Закрепление и формирование прав человека в законодательстве государств различных общественноэкономических формацийанглийские

Содержание

Общественно-экономическая формация

Существуют два вида практики: производственная практика, т.е. обработка природы людьми, и деятельность по преобразованию, совершенствованию, укреплению самого общественного механизма, т.е. обработка людей людьми. Примером такой деятельности может служить политическая деятельность классов или партий, различные системы обучения и воспитания. Общественные отношения, которые складываются и воспроизводятся в ходе второго вида практики, закрепляются силой специальных общественных организаций, учреждений. Они либо поддерживают нормальное функционирование господствующих отношений, либо, наоборот, мобилизуют силы для их ликвидации, реформирования и т.д.

Но общество все же проходит в своем развитии определенные ступени (экономические общественные формации), обусловленные, например, ручным, машинным (индустриальным) и автоматизированным производством. Доиндустриальные общества были основаны на личной зависимости работников, внеэкономическом принуждении. Переход от рабовладения к феодализму в рамках ручного труда можно считать лишь видоизменением этой зависимости, степени внеэкономического принуждения. Но народы и страны не могут миновать машинное производство, так как это закономерность общественного прогресса. Следовательно, они не могут миновать и развитую рыночную экономику (капитализм) как необходимый, определенный и объективно данный период в развитии, потому что он обусловлен потребностями существующих производительных сил.

ПРОГРАММЫ итоговых государственных экзаменов Теория государства и права Гражданское право Уголовное право Международное право МОСКВА 2021 ПРОГРАММЫ итоговых государственных экзаменов: Теория государства и права

Толкование договоров. Виды толкования по субъектам, толкующим договор. Аутентичное толкование. Основные правила толкования: добросовестность, смысл терминов, контекст договоров, значение дополнительных материалов и обстоятельств заключения договора и практики его применения. Роль объекта и цели договора при его толковании. Толкование договоров, составленных на двух или нескольких языках.

Правопреемство при территориальных изменениях. Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении международных договоров 1978г. Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов 1983г.

Владик Сумбатович Нерсесянц Общая теория права и государства учебник

Преодоление рабства ведет к становлению в средние века государства и права сословного типа. Прогресс свободы людей здесь состоит в том, что этнический критерий свободы (т.е. свобода одних и несвобода других) уступает место сословному критерию свободы. На этой ступени развития (европейский феодализм) рабов уже нет, – в этом смысле все свободны, но мера этой свободы различна у представителей разных сословий. Свобода здесь носит характер сословных ограничений и привилегий.

Однако положения этого учения широко используются и в постсоветской литературе, в многочисленных монографиях и учебниках, авторы которых, с одной стороны, опираются на марксистские положения о классовой сущности и назначении государства и права и соответствующую их типологию, а с другой стороны, говорят о ценностях свободы, права, гражданского общества, о господстве права и правового государства, о прирожденных и неотчуждаемых правах и свободах человека, разделении властей и т.д., нашедших свое закрепление в действующей Конституции Российской Федерации. Подобное некритическое соединение взаимоисключающих положений искажает и существо марксизма, и смысл юридического учения о праве и государстве.

Влияние права на государство

Правовая культура шире правосознания, ибо включает в себя не только психологические и идеологические его элементы, но и юридически значимое поведение. Таким образом, правовая культура состоит из следующих элементов:

Разделение единой государственной власти натри относительно самостоятельные, независимые отрасли не допускает возможных злоупотреблений властью и возникновения тоталитарного управления государством, не связанного правом. Согласно концепции разделения властей каждая из них имеет свои функции и наделена соответствующей компетенцией. Между ними нет противоречий. Власти самостоятельны и независимы в реализации своих полномочий. Они обладают возможностью взаимно сдерживать и контролировать друг друга. Ни одна из властей не может принять на себя функции другой, но и действовать обособленно они также не в состоянии.

Рекомендуем прочесть:  Если нет штампа в паспорте о предыдущем браке можно ли подать новое заявление на брак

Соотношение законности и правопорядка

О законности написано очень много работ. Существует и множество различных определений этого явления. Но практически в каждом из них выделяется то главное, что и образует суть, основу законности, строгое, неуклонное соблюдение, исполнение норм права участниками общественных отношений. Именно это присуще законности любого исторического периода независимо от условий места и времени. В конкретных исторических условиях эта сущность наполняется конкретным содержанием и приобретает соответствующие формы. Законность провозглашается, а нередко и закрепляется в законодательстве в качестве принципа, требования соблюдать правовые предписания, обращенного к субъектам общественных отношений. Но вместе с тем в силу различных причин, в том числе и мер государственного принуждения, законность (соблюдение норм права) проявляется в конкретном поведении, деятельности указанных субъектов, т.е. становится методом их деятельности. В результате возникает режим общественной жизни, выражающийся в том, что большинство участников общественных отношений соблюдают и исполняют правовые предписания.

Так, основным носителем законности является деятельность (поведение) людей. Но через нее свойство законности, т.е. соответствия праву, приобретают и другие объекты нормативные и правоприменительные акты, различные документы, отношения людей и проч. Их законность или незаконность во многих случаях имеет особо важное значение. В частности, именно незаконность некоторых нормативных актов (таких, как противоречащие Конституции законы, установившие внесудебный или чрезвычайный порядок рассмотрения некоторых категорий уголовных дел) явилась одной из существенных причин массовых необоснованных репрессий в СССР периода 30-х-начала 50-х гг.

Из истории становления международной системы защиты прав человека (Часть I)

Большой вклад в развитие естественно-правовых, а по своей сути юридических представлений о правах человека, внесли римские юристы. Как общеизвестно, существенное «значение имели разработанные ими положения о субъекте права, о правовых статусах людей, о свободе людей по естественному праву, о делении права на частное и публичное, о справедливом и несправедливом праве и т.д.» [7, с. 52]. Ярким примером к сказанному является, в частности, так называемая «кодификация Юстиниана» – систематическое изложение византийского права VI века, разработонное по приказу императора Юстиниана, известное под названием Corpus juris civilis (Свод цивильного права) и опубликованное в 1583 году. Состоящая по своей внутренней структуре из трех частей-институций, дигеста и кодекса Юстиниана, данная Кодификация учитывала некоторые правовые институты, появляющиеся в процессе ее дальнейшего развития. Например, Кодекс Юстиниана, который включал в себя все императорские распоряжения (конституции), изданные начиная с императора Адриана (II в.н.э.) и кончая самим Юстинианом и состоящий из 12 книг, детально регламентировал взаимоотношения церкви и государственных служащих, в рамках частного права – имущественные и связанные (или несвязанные) с ними другие, неимущественные отношения, вопросы, связанные с совершением преступлений и т.д. в контексте действия уголовного права, роль и статус индивидов в административных и финансовых отношениях [11, с. 321].

Используя, как и древнегреческие юристы, в толковании прав и свобод человека сложившиеся (действующие) нормы в духе их соответствия требованиям справедливости, римские юристы в то же время, в отличие от первых, «в случае коллизий изменяли старую норму с учетом новых представлений о справедливости и справедливом праве» [7, с. 55]. В целом можно сказать, что «римская юриспруденция, распространяя на государство (как объект своего изучения наряду с позитивным правом) единое понятие права, трактовала взаимосвязи государства и личности как правоотношения» [7, с. 57].

История формирования прав человека

В научной литературе нет единого взгляда на классификацию этапов развития прав человека. Так, профессор Ф.М. Рудинский выделял три этапа развития прав человека. Первый этап охватывает период Древнего мира до конца XVIII в., то есть до принятия Декларации независимости США 1776 г. и Французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г. Второй этап связан с принятием Французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г. и длится до принятия Всеобщая декларация прав человека ООН 1948 г. Третий этап связан с принятием Всеобщей декларации прав человека ООН 1948 г. и продолжается до конца XX-начала XXI вв.

Рекомендуем прочесть:  Индексация пенсии в феврале 2021 года на сколько процентов
  • II. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ.
  • II. Когда те три вида любви должным образом подчинены друг другу, они совершенствуют человека; когда же нет — портят его и переворачивают его вверх ногами.
  • II. Новое рождение может осуществить лишь Господь с помощью двух средств — милосердия и веры, и при содействии самого человека.

    Типология права и государства

    Трем классово-антагонистическим формациям (рабовладельческой, феодальной и капиталистической), основанным на частной собственности и классовом делении, соответствуют три типа государства и права: рабовладельческое государство и право, феодальное государство и право, буржуазное (капиталистическое) государство и право. При первобытном строе (первобытном коммунизме) еще нет государства и права, при коммунизме государство и право как классовые явления отомрут. Применительно к государственности и праву на первой фазе коммунизма (т.е. при социализме) Маркс говорил о диктатуре пролетариата и буржуазном “равном праве” для регуляции меры труда и потребления.

    С преодолением феодализма на смену сословному строю в Новое время приходит индивидуалистический (индивидуально-политический, индивидуально-гражданский) тип государства и права. При этом типе государства и права человек является субъектом права и государства как самостоятельный политический индивид (как отдельный гражданин), а не как член определенного этноса или сословия. Такая индивидуализация людей в качестве субъектов права и государства происходит в процессе разложения средневекового феодализма и преодоления сословного деления, в результате обособления сфер частной и политической жизни, формирования неполитического гражданского общества в его различении с политическим государством.

    Закрепление в законе

    Руткевич, Михаил Николаевич — (р. 02.10.1917) спец. по филос. учению о бытии, теории познания и соц. аспектам НТП; д р филос. наук, проф. Род. в Киеве. Окончил физ. ф т Киевского ун та (1939). Преподает филос. с 1947. С 1953 зав. кафедрой филос., декан филос. ф та Уральского… … Большая биографическая энциклопедия

    Социальная экспертиза законопроекта — специальное исследование, проводимое для определения социальной направленности, полезности (нужности) законопроекта (его нормативного содержания) и проектных норм, оценки способности разрабатываемого парламентом закона юридическими средствами… … Элементарные начала общей теории права

    Формационный подход к типологии государств

    — наличие следующих основных классов: феодалов — земельных собственников, извлекающих доходы за счет земельной ренты; крестьян — обладающих, как правило, небольшим наделом земли и вынужденных поэтому работать на землях феодала на невыгодных для себя условиях; в большинстве ныне развитых стран крестьяне были лично свободны; в России крестьяне были закрепощены;

    Рабовладельческое государство было исторически первым и характеризовалось следующими чертами. Основу его экономики составляла частная собственность рабовладельцев не только на орудия труда, средства производства и другое имущество, но и на рабов. Рабы и рабовладельцы признавались основными классами рабовладельческого общества.

    УДК 340 ВЕСТНИК ТИСБИ TISBI BULLETIN ИСТОРИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР ПРАВ ЧЕЛОВЕКА HISTORICAL CHARACTER OF HUMAN RIGHTS СТЕПАНЕНКО Р

    Наконец, это — выявление тенденций и закономерностей развития прав человека на всем протяжении существования общества и государства, а кроме того — установление форм их общности и соответственно их преемственности, а также их особенностей на различных этапах эволюционного развития общества и государства. Характер взаимоотношений прав человека с окружающей его социально экономической, политической и правовой средой, а точнее, характера обусловленности первых и последней.

    Одновременно с исторически доминирующей моделью отношений позитивного и естественного права и соответственно позитивных и естественных прав, в научной литературе параллельно развивается и другая, в значительной мере отличающаяся от нее форма.

    Рекомендуем прочесть:  Как получить льготу на лагерь орленок

    Современное (новейшее) конституционное (государственное) право

    Большинство стран учредили свои конституции именно после Второй мировой войны. В этот период были приняты или существенно изменены конституции в странах Европы (Италия, Франция, ФРГ, Дания, Греция, Испания, Португалия и др.), Америки (Бразилия, Боливия, Гондурас, Доминиканская Республика, Сальвадор, Капала и др.), Азии и Африки (Япония, Турция, Южная Корея, Филиппины, Индия, ЮАР и др.).

    Современное конституционное (государственное) право усилило тенденции, возникшие в Новое время. После Второй мировой войны произошел всплеск конституционного законотворчества, обусловленный следующими факторами:

    Закрепление и формирование прав человека в законодательстве государств различных общественноэкономических формацийанглийские

    В первобытном обществе общественный порядок поддерживался всеми членами общества на основе жёстких запретов, традиций и обычаев. Социальные нормы были встроены в социальный порядок жизни. Посредством этих норм (образцов) закреплялся и воспроизводился данный тип общественных связей, осуществлялась передача опыта первобытной социальности.

    В первобытном обществе общественный порядок поддерживался всеми членами общества на основе жёстких запретов, традиций и обычаев. Социальные нормы были встроены в социальный порядок жизни. Посредством этих норм (образцов) закреплялся и воспроизводился данный тип общественных связей, осуществлялась передача опыта первобытной социальности.

    Билет №30

    Однако при всей своей суверенности и исключительности государственная власть не должна ставить себя выше закона. Сильная государственная власть обязана действовать в строгих рамках действующего законодательства.

    Источники власти могут превращаться в ее ресурсы, как родник — в озеро; а могут иссякать — и тогда власть убывает, сокращается. Выделим группы наиболее признанных источников и ресурсов власти.

    Евразийский юридический портал

    По объему Конституция Пакистана достаточно большая (288 статей), поэтому там нашли отражения и более поздние законодательные изменения и дополнения, которые касают­ся условий и порядка принятия различных актов, директив и правовых документов компетентными органами власти страны и, прежде всего, парламентом (Меджлис аль Шура). В 1977 г. в Пакистане был создан Совет исламской идеологии, который трудился над приведением действующего законо­дательства в соответствие с законами шариата. Благодаря его деятельности в Пакистане началась в 80-х годах XX в. активная исламизация общественной жизни. Законность такого Сове­та корреспондирует нормам ст. 207 Конституции Пакистана, где значится, что проведение исследований в области ислама будет способствовать перестройке мусульманского общества на истинно исламской основе. Л. М. Гудошников отмечал, что «глубинным средневековьем отдает от этих положений одной из новейших в хронологическом отношении конституций XX века». Совет исламской идеологии продолжает существовать в Пакистане до сих пор и обладает рядом функций. Напри­мер, члены совета вправе давать рекомендации Парламенту в отношении законодательного закрепления или признания той или иной нормы либо ее отмены; инициировать собрание Парламента, давать советы всем органам государственной вла­сти по любым вопросам, касающимся установления противо­речия их положений исламу. Активное участие Совета ислам­ской идеологии в общественной жизни страны и буквальное толкование норм Конституции позволили Пакистану, к нача­лу 80-х годов XX в. ввести в действие целую серию правовых документов, направленных на установление истинно мусуль­манского образа жизни. Среди них присутствовали и уголов­ные законы, которые предусматривали наказание за кражу, разбой, ростовщичество. Возрождение ислама не запрещало осуществлять ампутацию руки и ноги преступнику, несмотря на то, что Конституция Пакистана четко указывала на суще­ствование презумпции невиновности в отношении каждого человека. Подобным образом ситуация развивалась и в Ли­вии, где существовала уголовная ответственность за прелю­бодеяние, употребление спиртных напитков. Все вновь при­нятые документы предусматривали возможность обращения к принципам мусульманского права, если они не содержали подходящих для применения норм.

    Особым образом происходило становление правовой системы в Судане. Новое уголовное законодательство начало формироваться в этой стране в 1983 г., но уже через два года новое правительство, пришедшее к власти после свержения режима Нимейри, решило аннулировать его. Следует подчер­кнуть, что речь идет не об отказе от мусульманского права, а от кардинальных изменений, повлекших замену старых норм новыми.

  • Мария Викторовна
    Отвечаем только на юридические вопросы. Задавайте или через формы или в комментариях. Совокупный опыт более 35 лет.
    Оцените автора
    ЗаконПравит — Консультируем по юридическим вопросам