ­лял­ся оли­гар­хи­ей.

Тра­диционное оп­ре­де­ле­ние полиса как «го­ро­да-го­су­дар­ст­ва» не мо­жет счи­тать­ся впол­не удов­ле­тво­ри­тель­ным, по­сколь­ку полис не все­гда имел один городской центр и не все­гда яв­лял­ся го­су­дар­ст­вом. Бо­лее стро­гим мо­жет счи­тать­ся оп­ре­де­ле­ние полиса как гражданской об­щи­ны ан­тич­но­го ти­па. Глав­ным для полиса яв­ля­лось не на­ли­чие тер­ри­то­рии (в ис­клю­чительных слу­ча­ях полис мог су­ще­ст­во­вать и со­всем без тер­ри­то­рии), а на­ли­чие кол­лекти­ва гра­ж­дан. По­ня­тия гра­ж­дан­ст­ва, уча­стия в управ­ле­нии, во­ин­ской по­вин­но­сти и зе­мель­ной соб­ст­вен­но­сти в полисе бы­ли не­раз­рыв­но свя­за­ны. По­лис­ная го­су­дар­ст­вен­ность не пре­ду­смат­ри­ва­ла осо­бых ор­га­нов вла­сти, ото­рван­ных от на­ро­да. Выс­шую власть в полисе (ре­аль­но или но­ми­наль­но) осу­ще­ст­в­лял сам гражданский кол­лек­тив в фор­ме народного со­б­ра­ния. Гра­ж­да­не про­ти­во­пос­тав­ля­лись про­че­му на­се­ле­нию, жив­ше­му на тер­ри­то­рии полиса, но не вхо­див­ше­му в со­став гражданской об­щи­ны (ме­те­кам, ра­бам и тому подобным). Гра­ж­дан за­пре­ща­лось по­ра­бо­щать, они счи­та­лись рав­но­прав­ны­ми и долж­ны бы­ли уча­ст­во­вать в по­лис­ном опол­че­нии. При та­ких ус­ло­ви­ях греческий полис мог быть лишь очень не­боль­шим по тер­ри­то­рии и чис­лен­но­сти на­се­ле­ния. Сред­ний полис имел тер­ри­то­рию, не пре­вы­шав­шую 100-200 км2, и на­се­ле­ние 5-10 тысяч человек (по­рой оба по­ка­за­те­ля бы­ли ещё ни­же). «Полисы-ги­ган­ты», та­кие как Спар­та или Афи­ны, все­гда ос­та­ва­лись ис­клю­че­ния­ми.

Рекомендуем прочесть:  Как выплачивают накопительную пенсию гражданам 1957 года рождения

Возникновение полиса в древнегреческой цивилизации

Античная классическая демократия рассматривалась как форма государственного устройства, в основе которого лежит свобода. Гарантией личной свободы гражданина было право частной собственности на средства производства (и, прежде всего, на главное из них — землю) с возможностью продажи ее или передачи по наследству, право свободного распоряжения произведенными товарами (то есть свободный рынок), право непосредственно влиять на формирование внутренней и внешней политики государства и антимонопольные законы, препятствовавшие концентрации экономической и политической власти в руках одной личности, семьи, сословия, класса.

Активная торговля означала, что земледельцы и ремесленники работали не только на себя, но и на рынок. Самым крупным торговым центром к V в. до н.э. стали Афины: на городских базарах крестьяне из окрестных селений продавали вино, овощи, растительное масло, древесный уголь и покупали привозной хлеб, рыбу и другие продукты. Возможности более крупных хозяйств были еще шире. В Афинах шла активная торговля с колониями и странами Востока: Из Египта привозили зерно, льняные ткани, из Карфагена – ковры, их Африки – слоновую кость, из Причерноморья – зерно, скот, мед, воск и кожи. Эти товары в основном тут же перепродавались в другие города.

Становление древнегреческого полиса

Социальная мудрость древних греков, выразившаяся в своеобразии борьбы основной части общинников (демоса) с родовой знатью (аристократией). В этой борьбе в принципе не оказалось победителей и побежденных, но был достигнут уникальный социальный компромисс, по которому обе стороны согласились на новый общественный порядок, обеспечиваемый рабами-чужеземцами. Хотя демос сокрушил господство аристократии, он и сам пошел на уступки носителям начал знатности и богатства, благодаря чему в обществе утвердились принципы законности и согласия.

Природные условия. Ландшафт Греции и отсутствие на Балканском полуострове больших рек не требовали создания сильной центральной власти с большим аппаратом управления, руководящим всей хозяйственной жизнью. Микенские дворцы с их бюрократией остались лишь эпизодом и были сметены дорийским нашествием, поэтому общины в Греции развивались самостоятельно, без давления и вмешательства в их хозяйственную, социальную и общественную жизнь.

Как определялось гражданство человека к древнегреческому полису

Афинские граждане по праву гордились своей принадлежностью к самому демократическому государству в Греции. Государство защищало не только жизнь и имущество своих граждан, но и свободу их личности. Афинянина нельзя было заключить в тюрьму без судебного решения, а человек, привлеченный к суду, если не надеялся на оправдание, мог уйти из города до рассмотрения своего дела.

Античная действительность обостряла противоречия в обществе, но вместе с тем и предоставляла возможность их преодоления, разрешения на уровне различных микрообщностей, формирующих основы гражданского общества.

Полис как феномен древнегреческой цивилизации

Древнегреческие полисы подарили миру множество разнообразных форм правления, включая тиранию, монархию, демократию, власть олигархии, аристократии. Большим достижением древних греков в политической области было формирование такой организации государственного устройства, как демократическая республика /афинская демократия/. Полисная демократия представляла собой разработанную политическую систему, обеспечивавшую участие в государственном управлении основной массы граждан.

Существовали три основных класса-сословия спартанского общества: полноправные граждане — спартиаты, порабощенные илоты и свободные, но неполноправные периэки. Каждый спартиат имел земельный надел (клер), с прикрепленными к нему рабами — илотами. Формально спартиаты были равны: они носили одинаковою одежду, вооружение. Для поддержания единства организовывались общественные трапезы — сисситии. Также поддержанию единства способствовали правила против роскоши и правила, запрещающие торговлю. Однако эти ограничения не могли предотвратить имущественной дифференциации, подрывающей единство и «равенство» спартиатов. Поскольку земельные наделы наследовались только старшими сыновьями, остальные могли получить лишь выморочные наделы.

Как определялось гражданство человека к древнегреческому полису

Внутри полисов постепенно формировалось гражданское право, т. е. складывались своды законов, определявших правовой статус членов общины, дававшие им некоторые социальные гарантии. Полис не только занимался внутренними делами, но и мог вести внешнеполитическую деятельность, имел собственную армию – граждане полиса вступали в ополчение на время войн, превращались в воинов. Воспринимая себя как самостоятельное государство, полис жил в соответствии с идеей автаркии (самодостаточности).

Государство в Древней Греции существовало не «над общиной» (как это было на Древнем Востоке), оно вырастало из общины; точнее сама община превращалась в маленькое государство со своими законами, органами власти и системой управления.

Мария Викторовна
Отвечаем только на юридические вопросы. Задавайте или через формы или в комментариях. Совокупный опыт более 35 лет.
Оцените автора
ЗаконПравит — Консультируем по юридическим вопросам