Тема 1
7) Сравнительно небольшие размеры гражданского коллектива и территории. Так, Платон подсчитал, что в идеальном полисе должно быть 5040 граждан, а Аристотель отмечал, что как население, так и территория полиса должны быть «легко обозримы».
Полисы с достаточно большой и плодородной землей, которая позволяла обеспечивать материальное существование граждан без нарушения полисной автономии. В таких полисах существовал преимущественно аграрный характер экономики и консервативное политическое устройство (чаще олигархическое). Примерами этого типа являются Спарта и полисы Крита.
Презентация по обществознанию на тему
Права человека — сложное, многомерное явление, в значительной мере зависящее от генезиса правовых норм (в которых они сформулированы). Появившись сначала, как мононорма, позднее трансформировалось в норму права.
Появление зачатков прав человека произошло в древнегреческих полисах, где ещё в VII веке до н. э. первые демократические преобразования провел легендарный Солон. Характеризуя его деятельность, гениальный философ Аристотель выделяет в качестве наиболее демократических три преобразования Солона. Первое — введение запрета давать взаймы под залог «тела». Второе — предоставление каждому человеку права заступаться в суде за обижаемого. Третье преобразование — это право подавать апелляцию в народный суд. Из трёх деяний, названных Аристотелем демократическими, два — связаны с защитой прав личности в суде. Сам Аристотель говорил об этом так: «Будучи господином, в суде, демос (народ) становится господином и в государстве».
История Древней Греции: основная часть населения полиса
Как мы уже и говорили, всеми правами мог обладать не просто свободный человек, но обладавший гражданством полиса по рождению. Кроме «полноценных» граждан, в полисе проживали метэки, периэки, вольноотпущенники. Они были совершенно свободны, могли заниматься практически любой деятельностью, но не имели права голоса, не могли занимать ответственные посты. Как правило, они занимались мелкой торговлей и ремеслом.
Далеко не всегда преобладание объяснялось одними лишь интригами: в полисе могло быть много землевладельцев-аграриев или же ремесленников и торговцев. Чем сильнее в численном отображении был тот или иной социальный слой, тем более весомым считалось мнение его представителей на собраниях. Так, Коринф был эталонным торгово-ремесленным полисом, тогда как Спарта относилась к земледельческим государствам. Разумеется, определяли развитие древней Греции именно торговцы: Афины, в отличие от той же Спарты, всегда были в центре политической жизни того времени, постоянно тормозя и сдерживая развитие своего воинственного соперника.
Это видео недоступно
Древняя Греция не где-то далеко, а прямо тут — на археологических раскопках в Тамани!
Поддержать проект (видео на сутки раньше) — https://www.patreon.com/redroomlimb
Друзья, нам удалось скататься на самые настоящие археологические раскопки и не на какие-то, а на действительно крутые — на Таманьский полуостров, на раскопки античного города Фанагория, крупнейшего античного памятника в России. В августе 2021-го года там закончился очередной археологический сезон и нам удалось пообщаться с учеными-археологами фанагорийской экспедиции, узнать о последних находках и пообщаться на тему археологии в целом и древнегреческой культуры в частности. Но поскольку к стандартному жанру репортажа мы сами не особо привычны, решили заодно вспомнить и рассказать о нескольких основополагающих для античной Греции вещах: об античных понятиях гражданства, собственности и свободы, о древнегреческой колонизации и о наследии античной Эллады в современной культуре. Но, конечно, самое главное для нас в этом ролике — это красоты Кубани, которые нам удалось заснять и ощущение буквального прикосновения к истории, которое нам удалось словить при работе над этим видео. Так что приятного просмотра, Фанагория, Россия, Эллада древние склепы и современные технологии ждут вас.
ОТДЕЛЬНОЕ СПАСИБО Юлии Солудановой, нарисовавшей нам наших собственных фирменных греков для этого ролика, не ленитесь ознакомиться с ее творчеством по ссылочке — https://www.behance.net/black_ligh7524
Официальный сайт музея-заповедника «Фанагория» — http://phanagoria-museum.ru/
И ЕЩЕ ОДНО СПАСИБО — Александру Зендеру, чей трек звучит в конце каждого нашего ролика
Структура древнегреческого полиса
В общественном владении находились определенные категории земель; а право на земельный участок в пределах полисной территории имели только граждане. Этот «принцип исключительности» в отношении собственности на землю только для граждан полиса являлся фундаментальным принципом античной гражданской общины.
Политическая организация гомеровского общества была еще очень далека от подлинной демократии. Реальная власть сосредотачивалась в руках наиболее могущественных и влиятельных представителей родовой знати, басилеев.
Организация древнегреческого полиса
Свободные граждане верили, что благополучие каждого из них зависит прежде всего от их родного полиса, вне которого существовать невозможно. С другой стороны процветание полиса во многом зависит от его граждан, от того, сколько среди них будет ярких, талантливых и благородных людей. Они почитали древние традиции, осуждали стяжательство и очень высоко ценили крестьянский труд. Но главное — ощущали себя полноправными и свободными людьми. Это составляло предмет особой гордости. Так, одержав победы над персами, греки объяснили свой успех тем, что они обладали даром свободы, а все подданные персидского царя-деспота были его рабами.
Особенности развития гомеровского общества по сравнению с крито-микенской эпохой, резкий упадок ремесла и торговли. Освоение греками техники выплавки и обработки железа. Социально-экономические отношения и общественный строй гомеровского полиса.
Древнегреческий полис возникает
Этот период иногда называют временем становления «греческого чуда» . Фактически всего за три столетия были сформированы основы греческой цивилизации: складывается более совершенная экономическая система, основанная на рыночных отношениях, греки переходят от общества родоплеменного к обществу гражданскому, где отношения строятся на базе существующих (письменных) законов. В это время возникает мировоззрение, отличающееся рациональным взглядом на окружающий мир, развивается греческое искусство, воплощающее в себе высокие эстетические идеалы. Но главным феноменом, определяющим суть эпохи, было становление греческого полиса.
Характерной чертой полиса были его небольшие размеры. Типичный греческий полис, как правило, имел свою хору (т. е. сельскохозяйственную территорию) , достигавшую нескольких десятков, а то и сотен километров. В таком полисе проживало приблизительно 5 — 10 тысяч человек, из которых не более 2021 имели права гражданства.
Сущность древнегреческого полиса
В этих условиях складывается такой тип государственного строя, который стал господствующим в Греции и Италии на многие века – полис. Это небольшая аграрная община, состоявшая из нескольких тысяч полноправных граждан. Все они были организованы в родоплеменные кружки. Частная, личная и семейная жизнь мужчины каждого полиса отодвигалась на задний план: он знал, что такая жизнь возможна только в том случае, если городская община гарантировала его права. Это был военный лагерь, где каждый знает свое место в строю воинов. Такой строй мог держаться только на соблюдении общественного равновесия. Оно воплощалось в законах полиса, а соблюдение этих юридических норм оказалось засвидетельствованным и разумом, и верой. Разумом – потому что составление этих правил общежития приписывалось лучшим умам прошлого, признанным «мудрецам» — такими как Солон или Ликург, историческим или легендарным. Верой – так как законы эти санкционированы божеством, покровителем полиса. Вся социальная жизнь города-государства была пронизана серией регулярных и религиозных экстраординарных торжеств, и все они являлись обязательными. На этом единстве покоилась сплоченность полиса. Не случайно по распоряжению народного собрания Афин философ-софист Протагор за публичное высказывание о том, что «о богах я не могу знать, есть ли они, нет ли их, потому что слишком многое препятствует такому знанию – и вопрос неясен, и людская жизнь коротка», в 411 году был изгнан из родного города, а его сочинения публично сожжены.
В тех полисах, где преобладали ремесло и торговля, а земельных владений было сравнительно немного из-за географических условий, демос после короткого периода тирании устанавливал демократию свободных коренных жителей данного полиса. Там же, где преобладало земледелие, после тирании возникала олигархия, или власть немногих, основанная на их богатстве и политическом могуществе. В состав олигархии входили как наиболее зажиточные представители демоса, так и представители аристократии, связавшие свои интересы с торгово-ремесленными кругами.
Особенности древнегреческого полиса
Исторические судьбы такого общественного организма, как гомеровский полис, в могут быть различны. Но выходов из такого состояния в принципе могло быть только два: или аристократия поставит под свой контроль общину, а ее членов превратит в зависимое население, или рядовая масса общинников сможет обуздать аристократию и установить равенство членов общины, хотя бы относительное, и, самое главное, сможет обеспечить личную свободу своих членов и институционную неприкосновенность своей земли. Вопрос о путях развития в Греции решался в архаическую эпоху, охватывавшую время приблизительно от 800 до 500 г. до н. э. Конечно, эти хронологические вехи весьма условны. Развитие полисов происходило неравномерно и некоторые из них достигали «классической» стадии развития в начале архаического периода, другие же и к концу его пришли с формами очень отсталыми, с общественными отношениями, близкими к отношениям гомеровской эпохи.
Проблема тиранических режимов, как мне кажется, актуальна и сейчас, её следует рассматривать через понятие «полис и государство. В исследовательской литературе все более укрепляется представление о том, что полис на разных этапах своего развития имел различные формы. Наиболее распространённые из них — классическая и, предшествующая ей, гомеровская. Для гомеровского полиса характерно: 1) отсутствие античной формы собственности; 2) отсутствие государственности как результат еще не сложившегося классового деления общества. Вместе с тем достаточно отчетливо проступают тенденции к превращению аристократии в господствующий слой, стремящийся поставить под свой контроль общество и превратить рядовых общинников в подневольную эксплуатируемую массу.
Как это устроено»: Гражданское общество греческого полиса
Выполнение этих обязанностей давало свободнорожденному жителю полиса право на земельную собственность. Человек, выполнявший эти обязанности и получавший право на частную собственность, считался гражданином. Как и полис, античный гражданин был един в трех лицах: собственник, воин и обладатель политических прав. Права гражданина определялись его обязанностями, пренебрежение ими могло повлечь за собой лишение гражданства или другое наказание, связанное с ущемлением в правах.
Целью производства было создание комфорта на уровне существовавших потребностей. Производительный труд был важной составной частью общественного бытия, но не единственной. Кроме участия в политической жизни, существовала еще обширная сфера культурно-религиозной практики, которая была естественной и обязательной для всех античных граждан. Производство в расширенных масштабах, ориентация на техническое творчество были чужды грекам и римлянам. Выдающиеся открытия и изобретения античных ученых и инженеров почти не находили применения, у общества не было на них спроса. Общинное устройство античных государств определяло всю систему ценностей, составлявшую основу морали античного гражданина.
Как определялось гражданство человека к древнегреческому полису
Чаще всего полис включал в себя городской центр и его сельскую округу (хору). Город был центром полиса. Там находились основные общественные здания, храмы, функционировали органы полисного управления и проживало до половины (иногда и более) населения. Однако основой полисной экономики практически всегда являлось сельское хозяйство. В политической жизни греческого полиса впервые в мировой истории сформировалось стабильное республиканское устройство: в теории — с абсолютным политическим участием граждан; на практике в различных полисах на разных этапах их истории степень реального участия рядового гражданского населения (демоса) в общественной жизни не была одинаковой. В связи с этим выделяют несколько типов полисов. В полисах, развивавшихся медленными темпами, с явным преобладанием сельского хозяйства в экономике, по большей части консервировалось аристократическое (олигархическое) устройство (смотреть Аристократия). В более динамично развивавшихся полисах, в которых значительную роль играли торгово-ремесленные структуры, возникала тенденция к складыванию демократии (наиболее яркий пример — Афины). Однако обязательные взаимосвязи экономических и политических факторов не отмечалось. Так, Коринф, один из наиболее развитых торгово-ремесленных полисов, в течение почти всей своей истории управлялся олигархией.
Традиционное определение полиса как «города-государства» не может считаться вполне удовлетворительным, поскольку полис не всегда имел один городской центр и не всегда являлся государством. Более строгим может считаться определение полиса как гражданской общины античного типа. Главным для полиса являлось не наличие территории (в исключительных случаях полис мог существовать и совсем без территории), а наличие коллектива граждан. Понятия гражданства, участия в управлении, воинской повинности и земельной собственности в полисе были неразрывно связаны. Полисная государственность не предусматривала особых органов власти, оторванных от народа. Высшую власть в полисе (реально или номинально) осуществлял сам гражданский коллектив в форме народного собрания. Граждане противопоставлялись прочему населению, жившему на территории полиса, но не входившему в состав гражданской общины (метекам, рабам и тому подобным). Граждан запрещалось порабощать, они считались равноправными и должны были участвовать в полисном ополчении. При таких условиях греческий полис мог быть лишь очень небольшим по территории и численности населения. Средний полис имел территорию, не превышавшую 100-200 км2, и население 5-10 тысяч человек (порой оба показателя были ещё ниже). «Полисы-гиганты», такие как Спарта или Афины, всегда оставались исключениями.
Возникновение полиса в древнегреческой цивилизации
Античная классическая демократия рассматривалась как форма государственного устройства, в основе которого лежит свобода. Гарантией личной свободы гражданина было право частной собственности на средства производства (и, прежде всего, на главное из них — землю) с возможностью продажи ее или передачи по наследству, право свободного распоряжения произведенными товарами (то есть свободный рынок), право непосредственно влиять на формирование внутренней и внешней политики государства и антимонопольные законы, препятствовавшие концентрации экономической и политической власти в руках одной личности, семьи, сословия, класса.
Активная торговля означала, что земледельцы и ремесленники работали не только на себя, но и на рынок. Самым крупным торговым центром к V в. до н.э. стали Афины: на городских базарах крестьяне из окрестных селений продавали вино, овощи, растительное масло, древесный уголь и покупали привозной хлеб, рыбу и другие продукты. Возможности более крупных хозяйств были еще шире. В Афинах шла активная торговля с колониями и странами Востока: Из Египта привозили зерно, льняные ткани, из Карфагена – ковры, их Африки – слоновую кость, из Причерноморья – зерно, скот, мед, воск и кожи. Эти товары в основном тут же перепродавались в другие города.
Становление древнегреческого полиса
Социальная мудрость древних греков, выразившаяся в своеобразии борьбы основной части общинников (демоса) с родовой знатью (аристократией). В этой борьбе в принципе не оказалось победителей и побежденных, но был достигнут уникальный социальный компромисс, по которому обе стороны согласились на новый общественный порядок, обеспечиваемый рабами-чужеземцами. Хотя демос сокрушил господство аристократии, он и сам пошел на уступки носителям начал знатности и богатства, благодаря чему в обществе утвердились принципы законности и согласия.
Природные условия. Ландшафт Греции и отсутствие на Балканском полуострове больших рек не требовали создания сильной центральной власти с большим аппаратом управления, руководящим всей хозяйственной жизнью. Микенские дворцы с их бюрократией остались лишь эпизодом и были сметены дорийским нашествием, поэтому общины в Греции развивались самостоятельно, без давления и вмешательства в их хозяйственную, социальную и общественную жизнь.
Как определялось гражданство человека к древнегреческому полису
Афинские граждане по праву гордились своей принадлежностью к самому демократическому государству в Греции. Государство защищало не только жизнь и имущество своих граждан, но и свободу их личности. Афинянина нельзя было заключить в тюрьму без судебного решения, а человек, привлеченный к суду, если не надеялся на оправдание, мог уйти из города до рассмотрения своего дела.
Античная действительность обостряла противоречия в обществе, но вместе с тем и предоставляла возможность их преодоления, разрешения на уровне различных микрообщностей, формирующих основы гражданского общества.
Полис как феномен древнегреческой цивилизации
Древнегреческие полисы подарили миру множество разнообразных форм правления, включая тиранию, монархию, демократию, власть олигархии, аристократии. Большим достижением древних греков в политической области было формирование такой организации государственного устройства, как демократическая республика /афинская демократия/. Полисная демократия представляла собой разработанную политическую систему, обеспечивавшую участие в государственном управлении основной массы граждан.
Существовали три основных класса-сословия спартанского общества: полноправные граждане — спартиаты, порабощенные илоты и свободные, но неполноправные периэки. Каждый спартиат имел земельный надел (клер), с прикрепленными к нему рабами — илотами. Формально спартиаты были равны: они носили одинаковою одежду, вооружение. Для поддержания единства организовывались общественные трапезы — сисситии. Также поддержанию единства способствовали правила против роскоши и правила, запрещающие торговлю. Однако эти ограничения не могли предотвратить имущественной дифференциации, подрывающей единство и «равенство» спартиатов. Поскольку земельные наделы наследовались только старшими сыновьями, остальные могли получить лишь выморочные наделы.
Как определялось гражданство человека к древнегреческому полису
Внутри полисов постепенно формировалось гражданское право, т. е. складывались своды законов, определявших правовой статус членов общины, дававшие им некоторые социальные гарантии. Полис не только занимался внутренними делами, но и мог вести внешнеполитическую деятельность, имел собственную армию – граждане полиса вступали в ополчение на время войн, превращались в воинов. Воспринимая себя как самостоятельное государство, полис жил в соответствии с идеей автаркии (самодостаточности).
Государство в Древней Греции существовало не «над общиной» (как это было на Древнем Востоке), оно вырастало из общины; точнее сама община превращалась в маленькое государство со своими законами, органами власти и системой управления.