Материальное положение имущество размер заработной платы иные виды доходов соотношение размера дохода с прожиточным минимумом установленным в регионе

Содержание

Основы политики доходов и заработной платы

Бедность — характеристика экономического положение индивида или социальной группы, при котором они не могут сами обеспечивать себя необходимыми благами. Бедность является относительным понятием и зависит от общего стандарта уровня жизни в данном обществе. Всероссийский центр уровня жизни (ВЦУЖ) недавно завершил уникальное исследование. Эксперты изучили материальное расслоение в обществе, анализируя не только доходы граждан, но и их жилищных условий. Как утверждает директор центра, профессор Вячеслав Бобков, такие официальные данные в России еще ни разу не публиковались.

Таким образом, по величине разрыва в уровне доходов Россия попала в зону повышенного риска. Этот разрыв на 40% связан с различиями в оплате труда, на 7% — с дифференциацией социальных трансфертов и на 53% — с дифференциацией доходов за счёт предпринимательской деятельности, собственности и прочих источников. По официальным данным, средний доход 10% наиболее высокооплачиваемых граждан в 15,1 раз больше среднего дохода 10% наименее обеспеченных.

Материальное положение имущество размер заработной платы иные виды доходов соотношение размера дохода с прожиточным минимумом установленным в регионе

Общий объем доходов страны зависит не только от результатов внутренней производственной деятельности, но также от доходов, полученных из-за рубежа и выплаченных за рубеж. Сумма первичных доходов страны, определенная на основе ВВП, характеризующего объем товаров и услуг, произведенных резидентами данной страны, количественно отличается от объема первичных доходов, полученных резидентами этой страны, на сальдо первичных доходов, полученных из-за границы и переданных за границу Общий объем первичных доходов, полученных резидентами, образует валовой национальный доход — ВНД (до 1993 г. он назывался валовым национальным продуктом — ВНП), а за вычетом износа основных средств — чистый национальный доход — ЧНД (ранее чистый национальный продукт — ЧНП).

Теперь о среднем классе, который, по данным ВЦУЖ, составляет, судя по материальным условиям, лишь 14 процентов от всего населения страны. Это очень мало, именно поэтому гарантом стабильности общества он не стал. Здесь несколько типов семей. Одни имеют относительно высокие среднедушевые доходы (более 7 прожиточных минимумов), но весьма средние жилищные условия (например, без горячей воды и телефона). У других похуже материальное положение (доходы от 2 до 7 прожиточных минимумов), зато хорошие квартиры или индивидуальные дома. В любом случае эти россияне могут удовлетворять многие из возникающих потребностей. Наконец, наиболее обеспеченный класс — богатые граждане. У них все хорошо: и высокие доходы, и отличное жилье. Может быть, есть и не одна квартира или дом. Но таких благополучных россиян, как показали исследования ВЦУЖ, всего 3 процента.

Курсовая Политика доходов и заработная плата

Усиление неравенства в распределении доходов выражается в изменении конфигурации кривой Лоренца в сторону увеличения ее вогнутости по отношению к линии абсолютного равенства.
Коэффициент концентрации доходов (индекс Джини) представляет собой величину отклонения фактического распределения доходов населения от линии их равномерного распределения. Он определяется отношением площади фигуры, образованной кривой Лоренца и линией абсолютного равенства, к площади всего треугольника ОАС. Величина коэффициента может варьировать от нуля до единицы или от нуля до 100%. При этом, чем выше значение показателя, тем более неравномерно распределены доходы в обществе.
Для определения общего направления изменений в распределении доходов используется коэффициент направленности процесса стратификации населения — отношение численности населения с доходами ниже прожиточного минимума к численности населения с доходами выше бюджета высокого достатка в расчете на 1 тыс. человек. Динамика коэффициента стратификации характеризует нарастание или снижение поляризации общества.
В России на долю 20% наименее обеспеченных приходится 6% доходов, а на долю 20% наиболее обеспеченных — 47%. Это соотношение близко к среднему по странам. Аналогично распределены доходы, например, в Великобритании, Эстонии, Киргизии. Более низкое соотношение доли доходов 20% наиболее и наименее обеспеченных людей — в Словакии (12% к 31%), Чехии (10% к 37%), Венгрии (9% к 37%). В ряде развивающихся стран это соотношение намного выше — в ЮАР (3% к 63%), Чили (3% к 61%), Мексике (4% к 51%).
Коэффициент Джини в России составляет 38%, что также находится на среднем уровне. Это ниже, чем в ЮАР (58%), Чили (56%) и Мексике (50%), но выше, чем в Венгрии (17%), Словакии (19%), Чехии (26%), Польше (27%).

ый доход распределяется также на конечное потребление и сбережения.
Корректное исчисление доходов как на микро-, так и макроуровне сопряжено с большими трудностями, поэтому существуют различные относительно простые и более сложные варианты определения доходов. Так, на практике при определении доходов домашних хозяйств часто приходится идти «от обратного», то есть исходить из их расходов и потребления. В системах национальных счетов соответственно используется толкование категория дохода, предложенное английским экономистом Дж. Хиксом, в соответствии, с которым доход рассматривается как максимальная сумма денег, которую можно израсходовать на покупку потребительских товаров и услуг, не становясь при этом беднее, то есть, не уменьшая своего накопленного богатства и не принимая на себя никаких финансовых обязательств.
В советский период доходы населения полностью определялись заработной платой, пенсиями и пособиями, выплачиваемыми государственными организациями и ведомствами. С переходом к рынку число различных видов доходов населения значительно увеличилось, а их размеры доходов в большей степени стали определяться трудовой и экономической активностью, инициативой людей, то есть, в конечном счете, их адаптацией к новым экономическим условиям.
Денежные доходы населения включают оплату по труду всех категорий населения, пенсии, пособия, стипендии и другие социальные трансферты, доходы от собственности в виде процентов по вкладам, ценным бумагам, дивидендов, доходы лиц, занятых предпринимательской деятельностью, а также ссуды, доходы от продажи иностранной валюты и другие доходы. Денежные доходы за вычетом налогов, обязательных платежей и взносов представляют собой располагаемые денежные доходы населения.
Доход, учитывающий все виды денежных и натуральных поступлений, называют также совокупным доходом.
Совокупный доход домашних хозяйств создается за счет участия членов домашнего хозяйства в производственной деятельности, включая вторичную занятость, самозанятость (включая индивидуально – трудовую и предпринимательскую деятельность, ведение личного подсобного хозяйства), доходов от собственности, а также текущих трансфертов в денежной и натуральной форме. Доходы от личных подсобных хозяйств также должны учитываться не только по стоимости реализованной продукции, но и продукции в натуральной форме, идущей на личное потребление.
Располагаемый доход домашних хозяйств определяется как доход, полученный домашними хозяйствами от производственной деятельности, от собственности, а также в результате перераспределительных операций: добавлением полученных субсидий на производство и импорт текущих трансфертов (кроме социальных трансфертов в натуре), и вычитанием выплаченных налогов на производство и импорт и текущих трансфертов (включая текущие налоги на доходы и богатство). Располагаемый доход является источником для конечного потребления товаров и услуг и сбережений. Реально располагаемый доход – это располагаемый доход, скорректированный в соответствии с уровнем инфляции. В отдельных случаях выделяют скорректированный располагаемый доход как доход, исчисленный после добавления социальных трансфертов в натуре.
В последнее время используется также термин «располагаемые ресурсы домашнего хозяйства». Они исчисляются как сумма валовых доходов домашних хозяйств, включающая наряду с денежными средствами условно исчисленную стоимость потребленной продукции собственного производства и натуральных трансфертов, а также привлеченных накопленных ранее средств, сумм и кредитов (в размерах, обеспечивающих расходы домашних хозяйств в течение учетного периода обследования). В системах национальных счетов используется также подразделение доходов на факторные (определяемые факторами производства: доход от затрат труда, от собственности и капитала, от самозанятости с использованием труда и капитала) и нефакторные (все прочие виды доходы).
Важную статью доходов населения составляют трансферты или денежные выплаты, не связанные с оплатой труда, товаров и услуг. Иначе говоря, трансферты – это операции, при которых товары, услуги или денежные средства предоставляются в одностороннем порядке без получения какого – либо эквивалента взамен. Социальные трансферты в натуре состоят из товаров и нерыночных услуг, предоставляемых конкретным домашним хозяйством из федерального и местных бюджетов и общественных организаций бесплатно.
Покупательная способность денежных доходов населения отражает потенциальные возможности населения по приобретению товаров и услуг и выражается через товарный эквивалент среднедушевых денежных доходов населения с величиной прожиточного минимума.
1.3. Потребительский бюджет
Потребительский бюджет — это перечень конкретных расходов, производимых домохозяйствами для удовлетворения основных физиологических, социальных и духовных потребностей, в натуральном и денежном выражениях. Например, в повседневной жизни потребительские бюджеты можно использовать для:
— оценки достигнутого и прогнозируемого уровня жизни,
— подготовки и реализации мероприятий с целью улучшения уровня жизни населения,
— оценки реальных доходов населения, его покупательной способности, экономического положения отдельных социальных групп.
Потребительские бюджеты отличаются степенью удовлетворения основных физиологических, социальных и духовных потребностей человека. Система потребительских бюджетов формируется на основе ограниченного количества типовых бюджетов, обеспечивающих различный уровень удовлетворения потребностей. В качестве основополагающих бюджетов выделяют:
— прожиточный минимум,
— минимальный потребительский бюджет,
— бюджет высокого достатка.
Перечисленные составляющие расположены в порядке увеличения степени удовлетворения потребностей человека. Прожиточный минимум характеризует минимально допустимые границы потребления важнейших материальных благ и услуг (продукты питания, предметы гигиены, жилищно-коммунальные услуги и т.п.). Минимальный потребительский бюджет удовлетворяет основные материальные и духовные потребности человека, необходимые для восстановления сил человека, поддержания активного физического состояния и простого воспроизводства. Бюджет высокого достатка обеспечивает более высокий уровень потребления, рассчитанный на расширенное воспроизводство и достаточное удовлетворение потребностей человека.
Бюджеты всех типов строятся на основе одних и тех же статей расходов, которые отличаются различной наполняемостью. Это можно проиллюстрировать на примере следующих статей потребительского бюджета.
Питание. Бюджет прожиточного минимума предполагает покупку основных продуктов питания в соответствии с минимальными нормами потребления. Минимальный потребительски бюджет позволяет совершать покупки основных продуктов питания, возможность самообеспечения за счет приусадебного хозяйства и питания в столовой. В то же время бюджет высокого достатка предполагает покупку разнообразных продуктов питания, питание вне дома, в ресторанах, кафе.
Непродовольственные товары. При бюджете прожиточного минимума возможна покупка предметов гардероба, хозяйственного обихода, мебели лишь в соответствии с необходимыми потребностями (с учетом физического износа). Минимальный потребительский бюджет предполагает покупку предметов гардероба, хозяйственного обихода, мебели в соответствии с минимальными социальными потребностями (с учетом морального износа), а также пользование бытовыми услугами по восстановлению имущества (химчистка, прачечная). Бюджет же высокого достатка позволяет совершать покупки предметов гардероба, хозяйственного обихода, мебели, оборудования жилья, художественных изделий и ювелирных предметов, а также пользоваться услугами по восстановлению имущества (химчистка, прачечная, уборка помещений, ремонт имущества).
Жилье. В то время как бюджет прожиточного минимума позволяет лишь совершать оплату жилищно-коммунальных услуг на уровне минимальных социальных стандартов, минимальный потребительский бюджет позволяет кроме оплаты жилищно-коммунальных услуг производить ремонт жилья. Бюджет же высокого достатка подразумевает не только оплачивать жилищно-коммунальные услуги, и ремонтировать уже имеющееся жилье, но и покупать квартиры, недвижимость, заниматься постройкой загородного жилья.
Расходы на обязательные платежи и взносы также учитываются при расчете различных уровне потребительских бюджетов. Для бюджета прожиточного минимума это подоходные налоги трудоспособного населения. При минимальном потребительском бюджете к ним добавляются налоги на недвижимость, находящуюся в личном пользовании. В бюджете высокого достатка кроме вышеперечисленных платежей есть транспортный налог, оплата услуг страхования и т.д.
Предметы длительного пользования (например, верхняя одежда, бытовые приборы, жилье и т.п.) учитываются в составе потребительского бюджета с учетом срока износа или срока пользования. Например, срок износа пальто зимнего составляет 5 лет, т.е. в годовой величине потребительского бюджета учитывается 1/5 часть от стоимости пальто, а в месячной величине потребительского бюджета — 1/12 часть от годовой стоимости.
Система потребительских бюджетов позволяет выделить группы населения, качественно отличающиеся по уровню текущего потребления:
— малообеспеченные: с денежными доходами ниже прожиточного минимума,- низкообеспеченные: с денежными доходами от прожиточного минимума до минимального потребительского бюджета,
— относительно обеспеченные: с денежными доходами от минимального потребительского бюджета до бюджета высокого достатка;
— состоятельные и богатые: с денежными доходами выше бюджета высокого достатка.
На основе практических расчетов специалистами Всероссийского центра уровня жизни определены примерные соотношения между бюджетами различных типов. Так, минимальный потребительский бюджет превышает прожиточный минимум примерно в 2 раза, а бюджет высокого достатка — примерно в 5-6 раз. Вся система потребительских бюджетов разрабатывается во Всероссийском центре уровня жизни (г. Москва), а величина прожиточного минимума для региона рассчитывается и устанавливается органами исполнительной власти на основе нормативно-правовой базы. Здесь основополагающим документом является Федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации». В целом прожиточный минимум по РФ предназначен для:
— оценки уровня жизни населения,
— обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсий (Правительством РФ поставлена задача поэтапного повышения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума),
— формирования федерального бюджета.
В субъектах Федерации прожиточный минимум, наряду с функциями оценки уровня жизни населения и формирования бюджетов субъектов, выполняет роль критерия для оказания необходимой государственной социальной помощи.
Таким образом, прожиточный минимум, с одной стороны, является минимальным социальным стандартом (нижней ступенью в системе потребительских бюджетов), а с другой стороны, эффективным инструментом оценки уровня жизни населения. Хотелось бы отметить, что представление о приемлемом уровне удовлетворения материальных, культурных и других потребностей людей складывается под влиянием многих факторов. Поэтому состав прожиточного минимума не может не зависеть от различных социально-экономических условий конкретной страны и не отражать реалий современности. По мере увеличения темпов экономического роста прожиточный минимум как минимальный социальный стандарт будет включать более широкий спектр товаров и услуг, позволяющий удовлетворять потребности человека на более высоком уровне.
Кроме того, существует рациональный потребительский бюджет. Он является тем эталоном, сопоставление с которым текущих доходов и потребления позволяет наметить конкретные экономические мероприятия, обеспечивающие полное и всестороннее удовлетворение потребностей населения.
В политике доходов и заработной платы важное место занимают также индикаторы, характеризующие их дифференциацию.
Дифференциация доходов и заработной платы позволяет оценить происходящие социальные изменения, уровень социальной напряженности и определить характер политики доходов и заработной платы.
Индикаторами дифференциации доходов и заработной платы являются:
— распределение населения по уровню среднедушевых доходов — показатель удельного веса или процента населения в тех или иных заданных интервалах среднедушевых денежных доходов;
— распределение общего объема денежных доходов по различным группам населения — показатель (в процентах) доли общего объема денежных доходов, которой обладает каждая из 20%-ных (10%-ных) групп населения;
— децильный коэффициент дифференциации доходов — соотношение среднедушевых денежных доходов, выше и ниже которых находятся десятые доли наиболее и наименее обеспеченного населения;
— коэффициент дифференциации доходов населения по субъектам Федерации — соотношение наибольшего и наименьшего уровня среднедушевых доходов в субъектах Федерации;
— коэффициент дифференциации заработной платы — соотношение наибольшего и наименьшего уровней заработной платы между отраслями, регионами, профессиями, внутри отраслей и предприятий и т.д.
Одними из наиболее распространенных индикаторов дифференциации доходов являются также коэффициент концентрации доходов (индекс Джини) и кривая Лоренца, позволяющие судить о степени удаления от состояния равенства в распределении доходов. Расчет индекса Джини связан с кривой Лоренца.
График неравенства доходов (кривая Лоренца) изображен на рис. 1.
Прямая линия ОА называется линией абсолютного равенства распределения доходов. Она отражает ситуацию, когда 20% людей принадлежат 20% доходов, 40% людей — 40% доходов и т.д. Кривая ОВ показывает долевое распределение доходов по группам семей в действительности.
Рисунок 1

Рекомендуем прочесть:  Если у пенсионера квартира и жилой дом исчисляется ли налог

Соотношение семейного дохода, уровня жизни и прожиточного минимума

Более глубокой характеристикой уровня и качества жизни населения считаются коэффициенты дифференциации доходов, устанавливающие размер превышения денежных доходов высокодоходных групп по сравнению с низкодоходными группами населения.

Количественные показатели уровня и качества жизни наиболее очевидны. Прежде всего это ВНП, или национальный доход на душу населения, уровень дохода и его распределение в обществе, уровень потребления различных материальных благ и услуг по классам товаров, уровень занятости и т.п.

Политика доходов и заработной платы (стр

Налоги оказывают большое влияние на располагаемые доходы населения. Особенность российской системы налогообложения — преимущественное налогообложение предприятий, а не физических лиц. С точки зрения формирования располагаемых доходов у населения налоги оказывают прямое воздействие через подоходный налог, налог на имущество, наследство и т. д. Косвенное воздействие — через налоги, выплачиваемые предприятием с фонда заработной платы.

Наряду с заработной платой на предприятиях все большее значение приобретает регулирование других видов доходов в денежной и натуральной формах. Это материальная помощь, социальные выплаты, доходы от собственности, доходы от капитала и другие.

Политика доходов и заработной платы

Бедность — характеристика экономического положение индивида или социальной группы, при котором они не могут сами обеспечивать себя необходимыми благами. Бедность является относительным понятием и зависит от общего стандарта уровня жизни в данном обществе. Всероссийский центр уровня жизни (ВЦУЖ) недавно завершил уникальное исследование. Эксперты изучили материальное расслоение в обществе, анализируя не только доходы граждан, но и их жилищных условий [18].

Главное, однако, заключается не в количественных различиях. Национальный доход — это показатель доходов и представляет собой сумму первичных доходов всех секторов экономики, тогда как валовая добавленная стоимость и ВВП рассматриваются как показатели производства. Названия «валовой национальный доход» и «чистый национальный доход» лучше отражают существо этих показателей, связанных с категорией дохода, а не с производством продукта.

Рекомендуем прочесть:  Как получить сертификат вместо земли многодетным в югре

Потребительская корзина и прожиточный минимум как методы государственного регулирования индивидуальных доходов в различных странах

С развитием общества и возникновением современных социально- экономических институтов эволюционировала и система статистических оценок уровня жизни, всё дальше уходя от чисто физиологических нужд в область удовлетворения широкого спектра новых потребностей населения. Качественный скачок в повышении численности населения, изменение социально- демографического профиля планеты в купе с резким увеличением производительности труда и образованностью людей привело к возникновению в конце XIХ – начале XX совершенно новых потребностей в оценке социально-бытовых условий жизни [2].

Различия в уровне доходов на душу населения или на одного занятого называются дифференциацией доходов, для количественной оценки которой применяются различные показатели. Степень неравенства доходов отражает кривая Лоренца [2], показывающая, какой долей совокупного дохода располагает то или иное количество (в процентах от общего числа) семей.

Прожиточный минимум и реальная заработная плата

Что касается перечня товаров, по которым целесообразна компенсация ценового роста, то в него, как представляется, надлежит включать набор основных продуктов питания и весь набор предметов повседневного спроса со сроком пользования до года (удорожание же товаров с большим сроком пользования, дорогостоящих предметов ограниченного спроса, равно как и алкоголя, не должно приниматься во внимание при определении ее размеров). Компенсация повышения цен на товары указанного перечня желательна для всех категорий населения с доходом ниже избыточного и в равной степени (т.е. в размере удорожания данного набора).

* каждому трудящемуся проанализировать свои возможности повышения производительности труда для выявления резервов дальнейшего роста ее уровня, поскольку повышение эффективности труда в рыночных условиях является главным источником сре.

Среднедушевой доход – как рассчитать с учетом прожиточного минимума, чтобы узнать о своем праве на получение пособий

Приведем пример расчета для семьи из четырех человек, в которой работают два супруга, есть один ребенок и один пенсионер. Зарплата за три предшествующих месяца составляет 45000 у мужа, 30000 у жены, пенсия – 18600 рублей. Общий доход семьи: 45000+30000+18600= 93600 рублей. На одного в месяц составляет: 93600:3:4=7800 руб. Прожиточный минимум равен 9516 руб. Предельная сумма среднедушевого дохода: 9516×1,5=14274 рубля. Семья обладает правом на все виды помощи, поскольку средний доход меньше прожиточного минимума, даже без учета предельной величины.

Нововведение касается первого ребенка: семья, имеющая малый доход, в течение полуторалетнего периода сможет получать помощь, сумма которой будет устанавливаться в зависимости от минимального прожиточного уровня, определенного для детей во втором квартале предыдущего года. Пособие планируется увеличивать в пропорциональном соотношении с ростом прожиточного минимума. Если законопроект утвердят, пособие на детей будет составлять около 10000 руб, а для воспитывающихся одиноким родителем – 15 тысяч.

Структура индикаторов уровня и качества жизни

Коэффициент концентрации доходов (индекс Джини) представляет собой величину отклонения фактического распределения доходов на­селения от линии их равномерного распределения. Он определяется отношением площади фигуры, образованной кривой Лоренца и ли­нией абсолютного равенства, к площади всего треугольника ОАС. Ве­личина коэффициента может варьировать от нуля до единицы или от нуля до 100%. При этом чем выше значение показателя, тем более неравномерно распределены доходы в обществе.

Уровень удовлетворения потребностей в услугах школьного об­разования характеризуется с помощью данных о доле детей школьного возраста, посещающих школы, численности учащихся в платных и бесплатных школах и обучающихся за границей. Важно учитывать также техническое состояние и благоустройство учебных заведений, уровень образования преподавательского состава.

Работа: Уровень заработной платы и доходов населения

Ст ремление к м акси мизации своего дохода диктует экономическую логику поведения любому рыночному субъекту. Доход является конечной целью действий каж дого активного участника рыночной экономики, объективн ым и мощным сти мулом его повседневной деятельности.

По таблице мы видим, что заработная плата населения в среднем по трем годам увеличивается (метод укрупнения периодов). А по методу скользящей средней можно сделать вывод, что заработная плата населения за три года увеличивалась и этот процесс имеет место и в настоящее время.

Рекомендуем прочесть:  Льготы для участников ликвидации чернобыльской аэс в самаре

Соотношение минимального размера оплаты труда с прожиточным минимумом

1 НАУКОЁМКИЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. Переславль-Залесский, 2021 М. В. Вахромеева Соотношение минимального размера оплаты труда с прожиточным минимумом Научный руководитель: М. С. Токсанбаева Аннотация. В данной статье был осуществлен анализ соотношения минимального размера оплаты труда с прожиточным минимумом. Согласно международным стандартам МОТ минимальный размер оплаты труда не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека. Выполненные расчеты позволяют определить выполняется ли Трудовой кодекс в том плане, что минимальный размер оплаты труда должен быть не ниже прожиточного минимума трудоспособного человека. Ключевые слова и фразы: прожиточный минимум, минимальный размер оплаты труда, заработная плата. Введение Минимальная заработная плата законодательно устанавливается во многих странах, в том числе в Российской Федерации. Это связано с тем, что она является одним из элементов социальной защиты работников, способствуя стабилизации их уровня жизни и оказывая поддержку малооплачиваемой части занятых [1]. Согласно международным стандартам минимальная заработная плата должна обеспечивать восстановление трудоспособности работника на минимально необходимом уровне. В нашей стране эту функцию выполняет минимальный размер оплаты труда (МРОТ), который может гарантировать этот уровень, если МРОТ не опускается ниже прожиточного минимума трудоспособного человека (ПМ). Такое требование закреплено в Трудовом кодексе Российской Федерации (ТК). Цель данного исследования определить, выполняется ли Трудовой Кодекс в том плане, что минимальный размер оплаты труда должен быть не ниже ПМ трудоспособного человека. Чтобы реализовать эту цель, нужно решить следующие задачи: выяснить, какие выплаты входят в МРОТ; уточнить, не менялся ли состав этих выплат; рассчитать соотношение МРОТ с ПМ;

7 Соотношение МРОТ с прожиточным минимумом 7 МРОТ по скорректированной в 2021 г. методике обозначим как МРОТоф (официальный), а МРОТ без корректировки как МРОТр (реальный). По данным табл. 1, МРОТ составляет 47,6% от МРО- Тоф, а потому может быть рассчитан по следующей формуле: МРОТр = МРОТоф * 0,476 По этой формуле мы произвели пересчет официальной минимальной оплаты труда в гг. и соотнесли ее с прожиточным минимумом трудоспособного человека за те же годы. Исходные данные и результаты расчетов представлены в табл. 2. Таблица 2. Официальный и реальный минимальный размер оплаты труда в РФ в гг. Годы МРОТоф, руб МРОТр, руб ПМ, руб МРОТр к ПМ, % , , ,34 В соответствии с пересчетом динамика соотношения МРОТ с ПМ в 2021 /2021 гг. приобрела иную траекторию (рис. 2). Рис. 2 показывает, что в 2021 /2021 гг. минимальная оплата труда, определенная по сопоставимой методике, значительно сблизилась с прожиточным минимумом, но не так сильно, как по новой методике. Пока она не доходит даже до половины ПМ, то есть по-прежнему не соответствует требованиям Трудового кодекса и рекомендациям МОТ. Более того, в 2021 г. произошло снижение покупательной способности МРОТ, так как его номинальная величина не пересматривалась (табл. 2), тогда как инфляция никуда не делась. 2. Последствия изменения методики расчета МРОТ Поправки в ТК лишили определение МРОТ четкой методической основы. До принятия федерального закона 54-ФЗ от минимальный размер оплаты труда был идентичен тарифной ставке 1- го разряда или минимальному окладу (должностному окладу). При включении нормы о том, что в величину минимального размера оплаты труда включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты, МРОТ перестает быть связанным с тарифной ставкой

Доходы населения и социальная политика государства 3

Другим направлением деятельности по социальной поддержке являются государственные программы по созданию новых рабочих мест, повышению квалификации или переквалификации трудящихся. Такая социальная политика соответствует решению двуединой проблемы – снижения безработицы или обеспечения полной занятости и осуществления структурной перестройки крупных отраслей и сфер хозяйственной деятельности и экономики в целом. Такой опыт накоплен Швецией, где из общих сумм, выделяемых на повышение занятости населения и социальную поддержку безработных, ¾ приходится на активную политику на рынке труда, ¼ — на различного рода выплаты безработным. Эта политика реализуется через коммерческие организации по переподготовке кадров, которые работают на основе договоров с государством и предприятиями.

Важным показателем является заработная плата, которая в феврале 2021 года составила в среднем 11659 рублей и по сравнению с февралем 2021 года возросла на 26,4%. Тем не менее, по-прежнему низким остается МРОТ, который по-прежнему отстает от величины прожиточного минимума.

Будь умным

Таким образом, цель данной работы состоит в том, чтобы выявить сложившиеся к настоящему времени основные проблемы в области регулирования заработной платы и политики доходов и рассмотреть пути их возможного решения.

Так, по статистическим данным (Экономической экспертной группы при Департаменте макроэкономической политики МФ РФ), приведенным в Диаграмме 1, в сентябре реальная заработная плата уменьшилась (по сравнению с июлем) более чем в три раза. Правда, в октябре наблюдалось частичное восстановление реальных доходов населения после их обвала на 23% в сентябре. Среднедушевой денежный доход повысился с 973 руб. в сентябре до 1093 руб. в октябре (т.е. на 12,4%). Таким образом, рост доходов опережал темпы инфляции, что обеспечило рост реальных располагаемых доходов на 7,4% по сравнению с уровнем сентября. Тем не менее, сохраняется значительное отставание реальных располагаемых доходов от соответствующего периода прошлого года. Такое отставание составило 26,9% для октября и 14,0% в целом за десять месяцев.

Московский государственный университет печати

Важным показателем уровня доходов населения является доля заработной платы и социального страхования (отложенной или зарезервированной формы заработной платы на случаи наступления социальных рисков) в ВВП страны. По оценкам Международной организации труда (МОТ) доля заработной платы в развитых странах составляет 50-60% ВВП, а доля социального страхования (пенсионного, медицинского, по безработице и др.) равна 12-25% ВВП, что в совокупности составляет расходы на материальное потребление населения и медицинскую помощь в диапазоне 65-70% ВВП.

Справочно: В международной стандартной классификации расходов на рабочую силу отмечается, что статистическое понимание издержек на рабочую силу включает вознаграждение за выполненную работу, платежи за время оплачиваемое, но не отработанное (отпуска), премии и денежные подарки, на социальное страхование, расходы на питание и тому подобные выплаты, расходы предпринимателя на обеспечение работников жильем, профессиональную подготовку, культурно-бытовое обслуживание и иные цели — такие как транспорт для рабочих, рабочая одежда и наем новых работников, а также налоги, рассматриваемые в качестве издержек на рабочую силу .

Стратегия социально- экономического развития

На субсидированные места трудоустроено 17 человек, относящихся к категории испытывающих трудности в поиске работы: многодетных, одиноких родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей; граждан пенсионного возраста; инвалиды, израсходовано 51,8 тыс. руб. федеральных средств. Трудоустроено 5 инвалидов с компенсацией затрат работодателей по оплате труда.

Ситуация на рынке труда Таловского муниципального района формируется под влиянием следующих основных факторов: демографические ограничения (сокращение численности населения в трудоспособном возрасте) и темпы экономического развития муниципального района. Численность трудовых ресурсов с 2021 года сократилась на 1,2 тыс. человек и в 2021 году составила 24,7 тыс. человек или 59% от общей численности населения района. Основная доля трудовых ресурсов (80%) приходится на занятых в экономике, число которых в 2021 году снизилось до 19,8 тыс. человек против 20,5 тыс. человек в 2021 году.

Мария Викторовна
Отвечаем только на юридические вопросы. Задавайте или через формы или в комментариях. Совокупный опыт более 35 лет.
Оцените автора
ЗаконПравит — Консультируем по юридическим вопросам