Как определить что земля федерального уровня

Разграничение государственной собственности на землю: федеральный закон

Так, в случае если основание для оформления права собственности наличие на участке объекта недвижимости, который на законных основаниях принадлежит тому или иному субъекту, то в компетентный орган власти необходимо направить правоустанавливающие документы на здание. Также могут понадобиться результаты государственной кадастровой оценки земель, отраженные в специальном плане, который подтверждает факт расположения объекта недвижимости на определенной территории.

Рассмотрим теперь ключевые положения данных источников права подробнее. Так, можно изучить то, какие документы используются в правоотношениях, в рамках которых разграничиваются те или иные виды государственной собственности на землю.

Уровень федеральных земель

МСУ осуществляется в городах, сельских общинах, а вопросы местного значения решаются на уровне районов. Большую роль в распределении полномочий между государственным и муниципальным уровнем управления играет принцип субсидиарности. В соответствии с этим принципом государство обязано помогать нижестоящим уровням управления (землям, районам, городам и общинам) осуществлять свои полномочия, но запрещено вмешательство государства в их дела, в случае, если они не попросят об этом, т.е. могут со своими делами справиться самостоятельно.

2. Муниципалитетам должно быть предоставлено гарантированное право разрешать в рамках закона все их местные дела под свою ответственность. Ассоциации муниципалитетов также пользуются правом самостоятельности в рамках их законных полномочий и в соответствии с положениями законодательства.

Уровень федеральных земель

С определенной долей условности в качестве аналога германского среднего уровня в России могут рассматриваться образуемые в некоторых субъектах Федерации территориальные подразделения органов государственной власти субъектов Федерации (например, в Свердловской области).

Таким образом, обязательная в любой системе управления функция контролявыведена на отдельный (специализированный) уровень управления. Средний уровень установлен не во всех федеральных землях. Так, в частности, средний уровень власти установлен в Саксонии, где образовано 3 территориальных подразделения (округа) с центрами в Дрездене, Лейпциге и Чемнитце, и в Тюрингии, где образовано одно территориальное подразделение (округ) с центром в Веймаре.

Государственная собственность на землю

  • участки, на которых возведены здания (или сооружения), относящиеся к собственности федеральных органов власти и их структур;
  • земельные наделы, предоставленные госорганам и их представительствам, а также госпредприятиям, для осуществления их деятельности;
  • участки земли, которыми на постоянной основе пользуется Академиями наук и ее подразделения (это правило действует, если земля была передана до вступления в силу актов, регулирующих порядок деятельности таких учреждений);
  • территории земли, переданные на праве аренды предприятию «Российские автомобильные дороги» уполномоченным властным органом.

u_note note_color=”#E9F8ED”]Субъекты любого права собственности, будь то частного или государственного – это соответствующие управомоченные лица, которые могут владеть, пользоваться и распоряжаться своими участками земли.[/su_note]

Разграничение государственной собственности на землю в РФ

В более широком ключе федеральные земли распределяются с учетом стратегических интересов государства или конкретного региона. Особенно это относится к территориям с развитой инфраструктурой, промышленными объектами или энергетическими комплексами. Существуют и отдельные основания разграничения государственной собственности на землю запаса. В подобных случаях право на владение обуславливается наличием объектов недвижимого имущества на участке, которое находится в федеральном фонде государства.

Базовой разновидностью государственных земель является фонд федерального владения. Государственная правовая регистрация так определяет участки, которые были признаны собственностью РФ законами. Вместе с этим также существуют земли субъектов России и муниципальных образований. Обычно выделяют именно федеральные участки и владения, находящиеся под управлением муниципальных образований.

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО УРОВНЯ

Статья 131 ч. 1 устанавливает территориальные пределы местного самоуправления и право граждан на установление структуры органов местного самоуправления. В части второй этой же статьи установлена норма, обеспечивающая стабильность границ муниципальных образований. Их изменение допускается только с учетом мнения населения соответствующих территорий.

Часть вторая статьи 3 Конституции Российской Федерации устанавливает, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы местного самоуправления, часть вторая статьи 2 закрепляет наличие муниципальной собственности у муниципальных образований, часть вторая статьи 9 гласит, что земля и природные ресурсы могут находиться в муниципальной собственности.

Правовой режим земель органов федеральной службы безопасности

Императивное регулирование выражается в установлении круга органов публичной власти для осуществления управления в сфере использования и охраны земель, вопросов их компетенции, обязанности субъектов землепользования соблюдать нормы земельного права и нести за их неисполнение юридическую ответственность.

Обеспечение государственной безопасности является важнейшей внутренней функцией любого современного государства. Конституция Российской Федерации отнесла данную функцию к исключительной компетенции Российской Федерации. Государству политически необходимо осуществлять эффективное управление рядом объектов собственности и, в первую очередь, обеспечивающих стратегические и оборонные интересы, несмотря на то, что в последнее десятилетие земельное законодательство развивается в направлении частноправовых начал. Регулирование отношений, связанных с такими объектами, обеспечит безопасность личности, общества и государства. Земли органов Федеральной службы безопасности (далее — ФСБ) являются ярким тому примером. Определение особенностей правового режима таких земель способствует правильному применению правовых норм, совершенствованию земельного законодательства.

Рекомендуем прочесть:  Нормы дифиницы в конституции

Государственное управление земельными ресурсами в РФ

3. Свойства и особенности земель можно подразделить на присущие всем землям (природный характер происхождения земли, единственное место обитания всех человеческих поколений, ограниченность, неподвижность); на присущие определенным категориям земель; на присущие определенным земельным участкам. Такое подразделение позволяет не упустить и систематизировать обстоятельства, оказывающие воздействие на формирование земельных правоотношений.

4. Единство управления земельными ресурсами и управления территориями. Оно определяет, что земля является важнейшим фактором эффективного развития террито­рии. Незаменимость и ограниченность земли как компонента при­роды, средства производства, территориального базиса и объекта не­движимости, а также необходимость отвода территорий для размещения объектов промышленной и социальной инфраструкту­ры требуют: рационального распределения и перераспределения зе­мельных ресурсов между отраслями хозяйственного комплекса; со­здания организационно-территориальных условий, способствующих эффективному использованию и охране земли; формирования эко­номического механизма, определяющего целесообразность получе­ния земельного участка для каждой отрасли и сферы хозяйственного комплекса соответствующей площади и качества.

Земли, принадлежащие государству

  • входящие в совокупность лесных угодий (лесной фонд) и/или образующие водный фонд страны,
  • являющиеся особо охраняемыми (на федеральном уровне) природными территориями,
  • приобретенные государством в соответствии с заключенными договорами гражданско-правового характера,
  • занятые принадлежащими РФ водными объектами,
  • безопасности и оборонного значения,
  • не переданные в частное пользование земельные участки, не прошедшие процедуру разграничения собственности РФ на землю.

Собственность РФ (неважно, идет речь о РФ или отдельном регионе) на участки земли признается на правовом уровне с момента внесения записи о регистрации права собственности. Эта процедура проводится исключительно на основании следующих документов:

Муниципальные земли

Притязания муниципальных образований в качестве земельных собственников скромнее, чем у государства. Если федеральные власти решают масштабные политические, экологические и социальные задачи, цели муниципалитетов ─ коммунальные проблемы, улучшение условий жизни населения, организация местного хозяйства и прочие вопросы локального значения.

Рынок земли развивается стремительно и рынок муниципальной земли тоже, поэтому наряду с административными существуют рыночные механизмы регулирования количественного состава муниципальных земель. Муниципальные образования получили возможность приобретать объекты муниципальной собственности разными способами ─ это и купля-продажа муниципальной земли, и иные сделки об ее отчуждении.

СНиПы по проектированию, строительству и ремонту

СНиП – утвержденный законодательно свод нормативов и правил, которым должны руководствоваться архитекторы и строители при проектировании и возведении зданий, мостов, дорог, ограждений и прочих элементов инфраструктуры.

Документ сохраняет свою актуальность в течение 10 лет (или до вступления в силу отменяющего законодательного акта). Если строительство не началось в течение этого периода, разрешение придется получать заново. Однако желательно не тянуть так долго. Согласно ст. 286 ГК РФ, если вы в течение 3-х лет не предприняли действий по строительству жилого дома на вашем участке под ИЖС, есть риск, что его изымут за не целевое использование.

Как получить бесплатно землю под строительство дома в 2021-2021 году

  • российское гражданство и постоянная регистрация, сроком не менее 5 лет;
  • отсутствие в собственности земельного надела в настоящем и в прошлом;
  • проживание в частном доме не в качестве собственника;
  • жилая площадь семьи не соответствует установленным нормам на одного человека (семья нуждается в улучшении условий);
  • семья подпадает под категорию «молодой», не имеет земли в собственности и нуждается в улучшении условий проживания.

Есть два основных способа его приобрести: купить или получить землю для индивидуального жилищного строительства у государства бесплатно. Второй способ привлекательнее, так как позволяет стать владельцем надела на безвозмездной основе.

Как узнать в федеральной или муниципальной собственности земля

Конечно, человек, продающий участок, при составлении договора купли-продажи непременно использует свои правоудостоверяющие документы на землю. Но как быть, когда участок только выбирается, или уже выбран, но собственник неизвестен (например, участок заброшен).Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Главный документ, на основании которого осуществляется распределение территорий между теми или иными субъектами, заявление, составляющееся исполнительным органом власти на том или ином уровне, муниципалитетом либо сторонним лицом, которое имеет на то полномочия, например в силу поручения.

К ВОПРОСУ О ЗЕМЛЯХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

М.В. БОРЗЫКИН
М.В. Борзыкин, Главный консультант судебной коллегии Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Вопрос о том, в какой мере предприятия, учреждения железнодорожного транспорта самостоятельны в использовании предоставленных им земель, достаточно активно обсуждался в юридической литературе после утверждения в 1981 году Положения о землях транспорта.
Сомнения в правомочности предприятий, учреждений железнодорожного транспорта самим определять порядок использования предоставленных земель, очевидно, предполагалось устранить в Федеральном законе Российской Федерации от 25.08.95 N 153-ФЗ «О федеральном железнодорожном транспорте» (далее — Закон), статья 5 которого посвящена землям железнодорожного транспорта. Эта норма содержит ряд важнейших положений и заслуживает самого пристального внимания.
Так, в пункте 1 статьи 5 названного Закона земли железнодорожного транспорта определяются как земли федерального значения, предоставленные безвозмездно в постоянное (бессрочное) пользование его предприятиям и учреждениям для осуществления возложенных на них специальных задач. К землям железнодорожного транспорта относятся земли, отведенные под железнодорожные пути и станции (включая полосу отвода), а также под защитные и укрепительные насаждения и иные объекты, необходимые для эксплуатации и реконструкции железных дорог с учетом перспективы их развития.
В пункте 2 статьи 5 говорится о том, что порядок использования земель железнодорожного транспорта определяется с учетом требований земельного законодательства Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
Органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, как известно, является Министерство путей сообщения Российской Федерации, утвердившее своим Приказом от 15.05.99 N 26Ц Положение о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог (далее — Положение).
Однако ни Закон, ни упомянутое Положение не убедили противников самостоятельности предприятий, учреждений железнодорожного транспорта в использовании предоставленных им земель в правильности такого подхода, и давние споры по этой проблеме со страниц юридических изданий переместились в залы судебных заседаний.
Наиболее распространенными являются споры о признании недействительными или о расторжении договоров, заключенных на аренду земельных участков, занятых строениями или иными сооружениями, используемыми предприятиями, учреждениями железнодорожного транспорта. Такие требования, если они предъявлены предприятиями МПС России, обоснованы ссылкой на статью 5 Закона.
Судебные решения могут быть различны, но упрекать арбитражные суды в отсутствии единых подходов к рассмотрению названных споров было бы несправедливо. Дело в том, что у судов нет разногласий в толковании и применении статьи 5 Закона. Исход же того или иного спора во многом зависит от имеющих свою специфику фактических обстоятельств конкретного дела.
Например, отделение железной дороги (далее — отделение) обратилось в арбитражный суд с иском к местной администрации о расторжении договора аренды земельного участка, занятого магазином, специализирующимся на продаже форменной одежды и иных принадлежностей работникам железнодорожного транспорта.
Требование основано на том, что названным строением земельный участок занят с июня 1995 года, а в августе того же года принят Федеральный закон «О федеральном железнодорожном транспорте», в соответствии с которым, по мнению отделения, все земли, находившиеся в пользовании предприятий, учреждений железнодорожного транспорта, следует считать землями этого вида транспорта.
Суд, отказывая в иске, исходил из того, что спорный земельный участок относится к муниципальным землям и в установленном порядке отделению не передавался. Факт наличия на земельном участке специализированного магазина не относится к обстоятельствам, влияющим на правовой режим земельного участка.
В другом случае требование отделения о признании недействительным договора аренды мотивировано тем, что земельный участок расположен в полосе отвода железной дороги и занят строением, в котором размещено железнодорожное оборудование, предназначенное для осуществления отделением возложенных на него специальных задач.
Иск удовлетворен судом по следующим основаниям. До заключения договора аренды земельный участок был выделен отделению и находился в его пользовании с 1920 года, что подтверждено соответствующими доказательствами и местной администрацией не опровергнуто. Поэтому он в силу пункта 1 статьи 5 Закона относится к землям железнодорожного транспорта и местная администрация не вправе им распоряжаться. В 2021 году договор аренды представителем отделения дороги подписан ошибочно.
По результатам рассмотрения этих дел хотелось бы обратить внимание на следующие обстоятельства.
Первое. Предприятиям, учреждениям железнодорожного транспорта для целей, носящих временный характер, земли согласно пункту 1 статьи 5 Закона могут быть предоставлены на условиях аренды, что и имело место в первом деле. Кроме того, у арбитражных судов нет расхождений в вопросе о том, что Федеральный закон «О федеральном железнодорожном транспорте», определяющий режим использования ранее предоставленных земель и предписывающий выдачу соответствующих документов, не предусматривает перераспределение или закрепление земельных участков, находящихся в пользовании предприятий, учреждений железнодорожного транспорта по иным основаниям, в том числе и на момент принятия названного Закона.
Второе. Если исходить из буквального значения слов, содержащихся в пункте 1 статьи 5 Закона, то землями железнодорожного транспорта могут быть только те земли федерального значения, которые его предприятиям, учреждениям предоставлены в соответствии с законодательством. Кроме того, не все земли под железнодорожными путями и станциями (включая полосу отвода), а также под защитными и укрепительными насаждениями, строениями, зданиями, сооружениями и иными объектами, необходимыми для эксплуатации и реконструкции железных дорог с учетом перспективы их развития, относятся к землям железнодорожного транспорта, а лишь те, которые им отведены.
Следовательно, для того, чтобы правильно определить земли железнодорожного транспорта, судам приходится устанавливать, что предприятию, учреждению железнодорожного транспорта земли предоставлены собственником в установленном законодательством порядке для осуществления возложенных на них специальных задач. Однако при этом учитывается то обстоятельство, что земли в пользовании предприятий, учреждений железнодорожного транспорта находятся свыше ста лет. В течение этого времени не только существовали различные правоустанавливающие документы, но и изменялся порядок их выдачи. Поэтому у суда возникает необходимость в определении законодательства, подлежащего применению при разрешении конкретного земельного спора. Несомненно, что собирание и оценка доказательств по таким делам весьма затруднены.
Вторая, не менее многочисленная группа дел, рассматриваемых арбитражными судами, представляет собой споры о том, кто вправе распоряжаться землями железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог.
Например, распространенной является ситуация, когда орган местного самоуправления, оспаривая правомерность передачи предприятием МПС России в аренду другому юридическому лицу земельного участка в пределах полосы отвода железной дороги, ссылается на то, что договор аренды заключен без его согласия.
При разрешении таких споров суды исходят из того, что в соответствии со статьей 2 Закона под полосой отвода следует понимать земли железнодорожного транспорта, занимаемые земляным полотном, искусственными сооружениями, линейно — путевыми и другими зданиями, устройствами железнодорожной связи, железнодорожными станциями, защитными лесонасаждениями и путевыми устройствами. Арендодателями согласно статье 608 ГК РФ могут быть лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду. МПС России, утвердив в соответствии с пунктом 2 статьи 5 Закона упомянутое Положение, управомочило предприятия, учреждения железнодорожного транспорта предоставлять в аренду свободные участки земли в полосе отвода, относящиеся к землям железнодорожного транспорта. При этом получение согласия органа местного самоуправления на передачу таких земель в аренду Положением не предусмотрено.
Полагая, что их компетенция в вопросе распоряжения землями железнодорожного транспорта ущемлена, местные администрации обращаются за защитой своих прав не только в арбитражные суды, но и в суды общей юрисдикции.
Так, Верховный Суд Российской Федерации, рассмотрев требование городского комитета по управлению имуществом Санкт — Петербурга, Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт — Петербурга о признании недействительными отдельных пунктов названного Положения, решением от 09.11.2021 в иске отказал со ссылкой на статью 5 Закона.
Таким образом, расхождений в подходах к применению статьи 5 Федерального закона «О федеральном железнодорожном транспорте», Положения о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог у арбитражных судов и судов общей юрисдикции нет.
И последнее. Не вызывает сомнения то обстоятельство, что если предприятие, учреждение железнодорожного транспорта арендует земельный участок, то в соответствии со статьей 615 ГК РФ оно не вправе без согласия арендодателя передавать земельный участок в субаренду.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

Рекомендуем прочесть:  Какая семья считается малоимущей в 2021 пермь

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 25.08.1995 N 153-ФЗ
«О ФЕДЕРАЛЬНОМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ»
(принят ГД ФС РФ 20.07.1995)
«ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)»
от 26.01.1996 N 14-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 22.12.1995)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Совмина СССР от 08.01.1981 N 24
«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ЗЕМЛЯХ ТРАНСПОРТА»
(вместе с «ПЕРЕЧНЕМ УТРАТИВШИХ СИЛУ РЕШЕНИЙ ПРАВИТЕЛЬСТВА СССР»)
ПРИКАЗ МПС РФ от 15.05.2021 N 26Ц
«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА В ПРЕДЕЛАХ ПОЛОСЫ ОТВОДА
ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ»
РЕШЕНИЕ Верховного Суда РФ от 09.11.2021 N ГКПИ 00-1204

Вестник ВАС РФ, N 4, 2021

Кадастровая и рыночная стоимость земельного участка

Такое положение может быть объяснимо сезонными колебаниями цен. Так, в зимний период цена будет ниже, чем в летний. Или неухоженный участок, расположенный в привлекательном месте, будет стоить дешевле, чем аналогичный, к которому были приложены руки.

Если и дальше самостоятельно продолжить расчет, то рыночная стоимость земельного участка будет составлять некую приемлемую величину, как разницу между потенциально возможным доходом и теми реальными вложениями, которые необходимо осуществить, чтобы получить ожидаемый результат.

Как определить что земля федерального уровня

Сумма рассчитывается как 15% от кадастровой стоимости земельного участка, рассчитанных пропорционально части надела, переходящего в распоряжение нового собственника. Исключением в данном случае является определение цены выкупа при изъятии участка государством, поскольку, согласно закону, цена устанавливается на основании оценочного акта.

  1. Лицо, заинтересованное в покупке надела должно обратиться в муниципалитет. Совместно с заявлением (посмотреть и скачать можно здесь: [Образец заявления о выкупе земли]), гражданин обязан предоставить:
    • паспорт гражданина РФ;
    • квитанцию об уплате госпошлины;
    • договор на аренду земли (если таковой имеется).
  2. Поступивший пакет документов проверяется представителями администрации, после чего выносится соответствующее соглашение о перераспределении.
  3. После получения разрешения, гражданину следует обратиться в Росреестр и подать следующие документы:
    • договор купли-продажи на землю;
    • заявление для осуществления перевода прав собственности;
    • платежные документы об оплате госпошлины и стоимости земельного участка;
    • постановление администрации о выделении земли;
    • подробный расчет, который поясняет формирование выкупной стоимости земли, подтвержденный специальной оценочной комиссией.
  4. Росреестр в течение месяца регистрирует сделку и выдает покупателю правоустанавливающие документы на участок.
Рекомендуем прочесть:  Обязательно ли прописываться в квартире купленной на материнский капитал
Мария Викторовна
Отвечаем только на юридические вопросы. Задавайте или через формы или в комментариях. Совокупный опыт более 35 лет.
Оцените автора
ЗаконПравит — Консультируем по юридическим вопросам