Отличие фонда от некоммерческой организации

Формы некоммерческих организаций

Согласно закону, в благотворительном фонде обязательно создание попечительского совета — контролирующего органа, осуществляющего надзор за деятельностью фонда, использованием его средств, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения.

В отличие от ряда других некоммерческих организаций, фонд не имеет права участвовать в товариществах на вере в качестве вкладчика. Учредителями, членами и участниками общественных фондов не могут быть органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Отличие фонда от некоммерческой организации

Существующие понятия «общественное объединение» и «общественный фонд«, хотя и отождествляются в ст. 7 ФЗ «Об общественных объединениях», который относит общественные фонды к разновидности общественного объединения, представляется, что фонд, являющийся некоммерческой организацией, не имеющей членства, не может относиться к разновидности общественного объединения. В подтверждение сказанного можно сослаться на ФЗ «О некоммерческих организациях», где фонды выделены в отдельный вид некоммерческой организации наряду с общественным объединением. Для обеспечения единства в системе некоммерческих организаций, и в том числе фондов, следует привести Закон об общественных объединениях 1995 г. в соответствие с Законом о некоммерческих организациях 1996 г. Ибо возникла ситуация, когда общий закон, регулирующий статус некоммерческих организаций в целом, принят после конкретизирующего закона, регулирующего отдельные разновидности некоммерческих организаций.
Благотворительный фонд является одной из разновидностей фонда. Единственной особенностью данного фонда является его направленность — благотворительная деятельность в интересах общества в целом или отдельных категорий граждан и, как следствие, особенности деятельности.
К некоммерческим организациям — фондам вполне можно отнести негосударственные пенсионные фонды. Особое правовое положение негосударственного пенсионного фонда регулируется ФЗ от 7 мая 2021 г. N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» . Негосударственный пенсионный фонд является особой организационно-правовой формой некоммерческой организации социального обеспечения. По своему статусу НПФ отвечает всем признакам некоммерческой организации в форме фонда: является некоммерческой организацией, не имеет членства, целевая направленность деятельности, ограничены права учредителей на имущество фонда, полная имущественная ответственность негосударственного пенсионного фонда и разграничение ответственности фонда и учредителей. Таким образом, негосударственный пенсионный фонд является разновидностью фонда как некоммерческой организации с особыми целями.
———————————
СЗ РФ. 2021. N 19. Ст. 2071.

Президиум ВАС посчитал, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене с принятием нового решения об удовлетворении заявления прокурора Костромской области о признании недействительным оспариваемого ненормативного акта по следующим основаниям. При оценке оспариваемого Постановления судебные инстанции сделали ошибочные выводы о том, что положения Гражданского кодекса РФ, ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ФЗ «О некоммерческих организациях» допускают возможность безвозмездной передачи органами местного самоуправления объектов муниципальной собственности в уставный капитал некоммерческой организации (фонда) в качестве вклада муниципального образования. В соответствии с п. 1 ст. 31 ФЗ «О некоммерческих организациях» органы государственной власти и местного самоуправления могут создавать лишь государственные и муниципальные учреждения и закреплять за ними имущество на праве оперативного управления. Положениями ФЗ от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в той редакции, которая действовала на день издания оспариваемого ненормативного акта, не предусмотрена возможность внесения органами местного самоуправления муниципального имущества в качестве вкладов в некоммерческие организации (фонды). Ссылка судебных инстанций на ст. 69 ФЗ от 6 октября 2021 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», предусматривающую возможность принятия представительными органами муниципального образования решений о создании некоммерческих организаций в форме автономных некоммерческих организаций и фондов, приведена неосновательно, поскольку названная норма вступает в действие с 1 января 2021 г. Поскольку оспариваемое Постановление главы администрации города Костромы не соответствует требованиям п. 1 ст. 118 Гражданского кодекса РФ, п. 1 ст. 31 ФЗ «О некоммерческих организациях» и нарушает права и законные интересы муниципального образования, заявление прокурора Костромской области о признании недействительным этого ненормативного акта подлежит удовлетворению.
В законах, регулирующих деятельность фондов отдельных видов, также предусматриваются определенные ограничения по субъектному составу учредителей фонда. Так, учредителями общественного фонда могут выступать граждане, а также юридические лица, созданные только в форме общественных объединений. Законодательством прямо определено, что учредителями, членами и участниками общественных фондов не могут быть органы государственной власти и органы местного самоуправления. Запрещается участие в благотворительных фондах органов государственной власти и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений.
Фонд может быть создан в результате его учреждения, а также в результате реорганизации существующей некоммерческой организации в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования. В соответствии со ст. 17 ФЗ «О некоммерческих организациях» в фонд может быть преобразовано некоммерческое партнерство, учреждение, автономная некоммерческая организация, ассоциация (союз). При преобразовании некоммерческой организации к вновь возникшей организации переходят права и обязанности реорганизованной некоммерческой организации в соответствии с передаточным актом. Фонд считается созданным или реорганизованным с момента его государственной регистрации в соответствии с Законом о государственной регистрации. Решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) некоммерческой организации принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций, или его территориальным органом. При этом следует иметь в виду, что споры, связанные с регистрацией, отказом в государственной регистрации или ликвидацией фонда, так же, как и других некоммерческих организаций, подсудны судам общей юрисдикции.
Для осуществления предпринимательской деятельности фонды вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них. Также фонды вправе создавать другие некоммерческие организации или участвовать в них в случае, если это совершается в интересах достижения целей, предусмотренных уставом. Законом не предусмотрена возможность участия фонда в других видах коммерческих организаций. Исходя из этого, а также учитывая специальный характер правоспособности фонда, следует сделать вывод о том, что фонд не вправе создавать или участвовать в деятельности товариществ, производственных кооперативов и других видов коммерческих организаций, кроме хозяйственных обществ. Что касается благотворительных фондов, то им запрещено участвовать в хозяйственных обществах совместно с другими лицами.
В связи с тем, что фонды не основаны на членстве, учредители фонда не обязаны участвовать в деятельности организации и имеют возможность участвовать в управлении ее делами только через органы фонда. Кроме того, фонд является собственником своего имущества, на которое у его учредителя (участников) отсутствуют какие-либо права. Учитывая эти факторы, вполне обоснованным представляются предъявляемые законодателем требования о создании попечительского совета, осуществляющего надзор за деятельностью фонда и его должностных лиц.
Фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества. Данная норма закреплена в ст. 118 ГК, но порядок исполнения этой обязанности законом не определен. Представляется, что фонд самостоятельно выбирает способ публикации. Если для этого выбрано печатное издание, то целесообразно учитывать территорию деятельности фонда и помещать информацию в изданиях, распространяемых в соответствующих регионах.
Устав фонда помимо сведений о местонахождении, предмете деятельности и иных сведений, указанных в п. 2 ст. 52 ГК РФ, должен содержать: наименование фонда, включающее слово «фонд», сведения о цели фонда; указания об органах фонда, в том числе о попечительском совете, осуществляющем надзор за деятельностью фонда, о порядке назначения должностных лиц фонда и их освобождения, о месте нахождения фонда, о судьбе имущества фонда в случае его ликвидации.
Устав фонда, в отличие от других некоммерческих организаций, может быть изменен органами фонда только в том случае, если самим уставом предусмотрена возможность его изменения в таком порядке. Если такая возможность не оговорена, изменить устав можно только в случае непредвиденных негативных последствий по заявлению органов фонда или органа, уполномоченного осуществлять надзор за его деятельностью, в суд общей юрисдикции.
Решение о ликвидации фонда также может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц. Данное положение, содержащееся в законе, исключает возможность добровольной ликвидации фонда. Так, в Постановлении Президиума ВАС РФ от 5 ноября 1996 г. N 3682/96 предусмотрено, что в соответствии с п. 2 ст. 119 ГК РФ решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц. Указанная норма исключает возможность добровольной ликвидации фондов и относит решение этого вопроса к компетенции суда. Исходя из смысла п. 2 ст. 61 и п. 1 и 2 ст. 119 ГК РФ, в качестве заинтересованных лиц с заявлением в суд о ликвидации фонда вправе обратиться либо его орган, уполномоченный на то учредительными документами, либо его учредители.
———————————
Вестник ВАС РФ. 1997. N 2.

Рекомендуем прочесть:  Как провести пени по договору аренды бюджетные проводки

Отличия общественной организации от автономной некоммерческой

Если некоммерческая организация осуществляет только основную, уставную деятельность, то она имеет право на льготы при уплате налогов. Вместе с тем это не означает, что некоммерческая организация полностью освобождена от уплаты всех налогов.

Правовая природа АНО схожа с иными типами некоммерческих организаций. Но существуют и определенные отличия.
Его отсутствие характерно для организаций общественной выгоды, преследующих общественно-полезные цели, а не интересы конкретной группы лиц. Это и общественные объединения, фонды, частные учреждения, органы общественной самодеятельности, автономные некоммерческие организации.

В чем отличия между некоммерческими организациями, благотворительными фондами и АНО

К некоммерческим организациям относятся благотворительные фонды и АНО. К некоммерческим организациям относятся организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками. Благотворительным фондом признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая благотворительные цели. Автономной некоммерческой организацией признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная на основе имущественных взносов граждан и (или) юридических лиц в целях предоставления услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры, науки и иных сферах некоммерческой деятельности. Как видно из данных определений, и благотворительный фонд, и АНО имеют много общего (являются унитарными некоммерческими организациями, учреждаются на основе взносов граждан и юр. лиц), а основное различие — это цель создания такой организации. Цель создания благотворительного фонда — благотворительность, а цель создания АНО — предоставление услуг в сферах некоммерческой деятельности.

НО — это сокращение от некоммерческая организация. Например НО СК «Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов» — Некоммерческая организация Ставропольского края «Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов»

Рекомендуем прочесть:  Амнистия 2021 г ст 228

Отличие коммерческих организаций от некоммерческих

В ГК РФ все юридические лица делятся на коммерческие и некоммерческие предприятия. Согласно статистике, на одну единицу последних приходится семь единиц первых. В чем же заключается разница между ними – разберемся сегодня. Тема данной статьи: отличие коммерческих организаций от некоммерческих.

Из всего этого можно сделать вывод, что коммерческое и некоммерческое предприятие работает по одному и тому же принципу. Однако существует целый ряд пунктов, по которым они очень сильно разнятся. Теперь давайте рассмотрим расхождения и узнаем, чем отличается коммерческая организация от некоммерческой.

Отличие фонда от некоммерческой организации

Государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Государственная корпорация создается на основании федерального закона.

— политические общественные объединения – общественное объединение, в уставе которого в числе основных целей закреплены: участие в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления посредством выдвижения кандидатов и организации их предвыборной агитации, участие в организации и деятельности указанных органов;

НКО: их особенности и различия

  • за девять месяцев деятельности доходы НКО не более 45 млн руб. (рассчитываются за год, в котором организация оформляет документы для перехода к УСН);
  • среднесписочная численность работников не больше 100 сотрудников в отчетном периоде;
  • в состав НКО не входят филиалы;
  • остаточная стоимость активов не более 100 млн руб.;
  • отсутствие подакцизной продукции.

Недавно в стандарты бухучета РФ были внесены большие и долгожданные изменения, которые существенно изменили правила отчетности. Эти изменения касаются и бухгалтерской отчетной документации некоммерческих организаций, перешедших на УСН.

Отличия фонда от ассоциации

Ассоциации создаются на основе общности профессиональных интересов (например, ассоциация женщин-предпринимателей России, объединение саморегулируемых организаций оценщиков, национальные футбольные ассоциации). Ассоциация (союз) не отвечает по обязательствам своих членов.

Члены ассоциации (союза) несут субсидиарную ответственность по обязательствам этой ассоциации (союза) в размере и в порядке, предусмотренных уставом (п.4 Закона №7-ФЗ). Важно! Имущество ассоциации (союза) находится у него на праве собственности.

Отличие фонда от ано

Прежде чем приступать к регистрации, учреждение необходимо сформировать фактически и лишь после этого (при формировании требуемого пакета документации) приступают к регистрационному этапу. Учредителями такого типа учреждения выступают физлица и юрлица.

Коллегиальным высшим органом управления АНО является общее собрание учредителей либо другой коллегиальный орган (Правление, Совет и другие формы, в состав которых могут входить учредители, представители учредителей, директор АНО).

Формы собственности организаций какие

В зависимости от того, кто владеет организацией, определяется и форма собственности. Законодательство РФ предусматривает следующие формы собственности: частная, государственная, собственность общественных организаций (объединений) и смешанная.

Рекомендуем прочесть:  За какое количество лет выплачивается компенсация за отпуск при увольнении

Коммерческие организации делятся на три крупные категории: организации, объединяющие отдельных граждан (физических лиц); организации, объединяющие капиталы и государственные унитарные предприятия (рис. 3.4). К первым относятся хозяйственные товарищества и производственные кооперативы. Гражданский кодекс четко разделяет товарищества – объединения лиц, требующие непосредственного участия учредителей в их деятельности, общества – объединения капитала, не требующие такого участия, но предполагающие создание специальных органов управления. Хозяйственные товарищества могут существовать в двух формах: полное товарищество и товарищество на вере (коммандитное).

Отличие ано от фонда

  • Учредительная документация фонда (устав) в трех экземплярах. Устав регистрируемого фонда, помимо основных сведений, должен включать название (непосредственно с использованием слова «фонд»), цели создания организации, информацию об управляющих органах фонда, отражающую порядок назначения на управляющие должности и порядок освобождения от них, о местонахождении регистрируемого фонда. о распределении имущества в случае, если будет запущена процедура ликвидации, Протокол об основании организации (два экземпляра): при наличии двух и более учредителей необходимо оформить как протокол собрания учредителей, при одном учредителе необходимо оформить как решение единственного учредителя.
  • Адрес организации (два экземпляра) – в форме договора аренды с приложением копий свидетельства о праве собственности или гарантийного письма.
  • Данные об учредителях организации (два экземпляра), включая следующую информацию для физического лица — ФИО, адрес регистрации и телефон, для юридического лица — ОГРН, ИНН, полное наименование, адрес местонахождения и телефон.
  • Оригинал и копия квитанции об оплате пошлины.

Если некоммерческая организация осуществляет только основную, уставную деятельность, то она имеет право на льготы при уплате налогов. Вместе с тем это не означает, что некоммерческая организация полностью освобождена от уплаты всех налогов. Ряд существенных налоговых льгот предоставляется некоммерческим организациям федеральным законодательством.

Отличие фонда от некоммерческой организации

Некоммерческие фонды членства не имеют, их могут учреждать юридические и физические лица, которые будут вносит свои добровольные взносы. Эти взносы считаются собственностью фонда. Фонд должен регулярно отчитываться об их использовании перед учредителями.

Основой целью деятельности коммерческих организаций как субъектов гражданского оборота является получение прибыли и распределение полученной прибыли между своими участниками (акционерами, дольщиками, пайщиками, членами).

Фонды как некоммерческие организации (стр

Общественный фонд является одним из видов некоммерческих фондов и представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели (ст. 10 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» ).

Итак, фонд по гражданскому законодательству РФ — не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели (ст. 118 ГК РФ).

Коммерческая и некоммерческая организация отличия

В качестве примера некоммерческих организаций, создаваемых в форме фондов можно привести негосударственные пенсионные фонды, благотворительный фонд охраны дикой природы, фонд защиты прав потребителей, детский фонд, экологический фонд, фонд помощи слепым и слабовидящим детям и взрослым и пр.

Управление акционерным обществом может быть двух- или трехзвенным в зависимости от числа акционеров. При двухзвенном управлении создаются высший орган — общее собрание акционеров — и исполнительный орган, который может быть коллегиальным (правление, дирекция) или единоличным (директор, генеральный директор). Исполнительный орган подотчетен собранию акционеров и осуществляет текущее руководство деятельностью акционерного общества. По решению собрания акционеров исполнительный орган может не создаваться, а его функции могут быть переданы по договору коммерческой организации или индивидуальному предпринимателю (управляющему).

Коммерческие и некоммерческие организации

  • принятие решение (учредителем или общим собранием);
  • уведомление кредиторов (правило для коммерческих организаций);
  • сообщение о прекращении деятельности в СМИ;
  • формирование ликвидационной комиссии, которая занимается распределением имущества;
  • составление ликвидационного баланса;
  • исполнение обязательств перед кредиторами;
  • передача оставшегося имущества учредителям.
  • кооперативы – гаражные, жилищные, строительные, потребительские;
  • общественные объединения – профсоюзы, политические партии;
  • ассоциации, фонды;
  • госучреждения;
  • религиозные общества;
  • казачьи формирования;
  • нотариальные, адвокатские конторы;
  • публично-правовые формирования;
  • некоммерческие автономные объединения;
  • государственные корпорации.

Северный мост

  • Единовременные и/или регулярные взносы учредителей
  • Добровольные выплаты или пожертвования в пользу фонда
  • Выручка от реализации товаров, работ, услуг
  • Доход, получаемый по банковским вкладам, ценным бумагам и из других источников инвестирования.

В обязательном порядке в фонде должен быть создан Попечительский совет. Попечительский совет осуществляет надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами управления решений и обеспечением их исполнения, использованием средств, соблюдением законодательства.

Мария Викторовна
Отвечаем только на юридические вопросы. Задавайте или через формы или в комментариях. Совокупный опыт более 35 лет.
Оцените автора
ЗаконПравит — Консультируем по юридическим вопросам