Страховые пенсии и пенсии по системе государственного пенсионного обеспечения их соотношение

Содержание

Пенсионная система в РФ

Государственное регулирование, контроль и надзор за формированием и инвестированием пенсионных накоплений в новой пенсионной системе осуществляется Минфином РФ, общественным советом по инвестированию средств пенсионных накоплений, Счетной палатой РФ и аудиторами.

Необходимо отметить, что пока из государственной системы обязательного пенсионного страхования в негосударственные управляющие компании и пенсионные фонды перешла незначительная часть застрахованных граждан.

ТРУДОВЫЕ ПЕНСИИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Система обязательного пенсионного страхования является частью системы обязательного социального страхования. Ст. 39 Конституции РФ содержит важный пункт о поощрении добровольного социального страхования, создания дополнительных форм социального обеспечения и благотворительности. Тем самым государство оказывает поддержку негосударственным формам материального обеспечения людей, т.е. созданию частных пенсионных фондов, личному страхованию. Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» О негосударственных пенсионных фондах: Федеральный закон от 07.05.2021 г. №75-ФЗ (в ред. Федерального закона от 23.07.2021 г. №251-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2021. №19. Ст. 2071. создал правовую основу для развития этого направления социального обеспечения Пенсионное страхование / авт. кол. : В. В. Семенихин, Э.В. Абрамова, Е. В. Акилова и др.; под общ. ред. В. В. Семенихина. М.: Эксмо, 2021. С 6-7..

В настоящее время пенсионное законодательство, рассчитанное на большую часть пенсионеров, существенно обновилось. Приняты Федеральный закон от 17 декабря 2021 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» О трудовых пенсиях в Российской Федерации: Федеральный закон от 17.12.2021 г. №173-ФЗ (в ред. Федерального закона от 02.07.2021 г. №185-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2021. №52 (1 ч.). Ст. 4920. и Федеральный закон от 15 декабря 2021 г. «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации: Федеральный закон от 15.12.2021 г. №166-ФЗ (в ред. Федерального закона от 02.07.2021 г. №185-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2021. №51. Ст. 4831.. Этими Законами сохранено деление пенсий на трудовые, т. е. заработанные, заслуженные длительным трудом, и социальные, которые предоставляются вне связи с трудовой, иной общественно полезной деятельностью определенным категориям нетрудоспособных граждан.

Установление страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению

постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2021 г. № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» (далее – постановление Правительства Российской Федерации от 2 октября 2021 г. № 1015);

В качестве документа, подтверждающего постоянное проживание на территории Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, гражданин вправе представить вид на жительство в качестве документа, подтверждающего его место жительства, гражданин вправе представить вид на жительство с отметкой о месте регистрации по месту жительства

Пенсионная система в России на современном этапе

Индексацию базовых и трудовых (страховых) пенсий предусматривалось осуществлять путем регулярного повышения пенсии в соответствии с ростом цен. Для этого был обоснован порядок, при котором для каждого пенсионера определяется индивидуальный коэффициент, равный соотношению между заработком работника и заработной платой в стране в год его получения.

Практика внедрения персонифицированного учета, осуществляемая Пенсионным фондом в соответствии со статьей 5 Федерального закона 1996 года, показала необходимость внесения изменений и дополнений в Федеральный закон №27-ФЗ.

Страховые пенсии и пенсии по системе государственного пенсионного обеспечения их соотношение

Проверка дохода гарантирует, что только бедные получают пособия; таким образом, выгоды быстро сокращаются по мере роста дохода человека. Тест на изобилие имеет другую цель — сохранить выгоды от рук богатых, таким образом, выгоды сокращаются быстрее, чтобы как бедные, так и люди со средним уровнем дохода получали выгоды.

Непонимание этого вопроса не ограничивается беднейшими странами, поскольку оно широко распространено в Соединенных Штатах. Частные пенсии, в которых используются только государственные облигации, не обеспечивают реальной бюджетной выгоды, не включают в себя ресурсы в продуктивные инвестиции и значительные дополнительные административные издержки. Иногда утверждается, что схемы, основанные на государственном долге, будут стимулировать развитие частных финансовых активов. Фактически, корень частных финансовых активов — это прогресс в частной реальной экономике.

Выплаты страховых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению в Российской Федерации

Порядок оформления пенсии основан на предъявлении следующих документов: паспорт или иной документ, предоставляющий информацию о личности застрахованного лица, о его возрасте, месте проживания и гражданстве; трудовая книжка, раскрывающая информацию о стаже;

2. Закон РФ от 12.02.1993г. N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» // Ведомости СНД РФ и ВС РФ, 1993, N 9, ст. 328

Система государственного пенсионного обеспечения

Пенсии по старости – ежемесячные выплаты из Пенсионного фонда РФ, назначаемые пожизненно в размерах, соизмеримых с прошлым заработком, лицам, которые занимались установленный срок общественно-полезной деятельностью и достигли установленного законом возраста.


Пособие по временной нетрудоспособности 8
Задача 1 14
Задача 2 18
Список источников и литературы 21
Система государственного пенсионного обеспечения
Сегодня Пенсионная система РФ основывается на обязательном социальном страховании и социальной помощи государства.
Огромную роль в новом учёте граждан, делающих взносы в Пенсионный Фонд, сыграло внедрение индивидуального (персонифицированного) счёта. Теперь вместе с существующим учётом предприятий, учреждений и компаний, Пенсионный Фонд РФ может учитывать каждое застрахованное лицо.
Большим плюсом стало, что при выходе на пенсию среднемесячный заработок гражданина устанавливается за счёт персонифицированного счёта.
Также нужно отметить внедрение страхового стажа, т.е. теперь ваша пенсия напрямую зависит от количества проработанных лет и уплаты страховых взносов соответственно.
Государственное пенсионное обеспечение — это назначение и выплата пенсий военнослужащим, инвалидам, участникам ВОВ, гражданам, которые пострадали от техногенной или радиационной катастрофы, государственным служащим. Этот вид пенсий выплачивается из федерального бюджета России.
Пенсионное обеспечение государственного служащего.
Регулирование вопроса, связанного с прохождением государственной гражданской службы проходит в соответствии с Федеральным законом от 27.07.04 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ», в котором сказано, что гос служащим предоставляется государственное пенсионное обеспечение, которое относится к основным видам государственных гарантий, предоставляемых категории граждан в целях обеспечения их правовой и социальной защищённости, повышения мотивации исполнения ими своих должностных обязанностей, укрепления стабильности профессионального состава кадров гражданской службы, и в порядке компенсации ограничений (в т.ч. экономического и политического характера), установленных законодательством РФ.
Пенсионное обеспечение инвалидов. Трудовая пенсия по инвалидности назначается при ограничениях способности к трудовой деятельности III, II и I степени. Инвалидность (группа, причина, время наступления) устанавливается МСЭК. Порядок, срок и причину инвалидности определяет Государственная Служба медико-социальной Экспертизы и утверждаются Правительством РФ. Трудовая пенсия по инвалидности будет установлена независимо от страхового/ трудового стажа, дальнейшего продолжения трудовой деятельности, а так же периода наступления инвалидности. Лицу, не достигшему 18 лет, устанавливается категория ребёнок- инвалид.
Негосударственное пенсионное обеспечение. Негосударственный пенсионный фонд (НПФ) — это некоммерческая организация, целью которой являются услуги социального обеспечения граждан. У негосударственного пенсионного Фонда есть разработанные условия, на которых и обслуживаются участники, заключившие договор. Негосударственный Фонд накапливает пенсионные поступления граждан, постоянно осведомляет своих вкладчиков о состоянии их пенсионных счётов и осуществляет выплаты негосударственных пенсий.
Негосударственный пенсионный фонд- это и есть наше дополнительное пенсионное обеспечение, возможнос ть самим устанавливать размер своей пенсии и способ получения в старости хорошей надбавки к общей трудовой пенсии.
Существует достаточное количество проблем на рынке негосударственного пенсионного обеспечения. Во-первых, это отсутствие информации о деятельности подобных организаций и недоверие граждан к долгосрочным накопительным фондам. Сегодня, лишь 5% опрошенных готовы заключить договор негосударственного пенсионного обеспечения. Можно также назвать отсутствие сформированного рынка и то, что не существует профессиональной системы подготовки кадров для негосударственных пенсионных компаний. Наше правительство достаточно часто вносит поправки в закон пенсионного обеспечения и потому негосударственным фондам приходится менять свои стратегии.
До 2021 года пенсионная система в России являлась распределительной и была полностью основана на принципе солидарности поколений. Это значит, что пенсии пенсионерам выплачивали за счет перечисленных взносов работающих граждан.
Распределительная система наиболее эффективна, когда на одного пенсионера приходиться не менее трех работающих граждан. При соотношении один к двум система становится финансово неустойчивой. К 2021 году в России эта пропорция, по данным Бюро Экономического анализа, составляла 1,37. Естественно, это негативно сказывалось на качестве жизни пенсионеров.
Реформирование пенсионной системы было вызвано рядом недостатков ранее действовавшей системы. Это низкий размер пенсий, малый учет вклада тех, кто много зарабатывает и делает большие пенсионные взносы, сложность и запутанность пенсионного законодательства и невозможность заранее рассчитать каждому свою пенсию.
С вступлением в силу в 2021 году Федеральных законов: №173-ФЗ от 17.12.2021г. «О трудовых пенсиях в РФ»; №167-ФЗ от 15.12.2021г. «Об обязательном пенсионном страховании» и №111-ФЗ от 24.07.2021г. «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ» в стране был запущен механизм пенсионной реформы.
Пенсионная реформа направлена на изменение существующей распределительной системы начисления пенсий, дополняя её накопительной частью и персонифицированным учетом страховых обязательств государства перед каждым гражданином.
Основной задачей пенсионной реформы является достижение долгосрочной финансовой сбалансированности пенсионной системы, повышение уровня пенсионного обеспечения граждан и формирование стабильного источника для дополнительных доходов в социальную систему.
Суть пенсионной реформы заключается в коренном изменении взаимоотношений между работником и работодателем: в повышении ответственности работодателя за уплату страховых взносов за каждого работника. Существовавшая ранее система назначения пенсий не давала работнику возможности заработать нормальную пенсию, она лишь перераспределяла средства между группами с различным уровнем доходов и из одних регионов в другие. Тогда как новая пенсионная модель в значительно большей мере является страховой и учитывает пенсионные права граждан в зависимости от размеров их зарплат и уплачиваемых пенсионных взносов.
Пенсия формируется за счет отчислений работодателя, которые производятся им на протяжении всей трудовой деятельности застрахованных лиц в виде налогов. За каждого работающего гражданина работодатель уплачивает страховые взносы в ПФР. В 2021 году тариф страхового взноса, отчисляемого в ПФР составит 20%. В период 2021-2021 гг. тариф составит 26%.
Согласно новому пенсионному законодательству трудовая пенсия состоит из двух частей: страховой и накопительной. При этом страховая часть формируется за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователем за застрахованных лиц на финансирование страховой части трудовой пенсии, накопительная — за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователями за застрахованных лиц на накопительную часть трудовой пенсии и дохода от их инвестирования. (Порядок инвестирования средств пенсионных накоплений и передачи этих средств в негосударственные пенсионные фонды урегулирован положениями федеральных законов №111-ФЗ от 24.07.2021 г. «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» и № 75-ФЗ от 07.05.2021 «О негосударственных пенсионных фондах»).
Страховая часть (СЧ) — зависит от трудового стажа, размера зарплаты и страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (далее — ПФР), перечисленных за застрахованное лицо. Она получает денежное выражение с момента получения права застрахованного лица на пенсию. До этого все отчисления, предназначенные на страховую часть, закрепляются в виде обязательств государства на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц.
Накопительная часть (НЧ) — зависит от суммы страховых взносов, уплаченных страхователем на накопительную часть трудовой пенсии и дохода от инвестирования этой части. Учитывается на индивидуальных лицевых счетах работников.
Государство предоставляет возможность застрахованным лицам принять участие в управлении накопительной частью путем выбора финансового института, занимающегося инвестированием этой части пенсии. Благодаря этому процессу у граждан появляется возможность распоряжения своими финансовыми накоплениями, что позволяет реально влиять на увеличение размера своей будущей пенсии.
В накопительной системе с начала пенсионной реформы не участвовали мужчины 1952 года рождения и старше, а так же женщины 1957 года рождения и старше (те, кто должен был выйти на пенсию в течение 10 лет после начала реформы).
Федеральным законом от 20.07.2021 года № 70-ФЗ « О внесении изменений в главу 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов РФ» был изменен возрастной состав лиц, имеющих право на формирование накопительной части трудовой пенсии. Таким образом: с 01 января 2021г. у мужчин с 1953 по 1966 года рождения и женщин с 1957 по 1966 г. рождения перестала формироваться накопительная часть пенсии. Три года: 2021, 2021, 2021 у этой категории людей отчисления в ПФР распределялись следующим образом: 2% — на накопительную часть, 12% на страховую часть, 6% — на базовую часть. С 01.01.2021 года у этой категории граждан отчисления в ПФР распределяются следующим образом: 20% — на страховую часть.
Данные изменения были обусловлены тем, что лица старше 1967 года рождения не приобретут достаточных накоплений, учитывая сравнительно небольшой период до момента их выхода на пенсию, а также незначительный размер отчислений на финансирование накопительной части трудовой пенсии. При этом за данной возрастной категорией застрахованных лиц сохранилось право распоряжаться средствами пенсионных накоплений, сформированными в период с 2021 по 2021 годы, т.е. выбрать УК, НПФ, перейти из одного НПФ в другой НПФ, а также перейти из НПФ в ПФР.
Пособие по временной нетрудоспособности
Федеральным законом от 24 июля 2021 г. N 213-Ф3 внесено большое количество изменений в расчет пособий на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Как и прежде пособие за первые два дня временной нетрудоспособности выплачивается за счет средств страхователя, а за остальной период, начиная с 3-го дня временной нетрудоспособности за счет средств ФСС РФ.
Данное правило расчет пособия с 1 января 2021 года применяется ко всем организациям, в том числе и к организациям, применяющих специальные налоговые режим (УСНО, ЕНВД, ЕСХН).
Больничный оплачивается за счет средств ФСС с его первого дня в случае:
1) утраты трудоспособности вследствие заболевания или травмы, в том числе в связи с операцией по искусственному прерыванию беременности или осуществлением экстракорпорального оплодотворения;
2) необходимости осуществления ухода за больным членом семьи;
3) карантина застрахованного лица, а также карантина ребенка в возрасте до 7 лет, посещающего дошкольное образовательное учреждение, или другого члена семьи, признанного в установленном порядке недееспособным;
4) осуществления протезирования по медицинским показаниям в стационарном специализированном учреждении;
5) долечивания в установленном порядке в санаторно-курортных учреждениях, расположенных на территории Российской Федерации, непосредственно после стационарного лечения.
Пособие по временной нетрудоспособности выплачивается сотрудникам, работающим по трудовым договорам, а так же уволенным работникам, в случае наступления нетрудоспособности в течение 30 календарных дней после расторжения трудового договора (в этом случае пособие вне зависимости от стажа выплачивается в размере 60%).
Пособие по временной нетрудоспособности назначается, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня восстановления трудоспособности.
В случае если сотрудник работает по трудовому договору в нескольких организациях, пособие выплачивается по каждому месту работы.
Влияние страхового стажа на сумму больничного.
Страховой стаж — суммарная продолжительность времени уплаты страховых взносов и (или) налогов.
В зависимости от продолжительности страхового стажа пособие выплачивается:
— страховой стаж 8 лет и более — 100%
— страховой стаж от 5 до 8 лет — 80 %
— страховой стаж от полугода до 5 лет — 60 %
— страховой стаж менее полугода — пособие, выплачивается в размере, не превышающем МРОТ за полный календарный месяц. В районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, в размере, не превышающем минимального размера оплаты труда с учетом этих коэффициентов.
Средний заработок для расчета пособия по временной нетрудоспособности.
Пособие рассчитывается исходя из среднего заработка, рассчитанного за последние 12 месяцев работы. Если непосредственно до наступления нетрудоспособности сотрудник не имел периода работы в связи с временной нетрудоспособностью, отпуском по беременности по родам, отпуском по уходу за ребенком, пособие должно исчисляться исходя из среднего заработка работника, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев работы, предшествующих месяцу наступления предыдущего страхового случая.
Нововведением Федерального закона 213-ФЗ является то, что при исчислении среднего дневного заработка в расчет включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу работника, которые включаются в базу для начисления страховых взносов в ФСС РФ. Соответственно в расчет будут включены и суммы начислений, выплачиваемых из прибыли организаций оставшейся после уплаты налога на прибыль.
В соответствии с пунктом 7 Федерального закона 255-ФЗ от 26.12.2021 (в ред. 24.07.2021) и постановлением Правительства РФ от 15 июня 2021 г. N 375 из расчета среднего заработка по-прежнему исключаются все начисления, рассчитанные исходя из среднего заработка.
Средний дневной заработок для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, определяется путем деления суммы начисленного заработка за период на число календарных дней, приходящихся на период, за который учитывается заработная плата.
Максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности
В соответствии со статьей 14 п 3.1 средний дневной заработок, из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, не может превышать средний дневной заработок, определяемый путем деления предельной величины базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации на день наступления страхового случая, на 365
В 2021 году это 415 000 / 365, т.е. 1136,99.
На максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности не влияют районные коэффициенты.
После того как рассчитали средний дневной заработок с учетом ограничения в 1136,99 в день рассчитывается пособие по временной нетрудоспособности путем умножения среднедневного заработка на количество дней нетрудоспособности и на размер процента выплаты среднего заработка в зависимости от стажа.
Алгоритм расчета пособия исходя из среднего заработка.
1) Определяется средний дневной заработок работника по данным за последние 12 календарных месяцев предшествующих месяцу наступления нетрудоспособности;
Для этого:
А) Определяем расчетный период
Б) Определяем сумму учитываемых при расчете заработка начислений
В) Определяем количество календарных дней, приходящихся на период, за который учитываются начисления
2) Полученную сумму сравниваем с 1136,99
3) Меньшую из сумм умножаем на процент выплаты пособия рассчитываемый исходя из Стажа
4) Определяется сумму к выплате путем умножения среднедневного заработка, рассчитанного с учетом всех ограничений на количество дней нетрудоспособности
Пример расчет пособия по временной нетрудоспособности в 2021 году исходя из среднего заработка.
Период заболевания с 15 января по 24 января.
Страховой стаж работника 6 лет, соответственно пособие выплачивается в размере 80% от среднего заработка.
Расчет среднего заработка:
Месяц Сумма начислений облагаемых взносами в ФСС Кол-во календарных дней за которое сделано начисление
Январь 35000 31
Февраль 35000 28
Март 35000 31
Апрель 35000 30
Май 35000 31
Июнь 35000 30
Июль 35000 31
Август 35000 31
Сентябрь 35000 30
Октябрь 35000 31
Ноябрь 35000 30
Декабрь 35000 31
420210 365
Среднедневной заработок составил 1150,68, в соответствии со статьей 14 п 3.1 Федеральным закон от 29 декабря 2021 г. N 255-ФЗ максимальный размер среднедневного заработка составляет 1136,99 рублей.
Сумма пособия равна 1136,99 * 10 * 80% = 9095,92
При этом сумма пособия за счет средств работодателя составляет:
1136,99 * 2 * 80% = 1819,18
За счет средств ФСС
1136,99 * 8 * 80% = 7276,74
Алгоритм расчета пособия исходя из МРОТ:
1) Определяется средний дневной заработок работника за каждый месяц заболевания, исходя из МРОТ;
Для этого:
Минимальный размер оплаты труда делим на количество календарных дней в месяце
2) Полученную за каждый месяц болезни сумму умножаем на количество дней болезни в этом месяце и на районный коэффициент, если он применяется в данной области или районе.
3) Определяем сумму к выдаче путем сложения получившихся значений
Пример расчет пособия по временной нетрудоспособности в 2021 году исходя из МРОТ.
Работник проболел с 15 января по 15 февраля. Его страховой стаж составляет менее шести месяцев. Районные коэффициенты не применяются.
Определяем показатели для расчета:
МРОТ — 4330 рублей.
Всего дней в январе — 31.
Всего дней в феврале — 28
Оплачиваемых дней болезни в январь — 17
Оплачиваемых дней болезни в феврале 15.
Пособие:
4330/31 = 139,68 (средний дневной заработок за январь исходя из МРОТ)
4330/28=154,64(средний дневной заработок за февраль исходя из МРОТ)
Сумма больничного за январь — 139,6*17= 2374,56
Сумма больничного за февраль — 154,64*15=2319,60
Общая сумма пособия 2374,56+2319,60=4694,16
Задача 1
Семенова А.Л. обратилась за предоставлением пособия по беременности и родам. Работодатель отказался предоставить заявительнице пособие по беременности и родам, так как Семенова А.Л. проработала в этой организации один месяц, в течение которого получала пособие по временной нетрудоспособности. Отсутствие заработка, по мнению работодателя, не позволяет предоставить пособие по временной нетрудоспособности. Имеет ли Семенова А.Л. право на пособие по беременности и родам? Подготовьте правовое заключение.
Фееральный закон от 29.12.2021 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» в ст. 2 устанавливает, лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства:
1) лица, работающие по трудовым договорам;
2) государственные гражданские служащие, муниципальные служащие;
3) лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъекта Российской Федерации, а также муниципальные должности, замещаемые на постоянной основе;
4) члены производственного кооператива, принимающие личное трудовое участие в его деятельности;
5) священнослужители;
6) лица, осужденные к лишению свободы и привлеченные к оплачиваемому труду.
Лица, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с настоящим Федеральным законом, являются застрахованными лицами.
Адвокаты, индивидуальные предприниматели, члены крестьянских (фермерских) хозяйств, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями (нотариусы, занимающиеся частной практикой, иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой), члены семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в случае, если они добровольно вступили в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и уплачивают за себя страховые взносы в соответствии со статьей 4.5 настоящего Федерального закона.
Застрахованные лица имеют право на получение страхового обеспечения при соблюдении условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и Федеральным законом «О погребении и похоронном деле». Лица, добровольно вступившие в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, приобретают право на получение страхового обеспечения при условии уплаты страховых взносов в течение периода, определенного статьей 4.5 настоящего Федерального закона.
Лицами, работающими по трудовым договорам, в целях настоящего Федерального закона признаются лица, заключившие в установленном порядке трудовой договор, со дня, с которого они должны были приступить к работе, а также лица, фактически допущенные к работе в соответствии с трудовым законодательством.
Законодательными, нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации могут устанавливаться и иные выплаты по обеспечению федеральных государственных гражданских служащих, государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, финансируемые соответственно за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации.
Статья 10. Продолжительность выплаты пособия по беременности и родам
Пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине суммарно за весь период отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности — 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов — 86, при рождении двух или более детей — 110) календарных дней после родов.
При усыновлении ребенка (детей) в возрасте до трех месяцев пособие по беременности и родам выплачивается со дня его усыновления и до истечения 70 (в случае одновременного усыновления двух и более детей — 110) календарных дней со дня рождения ребенка (детей).
В случае, если в период нахождения матери в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет у нее наступает отпуск по беременности и родам, она имеет право выбора одного из двух видов пособий, выплачиваемых в периоды соответствующих отпусков.
Статья 11. Размер пособия по беременности и родам
Пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине в размере 100 процентов среднего заработка.
Застрахованной женщине, имеющей страховой стаж менее шести месяцев, пособие по беременности и родам выплачивается в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, в размере, не превышающем минимального размера оплаты труда с учетом этих коэффициентов.
Таким образом, А.Л. Семенова имеет право на пособие по беременности и родам, поскольку выплачивались страховые взносы. Пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине в размере 100 процентов среднего заработка. Застрахованной женщине, имеющей страховой стаж менее шести месяцев, пособие по беременности и родам выплачивается в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, в размере, не превышающем минимального размера оплаты труда с учетом этих коэффициентов.
Задача 2
За назначением трудовой пенсии 17 февраля 2021 г. обратился гр. Переделкин. Его стаж составил:
08.09.1967 — 01.12.1970 — работал экономистом на автоматно-механическом заводе;
01.12.1970 — 01.12.1980 — инвалид 2 группы от трудового увечья, связанного с производством;
10.01.1981 — 01.10.1993 — сторож на автоматно-механическом заводе;
01.10.1993 — 13.05 2021 — находился в местах лишения свободы (при пересмотре дела определен срок 6 лет);
14.05.2021 — 17.02.2021 — уборщик транспортного цеха на автоматно-механическом заводе.
Определите продолжительность общего и страхового стажа.
Статья 2 Федерального закона от 17 декабря 2021 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» закрепляет, что страховой стаж — учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж;
Статья 10 данного закона устанавливает периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж
В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии со статьей 29 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Статья 11 иные периоды, засчитываемые в страховой стаж
В страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 настоящего Федерального закона, засчитываются:
1) период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»;
2) период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;
3) период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности;
4) период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;
5) период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке;
6) период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;
7) период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности;
8) период проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, постоянные представительства Российской Федерации при международных организациях, торговые представительства Российской Федерации в иностранных государствах, представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом, а также в представительства государственных учреждений Российской Федерации (государственных органов и государственных учреждений СССР) за границей и международные организации, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, но не более пяти лет в общей сложности.
Периоды, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в статье 10 настоящего Федерального закона.
Таким образом, в страховой стаж Переделкина не входит период нетрудоспособности по инвалидности и отсидка в местах лишения свободы, остальные периоды входят в страховой стаж, который составляет 20 лет.
Список источников и литературы
1. Федеральный закон от 15 декабря 2021 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 17 декабря 2021 г., N 51, ст. 4831.
2. Федеральный закон от 15 декабря 2021 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 17 декабря 2021 г., N 51, ст. 4832.
3. Федеральный закон от 17 декабря 2021 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 24 декабря 2021 г., N 52, ст. 4920.
4. Федеральный закон от 29.12.2021 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» // Собрание законодательства РФ. 01.01.2021. N 1 (1 ч.). ст. 18.
5. Петров А.А. Право социального обеспечения — М., 2021.
6. Власенко О.А. Право социального обеспечения — М., 2021.

Рекомендуем прочесть:  Есть ли льготы при поступлении в вуз при потере одного кормильца
  • Исполнительная власть
  • Парламентский контроль
  • . Совершенствование государственного финансового контроля в рф.
  • 15. Доходы и расходы бюджета.
  • 16. Межбюджетные отношения и проблемы в области межбюджетных отношений.
  • Развитие межбюджетных отношений в рф.
  • 17. Местные бюджеты. Особенности их формирования.
  • 21. Государственные внебюджетные фонды.
  • 18. Бюджетное планирование и прогнозирование. Основы составления проекта бюджета рф
  • 19. Составление рассмотрение и утверждение проекта бюджета.
  • 20. Исполнение бюджета.
  • 22. Государственный кредит как финансовая категория.
  • 23. Классификация государственных займов. Государственные ценные бумаги в рф.
  • 24. Государство как заемщик и кредитор.
  • 25. Государственный долг и его виды и формы в рф.
  • 26. Понятие управления государственным долгом. Принципы и методы управления государственным долгом.
  • 27. Содержание и функции финансов предприятия. Финансовые службы на предприятии.
  • 29. Принципы и факторы организации финансов предприятия.
  • 31. Сущность, распределение и налогообложение прибыли предприятия.
  • 32. Особенности финансов некоммерческих организаций.
  • 40. Сущность и признаки налогов. Функции и виды налогов, принципы налогообложения
  • Функции и виды налогов, принципы налогообложения.
  • 33 Страхование как экономическая категория. Формы страхового фонда.
  • 35. Страховой рынок, принципы и контроль его функционирования.
  • 34. Виды и функции страхования Отрасли страхования.
  • Отрасли страхования.
  • 36. Экономические основы и принципы социального обеспечения.
  • 37. Понятие, принципы и роль социального страхования. Фсс в рф
  • Система социального страхования в рф.
  • 38. Система пенсионного обеспечения в рф.
  • 39. Система медицинского страхования в рф.
  • 44. Формы кредитования
  • 63 Классификация банковского кредита.
  • 47. Ипотечное кредитование
  • Ипотечное кредитование населения. Развитие ипотеки в России.
  • 48 Банковская реформа 1987-1992 гг.
  • 52. Структура Банка России и органы управления.
  • 64. Совершенствование банковской системы и банковского надзора в рф
  • 53. Принципы деятельности, функции и операции коммерческих банков
  • 56. Пассивные операции коммерческих банков
  • 54. Ликвидность и надёжность коммерческого банка. Банковские риски и их управление
  • Банковские риски и их управление.
  • 55. Основы организации, лицензирования и управления коммерческим банком
  • 57. Классификация банковских активов. Активные операции коммерческих банков.
  • 58 Комиссионно-посреднические операции коммерческих банков
  • 52. Цели и инструменты денежно-кредитная политика цб рф
  • Инструменты и методы денежно-кредитной политики цб рф
  • 59. Организация безналичного платёжного оборота.
  • 60. Формы безналичных расчётов
  • 61. Расчётные и текущие счета.
  • 62. Расчёты пластиковыми картами.
  • 42. Необходимость и сущность кредита.
  • 41. Классификация налогов.
  • 6. Элементы и государственные органы управления финансами
  • 7.Финансовое планирование и прогнозирование
  • 8.Принципы формы и методы финансового планирования
  • 9.Внутрифирменное планирование
  • 10.Содержание задачи принципы и методы финансового контроля
  • 28. Особенности финансов разных организационно-правовых форм.
  • 43Функции кредита. Принципы кредитования. Обеспеченность кредита.
  • 46 Классификация форм ссудного процента. Виды процентных ставок.
  • 49.Цб рф. Его функции, цели, особенности деятельности.
  • 50.Структура бр и органы управления.
  • 11.Виды финансового контроля
  • 13.Сущность и функции бюджета государства. Консолидированный бюджет
  • 45. Ссудный процент и его функции

    Рекомендуем прочесть:  Оплата за садик в подмосковье

    Страховые пенсии и пенсии по системе государственного пенсионного обеспечения их соотношение

    Работа должна быть отпечатана машинописным способом на одной стороне листа белой бумаги через полтора межстрочных интервала, шрифтом №14. Объем работы 8-10 машинописных страниц, лист бумаги формата А-4. Текст печатается с соблюдением следующих размеров полей: левое — 30 мм, правое — 10 мм, верхнее — 20 мм, нижнее — 20 мм. Весь текст должен умещаться в рамку 16х25 см, абзацный отступ — 5 знаков.

    по учебной дисциплине «Право социального обеспечения» для студентов зочной формы обучения имеющих среднее специальное образование (3,5 года обучения) по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция», юридический факультет:лекций- 4 ч. (2 ч. летом – 4 семестр и 2 ч. 5-й, — осенний семестр), п/з – 10 ч. (5-й – осенний семестр) + экзамен.

    Страховые пенсии и пенсии по системе государственного пенсионного обеспечения их соотношение

    Пенсионное страхование является социально значимым видом страхования, так как затрагивает интересы всех граждан. Оно возникло в России в начале XX века и не получило широкого распространения. До 1917 г. страхование по старости не входило в сферу интересов органов государственного управления. Только отдельные виды профессиональной деятельности (в основном связанные с государственной службой) обеспечивались специальными видами социальных пособий после прекращения гражданских работ в связи с наступлением установленного возраста.
    Действующее законодательство о пенсионном страховании в Российской Федерации опирается на положение конституции РФ, Трудового кодекса РФ, Налогового кодекса РФ, Бюджетного кодекса РФ, федеральных законов «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и другие нормативные документы.
    Пенсия означает ежемесячные денежные выплаты, предназначенные для компенсации гражданам заработка (дохода), утраченного в связи с достижением установленного законом возраста, наступлением инвалидности, потерей кормильца, а также по другим основаниям. Право на получение пенсии определяется по условиям и нормам, установленным законодательством Российской Федерации.

    Рекомендуем прочесть:  Как написать о поведении сына в семье

    В своем становлении Пенсионный фонд Рос¬сии проходил несколько этапов.
    Первый этап был связан с принятием поста¬новления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 2122-1 в целях государственного управ¬ления финансами пенсионного обеспечения в РФ. На этом этапе, который занимал более 10 лет, Пенсионный фонд России стал самостоятельным и крупнейшим финансово-кредитным учреж¬дением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
    С вступлением в силу с 2021г. Федеральных законов «О трудовых пенсиях в РФ», «О госу¬дарственном пенсионном обеспечении», «Об обязательном пенсионном страховании» и «Об инвестировании средств для финансирования на¬копительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» в стране запущен механизм пенсион¬ной реформы второго этапа, являющейся одной из составляющих комплекса проводимых в России экономических реформ.
    На этом этапе реформ деятельность Пенсион¬ного фонда России была направлена на изменение существующей распределительной системы начисления пенсий, дополняя ее накопительной частью и персонифицированным учетом страховых обяза¬тельств государства перед каждым гражданином.
    Основной задачей реформы стало достижение финансовой сбалансированности пенсионной системы, повышение уровня пенсионного обеспечения граждан и формирование стабильного источника для дополнительных доходов в социальную сферу.
    Третий этап становления Пенсионного фонда характеризуется текущими событиями, принятием постановлений Правительства РФ и других законодательных актов, стимулирующих дальнейшее развитие пенсионной системы в направлении:
    – утверждения ежегодных коэффициентов ин¬дексации базовой части трудовой пенсии и расчетного пенсионного капитала застрахованных лиц;
    – утверждения индекса роста среднемесячной платы и индекса роста доходов Пенсионного фонда России в расчете на одного пенсионера;
    – определения не реже одного раза в год потре¬бительской корзины в целом по Российской Федерации;
    – внесения в лицевые счета индивидуальных сведений за истекший расчетный период: о доходе от инвестирования средств пенсионных накоплений, об уплате разовых взносов на накопительную часть трудовой пенсии и т. п .

    Развитие негосударственного пенсионного страхования как составной части общенациональной системы пенсионного обеспечения в России Андреев Леонид Александрович

    Андреев Леонид Александрович. Развитие негосударственного пенсионного страхования как составной части общенациональной системы пенсионного обеспечения в России : Дис. . канд. экон. наук : 08.00.10 : СПб., 2021 206 c. РГБ ОД, 61:00-8/1438-0

    Кризисы финансовой системы случаются не только в развивающихся странах, но и в развитых как, например, Япония, чей затяжной кризис и многократное обесценение финансовых активов напоминает о том, что частные пенсионные фонды не могут обеспечить полной безопасности, и требует от инвестиционных менеджеров высочайшей квалификации и величайшей осторожности. Одной из причин, по которой такие страны, как Франция игнорируют доводы в пользу накопительной пенсионной системы, является беспокойство об уязвимости пенсионных активов перед финансовыми катаклизмами.

    Страховые пенсии и пенсии по системе государственного пенсионного обеспечения их соотношение

    Значение кадровых документов определяется тем, что в них фиксируются сведения, необходимые для осуществления гражданами права на труд, образование, пенсионное обеспечение и т.Pд. На предприятии должен быть установлен единый порядок оформления приема, увольнения и перевода сотрудников. К документам по личному составу относятся: Pзаявления о приеме, увольнении, переводе, трудовые договоры; Pприказы по личному составу (о приеме, увольнении, переводе); Pтрудовые книжки; Pличные дела; Pличные карточки формы Т-2; Pлицевые счета по заработной плате и др. На основании ст. 65 ТК РФ при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю: Pпаспорт или иной документ, удостоверяющий личность; Pтрудовую книжку, (за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства); Pстраховое свидетельство государственного пенсионного страхования; Pдокументы воинского учета для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу; Pдокумент об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки

    Содержание1. Государственный контроль за деятельностью страховых организаций 2. Тест 3. Задача Список литературы 1 Государственный контроль за деятельностью страховых организаций Как ни в какой другой отрасли предпринимательской деятельности в страховой деятельности велика роль государственного воздействия. Государство само осуществляет страхование и ведет государственный надзор в области страхования. Такое внимание к этому виду предпри­нимательства связано с социальной значимостью функции страхова­ния, т.к. страховой случай означает для страхователя катастрофу, что в свою очередь приводит к страховому случаю в экономике страны, к разрыву в цепочке производства. Государственное регулирование страховой деятельности – воздействие государства на участников страховых отношений по нескольким направлениям: законодательное обеспечение деятельности страховых компаний; установление в интересах общества и отдельных категорий граждан обязательного страхования; проведение специальной налоговой политики; государственный надзор за страховой деятельностью; защита добросовестной конкуренции на страховом рынке, предупреждение и пресечение монополизма.

    Страховые пенсии и пенсии по системе государственного пенсионного обеспечения их соотношение

    В российских нормативно-правовых актах, законопроектах, правительственных программах в последние несколько лет стало мелькать словосочетание «пенсионное страхование». Однако в большинстве документов понятие «пенсионное страхование» не связывается с понятием «государственное социальное страхование» (особенно в тех, где речь идет о пенсионной реформе). Одним из немногих исключений стала Программа социальных реформ в Российской Федерации в период 1996-2021 годов. В разделе IV Программы, говорящей о реформировании структуры государственного социального страхования, подчеркивается, что наиболее эффективно защита от социальных и профессиональных рисков может быть организована в рамках отдельных видов социального страхования, и среди этих видов первым называется пенсионное страхование. И это не только факт сегодняшнего дня. Вспомним, как формировалось государственное социальное страхование в конце прошлого и начале этого века в России.

    Первый этап осуществления пенсионной реформы связан с принятием Закона «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20.11.90 г. В связи с принятием данного закона был впервые создан Пенсионный фонд России как самостоятельная внебюджетная кредитно-финансовая система.

    Понятие и элементы пенсионной системы РФ

    2. Государственное пенсионное обеспечение — это часть пенсионной системы, обеспечивающая за счет средств федерального бюджета предоставление государственных пенсий в целях компенсации утраченного дохода тем категориям граждан, которые не подлежат обязательному пенсионному страхованию и не относятся к категории застрахованных лиц — социальных пенсий нетрудоспособным категориям граждан, не имеющим необходимого страхового стажа для права на трудовую пенсию. Пенсии военнослужащим и приравненным к ним в пенсионном обеспечении лицам, а также федеральным государственным служащим устанавливаются в связи с выполнением ими особо значимой для государства службы. Кроме того, отдельные виды пенсий могут устанавливаться государством за счет собственных средств в целях компенсации гражданам вреда, нанесенного их здоровью радиационными или техногенными катастрофами.

    найму, и другим категориям населения, охваченным обязательным пенсионным страхованием. Какие-либо исключения или льготы в такой системе не допускаются. В связи с этим из пенсионной системы должны быть исключены все виды льготных пенсий. Размер трудовой пенсии по старости должен определяться с учетом трудового стажа и заработка.

    Государственное пенсионное обеспечение в рыночной экономике

    Тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для предприятий, уплачивающих страховые взносы за наемных работников, в 2021—2021 гг. установлен в размере 22% с заработной платы, являющейся базой для начисления страховых взносов, и дополнительно 10% с сумм, превышающих эту базу. Пенсионные страховые взносы распределяются следующим образом: 6% идут на финансирование фиксированной части пенсионных выплат (так называемый солидарный тариф), 16% поступают на индивидуальный счет в Пенсионном фонде РФ. По желанию из перечисляемых 16% каждый работающий может 6% перевести в накопительную пенсионную систему, т.е. перечислить их в частный пенсионный фонд либо оставить их в распределительной государственной страховой системе.

    Среди форм социального обеспечения по старости важнейшим является государственное пенсионное обеспечение. Его дополняют доплаты по уходу за престарелыми, жилищные субсидии, дома для престарелых, государственное обеспечение лекарствами, медицинские услуги в системе государственного здравоохранения и другие социальные услуги.

    Вопросы пенсионного обеспечения для пенсионеров, застрахованных граждан и страхователей в системе обязательного пенсионного страхования — все о пенсии

    2021 № 1842), сводного перечня лиц, принимавших участие в совершении религиозных обрядов, в период до 25 октября 1990 года не существовало. В соответствии с письмом Канцелярии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси от 15.07.

    При этом правоотношения, связанные с уплатой платежей на обязательное пенсионное страхование (обязательных пенсионных взносов), в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются Законом № 212-ФЗ [6].

    Система государственного пенсионного страхования

    На сегодняшний день разработана масса программ дополнительного пенсионного страхования, и право клиента — выбрать ту, что ему больше по душе. Взносы в пенсионный фонд могут быть единовременными или накопительными, платежи — ежегодными, ежеквартальными или ежемесячными (в зависимости от договора). А сам договор может быть заключен на срок до 99 лет. Выплата денег пенсионеру в случае дополнительного пенсионного страхования может также производиться раз в квартал, полугодие, месяц и т.д., — в течение оговоренного срока или же до конца жизни. Благодаря принятию Федерального Закона о негосударственных пенсионных фондах, получили толчок к развитию как пенсионное страхование на предприятиях и в крупных корпорациях, так и пенсионные программы для отдельных граждан, желающих накопить средства к достижению нетрудоспособного возраста.

    • С 1 февраля 2021 года повышение составило 4%, причем такая индексация была проведена только для , являющихся получателями .
    • Следующая индексация пенсионных выплат была проведена 1 апреля 2021 года и составила также 4%. Однако такое повышение коснулось всех получателей .
  • Мария Викторовна
    Отвечаем только на юридические вопросы. Задавайте или через формы или в комментариях. Совокупный опыт более 35 лет.
    Оцените автора
    ЗаконПравит — Консультируем по юридическим вопросам